e-Q.narod.ru
Δ |<< EQ ISLAM AMBAR >>

[Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ]. Уклонение от свободомыслия и раскрытия истины. Иджтихад и Таглид. Обязанности человека по отношению к родителям. Проклятие родителей. Обязанности родителей по отношению к детям. Уважение взрослых. Обязанности по отношению к родственникам. Обязанности перед соседями. Человек и его обязанности по отношению к подчиненным и обездоленным по отношению к обществу. Индивидуальная общественная справедливость. Тирания и угнетение. Благожелательное отношение. Причинение зла и беспокойства людям. Общение с добрыми с плохими людьми. Правдивость. Вред лжи. Злословие и клевета. Нарушение прав людей. Чувство собственного достоинства и честность. Благотворительность и помощь обездоленным. Взаимопомощь. Благотворительные мероприятия. Самопожертвование. [Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ]. Уклонение от свободомыслия и раскрытия истины. Иджтихад и Таглид. Обязанности человека по отношению к родителям. Проклятие родителей. Обязанности родителей по отношению к детям. Уважение взрослых. Обязанности по отношению к родственникам. Обязанности перед соседями. Человек и его обязанности по отношению к подчиненным и обездоленным по отношению к обществу. Индивидуальная общественная справедливость. Тирания и угнетение. Благожелательное отношение. Причинение зла и беспокойства людям. Общение с добрыми с плохими людьми. Правдивость. Вред лжи. Злословие и клевета. Нарушение прав людей. Чувство собственного достоинства и честность. Благотворительность и помощь обездоленным. Взаимопомощь. Благотворительные мероприятия. Самопожертвование.

УКЛОНЕНИЕ ОТ СВОБОДОМЫСЛИЯ И РАСКРЫТИЯ ИСТИНЫ.


Восприятие истин посредством разума, их анализ и осмысление - еще одно отличие человека от животных и предмет его гордости. Гуманизм и здравый разум не допускают зомбирования человека, лишение свободы мысли и введение человеческого разума в заблуждение, посредством сокрытия фактов, в результате чего данные Богом способности теряют своё назначение. Но следует учесть, что если человек не способен постичь истину или же ввиду своей упрямости отрицает её, то настаивание на истине может принести материальный, физический и духовный ущерб. Гуманизм и здравый рассудок, напротив, призывают к разумному выражению истины, ведущему к её уважению и ограждению человечества от заблуждений и других отрицательных материальных, физических и духовных последствий.

Имамы из семейства Пророка во многих преданиях запрещают людям размышлять над вопросами и истинами, выходящими за пределы понимания человеческого разума. Всевышний Бог (в двух местах из Корана) считает дозволенным сокрытие истины в случае такийя [Сура "Семейство Имрана", аят 28 и сура "Нахл", аят 106:

"...Пусть верующие не берут себе близкими (и руководителями) помимо верующих. А кто сделает это, у того с Аллахом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их страхом..".

"Кто отказался от Аллаха после веры в Него - кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере - только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них - гнев Аллаха, и им - наказание великое".]

(скрывание своих религиозных убеждений)

Вывод:

Ислам в трёх случаях считает дозволенным скрытие истины:

    1. Такийя. Если выражение истины не восстановит справедливости и может повлечь за собой материальный, духовный и физический ущерб или же представлять опасность для жизни.

    2. Когда истина не может быть воспринята обществом, что может привести к заблуждению и если высказанная истина может быть оскорблена.

    3. Когда свобода мысли при отсутствии должных способностей искажает истину и вводит в заблуждение.


ИДЖТИХАД [Достижение высшего звания в богословских науках (пер)] И ТАГЛИД [Совершение религиозных предписаний, при подчинении религиозному авторитети]

Человеческие потребности и повседневная жизнь отличаются таким многообразием, что обычный человек не способен их перечислить, не говоря о том, чтобы быть знатоком во всех сферах.

С другой стороны, разумный человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, принимает решение. Для этого он должен располагать достаточными сведениями в этой связи, в ином случае обратиться за советом к осведомлённому человеку, подобно тому, как при заболеваниях мы обращаемся к врачу, за строительными чертежами к архитектору и для строительства дома к строителю.

Можно сказать, что, за исключением немногих моментов, человеческая жизнь основывается на следовании и подражании.

Тот, кто говорит "Я не желаю никому подражать", не понимает смысла этих слов или же подвержен какому-нибудь умственному расстройству.

Исламская религия, учение которой принимает во внимание человеческую сущность, призывает своих приверженцев к изучению религиозных догм на основе Священного Корана, сунны и учений имамов. Ясно, что обычный человек не способен изучить все религиозные книги и учения. Этим делом обычно занимаются учёные-богословы.

Следовательно, исламская религия предписывает мусульманам, которые не способны постичь религиозные законы дедуктивным путём, обращаться к богословам для разрешения своих проблем.

Учёный муж, достигший высшей ступени в толковании религиозных законов, называется муджтахидом. Его дело называется иджтихадом, и подражающих ему называют мукаллидами.

Конечно, необходимо отметить, что иджтихад касается исключительно практической стороны религии и в вопросе основных принципов Ислама, входящих в основу убеждений, нельзя доверять или следовать теории других. Ибо в этом вопросе необходимо иметь собственное уверенное мнение и нельзя подражать в основных вопросах другим.

Нельзя сказать: "Нет бога, кроме Аллаха", опираясь при этом на слова отца или богослова. Или же сказать: "После смерти нас ждёт другая жизнь", ссылаясь при этом на то, что в это верят все мусульмане.

Поэтому каждый мусульманин обязан постичь основные принципы Ислама путём дедукции.


ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ.

Родители являются посредниками в создания ребёнка, а так же первыми, кто начинает его воспитывать. Исламская религия призывает к уважению родителей и послушанию. Всевышний в суре "Исра", аят 23, говорит:

"И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям - благодеяние…"

В хронике, перечисляющей большие грехи, за безбожием следует плохое обращение с родителями.

В продолжение предыдущего аята Всевышний говорит (в суре "Исра", аятах 23 и 24):

"Если достигнет у тебя старости один из них (родителей) или оба, то не говори им - тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким".

В Исламе подчинение родителям обязательно. Исключение составляет тот случай, когда это подчинение может привести к нарушению религиозных обязанностей или же к совершению греховного поступка. И опыт свидетельствует о том, что люди, не уважающие своих родителей не способны построить счастливую жизнь.


ПРОКЛЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Если семью представить в качестве дерева, то родителей можно сравнить с его корнем, а детей - с ветвями. И мы знаем, что существование ветвей зависит от наличия корней. Родители строят жизнь детей, и общество состоит из родителей и детей, т.е. фундамент человеческого общества опирается на родителей.

Неуважение и плохое обращение с родителями является своего рода неблагодарностью и малодушием, а с другой стороны, приводит к деградации общества. Ибо неуважительное отношение к родителям взаимно отражается на родительских чувствах к детям, в свою очередь, эти сегодняшние дети и завтрашние взрослые не ждут от своих детей ласки и уважения и стараются не создавать семью. Подобная тенденция наблюдается сегодня среди молодёжи. Распространение данной тенденции, безусловно, противодействует росту общества. Ибо разумный человек не станет посвящать свою жизнь воспитанию и выращиванию дерева, не приносящего плодов и не имеющего тени, один вид которого приносит грусть и разочарование. Быть может, вы скажете, что правительство может поощрить молодёжь к созданию семей, но в ответ необходимо сказать, что традиции, не имеющие нормальной основы (взаимной благосклонности между родителями и детьми), не приживутся. И человек, утративший этот природный инстинкт, лишается также многочисленных духовных наслаждений.


ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ.

Каждый человек имеет определённые обязанности и права. Например, служащий получает заработную плату - это его право. Платит служащим предприниматель - это его обязанность. И если предприниматель откажется платить, служащий вправе потребовать свои деньги и защитить свои права. Ввиду того, что человеческая жизнь в этом бренном мире не вечна, и рано или поздно он должен покинуть его, Всевышний для сохранения человеческого рода создал внутренние инстинкты и влечения для создания потомства.

Подобная устроенность вызывает в человеке чувство близости и неразделимости по отношению к детям, заботу о них и их счастье. Человек жертвует собой ради детей, ибо считает их невзгоды и несчастья своими бедами и, таким образом, подчиняется закономерностям божьего творения и законам сохранения человеческого рода. Следовательно, родители должны выполнять свои религиозные обязанности по отношению к детям, хорошо воспитывать их и стараться вырастить их настоящими людьми:

    1. Родители обязаны заниматься воспитанием детей с малых лет. Они должны оградить их от негативных влияний, воспитывать в них хорошие качества. Родители должны строго воздерживаться от употребления в своей речи нецензурных слов, лжи и не совершать плохих поступков. Родители должны относиться к детям серьёзно, справедливо и великодушно, чтобы они могли перенять у них положительные качества.

    2. Родители должны уделять внимание и обеспечивать такие первоначальные потребности ребёнка, как сон, еда и др., чтобы он вырос здоровым и умным.

    3. Родители ответственны за обучение ребёнка и должны в определённое время (обычно, когда ребёнку исполняется 7 лет) отдать его в школу, чтобы он научился грамоте и хорошему поведению.

    4. В определённый момент родители обязаны ознакомить своих детей с традициями общества и научить его общепринятым нормам поведения в обществе.


УВАЖЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ.

Необходимо с уважением относиться к пожилым людям. Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: "Уважение старых - уважение Всевышнего".


ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДСТВЕННИКАМ.

Родственные связи между родителями и другими членами создают естественную сплочённость в обществе.  Сплочённость и единство Ислам призывает выражать посещением родственников. В Коране и преданиях уделено огромное внимание этому вопросу.

Всевышний говорит:

[Сура "Ниса", аят 1]
"...И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!"

Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) говорит: "Я призываю свой народ к посещению родственников и, если даже их отделяет огромное расстояние, они должны сохранить родственные узы".


ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД СОСЕДЯМИ.

Соседи, окружающие человека, составляют большую семью. И хорошее или плохое поведение одного из соседей влияет на жизнь других гораздо сильнее, чем недостойное поведение постороннего. Тот, кто шумит всю ночь напролёт, не нарушает покой тех, кто живет в другом конце города, но зато беспокоит своих соседей. Богач, развлекающийся в своём шикарном дворце, не нарушает душевного спокойствия отдалённых от него неимущих, но подобное нельзя сказать о тех бедных людях, которые живут в глиняных лачугах по соседству с его шикарным дворцом. Поэтому исламская религия предписывает мусульманам принимать во внимание положение соседей.

Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) изволил сказать: "Архангел Джабраил всегда настаивал на благосклонном отношении к соседям, и я думал, что Всевышний назовёт их в числе наследников". А также сказал: "Тот, кто признаёт Всевышнего и Судный День, никогда не совершит зла по отношению к соседям, даст ему в долг, если он попросит, и разделит с ним его печаль и радость. Нельзя причинять зло соседу, даже если он неверующий". А также сказал: "Тот, кто обижает соседей, никогда не почувствует запаха рая, и тот, кто несправедливо относится к соседям, не состоит в числе наших последователей и тот, кто сыт и знает, что его сосед голоден, и не предложит ему что-либо, не мусульманин".


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОДЧИНЕННЫМ И ОБЕЗДОЛЕННЫМ.

Безусловно, создание общества преследует одну цель - удовлетворение потребностей его членов. Члены каждого общества обязаны помогать и заботиться о неимущих и обеспечивать нужды тех, кто не в силах самостоятельно удовлетворить себя.

Сегодня всем известно, что равнодушное отношение состоятельных людей к проблемам обездоленных является большой угрозой для общества и первыми жертвами станут те же богачи.

Исламская религия четырнадцать веков тому назад, приняв во внимание эту угрозу, предписала зажиточным мусульманам ежегодно распределять среди бедных определённую часть своего дохода, чтобы были удовлетворены их минимальные потребности, желательно, [с точки зрения шариата] чтобы мусульманин пожертвовал часть своего дохода на улучшение условий жизни обездоленных. И это будет учтено Всевышним. Всевышний в суре "Семейство Имрана", аят 92, говорит:

"Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите…"

Существует множество преданий, призывающих служить простому народу. Пророк Ислама (Д.Б.А.Р.) сказал:

Наилучшим из людей является приносящий наибольшую пользу людям".

А также сказал: "В Судный День ближе всех ко Всевышнему окажется тот, кто совершил больше благих дел для других".


ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ.

Как нам известно, люди приучены к совместному труду и используют результаты этой деятельности для удовлетворения жизненных нужд. Общество подобно человеческому телу и каждый из его членов можно сравнить с правильно функционирующим органом.

Каждый орган человеческого тела выполняет определённую работу и обеспечивает потребности всего организма и в то же время свои потребности и совместно с другими продолжает существование. И если бы каждый орган действовал в одиночку, то был бы обречён на гибель. Например, когда функционируют ноги или руки, глаза помогают им, в ином случае человек не был бы способен продолжать жизнь.    

Обязанности членов общества по отношению к другим можно сравнить с функциями органов человеческого тела. То есть человек обязан обеспечить свои интересы в рамках общественных интересов. Человёк должен трудиться для себя и общества, приносить пользу обществу, чтобы пользоваться его плодами, защищать права других, чтобы охранять свои.

Эту истину мы постигаем посредством природы данной нам Богом, и священная исламская религия, основанная на человеческой сущности и законах творения, призывает к совместному труду в обществе.

Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал:

"Мусульманином является тот, от чьих рук и языка  находятся в покое и безопасности другие мусульмане".

А также сказал: "Мусульмане - братья и перед врагом сплочены, единодушны и единогласны". И ещё сказал: "Тот, кто равнодушен к проблемам мусульман - не мусульманин".

В битве Табук, когда исламское войско выступило против Византии, трое из мусульман отказались принять участие в этом походе. После возвращения исламского войска эти мусульмане отправились на встречу с Пророком, но Пророк отвернул от них свой лик и не ответил на их приветствие, и остальные мусульмане последовали его примеру, и никто в Медине, даже их собственные жёны, не разговаривали с ними. В конце концов, они сбежали в горы в окрестностях Медины и покаялись, и через несколько дней Всевышний простил их грех, и они вернулись в город.


СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

В Коране и исламских преданиях указано на два аспекта справедливости: индивидуальный и общественный. Исламская религия уделяет этому вопросу особое внимание.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Заключается в воздержании от лжи, злословия и других больших грехов. Человека, воздерживающегося от подобного, можно назвать справедливым. И в соответствии с исламскими законами справедливый человек, имеющий к тому же научные познания, может стать судьёй, руководителем и муджтахидом и занимать другие общественные посты, но тот, у кого нет этого качества, даже если будет учёным, не должен занимать такие посты.


ОБЩЕСТВЕННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Заключается в уважении прав других, так как все люди равны перед божественным законом. Справедливый человек, исполняющий религиозные кодексы не станет попирать права других и не свернёт с прямого пути под воздействием своих вожделений. Всевышний сказал:

[Сура "Нахл", аят 90]
"Поистине, Аллах приказывает справедливость…"

Всевышний говорит:

[Сура "Ниса", аят 58]
"Аллах повелевает... и, когда вы судите среди людей, то судите по справедливости..."

Во многих аятах и преданиях предписывается быть справедливым в речах и действиях, и Всевышний во многих местах из Корана открыто проклял угнетателей.


ТИРАНИЯ И УГНЕТЕНИЕ.

Всевышний в священной книге много раз заводит речь о зле и злодеянии, и порицает это плохое качество, свойственное хищным зверям (в двух трети коранических сур, а их сто четырнадцать, говорится о злодеянии).

Каждый из нас всем своим существом признаёт недозволенность зла и его вред для общества.

Опыт свидетельствует о том, что невозможно вечно править, опираясь на деспотические методы. Всевышний в суре "Ан'ам", аят 144, говорит:

"...Поистине, Аллах не ведёт народ неправедный!"

Религиозные вожди говорят: "Власть, сопровождаемая безбожием, может сохранить своё существование, но господство, основанное на деспотизме, не будет вечным".


БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ.

Человек, живущий в обществе, постоянно общается с людьми, и это общение способствует сохранению социального положения человека, развивает материальный и духовный капитал и устраняет проблемы жизни.

Поэтому в общении с людьми необходимо стараться завоевать симпатии других для укрепления авторитета в обществе и увеличения числа сторонников, ибо в противном случае в сердцах людей появится отвращение и ненависть к этому человеку, в конце концов, этот человек будет покинут, и окажется в полной изоляции.

Такой человек проведёт свою жизнь на своей родине в одиночестве. И это является большим несчастьем для человека. Исламская религия призывает мусульман к благодетельному общению и в этой связи существует множество предписаний. В том числе сказано, что мусульмане при встрече должны здороваться, и преимущество имеет тот, кто здоровается первым. Пророк (Д.Б.А.Р.) всегда старался здороваться первым, здоровался даже с детьми и женщинами и если кто-нибудь здоровался с ним очень приветливо, он с большей приветливостью отвечал на это приветствие.

Всевышний в суре "Ниса", аят 86, говорит:

"И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же…"

А также в суре "Фуркан", аят 63, сказано:

"А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно..."

Но необходимо отметить, что скромность отнюдь не означает самоунижения и неуважения к себе. Просто скромный человек никогда не кичится своими достоинствами, не строит из себя большего, чем он есть на самом деле, и не унижает других.

Уважение других не должно выходить за рамки общепризнанных норм, в противном случае подобное поведение может быть принято за подхалимство, ибо каждого человека необходимо уважать в зависимости от его религиозных и социальных достоинств.

И опять же, уважительное отношение к другим не состоит в безоговорочном одобрении каждого плохого поступка или же в выражении солидарности с группой людей, совершающих противоречащие религиозным нормам действия. Ибо уважительное отношение к людям состоит в уважении человеческого достоинства, религиозных и нравственных норм, а не пустом уважении материального человеческого организма. И, конечно же, нельзя уважать человека, утратившего своё человеческое достоинство и религиозно-нравственную сущность.

Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: "Нельзя совершать грех, совершая повиновение (подчиняясь другим).


ПРИЧИНЕНИЕ ЗЛА И БЕСПОКОЙСТВА ЛЮДЯМ.

Эти два негативных качества близки друг к другу, ибо человек может обидеть окружающих путём оскорбления или же совершением действий, нарушающих чужой покой. Таково и причинение зла. Все эти качества противоречат идеалам, к которым стремится человек, создавая общество. Эти идеалы заключаются в достижении спокойной и счастливой жизни.

Исламская религия, в первую очередь, уделяет внимание благополучию общества и призывает нас к отдалению от этих негативных качеств. Всевышний говорит:

[Сура "Ахзаб", аят 58]
"А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили, - они берут на себя ложь и явный грех".

Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: "Тот, кто причиняет зло мусульманину - причиняет зло мне, а причинение зла мне равносильно причинению зла Всевышнему и подобный человек проклят в Торе, Евангелие и Коране". А также сказал: "Тот, кто угрожает мусульманину даже взглядом, будет наказан Всевышним в Судный День".


ОБЩЕНИЕ С ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ.

Человек проводит жизнь в общении с людьми, но ввиду жизненных условий, каждому из нас приходится иметь тесные связи с определённой группой людей. И эта группа состоит из друзей. Конечно, дружеские отношения строятся на почве взаимопонимания и наличия схожих черт в характере или же привычек, свойственных двум или нескольким людям. Постоянное общение приводит к постепенному переходу привычек и характера от одного к другому. И поэтому человек должен быть осмотрительным в выборе друзей, чтобы перенять у хороших друзей хорошие качества, и подобная дружба принесёт большую пользу обеим сторонам. Такая дружба подарит им престиж в обществе. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал:

"Лучшие друзья - это те, которые направляют тебя на благородные дела".

А также сказал:

"Человека узнают по друзьям".


ОБЩЕНИЕ С ПЛОХИМИ ЛЮДЬМИ.

Общение с плохими и низкими людьми делает человека несчастным. И в доказательство этому достаточно сказать, что все воры, разбойники и преступники называют виновниками своей участи плохих друзей. И среди тысячи преступников невозможно обнаружить даже одного человека, рождённого преступником.

Имам Али (Д.Б.М.) сказал: "Избегай общения с плохими, ибо они воспитают в тебе плохие качества. Ибо не примут в свой круг, не перевоспитав тебя и не превратив в подобного себе".

А также изволил сказать:

"Сторонись плохих друзей, ибо они готовы продать тебя за гроши".


ПРАВДИВОСТЬ.

Общение является основой человеческого общества, и правдивость, в свою очередь, является одним из основополагающих принципов общества и приносит человечеству большую пользу, в которой оно повсеместно нуждается.

Правдивость приносит обществу следующую пользу:

    1. Правдивому человеку доверяют окружающие, и эта правдивость избавляет их от проверки их слов.

    2. Правдивый человек чист перед своей совестью и избавлен от угрызений совести.

    3. Правдивый человек всегда остаётся верным своим обещаниям и не способен обмануть чужого доверия, ибо правдивость в слове ведёт к честности в деле.

    4. Правдивый человек защищён от многих конфликтов, ибо большинство споров возникает из-за того, что одна или обе стороны отвергают истину.

    5. Правдивость устраняет большинство нравственных пороков и обеспечивает подчинение законам и правилам, ибо многие прибегают ко лжи для того, чтобы скрыть свои пороки и недостатки.

Имам Али (да будет мир ним!) говорит: "Настоящий мусульманин тот, кто предпочитает правду, приносящую ему вред, лжи, приносящей ему пользу. И подобное предпочтение дарит ему покой".


ВРЕД ЛЖИ.

Из вышеизложенного можно также постигнуть вред лжи. Нечестный человек является злым врагом общества и при помощи своей преступной лжи он стремится деградировать общество, ибо ложь подобна опиуму, парализующему интеллектуальную способность общества и искажающему истины. Ложь также можно сравнить с алкогольным напитком, опьяняющим людей и тормозящим человеческий разум, различающий добро и зло.

Поэтому исламская религия считает ложь большим грехом.

Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: "Три племени (группы людей), являются лицемерами, даже если будут совершать намаз и поститься: лжец, тот, кто не выполняет своего обещания и тот, кто злоупотребляет доверием".

А также имам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Человек познает сладость веры, когда отрекается от лжи и не прибегает к ней даже в шутку". Не только Ислам считает ложь грехом и негативным качеством; необходимо отметить, что и человеческий разум признаёт её отрицательность и вред. Распространение этого плохого качества, в короткий срок, уничтожает доверие, являющееся единственной общественной связью. Отсутствие этой связи на деле нагнетает в обществе атмосферу беспокойства и недоверия, и люди проводят жизнь в изоляции.

Человеческая жизнь тесно связана с внешними предметами, деятельностью и производством. Человек создаёт необходимые предметы и обеспечивает свои нужды. Человек - разумное существо, построившее свою жизнь на научной основе, он работает, опираясь на свой интеллект и знания, и постоянно анализирует новые сведения для своей дальнейшей деятельности.

И ввиду этого, человек постоянно нуждается в приобретении достоверных сведений. И если человек будет получать ложные сведения, то его жизненный порядок будет нарушен. Следовательно, ложь является опасным врагом человеческого общества, нечестный человек обезличен, его речи встречают недоверие других, и он проклят Всевышним.


ЗЛОСЛОВИЕ И КЛЕВЕТА.

Осуждение других за их спиной, если соответствует истине, является злословием и, если не соответствует истине, то считается клеветой.

Конечно, Всевышний не создал нас святыми (кроме Пророков и имамов) и каждый из нас в зависимости от характера может совершить ошибку, но Всевышний своей беспредельной мудростью скрывает наши грехи от чужого взора. И если сдёрнуть эту божественную завесу с наших грехов, все люди возненавидят друг друга и человеческое общество разрушится. Поэтому Всевышний запретил злословие, чтобы подарить человеческой жизни внешнюю и внутреннюю красоту.

Всевышний в суре "Худжурат", аят 12, сказал:

"...и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер?…"

По сравнению со злословием клевета считается ещё более тяжким грехом, и каждый из нас признаёт мерзость этого поступка. Всевышний в суре "Нахл", аят 105, сказал:

"Ведь только ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха…"


НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЛЮДЕЙ.

Распутность и разврат считается с исламской точки зрения большим грехом. И, в зависимости от степени нарушения прав Ислам предписывает наказание нарушителей высечением, смертной казнью и побиванием камнями.

Распространение подобного негативного поведения сотрясает родословные устои, которым Ислам уделяет первостепенное внимание, и нарушает исламские предписания, распространяющиеся на наследственные связи и, наконец, ослабляет родительскую любовь к детям, а также нарушает естественную и наследственную структуру общества.


ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧЕСТНОСТЬ.

Всевышний создал человека существом общественным и наделил его всеми качествами, необходимыми ему для самостоятельного существования.

Нет сомнений в том, что чувство собственного достоинства заключается в том, что человек в своей жизни обязан должным образом использовать данные ему Богом способности на пути достижения своей цели. Он не должен опираться на других и обязан надеяться только на себя. Чувство человеческого достоинства воздерживает человека от совершения многих низменных поступков и негативного поведения. Человек, утративший чувство собственного достоинства, всегда надеется на чужую помощь и может быть подкуплен, он может продать свою совесть, честность и достоинство.

Отсутствие чувства собственного достоинства может превратить человека в убийцу, разбойника, вора, преступника, мошенника, лжеца, подхалима и предателя. Но достойный человек не склонит голову ни перед кем, кроме Всевышнего, его не подкупит слава и величие и он всегда защищает справедливость. Достоинство делает человека добродетельным.


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ПОМОЩЬ ОБЕЗДОЛЕННЫМ.

Безусловно, в каждом обществе обездоленные нуждаются в поддержке и помощи. Состоятельные люди обязаны оказывать им помощь, и священная исламская религия строго предписывает поступать благотворительно.

Всевышний в Священном Коране называет себя благодетельным, прощающим и милостивым и призывает людей к приобретению этих достойных качеств и говорит: "Всевышний сопровождает добродетельных". А также говорит: "Вы совершаете добро себе, когда жертвуете добром для других". И в другом месте говорит: "Добро, которым вы жертвуете, возвратится к вам, и вы не понесёте убытка".

Внимательное исследование общественного положения и сути благодеяния проливает свет на эти мудрые коранические аяты. Ибо фактически общественные услуги предназначены для всех людей, а не для определённой группы. Нуждающиеся люди лишаются возможности работать и приносить пользу обществу, и неблагоприятные последствия этого явления отрицательно сказываются на других членах общества, и в особенности на зажиточных слоях. Если состоятельные люди будут помогать неимущим, то принесут следующую пользу:

    1. Разбудят в сердцах неимущих любовь и привязанность.

    2. Завоюют уважение других.

    3. Завоюют всеобщую поддержку, так как люди любят благодетельных.

    4. Оградят себя от ненависти обездоленных.

    5. Капитал, израсходованный для неимущих, активизирует экономику и, в конечном итоге, принесёт им двойную выгоду.

Существует множество коранических аятов и предписаний, призывающих к жертвованию на божественном пути.


ВЗАИМОПОМОЩЬ.

Благодетельность и благотворительность входят в рамки теории взаимопомощи, на которой построено общество. Ибо смысл человеческого общества заключается в единении и взаимопомощи. Люди помогают друг другу в обеспечении нужд и устранении потребностей. Ислам призывает оказывать как финансовую, так и духовную поддержку членам общества, и это соответствует специфике человеческой сущности.

Взаимопомощь заключается и в обучении безграмотных, и в оказании помощи слепым, и в воспитании других. Каждый из нас обязан уделять внимание этому делу, даже если оно кажется нам второстепенным, ибо всё в обществе важно и взаимосвязано.


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Благотворительность всегда достойна одобрения ввиду положительных результатов. Конечно, благотворительность становится ещё полезней, когда её результаты охватывают всё общество. Излечение больного считается благотворительным действием, но это невозможно сравнить со строительством больницы, в которой ежедневно вылечиваются сотни больных. Обучение грамоте считается благотворительностью, но это дело никогда не сравнится со строительством школы для обучения сотен учеников. Поэтому благотворительные мероприятия, проводимые для всеобщего блага, считаются высшей стадией благодеяния. В исламской терминологии плоды подобного рода действий называются "садакат а-джария" [Милостыня, за счет которой создан какой-либо долго функционирующий объект. И до тех пор, пока он существует, Аллах записывает добрые дела на счету человека, давшего деньги на его создание. Примером садакат а-джария: может быть строительство мечетей, постоялых дворов, больниц, школ, дорог и т.д.]. Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: "Два обстоятельства являются причиной гордости для человека: достойный потомок и садакат а-джария". Из Священного Корана и сунны исходит, что Всевышний, до того времени, как функционирует садакат а-джария, будет записывать добрые дела на счету человека, пожертвовавшего для неё.


САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ.

Безусловно, человеческая жизнь основывается на порядочности, и порядочная жизнь обеспечивает человеческое счастье. Неблагородная жизнь равносильна постепенной смерти и человек, уважающий своё достоинство и счастье, не должен жить такой жизнью, подобной смерти.

Человек любого общества, независимо от убеждений и взглядов, посредством данной ему Богом сущности постигает, что смерть на пути святых идеалов - само счастье. Эта тема раскрыта религиозной логикой и далека от всяких суеверий. Ибо человек, жертвующий своей жизнью в соответствии с религиозным предписанием и защищающий своё общество, знает, что самопожертвование на божественном пути обеспечит для него вечную жизнь и счастье.

Так, Всевышний в суре "Семейство Имрана", аят 169, сказал:

"И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мёртвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел".

Но на основе нерелигиозных убеждений, представляющих человеческую жизнь быстротечной и невечной, невозможно сказать, что человека ждёт потусторонняя жизнь или же он обретёт счастье в другом мире. Можно всего лишь внушить человеку, что самопожертвование во имя Родины и национальных интересов является бессмертным подвигом.

В исламской религии особым образом возвеличена и восхвалена мученическая смерть и самопожертвование во имя божественных идеалов. Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: "Выше всякого благодеяния всегда найдётся другое благодеяние, но мученическая смерть - "шахадат" стоит превыше всего".

В период возникновения исламской религии мусульмане обращались к Великому Пророку (Д.Б.А.Р.) с просьбой помолиться Аллаху о прощении их грехов и, в результате его молитвы, они достигали возвышенной степени - шахадата, и за них не плакали их близкие, так как те, павшие - вечно живы.

[Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ]. Уклонение от свободомыслия и раскрытия истины. Иджтихад и Таглид. Обязанности человека по отношению к родителям. Проклятие родителей. Обязанности родителей по отношению к детям. Уважение взрослых. Обязанности по отношению к родственникам. Обязанности перед соседями. Человек и его обязанности по отношению к подчиненным и обездоленным по отношению к обществу. Индивидуальная общественная справедливость. Тирания и угнетение. Благожелательное отношение. Причинение зла и беспокойства людям. Общение с добрыми с плохими людьми. Правдивость. Вред лжи. Злословие и клевета. Нарушение прав людей. Чувство собственного достоинства и честность. Благотворительность и помощь обездоленным. Взаимопомощь. Благотворительные мероприятия. Самопожертвование. [Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ]. Уклонение от свободомыслия и раскрытия истины. Иджтихад и Таглид. Обязанности человека по отношению к родителям. Проклятие родителей. Обязанности родителей по отношению к детям. Уважение взрослых. Обязанности по отношению к родственникам. Обязанности перед соседями. Человек и его обязанности по отношению к подчиненным и обездоленным по отношению к обществу. Индивидуальная общественная справедливость. Тирания и угнетение. Благожелательное отношение. Причинение зла и беспокойства людям. Общение с добрыми с плохими людьми. Правдивость. Вред лжи. Злословие и клевета. Нарушение прав людей. Чувство собственного достоинства и честность. Благотворительность и помощь обездоленным. Взаимопомощь. Благотворительные мероприятия. Самопожертвование.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   [е]КОРАН   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~   
Hosted by uCoz