e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR

Сура 113: Аль Фаляк (Рассвет) 5 аятов


Некоторые комментаторы считают эту суру мекканской, другие – мединской.

Сура содержит заповедь, которой Аллах повелел святому Пророку (ДБАР) и всем остальным мусульманам искать прибежище у Аллаха от любых опасностей, которые таит в себе окружающая природа, а также от всяческого зла и козней завистников.

Обстоятельства ниспослания данной суры изложены в ряде преданий, ссылки на которые содержатся в большинстве комментариев к Корану. Эти предания рассказывают о том, что святой Пророк (ДБАР) под воздействием колдовских заклинаний иудейских магов впал в недуг. Тогда Джебраил сошел с небес и указал место на дне одного из колодцев, откуда были извлечены колдовские атрибуты, спрятанные там иудеями. После этого и была прочитана данная сура, а святой Пророк (ДБАР) выздоровел.

Однако Табарси и некоторые другие исследователи подвергают сомнению достоверность этих преданий, среди передатчиков которых числятся только Ибн Аббас и Аиша. Эти сомнения вызваны следующими соображениями:

    Во-первых, сура широко известна как мекканская, что подтверждается и стилем аятов. Напряженность же в отношениях с иудеями возникла у святого Пророка (ДБАР), в основном, в Медине. Такое противоречие наводит на мысль о недостоверности этих преданий.

    Во-вторых, если бы святой Пророк (ДБАР) поддавался воздействию колдовских чар, да еще до такой степени, что заболевал и не мог подняться с ложа, ему не удалось бы достичь своей великой цели. Можно с уверенностью утверждать, что Провидение, возложившее на него такую великую миссию, сделало его неуязвимым для заклинаний магов.

    В-третьих, если бы колдуны способны были воздействовать на плоть святого Пророка (ДБАР), то людям могло бы прийти в голову, что магам по силам подчинить себе и его святую душу и заколдовать его мысли, и это лишило бы Пророка (ДБАР) людского доверия.

Священный Коран отвергает предположение о том, что Пророк (ДБАР) был околдован. Вот что сказано по этому поводу в суре Различение (25:8,9): "[Почему Аллах] не ниспошлет ему сокровище? Почему у него нет сада, плоды которого он вкушал бы? И грешники добавляют: "Вы следуете всего лишь за околдованным человеком"". "Посмотри [Мухаммед], чего только они не наговаривают на тебя! Они сошли с правого пути и не находят выхода".

Слово "околдованный", вне зависимости от того, использовано оно здесь применительно к телу или к разуму, подтверждает наши выводы.

Однако эти предания, достоверность которых вызывает очень большие сомнения в свете истинного смысла аятов данной суры, никоим образом не ставят под вопрос святость и неприкосновенность Пророка (ДБАР).

По поводу пользы, приносимой чтением суры Рассвет, святой Пророк (ДБАР) высказался следующим образом: "Мне были ниспосланы несколько аятов, которые не с чем сравнить из ниспосланного ранее. Это суры Рассвет и Люди" [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 716, а также Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 567].

А в предании от имама Бакира (ДБМ) сказано: "Тот, кто читает суры Рассвет, Люди и Искренность во время молитвы с одним ракатом "ватр", услышит слова: "О раб божий! Радуйся тому, что Аллах принял твой ватр [Витр – молитва, содержащая нечетное число коленопреклонений (ракатов)]"". [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 716, а также Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 567].

Еще одно предание повествует о том, как святой Пророк (ДБАР) спросил как-то одного из своих сподвижников, не хотел бы тот выучить две лучшие суры Корана. Получив утвердительный ответ, Пророк (ДБАР) обучил его сурам Рассвет и Люди, затем сам прочел их вслух во время утренней молитвы и сказал: "Читай их каждый раз, когда просыпаешься и когда ложишься спать" [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 716, а также Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 567].

Понятно, что вышеуказанной награды удостоены будут те, чья душа, разум, вера и поступки созвучны с тем, к чему призывает данная сура.


Аяты: 1-5

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

    1. Скажи: "Ищу убежища у Господа рассвета

    2. от зла того, что Он сотворил,

    3. от зла ночного мрака, когда он застилает [мир],

    4. от зла дующих на узлы [колдуний],

    5. от зла зависти завистника"


Ищу убежища у Господа рассвета.

Первый аят суры представляет собой повеление самому святому Пророку (ДБАР) как лидеру, подающему пример для подражания:

Скажи: Ищу убежища у Господа рассвета

от зла того, что Он сотворил

Нам следует искать убежища у Аллаха от зла, проистекающего от всех злобных тварей, нечестивцев, джиннов, хищных животных, от всяческих несчастий, а также от зла, порождаемого "телесной душой".

Слово /фалак/ происходит от /фалк/, что означает "раскалывать, отделять; рассветать". Поскольку с появлением первых солнечных лучей рушится завеса ночи, то это слово, наряду со словом /фаджр/, используется для обозначения понятия "рассвет".

Это слово имеет еще одно значение, связанное с "сотворением всех живых существ", включая человека, животных и растения, так как их возникновение связано с делением клетки – самым удивительным этапом в развитии всего живого. На этом этапе зародившаяся жизнь претерпевает кардинальные изменения, вступая, по существу, в новый мир. Вот как описывает это сура Скот (6:95): "Воистину, Аллах расщепляет зерно и косточку. Он оживляет мертвых и умерщвляет живых. Таков Он – ваш Аллах. И как же вы [можете так] заблуждаться!".

Некоторые комментаторы считают, что слово /фалак/ имеет более широкий круг значений, чем представлено выше. По их мнению, это слово означает сотворение как таковое, поскольку в результате сотворения любого существа рушится завеса небытия и сквозь нее прорывается свет жизни.

Любая их этих трех трактовок наглядно демонстрирует величие Аллаха как Творца всего сущего. Глубина и универсальность содержания этих аятов подчеркивается выделением именно этого атрибута Аллаха.

В некоторых исламских преданиях говорится о том, что /фалак/ - это колодец или тюрьма, находящиеся в самом центре Ада.

В этом предании выбрано лишь одно из множества значений слова /фалак/, которым, конечно же, не исчерпывается его широчайший смысл.

Второй аят не следует понимать в том смысле, что Божественное творение заключает в себе злое начало, поскольку творение и бытие по своей сути – одно и то же, а бытие является абсолютным добром. В Коране сказано: "...который сделал прекрасным все сущее, что сотворил…" (сура Челобитие, 32:7).

Зло возникает там, где Божьи твари нарушают законы, данные им при появлении на свет, и отклоняются от предначертанного пути. Жало насекомых или острые зубы зверей, так же как и оружие, которым обладает человек, служат для защиты от врагов. Если эти орудия используются согласно своему предназначению, то они – "добро". При использовании же их вопреки этому предназначению, против друзей, они превращаются во "зло".

Добавим к сказанному, что есть много вещей, которые на первый взгляд воспринимаются как "зло", но которые, по сути дела, служат нам во благо. Иллюстрацией здесь могут послужить различные события, пугающие и предостерегающие людей, например, массовые нашествия насекомых. Такие события, которые призваны пробудить человека, вывести его из состояния самоуспокоенности и безразличия и заставить искать помощи Аллаха, конечно же, нельзя считать злом.

Следующий аят поясняет суть предыдущего аята:

от зла ночного мрака, когда он застилает [мир]

Слово /гасик/ происходит от /гасак/, что означает, как указано в книге Ракиба Муфрадат, "непроглядную темноту полуночи". Вот почему в Коране по поводу времени вечерней молитвы сказано: "…когда солнце [после полудня] начнет склоняться к ночному мраку (сура Путешествие ночью, 17:78). В некоторых словарях приводится такое значение слова /гасак/, как "темнота наступающей ночи". Однако, учитывая исходное значение слова, это представляется необоснованным, ведь очевидно, что наиболее темное время суток бывает тогда, когда ночь переваливает за половину, то есть наступает полночь. В связи с этим обстоятельством следует обратить внимание на то, что одним из значений этого слова является "атака, стремительное движение", что придает дополнительный смысл этому аяту.

В свете вышесказанного слово /гасик/ в рассматриваемом аяте подразумевает или "нападающего" или любую "злобную тварь", которые совершают свои вылазки под покровом ночи. Ведь в это время из своих укрытий выходят за добычей не только свирепые хищные звери. Всевозможные растленные двуногие твари также используют ночную тьму для выполнения своих преступных замыслов.

Слово /вакаб/, производное от /вакб/, переводится как "отверстие, канава". В аяте использован образованный от этого корня глагол, который означает "проникать в отверстие" или "застилать, покрывать".

от зла дующих на узлы [колдуний]

Слово /наффасат/ происходит от /нафс/ "плевать", а поскольку это выполняется с помощью дутья, то и само слово приобрело значение "дуть".

Однако многие комментаторы считают, что речь идет о "колдуньях", которые дуют на узлы, произнося свои магические заклинания. Иные же полагают, что речь идет о "женщинах-искусительницах" [Следует заметить, что это выражение отражает субъективное мнение мужчин и не взято из священного Корана. С таким же успехом можно было бы написать "мужчины-искусители". Как бы то ни было, речь идет о недостойном поведении, которое порицается в Коране], имея при этом в виду жен, которые постоянным нашептыванием на ухо отвлекают своих мужей от серьезных дел. Имена некоторых из таких женщин стали нарицательными.

Фахр Рази считает, что некоторые женщины, пытаясь покорить сердца сановных мужчин, подчиняют себе их помыслы. [Фахр Рази, Комментарий, т.32, стр. 196]. Это утверждение в большей степени относится к нашим дням, чем к прежним временам. Ведь одним из важнейших инструментов выведывания секретов у политиков и государственных деятелей являются женщины-шпионы, которые, "дуя на узлы" и прельщая мужчин своими чарами, выуживают у них секреты и ценнейшую информацию и передают ее противнику.

Некоторые толкователи интерпретируют слово /наффасат/ как "злобные души" или как "тайные подстрекательские организации", которые с помощью пропаганды ослабляют "узлы", то есть подрывают устои общества.

Следует отметить, что кроме упомянутых уже версий обстоятельств ниспослания, в самом аяте нет никаких указаний на магические заклинания колдуний. И приведенная выше трактовка аята отнюдь не является подтверждением достоверности предполагаемых обстоятельств ниспослания. Речь может идти только о том, что святой Пророк (ДБАР) искал убежища у Аллаха от зла, творимого магами, точно так же, как здоровые люди просят Аллаха отвратить от них заболевание раком, хотя у них нет никаких симптомов этой болезни.

от зла зависти завистника

Этот аят показывает, что зависть – это наихудшее из всех зол, поскольку Коран уподобляет ее поведению диких зверей, жалящих змей и дьявола-искусителя.

1. Главные причины порока и разврата.

Начало суры содержит призыв к святому Пророку (ДБАР) искать убежища у Аллаха от зла, исходящего от Его творений. Затем описано три вида зла: а) зло "ночного мрака, когда он застилает [мир]; б) зло "дующих на узлы [колдуний], которые с помощью искушений и наговоров подтачивают устои веры, религиозных убеждений, любви и человеческих взаимоотношений; в) зло "зависти завистника".

Из этого короткого, но очень емкого по смыслу комментария, становится совершенно понятно, что представляют из себя истоки зла, которые следует понимать и всесторонне учитывать.

2. Влияние колдовства.

Пояснения по поводу колдовства в древние века и в наше время, отношение Корана к колдовству, рассуждения о том, имеет ли колдовство реальную силу, – все это описано в комментариях к некоторым другим аятам Корана. Например, в комментарии к суре Корова (2:102,103) реальность колдовства допускается лишь в определенных рамках, но не так, как это представляется суеверным людям.

Здесь стоит упомянуть то обстоятельство, что, с одной стороны, призыв к святому Пророку (ДБАР) искать убежища у Аллаха от злого колдовства и других напастей не означает, что он (ДБАР) был действительно околдован. Речь идет о том, что Пророк (ДБАР) ищет защиты у Аллаха от любого заблуждения, ошибки и греха, и Он Своей милостью гарантирует ему защиту от всяческого зла. Без такой защиты колдовские чары могли бы возыметь свое действие на Пророка (ДБАР).

С другой стороны, как уже говорилось ранее, не существует никаких доказательств, что слова "от зла дующих на узлы" подразумевают именно "колдуний".

3. Зло, идущее от завистников.

Зависть – это отвратительное, пагубное качество, которое является порождением шаткости веры и скаредности и заставляет человека посягать на достояние других.

Зависть – источник многих тяжких пороков.

Как утверждают многие исламские предания, зависть подтачивает веру в человеке.

Имам Бакир (ДБМ) говорил: "Поистине, зависть пожирает веру, так же как огонь пожирает дерево" [Бихар аль-анвар, т. 73, стр. 237].

А имам Садык (ДБМ) считал, что "зависть, высокомерие и гордыня убивают набожность" [Бихар аль-анвар, т. 73, стр. 237].

Происходит это потому, что завистник, фактически, отвергает Божественную Мудрость, согласно которой лишь часть людей обретает блага и милость Аллаха, как сказано о том в суре Женщины (4:54): "Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости?".

Чтобы понять пагубность зависти, достаточно вспомнить, что первое убийство на земле было совершено Кабилом (Каин), который из зависти убил своего брата Хабиля (Авеля).

Завистники всегда стояли на пути пророков и святых, и поэтому священный Коран повелевает святому Пророку (ДБАР) "искать убежища у Господа рассвета".

Хотя повеление, как в данной, так и в последующих сурах, адресовано самому святому Пророку (ДБАР), несомненно, что все должны следовать его примеру и искать убежища у Аллаха от происков завистников.

Молитва

Господи! Мы тоже ищем у Тебя убежища от зла завистников!

Господи! Избавь нас от чувства зависти к другим людям!

Господи! Убереги нас от злых помыслов "дующих на узлы" и от их соблазнов, уводящих с пути Справедливости и Истины!


Сура 114: Аннас (Люди) 6 аятов


Человек постоянно подвергается сатанинским искушениям. Дьяволы, джинны и люди стремятся проникнуть в его душу. Чем больше у человека знаний, чем выше положение, которое он занимает, тем сильнее искушения, с помощью которых Дьявол стремится, в конце концов, совратить его с прямого пути и ввести в заблуждение.

Данная сура предписывает святому Пророку (ДБАР) как предводителю и образцу для подражания искать убежища у Аллаха от любых искушений.

Содержание этой суры перекликается с содержанием предшествующей ей суры Рассвет и в чем-то дополняет и расширяет его. В обеих сурах содержится призыв к человеку искать помощи у Аллаха и называть Его при этом /рабб/ "Господь" с той только разницей, что в суре Рассвет речь идет о различных видах внешнего зла, а в этой – о внутреннем зле и о скрытых соблазнах.

По поводу того, мекканская это сура или мединская, мнения комментаторов разделились. Но по своему стилю, по интонации сура Люди стоит ближе к сурам мекканского периода.

Учитывая то обстоятельство, что данная сура и сура Рассвет были ниспосланы, согласно исламским преданиям, в одно и то же время, а сура Рассвет, по мнению многих комментаторов, принадлежит к мекканскому циклу, то и данную суру также следует считать мекканской.

Существует множество преданий, описывающих достоинства данной суры. Например, в одном из них повествуется о том, что однажды святой Пророк (ДБАР) тяжело заболел. Ему явились Джебраил и Микаил, два великих ангела Аллаха. Джебраил сел у головы святого Пророка (ДБАР), а Микаил – у его ног. Джебраил прочел вслух суру Рассвет, чем предоставил Пророку (ДБАР) убежище у Аллаха, а Микаил прочел вслух суру Люди [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 7645, а также Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 569].

В уже упоминавшемся ранее предании от имама Бакира сказано: "Для того, кто во время ватра читает вслух суры Рассвет, Люди и Искренность, прозвучат слова: "О раб божий, радуйся тому, что Аллах принял твой ватр"" [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 7645, а также Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 569].


Аяты: 1-6

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

    1. Скажи: "Ищу убежища у Господа людей,

    2. Царя людей,

    3. Бога людей

    4. от зла искусителя, исчезающего [при упоминании имени Аллаха],

    5. подвергающего искушению сердца живых созданий,

    6. джиннов или людей [представляющего]".


Ищу убежища у Господа людей.

В данной суре, последней суре священного Корана, Аллах вновь обращается лично к Пророку (ДБАР), как к предводителю и образцу для подражания, со следующим повелением:

Скажи: ищу убежища у Господа людей,

Царя людей,

Бога людей

Интересно отметить, что в этих аятах упомянуты три Божественных атрибута: Господство, Владение, Божественность. Все они непосредственно связаны с религиозным наставлением человека и избавлением его от искушений и соблазнов.

Конечно, недостаточно с помощью языка и уст лишь вымолвить слова "ищу убежища у Господа". Они должны воплотиться в вере человека, в его мыслях и поступках. Он должен избегать дьявольских дорог, дьявольских программ, дьявольских объединений и сборищ, и выбирать для себя праведные пути. Человеку же, вставшему на дьявольский путь, позволившему себе поддаться соблазну, одно лишь чтение этой суры не принесет избавления.

Произнося слова "Господь людей", человек признает Его Господство и отдается под Его руководство.

Произнося слова "Царь людей", человек признает себя Его подданным и покорным рабом.

Произнося слова "Бог людей", человек встает на путь поклонения Ему и только Ему одному. Несомненно, что человек, искренне признающий эти атрибуты Аллаха и безоговорочно верящий в них, устоит перед любыми искушениями.

Фактически, эти три атрибута представляют собой три важных инструмента религиозного наставления и три средства спасения человека от пагубы искушений.

от зла искусителя, исчезающего [при упоминании имени Аллаха],

подвергающего искушению сердца живых созданий,

джиннов или людей [представляющего]

Слово /васвас/ означает "искушать" и иногда, как в данном аяте, используется в качестве имени существительного в значении "искуситель".

Слово /ханнас/ происходит от /хунус/, что значит "отступать, оставаться позади", а /ханнас/ в данном контексте означает "Дьявол", поскольку он отступает при упоминании Аллаха, прячась при этом за чужими спинами. В связи с этим, данное слово следует понимать здесь как "исчезающий, прячущийся".

Следовательно, приведенные выше аяты имеют следующий смысл: "Скажи: ищу убежище у Аллаха от искушений Дьявола, который бежит и прячется при упоминании имени Аллаха".

Слуги Дьявола действуют тайком. Они порой нашептывают нам на ухо свои соблазнительные предложения, и тогда нам кажется, что это наши собственные мысли, и эти мысли уводят нас с пути истинного.

Дьявол завлекает людей своими соблазнами и являет им несправедливость под личиной правосудия, ложь – в обличье правды, уподобляет грех набожности, а заблуждению придает вид Божественного наставления.

Короче говоря, и сами слуги дьявола и все их дела тщательно замаскированы. Пусть это послужит предостережением всем, кто следует путем правды и истины. Им не следует рассчитывать на то, что они сумеют увидеть Дьявола в его истинном обличье, а его деяния – в их подлинном виде. Нет, такого не будет никогда. Ведь это "прячущиеся искусители", чье дело – плести сети заговоров, лгать, строить козни, лицемерить, прибегать к мошенничеству и обману, выдавать ложь за истину и скрывать правду.

Если бы их можно было увидеть в их истинном обличье, если бы они не переплетали правду с ложью и говорили честно и откровенно, то истина стала бы очевидной. Как сказал повелитель правоверных Али (ДБМ): "Дело в том, что если бы ложь и правда предстали в своем подлинном виде порознь друг от друга, то искатели истины смогли бы легко отличить одно от другого и отвернулись бы ото лжи…" [Нахдж аль-балага, проповедь 50 (на арабском языке)].

Слуги дьявола всегда разбавляют ложь правдой, чтобы обмануть людей и добиться власти над ними. Как сказал Повелитель правоверных (ДБМ) в процитированной выше проповеди: "…Дьявол воспользовался этой ситуацией и полностью завладел умами тех, кто пошел у него на поводу…" [Нахдж аль-балага, проповедь 50 (на арабском языке)].

Слова "искушение" и "сердца" подчеркивают эту мысль:

подвергающего искушению сердца живых созданий

В заключительном аяте речь идет о том, что "искуситель, исчезающий" не принадлежат к какой-то конкретной группе людей или к определенному их типу, наделенному некими особыми приметами. Их можно найти повсюду, как среди джиннов, так и среди людей, в любом обличье и в любом обществе. Нам следует постоянно помнить о них и искать убежища от их козней у Господа.

Зачем мы ищем убежища у Господа?

Человек может в любой момент сбиться с истинного пути, и обращение Аллаха к Своему Посланнику (ДБАР) с призывом искать убежища у Господа от козней "искусителя" лишний раз доказывает, что попасть в ловушку искусителя, смущающего разум человека, очень легко. Поэтому каждому следует прибегать к защите Аллаха, называя Его при этом /рабб/, то есть Господин, Радетель и Кормилец. Упоминание этого великого атрибута позволяет человеку надеяться на получение особо надежного убежища у Аллаха. Все мы должны искать поддержки Аллаха – нашего Царя и Бога, взывая к Его власти над человеческими судьбами, ведь Он ни от кого не зависим и волен как угодно распоряжаться своими созданиями, которые ищут покровительства у своего Господа, Бога над всеми людьми. Все подчиняется воле Аллаха, все Его повеления беспрекословно выполняются. Поэтому в противостоянии злому соблазну на помощь верующим слугам Аллаха и искателям истины приходят небесные ангелы. Как сказано в суре Разъясненные (41:30): "Воистину, к тем, которые признали: "Господь наш – Аллах", – а потом были стойки, нисходят ангелы…".

Но в любом случае, мы не должны впадать в гордыню и считать, что уже не нуждаемся в Божественных наставлениях, увещеваниях и поддержке. Мы обязаны постоянно искать убежища у Него, знать о происках Дьявола и не дать ему застать себя врасплох.

Молитва

Господи! Защити нас от козней искусителя и внушаемых им черных мыслей!

Господи! Ловушка глубока, враг не дремлет, его замыслы окутаны тайной. Спасти нас может только Твоя милость!

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ 
Ćgелано Ђулгаþусσμ.
Hosted by uCoz