e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 275

    275. Те, кто берет лихву, восстанут [из могил], как восстанет тот, кого лишает Сатана рассудка прикосновением своим. Это - в наказание им за то, что говорили они: "Воистину, лихва [дозволена] так же, как и торговля". Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к кому-либо [из ростовщиков] увещевание Господне, и если поступит он (т.е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на времена вечные.



В арабском языке слово /риба/ (ростовщичество) означает "лихву, прибавку". ростовщики уподобляются людям, которых Сатана лишил рассудка. В Судный день они будут воскрешены как умалишенные из-за несправедливостей, сотворенных ими в земной жизни. Страсть к наживе лишает их разума. Ростовщики способствуют разделению общества на классы, ведь им неведомы такие человеческие чувства, как сострадание и любовь к ближнему. нищета и ненависть, порожденные ростовщичеством, могут достичь такой остроты, что это приведет к социальному взрыву, подрывающему сам принцип частной собственности.

Те, кто берет лихву, [восстанут из могил], как восстанет тот, кого лишает Сатана рассудка прикосновением своим

Некоторые считают, что ростовщичество вполне вписывается в упомянутый принцип частной собственности и в этом смысле ничем не отличается от торговли. Но Коран опровергает эту точку зрения такими словами этого аята:

Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил

Пояснения.

    1. Положение ростовщика неустойчиво, а это, в свою очередь, нарушает экономическое равновесие всего общества.

    2. Оправдание греха взрыхляет почву для еще большего греха.

    Это - в наказание им за то, что говорили они: "Воистину, лихва [дозволена] так же, как и торговля"

    3. Грех ростовщичества может быть прощен тому, кто впадает в него по недомыслию. Но те, кто осознает свои неправедные действия и не желает от них отказываться, не могут рассчитывать на прощение.

А те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на времена вечные

Осуждение ростовщичества прозвучало в аятах Корана, ниспосланных еще до переселения Пророка (ДБАР) из Мекки в Медину. Так, например, в мекканской суре Румы - 30:39 о ростовщичестве сказано следующее: "То, что отдаете вы в рост … не умножит ничего пред Всевышним". А в суре Али Имран (Семейство Имрана) - 3:130 Аллах повелевает: "Не живите за счет лихвы…" Эти слова также означают запрет ростовщичества. И все же наиболее полно и отчетливо неприятие ростовщичества сформулировано в рассматриваемой сейчас группе аятов суры Аль-Бакара (Корова).

Между прочим, в Коране сказано, что запрет на ростовщичество существовал и в иудаизме. Подтверждение этому находим в суре Женщины (4:161), где сказано: "…брали они лихву, хотя было это запрещено им…" и в тексте самой Торы. [Тора, Исход, глава 23; Левит, глава 25]

В суре Аль-Бакара (Корова)аяты, осуждающие ростовщичество, расположены сразу же вслед за аятами, посвященными благотворительности, чтобы наглядно продемонстрировать, каким образом богатство может одновременно порождать и добро, и зло. Благотворительность - это безвозмездное "даяние", а ростовщичество - безнаказанное "отбирание". Благотворительность служит благу всего общества, ростовщичество порождает в нем зло. Вот почему в следующем аяте Корана, который мы будем рассматривать ниже, сказано: "Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню". [Сура Аль-Бакара (Корова) - 2:276]

Перечисленные в Коране наказания, грозящие тем, кто взял на душу грех ростовщичества, и тем, кто смирился с властью незаконных правителей, столь суровы, что превосходят даже кары, которые ожидают убийц, угнетателей, пьяниц, картежников и прелюбодеев. Следовательно, ростовщичество без всяких оговорок признавалось величайшим грехом всеми течениями в Исламе.

Если придет к кому-либо [из ростовщиков] увещевание Господне, и если поступит он (т.е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах

В одном из преданий повествуется о том, как Имам Садык (ДБМ) узнав, что один человек занимается ростовщичеством, сказал: "Будь на то позволение Аллаха, я бы отрубил ему голову". []Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 429]

Рассказывают также, что Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) встретил однажды ростовщика и потребовал от него покаяться и отказаться от своего ремесла. Ростовщик покаялся, и Али (ДБМ) отпустил его с миром, сказав на прощание: "Ростовщика надо заставлять каяться так же, как заставляют каяться идолопоклонника".

А вот как оценил ростовщичество Имам Бакир (ДБМ): "Наихудшим доходом является прибыль от ростовщичества". [Аль-Кафи, том 5, стр. 147]

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: "Если Аллах намеревается уничтожить какой-нибудь город, там появляется ростовщичество". [Канз аль-амаль, том 4, стр. 104] Ему же принадлежат и такие слова: "Аллах проклял ростовщика, его посредника и писца, оформляющего договор". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 430]

Шейх Муфид пишет в своей книге: "Тот, кто считает ростовщичество законным делом, должен быть обезглавлен". [Мукни‘а, стр. 129]

Имам Садык (ДБМ), объясняя, почему в аятах Корана неоднократно затрагивается тема ростовщичества, приводит такой аргумент: "Делается это для того, чтобы убедить богачей творить добро и раздавать милостыню, ибо равно запретны (харам) и ростовщичество, и сокровище, лежащее без проку. Поэтому богатому не остается ничего другого, кроме как заниматься благотворительностью и вкладывать деньги в реальные полезные дела". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 423]

Еще одной причиной запрета ростовщичества является то обстоятельство, что этот вид деятельности ставит своей главной целью накопление денег, изымая их из сферы производства и коммунального хозяйства.

Имам Садык (ДБМ) говорил: "Если разрешить ростовщичество, люди забросят ремесла и торговлю". [Бихар аль-анвар, том 103, стр. 119]

А вот мнение по этому вопросу Имама Ризы (ДБМ): "Широкое распространение ростовщичества приведет к тому, что исчезнет кредит". [Аль-хайат, том 4, стр. 334]

Завершается рассматриваемый аят такими словами:

А те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на времена вечные

Слово /‘ада/ "вернется" означает следующее: тот, кто не оставит свое нечестивое занятие и вновь станет давать деньги в рост, попадет в ад и будет пребывать в нем вечно.

Вред, наносимый ростовщичеством.

Тот, кто дает деньги под проценты, не выполняя никакой полезной работы, совершает несправедливость, из которой произрастают вражда и ненависть. Бывает так, что дела человека, вынужденного платить проценты за кредит, приходят в упадок и он, будучи не в силах погасить все возрастающую задолженность, оказывается в позорной и мучительной кабале.

Ростовщичество ослабляет устои общества и разделяет его на два лагеря: угнетателей и угнетенных.

Ростовщичество лишает действенности молитву.

Учитывая разрушительный характер ростовщичества, не только Ислам, но и все остальные Господние религии наложили не него запрет. Несмотря на это, некоторые светские круги продолжают цепляться за немногочисленные надуманные доводы и искать лазейки, чтобы оправдать ростовщичество. И все же, даже несмотря на то, что отдельные общества принимают ростовщичество в качестве элемента своей экономической системы, его вред очевиден.

Ростовщичество основано на несправедливости, оно несет вред всем, кто к нему причастен. Прогресс, достигнутый странами Запада, объясняется не использованием ростовщичества, а в первую очередь тем вниманием, которое уделяют там развитию науки и промышленного производства.

Между прочим, ростовщикам следовало бы обратить внимание на предостережения, содержащиеся в Коране. Формальные уловки, подобные тем, к которым прибегают иудеи для оправдания рыбной ловли по субботам, не более, чем игра. Однако Коран не проходит мимо этих недостойных игр и сурово их осуждает.

В заключение напоминаем тем, кто может впасть в соблазн поправить свои дела ростовщичеством, слова одного из преданий: "Тот, кто начнет торговать, без знания (положений шариата, касающихся торговли), впадет в грех ростовщичества". [Нахдж аль-балага, проповедь 447]



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 276

    276. Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню. Не любит Он никого из грешников неблагодарных.



Арабское слово /махк/ означает "постепенное искоренение, уничтожение, вычеркивание", а однокоренное с ним слово /мухак/ используют для обозначения Луны на ущербе в последние дни лунного месяца. В противоположность этому, слово /риба/ "барыш" означает "постепенное увеличение".

Данный аят напоминает о том, что, хотя ростовщик и взимает проценты со своих должников для накопления богатства, Аллах не позволит ему достичь благоденствия таким недостойным способом. Это вовсе не означает, что состояние ростовщика будет уничтожено в буквальном смысле слова, однако ему не удастся с помощью неправедно заработанных денег достичь того, на что он рассчитывал.

Искореняет Всевышний лихву…

Ростовщик не знает, что такое любовь, счастье, безопасность. Поэтому многие преуспевающие люди лишены душевного покоя и не получают никакой радости от своего богатства. Там же, где широкое распространение получили благотворительность и беспроцентное кредитование, жизнь людей исполнена добра и радостей. В таком обществе малоимущие не впадают в отчаяние, а богатые не становятся жестокосердными и не возражают против того, чтобы поделиться своими богатствами. В таком обществе бедняки не стремятся отомстить за свои жизненные неудачи, не становятся ворами, а состоятельные люди не беспокоятся о сохранении своего имущества. Это общество относительно стабильно и устойчиво, в нем царят доброта, сострадание и взаимопонимание.

…и поощряет милостыню

В "Тафсир кабир" Фахра Рази говорится о том, что ростовщик, расшатывающий устои общества, изгоняющий из него сострадание и человеческую справедливость, будет проклят бедняками вместе со всем своим богатством, и каждое мгновение он, окруженный всеобщей ненавистью, будет дрожать за свою жизнь и добро. Именно о таком искоренении ростовщичества и говорится в этом аяте.

Пояснения

    1.Пусть вас не вводит в заблуждение быстрый рост того или иного состояния.

    Искореняет Всевышний лихву…

    2. Наша жизнь в руках Аллаха. Бывает так, что удача отворачивается от богача, а бедняк проводит свои дни в радости и умиротворении.

    3. В сердце ростовщика, забывшего чувство благодарности, поселился грех, он - "грешник неблагодарный". Взимая ростовщический процент, он сам оказывается в долгу у людей. Он ставит себя вне закона и лишает себя воздаяния за поклонение Господу. Доминирующими чертами его личности становятся бездушие и алчность.

    Не любит Он никого из грешников неблагодарных

    Воистину, ростовщик - это неблагодарный грешник.

    4. Аллах всегда будет искоренять богатство, произрастающее из ростовщичества. Подтверждением этому служит арабское слово /йамхаку/ "искореняет", грамматическая форма которого передает продолжительность действия.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 277

    277. Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал молитву, раздавал закат, уготована награда Господа. Нечего им страшиться, и не будут они опечалены.



Если из предыдущего аята мы узнали о неблаговидных делах ростовщиков - "грешников неблагодарных", - то рассматриваемый стих повествует о том, какое будущее ожидает истинно верующих, которые творят добрые дела, молятся Господу и платят закат.

Всех людей условно можно разделить на четыре категории:

    1. Те, кто обладает истинной верой и вершит добрые дела. Это верующие.

    2. Те, кто не верит и не совершает добрых дел. Это безбожники.

    3. Те, кто верит, но не делает добрых дел. Это нечестивцы.

    4. Те, кто не верит, но совершает добрые дела и кичится этим. Это лицемеры.

Полной противоположностью ростовщикам, которые отреклись и от Бога, и от людей, являются те верующие, которые искренне поклоняются Господу, общаются с Ним посредством молитвы и творят добрые дела. Они связаны со всеми остальными людьми посредством уплаты заката.

Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал молитву, раздавал закат, уготована награда Господа. Нечего им страшиться, и не будут они опечалены



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 278

    278. О вы, которые уверовали! Бойтесь Бога и, если вы уверовали, простите [должникам своим] ту лихву, что причиталась вам прежде.



В комментариях "Маджма‘ аль-баян", "Аль-мизан" и "Мараги", рассказывается о том, что после ниспослания аята о запрете ростовщичества некоторые из сподвижников Пророка (ДБАР) - Халид ибн Валид, Аббас и Осман, потребовали от своих должников выплатить часть причитающегося им ссудного процента и обратились к Пророку (ДБАР) с просьбой пояснить, имеют ли они на это право. После этого и был ниспослан рассматриваемый аят.

После ниспослания этого аята святой Пророк (ДБАР) сказал: "Мой дядя Аббас, наравне со всеми остальными, не имеет права требовать лихвы". Затем Посланник Аллаха (ДБАР) добавил: "Мои родственники должны первыми отказаться от ростовщичества". А в одной из проповедей он обратился к слушателям с такими словами: "Я отменяю все ростовщические проценты, образовавшиеся в период невежества, и прежде всего это относится к лихве, причитающейся Аббасу". [Фи зилал иль-Кур’ан, том 1 стр. 486]

Пояснения.

    1. Предпосылка истинной веры - это отказ от претензий на имущественные права других людей и на неправедное богатство.

    …если вы уверовали…

    2. Признак набожности - это отказ от незаконно нажитого имущества.

    О вы, которые уверовали! Бойтесь Бога и… простите [должникам своим] ту лихву, что причиталась вам прежде.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 279

    279. Если же не простите вы, так знайте, что объявили вы войну Аллаху и Посланнику Его. А если простите, то останется вам первоначальное достояние ваше. Не обижайте и не будете обижены.



Ислам запрещает как ростовщичество (наравне с любым другим неправедным барышом), так и незаконное лишение людей их имущества.

В некоторых странах существуют законы, отменяющие частную собственность, которая насильственно отбирается у ее владельцев. А есть такие страны, где процветает эксплуатация, попираются права человека и разрешено ростовщичество во всевозможных формах.

Пояснения.

    1. Ростовщик сражается против Бога. Но он должен знать, что в этом сражении ему, слабому, презренному смертному противостоит Всемогущий Аллах.

    Если же не простите вы, так знайте, что объявили вы войну Аллаху и Посланнику Его

    2. Поскольку ростовщик сражается против Аллаха, каждое исламское правительство обязано предпринять против него соответствующие меры.

    3. Ростовщик имеет право требовать возврата только основной суммы без каких-либо процентов.

    …останется вам первоначальное достояние ваше

    4. Осуждению подлежат как угнетатель, так и тот, кто смирился с положением угнетаемого. Не будьте ни угнетателем, ни угнетенным.

    Не обижайте и не будете обижены

    5. Не нарушайте права собственности, когда приходите на помощь обездоленным.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 280

    280. Если находится [должник] в положении трудном, дайте отсрочку, пока не поправятся дела его. А если простите вы [долг], то вам же [будет] лучше, если только уразумеете вы это.



При рассмотрении этого аята следует иметь в виду следующее обстоятельство. Хотя здесь и содержится рекомендация давать отсрочку должнику, тот не должен злоупотреблять такой возможностью, поскольку преднамеренная оттяжка возвращения долга без достаточно уважительной причины рассматривается как грех.

В одном из исламских преданий говорится о том, что тот, кто не возвращает долг вовремя без уважительной причины, будет считаться грешником наравне с вором. В то же время, человека, предоставившего отсрочку своему должнику, ожидает вознаграждение наравне с мучениками за веру.

Пояснения.

    1. Не только откажитесь от процентов, но и давайте должнику отсрочку для возврата долга.

    2. Назначая срок возврата долга, принимайте во внимание возможности должника.

    …дайте отсрочку, пока не поправятся дела его

    3. Ислам покровительствует обездоленным.

    Если находится [должник] в положении трудном…

    4. Освобождение несостоятельного должника от уплаты долга вам же на пользу, поскольку завтра вы можете оказаться в таком же положении, как и он.

    А если простите вы [долг], то вам же [будет] лучше

    5. Возвращенный долг забудется, освобождение от него несостоятельного должника - никогда.

    6. Благодарность должника и одобрение Аллаха дороже любого богатства.

    …если только уразумеете вы это

    7. Согласно нормам мусульманского права, нельзя отправить в тюрьму несостоятельного должника, если кредитор простил ему долг. В том случае, когда человек действительно не в состоянии вернуть долг, это должно сделать за него исламское государство.

    8. В исламской литературе говорится о том, что за каждый день отсрочки, предоставляемый должнику, кредитор будет вознагражден Аллахом, как за пожертвование на благотворительные цели, равное сумме отсроченного долга. [Тафсир аль-бурхан, том 1, стр. 260]



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 281

    281. Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Богу. Тогда воздастся по заслугам человеку каждому. И никто не будет обижен [незаслуженно].



Нередко в Коране после группы аятов, содержащих повеления Аллаха и установления Ислама, дается обобщающее заключение, призванное подчеркнуть и усилить изложенную идею и как можно полнее довести ее до ума и сердца верующего.

Вот и данный аят, обращая внимание мусульман на неизбежность Судного дня и наказания нечестивцев, предупреждает их о том, что грядет великий День, когда каждому воздастся ровно в меру содеянного им, не больше и не меньше.

Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Богу

Именно в этот день нечестивец вкусит горькие плоды сотворенного им зла. Но получит он только то, что заслужил. Никто иной, как он сам, поступил несправедливо по отношению к себе.

Тогда воздастся по заслугам человеку каждому. И никто не будет обижен [незаслуженно]

Ростовщичество крайне негативно влияет и на моральное состояние должника, порождая в его сердце недобрые чувства к заимодавцу. Это ослабляет узы сотрудничества и взаимопомощи между членами общины.

По поводу запрета ростовщичества ряд мусульманских преданий приводят такое высказывание Имама Садыка (ДБМ) в передаче Хушама ибн Салима: "Воистину, Всемогущий и Достославный Аллах запретил ростовщичество, с тем чтобы люди не избегали творить добро". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 422]

    1. Ибн Масуд передает следующие слова Посланника Аллаха (ДБАР): "Ростовщичество и прелюбодеяние появлялись только у тех народов, которые навлекли на себя Божью кару". [Канз аль-амаль, том 4, стр. 107]

    2. Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал: "О люди! Прежде чем заняться торговлей, изучите вначале законы и религиозные установления. Клянусь Аллахом, ростовщичество по сравнению с ними выглядит букашкой, ползущей по огромной гладкой скале". [Бихар аль-анвар, том 100, стр.117]

    3. Имам Садык (ДБАР) сказал: "В Судный день три категории людей будут находиться под покровительством Всемогущего и Достославного Аллаха:

      1) Те, кто никогда не прелюбодействовал;
      2) Те, кто никогда не занимался ростовщичеством;
      3) Те, кто никогда даже не помышлял о том, чтобы совершить прелюбодеяние или отдать деньги в рост". [Там же, стр. 18]

    4. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Ростовщичество – наихудшее из всех занятий". [Сафинат аль-бихар, том 1, стр. 507]

    5. Имам Риза (ДБАР) сказал: "Воистину, ростовщичество - незаконное занятие, позорящее честь и доброе имя человека. Оно относится к величайшим грехам, за которые Аллах накажет пламенем ада - да убережет нас Аллах от него! Все Пророки и все Священные книги запрещают ростовщичество". [Бихар аль-анвар, том 100, стр.121]

    6. Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: "В моей общине больше всего меня тревожат незаконные занятия и незаконные доходы". [Усул Кафи, том 3, стр. 178]

    7. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Верующий, который не гнушается незаконными доходами и потребляет запрещенную пищу, подобен человеку, строящему свой дом на песке". [Бихар аль-анвар, том 100, стр.157]

    8. Джабир сказал, что Пророк (ДБАР) проклял ростовщика, писца, составившего договор, и свидетеля договора. [Сахих-и муслим, том 3, предание 106]

    9. Аналогичное высказывание содержится и в "Сахих-и Бухари" (раздел 3, стр. 78).

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz