e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

Сура 111: Аль Масад (Пальмовые волокна) 5 аятов


Эта мекканская сура, ниспосланная в то время, когда святой Пророк (ДБАР) начал открытую проповедь новой религии, содержит предостережение одному из тогдашних врагов ислама и святого Пророка (ДБАР) – Абу Лахабу. Сура повествует о том, что Абу Лахаб и его жена крайне враждебно относились к Посланнику и строили против него всяческие козни.

В Коране недвусмысленно говорится о том, что они оба попадут в Ад и уже никогда не выберутся оттуда. Это предсказание фактически осуществилось, поскольку они закончили свой жизненный путь, так и не приняв ислама. История Абу Лахаба является примером точных и недвусмысленных пророчеств священного Корана.

В одном из преданий приводятся такие слова святого Пророка (ДБАР): "Того, кто читает ее (суру Пальмовые волокна), Аллах, я надеюсь, не поместит вместе с Абу Лахабом в одно место" (то есть он будет в Раю, а Абу Лахаб – в Аду) [Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 558].

Очевидно, что эту награду получит тот, кто, читая суру, не поступает подобно Абу Лахабу, а не тот, кто читает ее и, вместе с тем, совершает недостойные поступки, как упомянутый нечестивец.

Рассказывают, со ссылкой на Ибн Аббаса, что ниспосланный аят "Увещевай своих ближайших родственников" (сура Поэты, 26:214) был повелением Аллаха святому Пророку (ДБАР) собрать ближайших членов своего семейства, открыто призвать их к исламу и объявить себя посланником Аллаха. Получив это повеление, Мухаммед (ДБАР) взошел на вершину горы Сафа и воззвал: /йа сабаха/. (Эта фраза использовалась для того, чтобы известить людей о грозящем нападении и призвать их к обороне).

Услыхав призыв Мухаммеда, люди со всей округи собрались вокруг него. Назвав поименно аравийские племена, представленные собравшимися, он обратился к ним со следующими словами: "Поверите ли вы мне, если скажу, что по ту сторону подножия этой горы расположилось огромное вражеское войско?" Все единодушно ответили: "Конечно, поверим, ведь ты никогда не лгал". Тогда святой Пророк (ДБАР) произнес: "Аллах послал меня глашатаем, дабы я проповедовал Единственность Господа". Услышав это, Абу Лахаб воскликнул: "Чтоб ты провалился! И ради этого ты нас собрал?" И в этот момент была ниспослана сура Пальмовые волокна, которая содержала такие слова: "Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам!"

Враждебные выпады Абу Лахаба и его жены на этом не закончились. Эти двое были величайшими нечестивцами того времени и убежденными врагами только что зародившегося ислама. Именно поэтому Коран недвусмысленно осуждает и порицает их. Более подробно об этой истории будет рассказано ниже, если на то будет воля Аллаха.


Аяты: 1-5

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

    1. Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам!

    2. Не спасли его ни богатство, ни то, что он обрел.

    3. И вскоре войдет он в огонь пылающий.

    4. А жена будет таскать дрова [для огня],

    5. а на шее у нее – веревка из пальмовых волокон.


Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам!

При изложении обстоятельств ниспослания суры уже говорилось о том, что она была явлена в ответ на недостойные слова Абу Лахаба, дяди Пророка и сына Абд аль-Мутталиба. Он был одним из наиболее непримиримых врагов ислама. Услышав понятный, обращенный ко всем призыв святого Посланника Аллаха (ДБАР) принять новую веру, а также его предупреждение о Божьей каре, Абу Лахаб произнес: "Чтоб ты провалился! И ради этого ты нас собрал?". В ответ на эти слова в священном Коране сказано: "Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам!".

Слова /таб/ и /табаб/, как пишет Ракиб в своей работе Муфрадат, означают "постоянный проигрыш". Однако Табарси в Маджма‘ аль-байан высказывает иное мнение, согласно которому эти слова означают "проигрыш, ведущий к гибели".

Некоторые филологи считают, что эти слова передают значение "отрезать". Обоснованием такой трактовки служит, вероятно, то, что постоянный проигрыш ведет к неизбежному краху. Как бы то ни было, все предлагаемые варианты соответствуют смыслу рассмотренного аята.

Несомненно, что гибель нечестивца, о котором идет речь в суре, может случиться и в нашем, и в потустороннем мире или же и в том и в другом.

Почему священный Коран, вопреки присущей ему особенности избегать конкретных имен, называет имя презренного Абу Лахаба?

Абу Лахаб, носивший прежде имя Абдул Узза, что значит "раб идола Узза", был человеком буйного нрава, с лицом багрового цвета, и происхождение его прозвища объясняется, вероятно, тем, что арабское слово "лахаб" означает "пламя".

Абу Лахаб и его жена Умм Джамиль, сестра Абу Суфьяна, упомянуты в Коране как заклятые враги ислама, причинившие много зла святому Пророку (ДБАР). Один человек по имени Тарик Мукариби рассказал, что видел однажды, как Абу Лахаб следовал по пятам за святым Пророком (ДБАР) через всю торговую площадь Зу-ль-Муджаз, которая находится у горы Арафат, недалеко от Мекки. Он шел за ним (ДБАР), громко призывая людей не слушать святого Пророка (ДБАР), потому что он сумасшедший. При этом Абу Лахаб швырял камни в ноги святого Пророка (ДБАР), изранив их в кровь.

Существует много подобных историй, рассказывающих о беспрерывной отвратительной травле и о злобных речах Абу Лахаба в адрес Пророка Мухаммеда (ДБАР). Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что в рассматриваемой суре Абу Лахаб и его жена подвергнуты такому резкому осуждению и проклятию.

Абу Лахаб был единственным представителем племени Бану Хашим, кто отказался подписать соглашение со святым Пророком (ДБАР). В то же время он продолжал вступать в сговоры с врагами ислама и до конца своих дней оставался противником святого Пророка (ДБАР). В свете этих обстоятельств становится понятно, почему из всех врагов Мухаммеда (ДБАР) Абу Лахаб был единственным, кто назван в Коране по имени.

Не спасли его ни богатство, ни то, что он обрел

Из этого аята явствует, что Абу Лахаб был богатым, высокомерным человеком, кичившимся своим состоянием и использовавшим его в борьбе против ислама.

И вскоре войдет он в огонь пылающий

Наказание этого нечестивца, так же как и его имя, ассоциируется с ярко пылающим огнем.

Абу Лахаба, равно как и прочих неверных и грешников, не спасут от пламени Ада ни богатство, ни знатность рода, ибо, как о том сказано в суре Поэты (26: 88, 89): "В тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем".

Несомненно, что огонь, упоминаемый в аяте "И вскоре войдет в огонь пылающий", – это огонь Ада, но некоторые толкователи полагают, что речь может идти и об обычном земном огне.

Рассказывают, что после поражения мекканцев в битве при Бадре Абу Лахаб, которой сам в ней не участвовал, стал расспрашивать вернувшегося оттуда Абу Суфьяна о подробностях сражения. Абу Суфьян, рассказал о поражении курайшитов, а затем добавил: "Клянусь Аллахом, во время битвы мы увидели между небом и землей нескольких всадников, которые пришли на помощь Мухаммеду".

Абу Рафи, один из слуг Аббаса, был свидетелем этого разговора и привел такие подробности: "Я сидя слушал их беседу и, воздев руку к небу, сказал, что это были небесные ангелы. Абу Лахаб разгневался, сильно ударил меня по лицу, приподнял и бросил на землю. Я сильно ушибся.

Он долго бил меня, срывая зло за свое недовольство и разочарование. В этот момент находившаяся рядом жена Аббаса, Умм аль-Фазль схватила кол и с размаху ударила Абу Лахаба по голове, сказав при этом: "Ты никого не нашел, кроме этого несчастного?"

Палка рассекла голову Абу Лахаба до крови, и неделю спустя он умер от какой-то заразной болезни. Поскольку труп его издавал невыносимое зловоние, никто не осмеливался подойти к нему. Наконец, спустя три дня нескольким рабам приказали вынести тело из Мекки. Они обмыли его, стоя на некотором удалении, а затем забросали камнями" [Бихар аль-анвар, т. 19, стр. 227].

А жена будет таскать дрова [для огня],

а на шее у нее – веревка из пальмовых волокон

Неудивительно, что Умм Джамиль, сестра Абу Суфьяна и тетка Муавии, была женой Абу Лахаба. Эта злобная сварливая баба своим характером была под стать мужу. Вместе с ним она чинила всевозможные препоны на пути ислама. Что же касается аята, в котором говорится, что она "будет таскать дрова [для огня]", то мнения комментаторов по этому поводу разделились.

Некоторые объясняют это тем, что она связывала пучки колючих веток веревками из скрученных пальмовых волокон и по ночам разбрасывала их на дороге, по которой должен был пройти Пророк (ДБАР), рассчитывая таким образом поранить его ноги и причинить ему физические страдания.

Другие же считают, что слова этого аята могут символизировать распространение сплетен с целью спровоцировать нападки, поскольку Умм Джамиль была подвержена и этому пороку.

Существует также версия, согласно которой в Судный день она будет нести на себе тяжкое бремя чужих грехов.

Наиболее убедительной выглядит первая версия, однако вполне возможно и совместить все эти толкования.

Слово /джид/ означает "шею и верхнюю часть груди". Форма множественного числа этого слова - /аджйад/. Слово /‘унук/ переводится как "тыльная сторона шеи", а /ракаба/ - как "шея" в целом.

Слово /масад/ служит для обозначения веревки, изготовленной из волокон пальмового листа. Некоторые считают, что под этим словом подразумевается веревка, жесткая, как пальмовое волокно, и одновременно тяжелая и раскаленная, как если бы она была сделана из железа. Эту веревку наденут на ее шею в Аду.

Имеет хождение и версия, по которой Умм Джамиль имела очень дорогое ожерелье. Она поклялась продать его, а вырученные деньги израсходовать на борьбу со святым Пророком (ДБАР). Возможно, поэтому Аллах и назначил ей такое наказание.

Предсказание как доказательство пророческой силы Корана.

Мы знаем, что данная сура была ниспослана в Мекке. В ней сказано, что Абу Лахаб и его жена будут гореть в пламени Ада. Другими словами, заявлено, что они так и не поверят в Истину, в отличие от многих мекканских язычников, которые в конце концов уверовали в ислам, хотя вера некоторых из них была показной и неискренней. Но эти двое были среди тех, кто категорически отвергал ислам, не желая даже притворяться.

Это одно из предсказаний святого Корана, содержащееся в неясных аятах.

Родственные отношения в вопросах веры не принимаются во внимание.

Упоминание в Коране нечестивых Абу Лахаба и его жены среди других врагов ислама подчеркивает, что отсутствие истинной веры нельзя возместить ни знатным происхождением, ни даже родством со святым Пророком (ДБАР). Мусульмане не испытывают никаких симпатий к тем, кто уклоняется с пути веры, и не следуют их примеру даже в том случае, если речь идет о ближайших родственниках.

Абу Лахаб был дядей Пророка (ДБАР), но, отказавшись повиноваться повелениям Аллаха, был подвергнут осуждению и предупрежден о Божьей каре наряду с другими неверными, и даже в еще большей степени, поскольку совершил больше прегрешений, чем другие. Те же, кто не принадлежал к числу родственников Посланника (ДБАР) и даже являлся чужестранцем, говорящим на другом языке, но верил в ислам и поступал по вере, были по-настоящему близки Пророку ислама (ДБАР). Например, в одном из преданий приводятся слова Посланника (ДБАР), характеризующие Салмана Фарси: "Салман – один из Ахлуль-бейт". Другими словами, он был как бы членом семьи Пророка (ДБАР).

Да, эта сура была ниспослана в связи с недостойным поведением Абу Лахаба и его жены, проклятых за свои мысли и поступки, но совершенно очевидно, что такая же судьба уготована каждому человеку, каждой группе людей, которые ведут себя подобно Абу Лахабу.

Молитва

Господи! Очисти наши сердца от злобы и зависти!

Господи! Мы все страшимся Судного дня. Даруй нам безопасность и покой и пошли благополучную судьбу!

Господи! Мы знаем, что в день Страшного суда нам не помогут ни богатство, ни кровные узы. Уповаем только на Твою милость!


Сура 112: Аль Ихлас (Искренность) 4 аята


Эта сура, как видно из ее названия, посвящена Аллаху – Единому и Единственному Богу. В четырех аятах суры дано исчерпывающее описание принципа единобожия.

По поводу обстоятельств ниспослания суры в предании от имама Садыка (ДБМ) сказано следующее: "Некий иудей попросил как-то Пророка (ДБАР) описать сущность Аллаха или рассказать Его родословную. Пророк (ДБАР) три дня молчал и не давал ответа. Затем Ангел-посланник принес (ему) эту суру и он (ДБАР) ответил на вопрос".

В некоторых преданиях говорится о том, что вопрос этот задал Абдулла ибн Сурийа, один из лидеров иудейской общины. Существует и другое предание, в котором утверждается, что вопрос этот прозвучал в Мекке и задал его Абдулла ибн Салам, который принял ислам, но скрывал свою веру.

Есть предание, согласно которому вопрос этот задали язычники Мекки [Аль-мизан, т. 20, стр. 546].

Ряд преданий утверждает, что с этим вопросом к Мухаммеду (ДБАР) обратились христиане Наджрана.

Все эти предания не противоречат друг другу, поскольку с такой просьбой к Пророку (ДБАР) мог обратиться любой из названных людей, что само по себе свидетельствует о величайшем значении этой суры, которая отвечает на вопросы представителей самых разных слоев общества.

Что касается пользы от чтения суры, то в исламской религиозной литературе есть ссылки на множество различных преданий из жизни святого Пророка и его семейства (Мир Им Всем), где говорится об огромной важности суры Искренность. Автор комментария Атйаб аль-байан насчитал 25 таких преданий [Атйаб аль-байан, т. 14, стр. 259].

В одном из преданий рассказывается о том, как святой Пророк (ДБАР) спросил своих слушателей: "Есть ли среди вас такой, кто за ночь сумеет прочесть одну треть Корана?".

Один из присутствовавших ответил вопросом на вопрос: "О, Посланник Аллаха! Разве это возможно?".

Тогда Пророк (ДБАР) сказал: "Произнеси вслух слова: "Скажи: Он – Аллах, Единый" (сура Искренность) " [Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 561 (см. также другие комментарии)].

В одном из преданий говорится о том, что чтение вслух этой суры при возвращении домой, способствует росту благосостояния доходов и избавлению всех домочадцев от нужды [Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 561 (см. также другие комментарии)].

В Тафсир-и Нур ас-сакалейн имеется 90 достоверных преданий о пользе чтения суры, а также комментарии к ней [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр.699-715].

Что же касается слов о том, что чтение этой суры приравнивается к прочтению третьей части всего Корана, то в их основе, как утверждают, лежит представление о том, что Коран содержит описание религиозных обрядов, изложение принципов веры, а также исторические примеры и факты, и данная сура в сжатом виде излагает именно принципиальные положения ислама.

Некоторые другие исследователи считают, что Коран посвящен трем основным темам: сотворению мира, его концу и промежуточному этапу его существования, при этом данная сура связана с первой темой.

Вполне приемлема и точка зрения, согласно которой одна треть Корана представляет собой описание единобожия, а данная сура – ее квинтэссенция.

В завершение этого раздела предлагаем вниманию читателя предание, описывающее величие данной суры.

Имам Али ибн Хусейн аз-Зайн аль-‘Абидин (ДБМ), отвечая на вопрос о суре Искренность, сказал: "Воистину Аллах Всемогущий и Достославный знал, что на исходе времен появятся люди, которые будут точны и внимательны (в делах). Поэтому Он ниспослал эту суру (Искренность), а также начальные аяты суры Железо до слов "Он ведает о том, что таят все сердца". Каждый, кто попытается превзойти это знание, погибнет" [Усул-и кафи, т.1, гл. Несбат, предание 3].


Аяты: 1-4

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

    1. Скажи: "Он – Аллах, Единый,

    2. Аллах Вечный

    3. Он не родил и не был рожден,

    4. и нет никого, равного Ему"


Первый аят этой суры является ответом на вопрос, который часто задавали представители различных групп или племен по поводу сущности Аллахаи Его атрибутов. Вот этот аят-повеление:

Скажи: Он – Аллах, Единый

Этот аят начинается местоимением 3-го лица единственного числа /хува/ "он", относящимся к чему-то всем известному, но неопределенномуи не поддающемуся идентификации, которая возможна при использовании местоимения 1-го лица единственного числа "я". Это, действительно, особый код, указывающий на то, что Его Святая Сущность окутана тайной и совершенно непостижима для человека, чьи мысль и воображение бессильны представить Его, хотя свидетельства Его существования пронизывают весь мир и являются более явными и очевидными, чем все материальные предметы, как о том сказано в суре Разъясненные (41:53): "Скоро Мы покажем им Наши аяты в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т.е. Коран) – истина".

Первый аят суры провозглашает то, что до сих пор оставалось неизвестным: "Аллах Един"

Слово /кул/ в данном контексте означает "заяви об этом и расскажи всем".

В предании от имама Мухаммеда Бакира (ДБМ) говорится, что, произнеся эти слова, он продолжил: "Язычники и идолопоклонники, кивая на своих идолов, использовали указательные местоимения и говорили: "О Мухаммед, вот наши боги, их можно видеть. Опиши своего бога так, чтобы мы могли представить его себе и понять". И тогда Аллах ниспослал аят "Скажи: Он – Аллах, Единый". Буква /х/ в слове /хува/ обращает внимание на тему высказывания. Буква /в/ представляет собой местоимение третьего лица и подчеркивает тот факт, что Божественная суть скрыта от взоров и не может быть постигнута с помощью органов чувств" [Бихар аль-анвар, т. 3, стр. 221, предание 12].

В другом предании Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) говорит: "В ночь накануне сражения при Бадре мне приснился пророк Хезр. Я спросил его, как одолеть врага. Он сказал: "произноси /йа ху йа ман ла хува илля ху/". Утром я рассказал свой сон Посланнику Аллаха (ДБАР) и он сказал: "О Али, ты узнал Величайшее из Имен (Аллаха)". Впредь в ходе сражения я все время повторял эти слова" [Бихар аль-анвар, т. 3, стр. 222, предание 12].

Когда Аммар Ясир услышал, как имам Али (ДБМ) привычно произносит вслух эту фразу в битве при Сиффине, он спросил его о смысле этих слов. Али (ДБМ) ответил: "Это – Величайшее Имя (Аллаха) и основа единобожия " [Бихар аль-анвар, т. 3, стр. 222, предание 12].

Аллах – это имя Бога, и смысл слов, которые произносил Его Светлость Али (ДБМ), в том, что в этом слове отражены такие Его атрибуты, как Щедрость и Величие. Вот почему слово Аллах является "Величайшим из Имен".

Это имя используется только применительно к Богу, в то время как другие имена Аллаха, каждое из которых описывает одну из граней Его Красоты и Величия, используются и в описании других предметов и явлений.

Существует много предположений относительно того, от какого корня происходит слово Аллах. Среди выдвигаемых вариантов такие, как /илахат/, /алаха/, /алилаха/, /илах/, /валих/. Но каков бы ни был корень, слово Аллах – это имя собственное, принадлежащее "Сущности, бытие Которой не требует доказательств, и Которая обладает всеми атрибутами совершенства. Это имя принадлежит истинному Богу и заключает в себе все остальные прекрасные имена Того, Кто составляет сущность всех проявлений бытия".

Это Священное Имя упоминается в Коране около тысячи раз, то есть больше любого другого имени Бога. Это имя озаряет наши сердца светом истины, дарит нам стойкость и покой и переносит нас в мир, полный чистоты и безмятежности.

Слово /ахад/ происходит от /вахда/. Некоторые толкователи полагают, что во многих случаях слова /ахад/ и /вахид/ означают одно и то же. В рассматриваемом аяте слово /ахад/ взаимозаменяемо со словом /вахид/, когда последнее используется в качестве эпитета, характеризующего Аллаха, поскольку /аль-ахад/ используется только применительно к Аллаху и означает "Единственный"; Уникальный; Тот, Кто всегда один и единственен; Неделимый; Тот, Кто един в Своей Власти, Сущности и атрибутах.

Можно произнести /хува аль-вахид/ и /хува аль-ахад/, а также /ахад/ без артикля, при этом по отношению к Аллаху все эти выражения будут передавать один и тот же смысл. В рассматриваемом контексте (и только в нем) они взаимозаменяемы со словом /вахид/. В данном аяте слово /ахад/ служит заменой слова Аллах точно так же, как неопределенное существительное иногда заменят собой существительное определенное.

Однако некоторые исследователи полагают, что между словами /ахад/ и /вахид/, которые, как принято считать, оба означают "Единственность", имеется существенное различие. Для указания на Единство Бога в данном аяте говорится, что Бог – это Аллах, то есть Один. Один в смысле Абсолютной Единственности Его Сущностного Бытия, а не с точки зрения количественного подхода, который допускает наличие второго, третьего и так далее. Здесь же речь идет о Единственном, не имеющем себе подобных.

Выражение "Один" подразумевает "Единственность", постичь обладателя которой человеческий разум не в силах. Его Единственность такова, что даже Его атрибуты – это часть Его сущности и не могут быть отделены от Него.

Исламская концепция Единого Бога нанесла смертельный удар всем искусственным построениям политеизма и самой идее многобожия.

Бог один, у Него нет сотоварищей, у Него нет ни начала, ни конца, Он не ограничен временем, пространством и обстоятельствами. Бог – это реальность, без которой все остальное лишено бытия. Бог – это Единственный Творец, и все сущее – Его порождение.

В предании от имама Бакира (ДБМ) сказано: "Слова "ахад" и "вахид" выражают одну и ту же сущность Того, у Кого нет равных или подобных. Монотеизм – это признание Единственности Бога" [Бихар аль-анвар, т. 3, стр. 222].

В Коране слова /вахид/ и /ахад/ оба относятся к Аллаху, Одному, Единственному.

В следующем аяте приводится еще один эпитет Бога:

Аллах Вечный

В исламских преданиях, комментариях и словарях приводится множество значений слова /самад/.

Ракиб в своей работе Муфрадат пишет, что "самад значит Господин, тот, к кому обращаются при решении важных вопросов". Некоторые полагают, что "самад" – это "что-то монолитное, не имеющее внутри пустот"

Это слово означает "Господин"и применительно к Аллаху, поскольку Ему подвластны все земные дела. "Самад" означает того, кто занимает высочайшее положение, Господина, которому человек подчиняется, к которому обращается за помощью, в содействии которого нуждается. Это слово означает также Того, выше Которого никого нет, или Того, Кто продолжает существовать и после гибели всех Его творений.

Имам Хусейн ибн Али (ДБМ) в одном из преданий привел пять значений слова "самад":

    1. Самад – это Господин, обладающий высшей властью.

    2. Самад – это Сущность и бытие, пребывающие вечно и не имеющие конца.

    3. Самад – это сплошная однородная Реальность.

    4. Самад – это Тот, Кто не нуждается в еде и питье.

    5. Самад – это Тот, Кто не спит [Бихар аль-анвар, т. 3, стр. 223].

В предании от имама Али ибн аль-Хусейна (ДБМ) сказано: "Самад – это Тот, у Кого нет сотоварищей, который может все защитить и для которого нет тайн" [Бихар аль-анвар, т. 3, стр. 223].

Некоторые толкователи считают, что /самад/ значит "не зависящий ни от кого", то есть Воплощение Совершенства; Тот, к Кому все обращаются за помощью; Тот, Кто вечен в Своем бытии и совершенстве; Тот, Кто не нуждается ни в каких материальных благах; Тот, Кто вызывает удивление и благоговение при попытке понять Его с помощью разума. Для Его всеобъемлющего знания нет тайн ни в чем, даже в людских помыслах. Он бесконечен во всех аспектах своего бытия и в своих атрибутах.

Слово"самад" имеет столько значений, что мы не можем перечислить все из них. К тому же, перевод всех имен или атрибутов, приведенных для пояснения этого понятия, не в состоянии передать их точное значение.

В одном из преданий повествуется о том, как жители Басры послали письмо имаму Хусейну (ДБМ) с просьбой пояснить смысл слова /самад/. Имам (ДБМ) ответил: "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Не ведите пустых разговоров о Коране и не обсуждайте его, если вы ничего (в нем) не смыслите. Поистине, слышал я от своего деда, Посланника Аллаха (ДБАР), такие слова: "Тот, кто рассуждает о Коране, не зная его, будет гореть в пламени Ада". Сам Аллах объяснил, что такое "самад": "Он не родил и не был рожден", "И нет никого, равного Ему". Да, Аллах есть "самад", Тот, у Кого нет начала, и для Кого чужды телесность и пространственные измерения. Он Творец всего сущего, и все порождено Его Властью. То, что сотворено Им, чтобы умереть, погибнет по Его Воле, а то, что Он сделал бессмертным, останется в Его знании. Таков Аллах, аль-Самад" [Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 565].

Следующий аят отвергает взгляды христиан, иудеев и арабских язычников, считавших, что у Аллаха был сын, и говорящих об отцовстве Аллаха.

Он не родил и не был рожден

Совсем по-иному звучат утверждения тех, кто верит в Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Христиане считают Иисуса (Мир Ему) сыном Бога. Иудеи убеждены, что Эзра (‘Узайр) был сыном Бога. Вот что сказано по этому поводу в суре Покаяние (9:30): "Иудеи утверждали: "Узайр – сын Аллаха". Христиане утверждали: "Мессия – сын Аллаха". Но это – всего лишь словеса, изреченные [их] устами, напоминающие слова тех, кто не уверовал [в Аллаха] задолго [до них]. Да поразит их Аллах! Сколь далеки они [от истины]!".

Арабские язычники верили в то, что ангелы – это дочери Аллаха: "…Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери…" (сура Скот, 6:100)

Некоторые исламские предания утверждают, что слово "родил" в рассматриваемом аяте имеет более широкий смысл, чем это представляется на первый взгляд. Оно не допускает возможность происхождения из Него каких бы то ни было материальных вещей или тонких субстанций, равно как и того, что Он, Священная Сущность, мог возникнуть из материальной вещи или тонкой субстанции.

В цитировавшемся выше письме имама Хусейна (ДБМ), содержавшем ответ на вопрос жителей Басры по поводу значения слова /самад/, о данном аяте сказано следующее: "/лам йалид/ означает, что ничего не вышло из Него - ни бездушные предметы, ни дитя, ни что-либо еще из того, что производят живые существа, ни такая эфемерная вещь, как душа.

Ему не присущи сон, воображение, скорбь, печаль, счастье, смех, слезы, страх и надежда, отвага и уныние, голод и пресыщенность.

Аллах выше того, чтобы вызвать к жизни что-либо из самого Себя, родить материальную вещь или тонкую субстанцию. В такой же степени Он не может быть рожден из материи или тонкой субстанции, подобно тому, как живое существо рождает свое потомство, как растение поднимается из земли, как воды вытекают из источника, как фрукты вырастают на деревьях, либо как то, что производят тонкие субстанции: глаза, порождающие зрение, уши, порождающие слух, нос, порождающий обоняние, рот, порождающий вкус, язык, порождающий речь, сердце, порождающее разум и знание (интуицию и духовность), кремень, порождающий искры…" [Бихар аль-анвар, т. 3, стр. 224, а также Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 566].

Согласно этому преданию, слово "родить" передает очень широкий спектр значений, куда входят любые формы происхождения одной сущности от другой, и в этом состоит второй смысл рассматриваемого аята, первый и очевидный смысл которого был рассмотрен в начале. Кроме того, второй смысл, если провести аналогию с первым, также становится вполне понятным и очевидным, поскольку, если у Аллаха нет детей, то причина кроется в том, что Ему чужды материальные атрибуты. Осознание этой реальности помогает разобраться и в других аспектах проблемы.

и нет никого, равного Ему

Слово /куфв/ означает "равный по положению и званию" и используется для обозначения любого равенства.

Исходя из этого аята, Святая Сущность Аллаха свободна от всех качеств и ограничений, характерных для сотворенных вещей. Она не имеет никаких недостатков и никаких пределов. Это - "Единство атрибутов", которое является отражением Его "Единственности".

Следовательно, Он един в своей Сущности, атрибутах и деяниях. Он уникален во всех отношениях.

Повелитель правоверных Али (ДБМ) сказал: "…ничто не может в Нем измениться. Его Могущество и Величие не могут уменьшиться, сократиться, ослабнуть, разрушиться и исчезнуть, так как Он не рожден никем и не родил никого… У Него нет равных, могущих встать рядом. Он может уничтожить все Свои творения, так что они прекратят свое существование и превратятся в ничто…" [Нахдж аль-балага, проповедь 186 (на арабском языке)].

Это очень интересный комментарий, поскольку он затрагивает наиболее сложные аспекты проблемы Единства. В нем содержится обращенное к нам предостережение не приписывать Аллаху человеческие свойства и качества, чтобы не превращать порожденный нашим воображением образ в олицетворенное божество.

Вера в Единственность Аллаха.

Вера в Аллаха как Творца Вселенной является основой ислама, критерием оценки образа мыслей, знаний, поведения и поступков мусульманина. На этом фундаменте строятся все стороны мусульманской религиозной доктрины, философской мысли, все жизненные установки мусульманского общества.

Вера в Аллаха в исламе основывается на логическом доказательстве. Ислам отвергает олицетворение Бога. В связи с этим имам Али ибн Абу Талиб (ДБМ) говорил: "Первый шаг к постижению религиозной доктрины состоит в том, чтобы принять, понять и осознать Его (Аллаха), а наивысшей ступенью понимания является убеждение, достичь которого можно только тогда, когда человек искренне поверит в то, что нет бога, кроме Него…" [Нахдж аль-балага, проповедь 1].

Исламская доктрина проистекает из искренней веры в Единственность Аллаха, Достославного, в то, что нет никого, кто мог бы сравниться с Ним и встать рядом с Ним, быть Его соперником и т.д. Кроме того, Аллаха невозможно описать с помощью качеств, которыми обладают простые смертные. Аллах Абсолютен, Независим, Самодостаточен.

Обоснование веры в Единственность Аллаха включает в себя четыре самостоятельных аспекта:

1. Вера в Единственность Аллаха как такового.

Достославный Аллах уникален в своей сущности, с Ним не может сравниться ни одно из Его творений. "И нет никого, равного Ему" (сура Искренность, 112:4)

Это утверждение вполне обосновано как с точки зрения здравого смысла, так и с точки зрения науки. Логика учит, что причину явления следует отличать от следствия.

Необходимо подчеркнуть, что человеческий разум может постичь только то, что он в состоянии мысленно себе представить. Достославный Аллах не может быть сведен к некоему мысленному образу, и поэтому человек не в состоянии постичь Его Сущность. Да и как можно ожидать этого от человека, если он не в силах даже раскрыть тайну строения Вселенной, хотя материал, из которого она построена, у человека под руками – он может его изучать и описывать, исследовать его свойства. Однако человеку не дано постичь суть этого материала, даже если он расчленит его на мельчайшие составляющие.

Да и как может человек постичь своим разумом Сущность Великого Творца, когда в Коране сказано: "…они спорят об Аллахе – ведь Он суров в наказании" (сура Гром, 13:13).

2. Вера в Единственность Аллаха, воплощенную в Его атрибутах.

Он один обладает прекраснейшими из атрибутов. Ему присущи абсолютные знания, власть, воля, мудрость, независимость и т.д. Он превыше любых недостатков. В этом никто не может с Ним сравниться. Вполне логично, что характер атрибутов определяется их носителем, поэтому качества солнца отличаются от качеств пыли. Подобным же образом, качества Аллаха отличаются от качеств сотворенных Им существ. Именно в этом смысл словАллаха, содержащихся в суре Ограды (7:180): "Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же Его этими именами…" и в суре Открывающая (1:3): "…Милостивому, Милосердному". Эти слова показывают, что Он один является обладателем достославных атрибутов, ибо сказано Им в суре Выстроившиеся в ряд (37:180): "Хвала же Господу твоему, Господу величия. Превыше Он того, что Ему приписывают".

Это означает, что Аллах превыше любого недостатка, который приписывают Ему многобожники. Невозможно поверить в Единственность Аллаха, воплощенную в Его атрибутах, до тех пор, пока не названы те атрибуты, которые присущи только Ему одному. Их называют "атрибутами совершенства". Это, в частности, обладание властью, знаниями, волей, мудростью, правом выбора, бытием, вечностью, бесконечностью и т.п. Обладатель таких качеств не может быть несовершенным, не может иметь недостатков, ему не нужны пространство и время, он не может творить зло, не нуждается в воплощении, в движении, в обладании телесными органами, такими как руки, ноги и т.п. Эти качества называют "атрибутами величия" или "атрибутами отрицания".

3. Вера в Единственность Аллаха, воплощенную в Его деяниях.

Вполне очевидно, что сущность и ее качественные аспекты проявляются через поступки. Точно так же, как рука никоим образом не может действовать подобно мозгу в силу естественного различия между предназначением двух органов и их качествами (как ветер не может действовать подобно электрическому току), так и человек не может поступать подобно Аллаху, Достославному. Изобретения, сделанные человеком, - всего лишь результат разумного использования законов природы, установленных Аллахом. Эти изобретения делаются при помощи мозга, который дарован человеку Аллахом. Роль человека ограничена тем, чтобы решать частные проблемы в широких рамках законов природы.

ТолькоАллах может сотворить человека и обеспечить его всем необходимым для жизни. Он способен оживить умершего, умертвить его и вновь воскресить. Он может делать все, что пожелает, поскольку Он – Господь, Всемогущий

Никто, кроме Аллаха, не может влиять на сотворенный мир. Никто не в силах противостоять Воле Аллаха или сделать то, что делает Он

4. Убеждение в Единственности Аллаха через поклонение.

Истинная вера в Единственность Аллаха не может быть полной без искреннего поклонения Аллаху. Он Творец и Хозяин Своих творений. Он дарит им Свою милость. Поэтому Он заслуживает поклонения. Все Божественные послания призывали человека подчиняться только Аллаху. Высочайший говорит: "Воистину, Я – Аллах, нет бога, кроме Меня! Так поклоняйся же Мне и верши молитву, чтобы помнить обо Мне" (сура Та ха, 20:14).

Он научил человека произносить такие слова: "Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи" (сура Открывающая, 1:5).

Поклонение – это выражение благодарности источнику милости и благодеяний, признание Его благосклонности и выполнение назначенных Им обязанностей. Вместе с тем, поклонение оказывает благотворное влияние на человеческий дух, направляя в нужное русло религиозный инстинкт, скрытый глубоко в душе человека. Это позволяет человеку не сойти с правильного пути и не оказаться во власти тирана.

Будучи рабом Аллаха, человек может сломать оковы материального, земного рабства. Более того, служение Аллаху означает обращение к Нему, источнику благодати, красоты и справедливости. Душа человека стремится к этим атрибутам и приближается к ним в процессе совершенствования. Они становятся возвышенной целью и высочайшим идеалом человеческих мыслей и поступков. Мусульманин убежден в том, что его Творец обладает наиболее славными качествами. Он Справедливый, Милосердный, Мудрый, Прощающий, Снисходительный к своим грешным рабам, Правдивый и т.п.

Человек стремится к тому, чтобы обрести подобные качества и с их помощью построить общество справедливости, а потому достижение справедливости, любви и милосердия становится целью его жизни.

Обряды исламской религии, помимо своей основной роли, оказывают также воспитывающее и очищающее воздействие на жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

Молитва

Господи! Помоги нам всю жизнь твердо следовать единобожию!

Господи! Многобожие, как и единобожие, многолико. Избежать греха многобожия можно только с Твоей помощью. Ниспошли нам Твое милосердие и благоволение!

Господи! Даруй нам возможность жить и умереть с верой в Единого Бога и воскреси нас с этой верой в Судный день!

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz