e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

Сура 97: Аль Кадр (Предопределение) 5 аятов


Как явствует из названия этой суры, речь в ней идет о ниспослании Священного Корана в ночь Предопределения и о благолепии, окружающем события этой ночи.

Толкователи Корана считают эту суру мекканской, хотя кое-кто полагает, что она была явлена в Медине. На этот счет есть предание, согласно которому святому Пророку (ДБАР) приснилось, что Омейяды пытаются взобраться на его минбар. Сон не понравился Пророку и вызвал у него чувство обеспокоенности. И тут, словно в утешение, ему была ниспослана сура Предопределение. (Именно по этой причине слова "Ночь предопределения лучше тысячи месяцев" соотносятся, как правило, с продолжительностью правления династии Омейядов, которая находилась у власти около тысячи месяцев). И, как известно, мечети и минбары в них начали возводиться не в Мекке, а в Медине [Рух аль-ма‘ани, т. 30, стр. 188; Дурр аль-мансур, т. 6, стр. 371].

Тем не менее, как говорилось ранее, эта сура считается мекканской, а в приведенном выше предании излагаются не обстоятельства ее ниспослания, а лишь один из примеров ее связи с действительностью.

По поводу пользы от изучения этой суры существует предание, восходящее к самому Пророку (ДБАР), где говорится: "Произносящий ее (суру Предопределение) будет вознагражден как тот, кто прилежно постился в течение всего месяца Рамазан и провел в бдениях всю ночь Предопределения" [Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 516].

В другом предании, восходящем к имаму Бакиру (ДБМ), говорится: "Читающий прилюдно вслух суру Предопределение подобен тому, кто сражается в Священной войне во имя Аллаха, а тот, кто читает ее скрытно от других, подобен тому, кто во имя Аллаха плавает в собственной крови" [Маджма‘ аль-байан, т. 30, стр. 516].

Ясно, что подобное вознаграждение станет уделом лишь тех, кто произносит слова этой суры, сознавая их реальный смысл, кто, изучая ее, доходит до понимания ее смысла во всем, что касается Корана, а также выполняет ее предписания в своей повседневной жизни.


Сура Аль Кадр (Предопределение) Аяты: 1-5

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

    1. Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения

    2. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения?

    3. Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев

    4. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух с дозволения их Господа, дабы исполнить всяческие дела

    5. Мир! До самого наступления зари.



Ночь, когда был явлен Коран...

Некоторые из аятов Корана со всей очевидностью свидетельствуют о том, что Священный Коран был явлен в месяц Рамазан: "...месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран..." (сура Корова, 2:185), причем, судя по всему, Коран ниспосылался Пророку (ДБАР) на протяжении всего этого месяца.

С другой стороны, уже в первом аяте суры Предопределение мы читаем:

Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения

Слово "Коран" в тексте отсутствует, однако не вызывает сомнений, что дополнение, выраженное слитным местоимением, подразумевает здесь именно Коран, а возникающая в связи с этим некоторая недоговоренность лишь подчеркивает значимость сказанного.

Фраза "Воистину, Мы ниспослали его..." демонстрирует еще одну важную сторону этой великой небесной Книги: личным местоимением во множественном числе "Мы" Аллах особым образом подчеркивает, что Книга эта восходит непосредственно к Нему, и это служит еще одним доказательством ее величия.

Ниспослание Корана в ночь Предопределения, в ту самую ночь, когда решаются судьбы людей, является еще одним свидетельством той огромной роли, которую играет Божественная Книга в земной жизни каждого человека.

Этот аят в сочетании с процитированным ранее аятом из суры Корова позволяет сделать вывод о том, что ночь Предопределения приходится на месяц Рамазан. Коран не содержит точного указания на то, какая из ночей этого месяца является ночью Предопределения. Предмет этот до сих пор остается тайной, и в преданиях, которые будут приведены ниже в связи с настоящей сурой, на этот счет высказываются самые разные идеи.

Прежде всего, возникает вопрос о соответствии истории ниспослания Корана и его содержания фактам жизни святого Пророка (ДБАР), которые неопровержимо свидетельствуют о том, что Небесная Книга открывалась ему постепенно на протяжении двадцати трех лет. Но как это согласуется с аятом, где говорится: "Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения", которая приходится на месяц Рамазан?

Ответ на этот вопрос состоит, по мнению многих ученых, в том, что Коран был ниспослан посредством двух видов откровения.

Один из них выражался в том, что Коран в течение одной ночи был целиком ниспослан прямо в сердце Пророка (ДБАР), или в Бейт аль-ма‘мур (в Мекку), или со "скрижали хранимой" на низшее из небес нашего мира.

Другой заключался в ниспослании Священного Корана по частям, постепенно, на протяжении всего двадцатитрехлетнего периода проповеднической деятельности Мухаммеда (ДБАР).

Согласно мнению некоторых других комментаторов, в ночь Предопределения был ниспослан не весь Коран, а только его начало. Однако этот взгляд не соответствует очевидному смыслу того, что говорится в аяте: "Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения".

Примечательно, что в некоторых аятах ниспослание Корана обозначено по-арабски словом /инзал/, а в других – /танзил/.

Различие в употреблении этих однокоренных арабских слов состоит в том, что слово /инзал/, имеющее весьма широкий спектр значений, означает здесь "ниспослание всего (текста) сразу", а /танзил/ означает "постепенное ниспосылание". Это различие, обнаруживаемое в тексте самого Корана, можно считать свидетельством существования двух видов откровения.

В следующих аятах, где речь идет о величии ночи Предопределения, говорится:

Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения?

Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев

Из сказанного явствует, что значение этой ночи столь велико, что даже сам святой Пророк (ДБАР), несмотря на свои обширные познания, ничего не знал о ней до того, как ему были явлены эти стихи.

Мы знаем, что "тысяча месяцев" составляет более восьмидесяти лет. Сколь же велика эта ночь, если она оценивается здесь в целую - и немалую - человеческую жизнь.

По свидетельству некоторых комментаторов, святому Пророку (ДБАР) принадлежит следующее высказывание: "Один из израилитов провел тысячу месяцев, не снимая боевых доспехов, в постоянной готовности к Священной войне во имя Аллаха". рассказ произвел глубокое впечатление на сподвижников Пророка (ДБАР), которые тоже хотели бы быть столь же доблестными и добродетельными, как герой этой истории. Именно в этот момент и был явлен аят, в котором говорилось, что "ночь Предопределения лучше тысячи месяцев" [Дурр аль-мансур, т. 6, стр. 371].

В другом предании упоминается рассказ святого Пророка (ДБАР) о том, что четверо израильтян на протяжении восьмидесяти лет поклонялись Господу, ни разу не преступив Его заповедей. Услышав этот рассказ, его сподвижники пожалели, что не проявили такой же степени набожности, и именно тогда и был явлен этот аят [Дурр аль-мансур, т. 6, стр. 371].

По мнению ряда комментаторов, слово "тысяча" употребляется здесь в переносном смысле, и задача его состоит в том, чтобы дать понять, что ночь Предопределения стоит больше, чем тысячи месяцев. Однако приведенные ранее изречения свидетельствуют о том, что здесь подразумевалось именно указанное число месяцев. Вообще же цифры употребляются, как правило, для обозначения точного числа, за исключением тех случаев, когда имеются конкретные признаки их использования в переносном или обобщенном смысле.

Далее следует подробное описание ночи Предопределения:

В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух с дозволения их Господа, дабы исполнить всяческие дела

Слово /таназзала/, которое использовано в данном аяте в форме глагола будущего времени, обозначающего продолжительное действие /татаназзал/, дает понять читателю, что наступление ночи Предопределения не только связано с периодом проповеднической деятельности Мухаммеда (ДБАР) и ниспослания ему Корана, но и является постоянным фактом действительности и будет повторяться из года в год во все времена.

Что же касается значения слова /рух/ "дух", то, по мнению некоторых толкователей, оно подразумевает верного Джебраила, которого по-арабски называют /ар-рух аль-амин/, тогда как другие трактуют его как "откровение" по аналогии с аятом "И так мы внушили тебе дух от нашего веления..." (сура Совет, 42:52).

В таком случае данный аят можно читать следующим образом: "Ангелы Божественного вдохновения низошли в эту ночь, дабы исполнить всяческие дела".

Но есть еще третий вариант толкования, который представляется нам наиболее удачным из всех. Согласно этому подходу, /рух/ "представляет собой сущность, стоящую выше ангелов". Имеется предание, восходящее к имаму Садыку (ДБМ), где рассказывается, что к имаму подошел некий человек и спросил, означает ли /рух/ то же самое, что и Джебраил, на что тот ответил: "Джебраил – это лишь один из ангелов, тогда как /рух/ (Дух) стоит выше ангелов. Разве не сказал Всевышний Аллах: "снизошли ангелы и Дух"?" [Тафсир-и Бурхан, т. 4, стр. 481].

Это означает, что между ними есть различие в положении. По поводу толкования понятия /рух/ есть и другие комментарии, однако все они недостаточно обоснованны, и мы не станем их рассматривать в нашей книге.

Смысл выражения /мин кулли амр/ "дабы исполнить всяческие дела" состоит в том, что ангелы нисходят на землю для того, чтобы соизмерить и определить судьбы людей, а также чтобы передать одобрение и благословение Господне в эту ночь. Именно в исполнении этих повелений состоит цель их нисхождения.

Они приносят с собой всяческие блага, а также решают судьбы людей.

Кое-кто из комментаторов утверждает, что в этом аяте говорится, что ангелы нисходят по велению Господа. Однако предыдущая трактовка более обоснованна.

Смысл выражения /раббихим/ "их Господь", в котором подчеркивается, чьим Господом Он является и каково предназначение бренного мира, тесно связан с действиями упомянутых ангелов, которые, как говорилось выше, нисходят, чтобы соизмерить и определить людские дела, и в задаче, которую им велено выполнить, также проявляется господство Аллаха.

В последнем аяте суры говорится:

Мир! До самого наступления зари

Это ночь, когда был ниспослан Коран и когда бдение и молитва равны по важности тысяче месяцев. В эту ночь на людей нисходит Божественная благодать, особая милость Аллаха окружает все живые создания, и ангелы и Дух спускаются на землю.

Эта ночь с самого начала и до конца преисполнена ощущения мира и безопасности, даже Дьявол, по некоторым преданиям, закован в цепи, а потому и с его стороны нет ни малейшей угрозы.

Вот почему /салам/ "мир", являющийся синонимом безопасности, звучит здесь с удвоенной силой.

Кое-кто считает, что использование слова /салам/ "мир" в связи с этой ночью объясняется тем, что ангелы приветствуют либо друг друга, либо правоверных, либо являются Пророку и праведным наследникам его дела (мир им всем) и также приветствуют их.

В толковании этого понятия вполне совместимы оба подхода.

В любом случае в эту ночь царят небывалые во всех отношениях свет, добро, милосердие, благолепие, духовная защищенность и легкость чувств.

В одном из преданий рассказывается, что имаму Бакиру (ДБМ) однажды был задан вопрос о том, что знает ли он, какая из ночей является ночью Предопределения, на который он ответил так: "Как же мы можем не знать этого, когда в эту ночь нас окружают ангелы?" [Комментарий Бурхан, т. 4, стр. 488, предание 29].

Из истории Ибрахима (ДБМ) мы узнаем, что к нему спустилось несколько ангелов небесных, которые приветствовали его (см. суру Худ, 11:69) и сообщили ему о рождении его сына (Исхак). Говорят, что весь бренный мир не стоит того восторга, который испытал Ибрахим (ДБМ) от этого приветствия. А теперь представим себе, что в ночь Предопределения ангелы во множестве опускаются на землю и приветствуют правоверных. Как прекрасно это должно быть!

Когда по приказу Намруда Ибрахим был в наказание брошен в огонь, то явились ангелы, приветствовали его, и он был спасен. Так не остынет ли само адское пламя под благодатным воздействием ангельских приветствий верующим в ночь Предопределения, даруя им спасение?

Явление ангелов в тот момент Ибрахиму (ДБМ), а ныне - правоверным свидетельствует о высоте положения последователей Мухаммеда (ДБАР) [Комментарий Тафсир-и Фахри-и Рази, т. 32, стр. 36].

Какие дела должны быть устроены в ночь Предопределения?

В поисках ответа на вопрос, почему эта ночь называется ночью Предопределения, было высказано немало различных идей, и в частности:

1) Название ночь Предопределения объясняется тем, что в эту ночь определяются дела и судьбы людей на предстоящий год. Эта мысль подтверждается сурой Дым (44:3-4), где говорится: "Воистину, Мы ниспослали его в благословенную ночь. Воистину, Мы всегда увещевали. В эту ночь решаются все мудрые дела".

Такой подход согласуется с многочисленными преданиями, в которых говорится, что в эту ночь происходит определение дел и судеб людей; четко и ясно устанавливаются условия и сроки жизни каждого человека, а также устраиваются другие важные дела.

Это, однако, не противоречит наличию у человека "свободы воли", поскольку ангелы выполняют веления Божественной мудрости, основанные на степени добродетели и набожности людей, а также на чистоте их помыслов и действий.

То есть каждому дается та степень благополучия, которой он заслуживает. Другими словами, человек сам прокладывает свой жизненный путь, и это не только не противоречит понятию "свободы воли", но и подтверждает его.

2) Некоторые комментаторы трактуют название этой ночи как ночь Почета, исходя из того, что происходящее этой ночью чрезвычайно важно и почетно, а также руководствуясь значением слова /кадр/, присутствующего в арабском названии этой ночи, в том смысле, в каком оно использовано в суре Хаддж (22:74): "Они не воздали Аллаху по Его подлинному достоинству...".

3) Ряд комментаторов считает, что эту ночь следует называть ночь Почета, поскольку в эту ночь великий ангел Божий передал великому Пророку ислама великую книгу – Священный Коран.

4) В эту ночь было предрешено ниспослание Корана.

5) Человек, который совершает бдение в течение всей ночи Предопределения, обретает почет и высокое положение.

6) В одном из своих значений слово /кадр/ трактуется как "ограниченность". Примером такого его употребления может служить фраза "...тот же, кто стеснен в средствах..." (сура Развод, 65:7). При такой трактовке подразумевается, что в эту ночь на землю спускается такое количество ангелов, что из-за ограниченности пространства земля не может всех их вместить.

При толковании смысла выражения "ночь Предопределения" или "ночь Почета" можно комбинировать любые из приведенных выше комментариев, но наиболее распространенным все же является первый из них.

Какая из ночей является ночью Предопределения?

Не вызывает сомнений тот факт, что ночь Предопределения выпадает на месяц Рамазан. Об этом свидетельствует целый ряд аятов Священного Корана. Так, в суре Корова (2:185) говорится: "...месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран...", а сура, которую мы сейчас рассматриваем, гласит: "Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения".

Но о какой именно из ночей месяца Рамазан идет речь? Некоторые комментаторы и наиболее скрупулезные толкователи пытаются выделить какую-то одну конкретную ночь, но в их среде нет согласия. Называются 1-е, 17-е, 19-е, 21-е, 27-е и 29-е числа месяца Рамазан.

Однако наиболее распространенные предания на этот счет указывают на то, что это - одна из последних десяти ночей месяца Рамазан, при этом особо выделяются 21-е и 23-е числа этого месяца. В качестве подтверждения ссылаются, как правило, на предание, в котором рассказывается, что святой Пророк (ДБАР) бодрствовал и творил молитву все десять последних ночей месяца Рамазан подряд.

Имам Садык (ДБМ), по преданию, говорил, что ночь Предопределения приходится на 21-е или 23-е число месяца Рамазан, а когда один из верующих продолжал настойчиво выпытывать, какую же из двух ночей ему следует выбрать, если он не сможет молиться обе ночи подряд, имам (ДБМ) ответил: "Но ведь это же всего две ночи – и цель твоя достигнута!" [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 625, предание 58].

Но помимо этого, существует еще немало других преданий, восходящих к Ахлуль-бейт (членам семейства Пророка), где упор делается на ночь 23-го, а суннитские предания склоняются к ночи 27-го.

Есть еще одно предание, восходящее к имаму Садыку (ДБАР), где говорится: "Назначение судьбы происходит в ночь Предопределения 19-го, подтверждение назначенного удела – в ночь на 21-е, а скрепление подписью – в ночь на 23-е" [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 626, Предание 62].

Таким образом, все предания сходятся на последних десяти ночах.

Однако, вокруг ночи Предопределения по-прежнему сохраняется определенная мистическая таинственность. О причинах такого положения разговор пойдет ниже.

В чем кроется таинственность ночи Предопределения?

Многие толкователи полагают, что место ночи Предопределения скрыто среди прочих ночей года или месяца Рамазан, для того чтобы люди одинаково чтили все ночи, подобно тому как Аллах скрыл Свое удовлетворение во всех формах поклонения и отправления религиозных обрядов в целом, чтобы люди не избегали ни одной из них, а Свое негодование в связи с прегрешениями - во всех грехах, чтобы верующие сторонились любого из них. Он скрыл Своих приверженцев среди прочих людей, дабы весь народ пользовался уважением и почетом. Он скрыл мольбы, которые Он слышит, среди всех прочих молений, чтобы те кто поклоняется Ему, могли обращаться к Нему с любой просьбой. Он скрыл Величайшее из Своих имен – /исми–а‘зам/ – среди прочих Своих общеизвестных имен, чтобы люди запомнили их и считали все их святыми именами своего Господа. Сокрыт от людей и срок их смерти, чтобы они всегда были к ней готовы.

Такой философский подход вполне отвечает духу ислама.

Существовала ли ночь Предопределения для прежних поколений?

Аяты рассматриваемой суры со всей очевидностью свидетельствуют о том, что ночь Предопределения не приурочена лишь ко времени ниспослания Корана и пророческой миссии Посланника Аллаха, а будет приходить неизменно из года в год до самого конца времен.

Применение в этой суре глагола /таназзала/ в форме, обозначающей продолжительное действие в настоящем или будущем времени, а также использование назывного предложения "Мир! До самого наступления зари" свидетельствуют о неизменности повторения этого явления и служат дополнительным подтверждением высказанной выше идеи.

Помимо этого, существует множество преданий, которые подтверждают эту мысль уже одной только частотой их последовательной передачи от одного авторитета к другому.

Остается, однако, вопрос о том, была ли ночь Предопределения и у древних народов.

Многие предания содержат очевидные указания на то, что ночь Предопределения относится к числу милостей, ниспосланных Аллахом конкретной группе людей – мусульманской общине. Согласно преданию, святой Пророк (ДБАР) сказал: "Аллах ниспослал моей общине ночь Предопределения, которую Он не даровал ни одному из тех народов, что жили до нее" [Дурр аль-мансур, т. 6, стр. 371].

В комментариях к рассматриваемым аятам имеются ссылки на другие предания, которые также подтверждают эту мысль.

Почему ночь Предопределения лучше тысячи месяцев?

Совершенно очевидно, что ночь Предопределения превосходит тысячу месяцев благодаря ценности тех бдений и молитв, которые совершаются в эту ночь. Предания, касающиеся важности самой ночи Предопределения, а также совершаемых в течение нее религиозных обрядов и молений, имеются во множестве как в суннитских, так и в шиитских книгах.

Более того, ниспослание Корана именно в ночь Предопределения, а также нисхождение в течение этой ночи Божественной милости и благодати делают ее лучше тысячи месяцев.

В предании, восходящем к имаму Садыку (ДБМ), рассказывается, что однажды имам (ДБМ) сказал Али ибн Абу Хамзе Сомали: "В ночь Предопределения 21-го и 23-го числа стремись к благодати. В каждую из них постарайся прочитать сто молитв с ракатами (коленопреклонениями) и, если удастся, храни бодрствование в течение обеих ночей до самого рассвета, а затем соверши ритуал полного омовения тела (гусл)".

По словам Абу Хамзы, он спросил имама Садыка, что ему делать, если он не сможет стоя произнести столько молитв. "Молись сидя", – ответил ему имам (ДБМ). Тогда Абу Хамза спросил, как ему быть, если он не сумеет сделать и этого. "Молись в постели, - ответил имам (ДБМ). – и не важно, если ты немного поспишь в начале ночи, а только потом начнешь молиться, поскольку в Рамазан Небесные врата распахнуты настежь, Сатана скован цепями, а деяния верующих принимаются Господом. О, сколь славен месяц Рамазан!" [Нур ас-сакалейн, т. 5, стр. 626, отрывок из предания 58].

Почему Коран был ниспослан в ночь Предопределения?

Поскольку в ночь Предопределения по степени наших достоинств определяется наша судьба на весь последующий год, нам предписывается бодрствовать на протяжении всей этой ночи, каяться в совершенных грехах, стремиться к самоочищению и молить Аллаха о том, чтобы Он сделал нас более достойными Его милосердия.

Да, нам следует стремиться ощутить момент, когда творится наша судьба, а не тратить время на посторонние дела или на сон, в противном случае удел наш будет достойным сожаления.

Поскольку Коран – это книга судьбы, которая направляет человека на путь счастья, указуемый Аллахом, то он должен был быть ниспослан именно в ночь Предопределения, когда вершатся судьбы людей. Как ладно сходятся они: Коран и ночь Предопределения! Каким глубоким смыслом наполнена их взаимосвязь!

Является ли ночь Предопределения одной и той же для всех часовых поясов?

Известно, что начало месяца не совпадает в разных частях света, то есть когда в одном часовом поясе еще первое число месяца, в другом уже наступает его второе число. Поэтому ночь Предопределения не может быть одной и той же для всех, так как 23-у числу месяца в Мекке может соответствовать 22-е в Иране или в Ираке, а потому для каждого региона должна быть своя ночь Предопределения.

Соответствует ли это положение тому, что говорится в аятах Корана и в преданиях относительно времени наступления ночи Предопределения?

Если принять во внимание нижесказанное, то ответ на этот вопрос будет вполне очевидным.

Слова "вращение" и "обращение" означают практически одно и то же. Но при описании движения Земли каждое из них употребляется для обозначения конкретного вида этого движения.

Слово "обращение" используется для обозначения движения Земли по околосолнечной орбите, один виток по которой длится год, тогда как "вращение" означает круговое движение земного шара вокруг собственной оси с периодом в 24 часа. 24 часа – это как раз тот промежуток времени, который отделяет полдень одного дня от полудня другого. При непрерывном вращении Земли вокруг собственной оси одна ее сторона освещается Солнцем, и там в это время день, а другая в это время затенена и пребывает во власти ночи.

Таким образом, ночь есть ни что иное, как тень Земли, совершающая полный оборот по земному шару за 24 часа. Поэтому ночь Предопределения можно считать тенью, которая совершает полный оборот вокруг Земли в течение 24 часов. Другими словами, начиная с определенного момента, на протяжении 24 часов везде, где земля погружается во мрак, наступает ночь Предопределения.

Молитва

Господи! Даруй нам бодрствование и ясность разума, чтобы мы могли полной мерой зачерпнуть от благодати ночи Предопределения!

Господи! Мы уповаем на Твое Милосердие при определении наших судеб!

Господи! Не допусти, чтобы мы оказались в числе тех, кто не блюдет Рамазан, ибо нет для нас большего лишения!

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz