e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

Перевод И.В.Пороховой Священная книга Коран KOPOBA 2:211-286 Перевод И.В.Пороховой

    2. KOPOBA \продолжение\

    Аль Бакара


    211.Сынов Исраиля спроси:

    Мы сколько им знамений ясных ниспослали?

    Но если кто изменит милости Господней,

    Когда она к нему уже пришла.

    Суровым в своей каре будет Бог!

    212. Жизнь в этом мире для неверных

    Полна прелестных искушений,

    И предают они насмешкам верных.

    Но в день Святого Воскресенья

    Поднимутся и выше встанут верные над ними –

    Ведь Бог одаривает тех,

    Кого сочтет Себе угодным,

    Без счета!

    213. (Ведь некогда) одной общиной жили люди,

    И посылал Господь пророков к ним,

    Чтобы, неся благую весть,

    Могли предостеречь людей,

    И с ними Книгу истины послал,

    Чтоб рассудили меж собою то, в чем разошлись.

    Когда же им знаменья ясные предстали,

    То в разногласии остались только те,

    Кого Господь сей Книгой одарил,

    По зависти и злобе меж собою.

    Но волею Своей

    Бог праведных на путь той истины направил,

    Что вызвала разногласия средь них, -

    Ведь праведным путем Господь ведет того,

    Кого сочтет себе угодным.

    214. Иль думаете вы, что в Рай войдете,

    Не испытав того, чему подверглись те,

    Кто был до вас?

    Они прошли страдания и беды.

    И так был потрясен их дух,

    Что и пророк и кто уверил с ним,

    Взмолили: «Когда ж Господня помощь (снизойдет)?».

    Поистине, (всегда) близка Господня помощь.

    215. И задают они вопрос тебе:

    «Какой расход им надлежит (на милостыню) издержать?»

    Ответь: «Что вы даете – добрым быть должно,

    Оно идет родителям и близким, и сиротам,

    Тем, кто в нужде, и тем, кто держит путь.

    И что бы доброе ни совершили вы,

    Господь всегда тому свидетель».

    216. (И на пути Господнем) предписано вам воевать,

    Для вас же это крайне ненавистно —

    Быть может, то, что ненавистно вам,

    (Со временем) добром вам обратится,

    И может быть, вам любо то,

    Что вам (со временем) предстанет злом.

    Ведь знает Бог (о том), чего не ведаете вы.

    217. Они тебя о месяце запретном воспрещают

    И задают вопрос тебе:

    «Можно ль вести войну в сей месяц?».

    Ответь: «Вести войну в сей месяц — грех великий,

    Но еще больший грех в глазах Аллаха —

    Сойти с Господнего пути,

    Ни в Господа и ни в Запретную Мечеть не верить,

    И изгонять из стен ее живущих там людей —

    Ведь гнет и смута хуже смерти.

    Да и они не перестанут с вами воевать,

    Пока от вашей веры вас не отвратят,

    Коль они смогут это сделать.

    А если кто из вас от веры отвратится

    И возвратится к Господу неверным —

    Деяния их станут тщетой

    И в ближней жизни, и в далекой;

    Они все — обитатели Огня, -

    И в нем останутся навечно».

    218. Те ж, кто уверовал и испытал изгнанье,

    И на пути Господнем вел борьбу,

    В том есть надежда на Господню милость —

    Ведь Всепрощающ наш Господь и милосерд!

    219. Они тебя о винах и азартных играх воспрещают,

    Скажи: «В них грех большой,

    Но есть для вас и польза,

    Хоть больше в них греха, чем пользы».

    И задают они вопрос:

    «Как много надлежит им издержать (на милость)?»

    Скажи: «Все, что выходит за пределы ваших нужд»,

    Так Бог Свои знамения вам разъясняет,

    Чтоб поразмыслить вы могли

    220. О жизни близкой и далекой.

    И о сиротах задают тебе вопрос.

    Скажи: «Для них благое совершать —

    Есть лучшее, что можно сделать»,

    И если примете вы их в свои заботы,

    Они вам станут братья —

    Ведь Бог умеет распознать творящего добро

    От совершающего злое.

    И если б Бог того желал,

    Послал бы тяготы Он вам (земные).

    Поистине, Всесилен Он и мудрости исполнен!

    221. Вы многобожниц в жены не берите,

    Доколе не уверуют они.

    Уверившая в Господа рабыня

    Вам в женах лучше многобожницы-жены,

    Хотя вторая вас прельщает больше.

    (И дочерей) своих за многобожников не выдавайте,

    Доколе не уверуют они, —

    Ведь раб, уверовавший в Бога,

    (В мужьях) ей будет лучше, чем язычник,

    Хотя второй прельщает больше вас.

    Язычники манят вас в пламя Ада,

    Господь вас — к саду Рая и к прошенью,

    Свои знаменья людям разъясняя,

    Чтоб помнили Его и воздавали славу.

    222. Они тебя о (месячных) регулах женщин воспрошают.

    Скажи: «Сие есть течь и недуг».

    А потому вам надлежит

    Держаться в стороне на это время

    И к ним не прикасаться, пока они не будут чисты.

    Когда ж они пройдут обмыв,

    Придите к ним, как повелел вам Бог, —

    Ведь любит Бог таких, кто обращается к Нему,

    И тех, кто в чистоте себя содержит.

    223. Для вас супруги ваши — нива,

    И вы на свою ниву приходите,

    Когда желание в вас есть;

    Но перед этим вы для душ своих

    Какую-либо благость уготовьте.

    Страшитесь гнева Господа и знайте,

    Что все вы встретите Его, —

    (Ты ж, Мухаммед!)

    Обрадуй праведных сей вестью.

    224. Вы не берите имя Бога

    Для ваших клятв о благочестии своем,

    О страхе пред Господним гневом,

    О водворении согласия и мира меж людьми,

    (Коль не сумели проявить вы это).

    Ведь Бог и слышит все и знает обо всем.

    225. Господь не спросит с вас за пyстословье клятв,

    Он вас испросит лишь за то,

    Что схоронилось в вашем сердце, —

    Ведь Всепрощающ и воздержан Он!

    226. Для тех, кто клятву даст

    С женой не сообщаться боле,

    Назначено четыре месяца (под крышей дома) выждать,

    И коль за этот срок муж обратится вновь к жене -

    Господь Всемилостив и Всепрощающ!

    227. Но если их желание развода неизменно —

    Бог слышит все и знает обо всем.

    228. И жены, получившие развод,

    Пусть выждут время трех peгулов,

    И им запрещено сокрыть,

    Что Богом создано в их чреве,

    Коль в Господа и Судный день уверили они.

    Для их мужей достойнее всего

    При этом их принять обратно,

    Коль они склонны к примиренью.

    И здесь для женщин справедливы те права,

    Что и права над ними у мужчин, —

    Но у мужей сих прав — на степень больше.

    Всесилен Бог и мудрости исполнен.

    229. Развод возможен в две ступени,

    После чего вы продолжайте вместе жить благопристойно

    Иль отпустите от себя с благодеяньем.

    Вам не дозволено брать из того,

    Чем вы ее (во время брака) одарили,

    Разве что оба вы таите опасенья,

    Что не сумеете блюсти пределы, установленные Богом.

    И если вы (кто призван рассудить их),

    Боитесь тоже, что они не соблюдут

    Пределов, установленных Аллахом,

    Не будет в том греха,

    Если жена даст выкуп за свою свободу.

    Вот таковы пределы, установленные Богом,

    И если кто пределы эти преступает,

    Тот навлекает зло и беды.

    230. И если муж с женой развелся,

    То в жены не дозволена она ему (опять),

    Пока не выйдет замуж за другого

    И тот не даст развода ей.

    И здесь на них греха не будет,

    Коль они вновь друг к другу возвратятся

    И чувствуют, что смогут соблюдать

    Пределы, установленные Богом.

    Вот таковы пределы Бога,

    Которые Он изъясняет тем,

    Кто обладает разуменьем.

    231. И при разводе с женами своими,

    Когда назначенный им срок истек,

    Верните их с достоинством обратно

    Или с достоинством их отпустите.

    Но против воли не удерживайте их,

    Чиня им зло и непристойность.

    А кто поступит так — зло причинит своей душе.

    Знамений Господа не обращайте в шутку,

    С признаньем помните Господню милость к вам,

    И то, что ниспослал Он Книгу вам и мудрость,

    Чтобы наставить вас на верный путь.

    А потому страшитесь Господа

    И знайте — Он Всеведущ!

    232. И при разводе с женами своими,

    Когда назначенный им срок истек,

    Вы не препятствуйте их браку с бывшими мужьями,

    Коль меж собой они достойно согласятся, —

    И это — наставление для тех,

    Кто в Господа и в Судный день уверил;

    Для вас сие — благочестивее и чище,

    Ведь знает Бог (о том), чего не ведаете вы.

    233. Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит

    Два полных года,

    Если отец желает норму завершить;

    Ему же надлежит нести расход

    На добростойное питание и вещи.

    И ни одна душа не понесет тот груз,

    Что больше, чем она поднимет, —

    Так пусть же материнская душа

    За детище свое обид не терпит,

    А равно и отец ребенка,

    А равно и наследник их.

    И если оба пожелают

    С согласия меж ними и совета

    Ребенка от груди отнять,

    На них греха не будет.

    Как равно и на вас не ляжет грех,

    Коль вы ребенка своего

    Поручите вскормить другой,

    Благопристойно уплатив по договору.

    Страшитесь гнева Господа и знайте —

    Он видит все, что вы вершите.

    234. И если кто из вас уйдет из жизни,

    Оставив овдовевших жен,

    Им надлежит срок выжидать по вас

    Четыре месяца и десять дней;

    Когда же истечет назначенный им срок,

    На вас греха не будет от той разумности,

    С какой они сочтут собой распорядиться.

    Поистине Бог ведает о всем, что вы творите.

    235. На вас греха не будет в том,

    Коль к этим женщинам намеком тайным

    Вы обратитесь с предложением о браке

    Или сокроете в своей душе намерение это, —

    Ведь ведает Господь о том,

    Что вы о них в заветной памяти храните.

    Но тайных обещаний не давайте им

    И речь пристойную ведите.

    На узы брака с ними не решайтесь,

    Пока не истечет назначeнный им срок,

    И знайте — ведает Господь

    Все, что сокрыто в ваших душах.

    Остерегайтесь гнева Бога

    И знайте — Всепрощающ и воздержан Он!

    236. На вас греха не будет в том,

    Коль вы развод даете женам,

    К которым вы еще не прикасались,

    Иль не скрепили договора о предбрачном даре.

    Вы одарите их согласно своему достатку:

    Богатый — сообразно своему, а бедный — своему,

    Дав им дары в благопристойной мере,

    Как подобает всем благотворящим.

    237. Но если вы развод даете женам,

    К которым вы еще не прикасались,

    А ваш предбрачный дар уже исчислен,

    Им половина этой доли надлежит,

    Коль они сами (в пользу мужа) не простят,

    Иль не простит (в их пользу) тот,

    В руках которого завязан узел брака;

    Но уступить жене (вторую половину доли) —

    Благочестивее всего для мужа.

    Великодушие и благость меж собой

    Забвению не предавайте —

    Ведь видит Бог все то, что вы вершите.

    238. Свои молитвы строго соблюдайте,

    Особо (чтите) Среднюю Молитву,

    И благовейно стойте перед Господом (в молитве)

    239. Но если вас преследует опасность,

    Молитесь пешими иль не сходя с коня;

    Когда ж опасность вас минует,

    Вы призовите Господа хвалой,

    Как Он вас научил

    И как дотоле вы не знали.

    240. И те из вас, которые уйдут из жизни,

    Оставив овдовевших жен,

    Должны им завещать на содержание надел

    И проживание под крышей дома сроком на год.

    Но коль они покинут стены дома, —

    На вас греха не будет от той разумности,

    С какой они сочтут собой распорядиться.

    Поистине Бог Всемогущ и мудр!

    241. Для разведенных жен на содержание —

    Надел благопристойный.

    Так Бог вменил благочестивым.

    242. Так вам Господь свои знамения толкует,

    Чтоб вы могли уразуметь.

    243. Разве не видел ты людей,

    Которые, страшася смерти,

    Покинули свои жилища —

    А было их немало тысяч.

    Господь сказал: «Умрите!» им,

    Потом же возвратил их к жизни —

    Ведь полон щедрости Господь к земному люду,

    Но большинство из них Ему не благодарны.

    244. А потому боритесь на пути Господнем,

    И знайте, что Аллах все слышит и Всеведущ.

    245. Так кто же тот,

    Кто предоставит Господу прекрасный займ,

    Что будет Им великим множеством возвышен?

    Ведь это Бог, кто повергает вас в нужду

    Иль осыпает изобильем.

    К Нему лежит, и ваше возвращенье.

    246. Ужель не видел ты знать родовую

    Сынов Исраиля, что были после Мусы?

    Когда посланнику, кто был средь них, они сказали:

    «Дай нам царя, чтоб мы могли

    Сражаться на пути Господнем».

    И он сказал: «Не может ли случиться так,

    Когда назначат вам сраженье,

    Не станете сражаться вы?».

    Они ответили:

    «Что ж на пути Господнем нам не воевать,

    Коль из домов мы изгнаны

    И с нашими детьми разлучены?»

    Когда ж назначено сражение им было,

    Отворотилися они — за исключением немногих,

    Господь поистине прекрасно различает нечестивых!

    247. И их пророк сказал им:

    «Taлyтy Бог поставил царствовать над вами».

    Они ответили:

    «Как может он над нами править,

    Когда достойнее мы сами этой власти,

    К тому ж не одарен он ни богатством, ни умом».

    Но он сказал: «Избрал Господь его над вами

    И щедро одарил и мудростью и удалью мужскою».

    Поистине Господь дарует Свою власть

    Тому, кого сочтет Себе угодным.

    (Своею милостью) oбъемлет всех Он

    И ведает над всем и вся!

    248. И их пророк сказал им:

    «Знамением его предназначенья

    К вам явится ковчег (Завета),

    В котором вам от Господа caкина

    И что осталось от семейства Mycы,

    И что осталось от семейства Xaapyнa, —

    И ангелы его вам принесут;

    И в этом кроется знамение для вас,

    Коль вы поистине уверили (в Аллаха).

    249. Когда Taлут с войсками выступил в поход,

    Сказал он:

    «Господь пошлет на испытание вам реку,

    И кто напьется из нее,

    Средь воинов моих не будет,

    А несколько глотков с ладони

    Будет прощено».

    Но все испили из нее, кроме немногих.

    Когда же все они чрез реку перешли,

    И он и те, кто вместе с ним уверил,

    Сказали те:

    «Теперь у нас нет мочи джалута с его войском одолеть».

    Но те, кто верил, что (в последний День)

    Им предстоит Аллаха лицезреть,

    Сказали:

    «Как часто небольшая сила

    С Господней воли побеждала многочисленных врагов!»

    Поистине благоволит Господь к тому,

    Кто терпелив и стоек духом.

    250. И вот когда они предстали

    Перед Джалутом и его войсками,

    Они взмолили: «О Господь наш!

    Влей стойкость в нас и укрепи наши стопы,

    И помоги против неверных!»

    251. И с изволeнья Господа

    Они неверных в бегство обратили,

    И умертвил Дауд Джалута,

    И одарил его Господь и мудростью и властью,

    И научил его всему, что Он желал.

    О если б не удерживал Господь

    Одних людских племений над другими,

    Бедой бы преисполнилась земля —

    Но полон щедрости Господь к мирам Своим!

    252. Вот таковы знамения Господни,

    И Мы воистину читаем их тебе —

    Ибо один ты из посланников (Моих).

    253. И всех посланников Мы наделили разными дарами,

    Возвысив (миссию) одних перед другими;

    Средь них был тот, с кем речь держал

    Господь, Других Он (на пророчество) возвысил степенями.

    И Исе, сыну Марйам, Мы даровали ясные знаменья,

    И Дух Святой для укрепления (пророчества) его.

    И будь на то желание Господне,

    Пришедшие за ними вслед

    Не воевали б меж собой, —

    Они ж затеяли раздоры,

    И были среди них

    Те, кто уверовал, и те, кто не уверил.

    И будь на то желание Господне,

    Они б не воевали меж собой.

    Но Свою волю (на земле) вершит Всевышний!

    254. О вы, кто верует!

    Расходуйте из благ, что Мы вам даровали, благотворно,

    Пока не наступил тот День,

    Когда не будут (приняты в защиту)

    И ни оплата торгом (за грехи),

    Ни дружба, ни заступничество (верных), —

    Неверные, поистине, дурные люди.

    255. Аллах — нет божества, кроме Него,

    Живущего и самосущего извечно, —

    Не склоняет Его ни сон, ни дремота,

    Землею и небом один Он владеет.

    Кто может вступиться пред Ним без Его изволенья?

    Он ведает все, что творенья Его испытали,

    И то, что за ними наступит вослед,

    И им из мудрости Его

    Назначено познать лишь то, что Он дозволит.

    Возвысит Он трон Свой на землю и небо —

    Не в тягость Ему их охрана.

    В Своем могуществе велик Он

    И (в высшей степени) возвышен.

    256. Не разрешил в религии Он принужденья,

    Разнится ясно истина от заблужденья;

    Кто зло отверг и обратился к Богу,

    Обрел себе надежную опору,

    Для коей сокрушенья нет.

    Аллах все слышит и Всеведущ!

    257. Аллах — Хранитель тех, кто веру приобрел,

    Из тьмы Он выведет их к свету.

    Но станут идолы напутствовать неверных

    И поведут от света к мраку их —

    Они все — обитатели Огня

    И в нем останутся навечно.

    258. Ужель не видел ты того,

    Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге

    За то, что властью одарил его Господь?

    И Ибрахим сказал:

    «Господь мой тот, кто жизнь и смерть дарует».

    Но тот сказал: «Дарую я и жизнь и смерть».

    Ответил Ибрахим:

    «Господь повелевает солнцу восходить с востока —

    Ты с запада вели ему взойти».

    Так был в смущение повергнут тот,

    Кто пренебрег Господней верой.

    Бог праведной стези неверным не укажет.

    259. Иль (странник) тот, кто близ селенья проходил,

    Разрушенного до единой кровли.

    И он сказал: «Как может оживить его Господь,

    Когда оно уже застыло в смерти?».

    И странника поверг Господь во смерть на сотню лет,

    Затем Он оживил его и воспросил:

    «Как долго здесь ты находился?» —

    Ответил тот: «Быть может, день иль часть его».

    Но Бог сказал: «О нет! Сто долгих лет ты пробыл здесь.

    Теперь взгляни на свою пищу и питье —

    Их порча вовсе не коснулась.

    Теперь на своего осла взгляни —

    (Лишь кости от него остались).

    Тебя Мы сделали знаменьем для людей,

    И далее — смотри на кости:

    Совокуплю Я их и в плоть одену!».

    Когда сие ему предстало ясно,

    Он сказал: «Теперь я знаю —

    Всемогущ Аллах над всем!».

    260. И вспомните, как Ибрахим сказал:

    «Мой Бог, дай мне узреть,

    Как мертвым жизнь Ты возвращаешь».

    И Бог сказал: «Ужель доселе не уверил ты?»

    «О да!» — воскликнул Ибрахим, - «уверил я,

    Но сердцем (и умом) хочу проникнуть».

    И Бог сказал:

    «Тогда возьми четыре птицы

    И приручи к тебе слетаться,

    Затем порежь на части их и помести

    На каждый холм отдельно,

    А после этого ты созови их —

    Они стремительно к тебе слетятся.

    Так знай же ты,

    Всесилен Бог и мудрости исполнен!».

    261. И те, кто на пути Господнем

    Расходует из своего добра,

    Тому единому зерну подобны,

    Что породило семь колосьев,

    Хранящих сто таких же зерен в каждом.

    Господь удвоит достояние Свое

    Тому, кого сочтет Себе угодным.

    Поистине oбьемлет все Он и Всеведущ.

    262. И те, кто на пути Господнем

    Расходует из своего добра

    И вслед за тем попреков и обид не посылает,

    Награду Господа получат —

    На них не ляжет страх,

    Не отягчит печаль их.

    263. Речь добрая, прошение обид

    Превыше милостыни всякой,

    За коей следует попрек.

    Свободен Бог от всяких нужд и кроток!

    264. О вы, кто верует!

    Благодеяния свои не обращайте в тщету,

    Послав им вслед попреки и обиды

    Подобно тем, кто лишь для виду

    Расходует из своего добра,

    А в Господа и Судный день не верит.

    Они подобны обнаженному холму,

    Едва покрытому землей,

    Прольется дождь обильный на него —

    Останется он голым камнем!

    А также и для них — бесплодным будет то,

    Что (на земле) приобрели (деяньями своими).

    Бог праведной стезей не поведет неверных.

    265. Те, кто расходует из своего добра,

    Желая Богу быть угодным

    И свои души (верой) укрепить,

    Подобны саду на холме высоком.

    Прольется на него обильный дождь —

    И он взрастит свои плоды вдвойне.

    А коль дождя обильного не будет,

    Его заменит легкая роса!

    Поистине Бог видит все, что вы творите.

    266. И кто захочет обладать прекрасным садом

    Из финиковых пальм и виноградных лоз, ]

    Что омывается обильными ручьями,

    Где для его довольства всякие плоды,

    В то время как постигнет его старость,

    А дети же слабы, —

    Чтоб вихрь огненный обрушился на сад

    И поглотил в нем все дотла?

    Так вам Господь Свои знаменья изъясняет,

    Чтоб вы могли уразуметь.

    267. О вы, кто верует! Благотворите лучшим из добра,

    Что вы приобрели,

    Иль из того, что из земли,

    Мы милостью Своей для вас изводим.

    И не стремитесь ухватить дурное,

    Чтобы потом благотворить из этой доли,

    А сами б этого не взяли,

    Зажмурив разве что свои глаза.

    И знайте, что свободен Бог от всяких нужд

    И преисполнен славы!

    268. Вас бедностью пугает Сатана

    И побуждает вас к поступкам непристойным, —

    Господь же обещает вам Свое прощение и милость,

    Поистине (Своею милостью) объемлет всех Он

    И ведает над всем и вся!

    269. Он мудростью дарит того, кого захочет, —

    И тот, кому дарована она,

    Получит всеобъемлющие блага,

    Но осознают это те,

    Кто обладает разуменьем.

    270. И чтоб на подать вы ни издержали,

    Какой обет ни дали б вы,

    Известно Богу все об этом,

    И нет заступников у скверных!

    271. И если на виду вы милостыню подаете,

    Сие для вас пристойно —

    Когда ж вдали от всяких глаз

    Вы бедным по нужде ее даете,

    Сие есть лучшее для вас,

    Что вам часть прегрешений сгладит.

    Поистине Бог ведает о том, что вы творите!

    272. Не на тебя возложено вести их праведной стезей,

    Лишь Бог ведет прямым путем того,

    Кого сочтет Себе угодным,

    И что бы вы из благ своих ни издержали,

    Сполна воздастся вашим душам —

    Ведь вы даете только потому,

    Что ищете Господнего благодаренья;

    И что бы вы из своего добра ни издержали,

    Сполна вам будет воздано

    И вам не нанесут обид несправедливых.

    273. И тем в нужде, кто на пути Господнем

    Удержаны (от промыслов своих),

    И в поисках (себе достатка)

    Не могут двигаться по сей земле.

    Их скромность побудит незнающего думать,

    Что нет нужды у них ни в чем,

    И ты их различишь по видимому знаку:

    Своими просьбами они не докучают людям,

    И что бы вы из своего добра ни издержали,

    Господь, поистине, об этом знает.

    274. И те, кто днем и ночью милостью дарит

    Сокрыто или явно,

    У Господа найдут награду,

    На них не ляжет страх,

    Не отягчит печаль их.

    275. И кто снедаем лихоимством,

    Восстанет (в Судный день) подобно тем,

    Кого поверг в безумство Сатана

    Своим прикосновеньем,

    И это потому, что говорят они:

    «Ведь лихоимство — то же, что и торг».

    Но запретил Господь вам лихоимство

    И разрешил вам торг вecти,

    И тот, кто, получив от Господа завет сей, воздержался,

    Прощение (сего греха) за прошлое получит,—

    Деяние его пред Богом (ляжет).

    Но тем, кто (мерзость эту) повторяет, -

    Стать обитателями Ада

    И там навечно пребывать.

    276. Господь сурово воспрещает лихоимство

    И воздает за всякое благодеянье

    Он нечестивых грешников не любит.

    277. Кто в Господа уверил и творит благое,

    Молитву соблюдает по часам

    И совершает очистительную милость,

    Найдут у Господа награду,

    На них не ляжет страх,

    Не отягчит печаль их.

    278. О вы, кто верует! Побойтесь Бога

    И откажитесь от того, что вам назначено лихвой,

    Коль вы поистине уверили в Аллаха.

    279. Но если вы не сделаете это,

    Услышьте про войну от Бога и Его пророка.

    А если oтвратитесь вы (от лихоимства),

    Ваш капитал останется при вас;

    Ущерба и обид другим не причиняйте,

    Тогда и сами вы не пострадаете от них.

    280. И если ваш должник испытывает тягость,

    То ждать вам надлежит,

    Пока дела его не облегчатся.

    А если вы ему сей долг

    Благодеяньем обратите,

    Сие есть лучшее для вас.

    О если бы вы только знали!

    281. И бойтесь Дня,

    Когда вы все вернетесь к Богу,

    И каждая душа сполна получит то,

    Что уготовила себе вперед,

    И ни один не понесет обид несправедливых.

    282. О вы, кто верует!

    Коль меж собой ведете сделку о долгах

    На срок определенный,

    Вы письменно условие составьте,

    И пусть писец записывает верно

    По отношению к обеим сторонам —

    Ему не должно отказаться делать так,

    Как научил его Господь.

    А потому — пусть пишет.

    И пусть диктует тот, кто в долг берет,

    И Господа, Владыку своего, при сем страшится, —

    Не убавляя из того, что занимает.

    Но если тот, кто в долг берет,

    Умом или здоровьем слаб,

    Иль диктовать сам не способен,

    Пусть опекун его диктует верно;

    И призовите двух свидетелей сему из вашего округа;

    И если не найдется двух мужчин,

    Двух женщин и мужчину,

    На чье свидетельство согласны вы,

    И коль одна из них собьется (в показаньях),

    Другая ей поможет вспомнить.

    Свидетелям, когда их призовут,

    Не должно от свидетельств отказаться.

    И не брежите письменно означить долг,

    Будь мал он иль велик,

    Указывая срок уплаты.

    Сие пред Богом справедливее всего

    И для свидетельства пригодней,

    И ближе к устранению сомнений среди вас.

    Но если меж собой вы проведете торг наличный,

    На вас не ляжет грех,

    Коль письменно его вы не сочтете.

    Свидетелей зовите всякий раз,

    Когда вы меж собою торг ведете;

    И над свидетелем, и над писцом

    Не должно быть насилий,

    А ежели не так —_то вы преступите (пределы Бога).

    Страшитесь гнева вашего Владыки!

    Поистине Он (мудро) учит вас,

    И Сам о всякой веши знающ!

    283. А коль в пути вы и писца не можете найти,

    Вам надлежит давать залоги, —

    И кто из вас в залог доверил вещь другому,

    То тот, кому доверена она,

    Залог сей в целости вернуть обязан.

    И пусть страшится своего Владыку

    И никаких свидетельств не таит, —

    Ведь у того, кто (с умыслом) утаивает их,

    Разъедено грехами сердце.

    И знает Бог все то, что вы творите.

    284. Лишь Бог владеет тем, что на земле и в небе.

    Откроешь ты иль утаишь, что у тебя в душе,

    Бог призовет ответ держать пред Ним.

    И Он один Своим желанием решит,

    Кто будет Им прощен, а кто — наказан.

    Ведь Всемогущ Господь над всем!

    285. Посланник верит в то, что Бог открыл ему,

    И знают это праведные люди,

    И верят в Бога, ангелов его,

    В (святые) Книги и в пророков.

    «Не знаем мы различий средь пророков», — говорят они:

    «Тебя мы слышим и предались!

    Лишь от Тебя прощенье нам,

    И лишь к Тебе мы все вернемся».

    286. И не возложит Бог на душу груз,

    Что больше, чем она поднимет;

    Окупит доброе Он ей сполна,

    Сполна накажет за дурное.

    «Владыка наш! Ты пощади нас,

    Коли забудемся и упадем во грех!

    Владыка наш!

    Не возложи те тяготы на нас,

    Что возложил на тех, которые до нас грешили;

    Владыка наш!

    Не положи на плечи нам тот груз,

    Поднять который нету мочи!

    Изгладь грехи и ниспошли Свое прощенье.

    Будь милостивым к нам!

    Ты — Покровитель наш,

    Так помоги же нам против неверных».

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz