e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 246, 247, 248, 249, 250. Слава и могущество израильтян под руководством Моисея. Теодемократическая форма правления. Джихад - священная война во имя Бога. Негативная реакция на Божественные повеления. Возвращение ковчега Завета (табут) иудеям. Испытание жаждой. Проверка силы духа. Взывание к помощи Аллаха. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 246, 247, 248, 249, 250. Слава и могущество израильтян под руководством Моисея. Теодемократическая форма правления. Джихад - священная война во имя Бога. Негативная реакция на Божественные повеления. Возвращение ковчега Завета (табут) иудеям. Испытание жаждой. Проверка силы духа. Взывание к помощи Аллаха.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 246

    246. Не задумывался ли ты о знати сынов израилевых, живших после Моисея, когда они сказали своему Пророку: "Поставь над нами царя, чтобы мы могли сражаться на пути Аллаха"? Он спросил: "Не случится ли так, что вам будет предписано сражаться, а вы не станете?" Они ответили: "Почему же нам не сражаться на пути Аллаха? Ведь мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми". А когда им предписали сражаться, они уклонились, кроме немногих. Аллах знает нечестивцев.



Предисловие к приведенной выше группе аятов.

В этих аятах Всевышний и Всеблагой напоминает историю о чудесных приключениях, которые пришлось пережить израильтянам после Моисея (ДБМ). Эта история не случайно следует за установлениями, касающимися Священной войны и защиты рубежей религии Аллаха, каковые, по существу, являются рубежами бытия всего человеческого рода. А чудесные ее события призваны стать поучительным примером для мусульман.

Поучительные события.

Сыны израилевы, которые под властью Фараона утратили богатство и силу, под мудрым руководством Моисея (ДБМ) вновь обрели славу и могущество.

Благодаря святости этого Великого Пророка (ДБМ), Аллах осыпал их многочисленными благами, даровав в том числе Ковчег Завета. неся Ковчег впереди своих войск, иудеи обретали, благодаря ему, духовную силу и уверенность. слава и могущество сопровождали их еще в течение длительного времени и после смерти Моисея (ДБМ). Однако победоносное прошлое и изобилие полученных благ постепенно вселили в них гордыню и непокорность.

В конце концов они потерпели сокрушительное поражение от филистимлян и утратили все свое могущество, власть и сам Ковчег Завета. В результате они были ослаблены и разрознены до такой степени, что оказались беззащитными перед самым слабым врагом. Многие из них были изгнаны врагами с родной земли, а сыновья их попали в плен.

Так продолжалось много лет. Наконец, их молитвы были услышаны и Аллах избрал из их числа Пророка по имени Самуил, чтобы тот возглавил их и повел к спасению.

Сыны Израилевы, измученные и исстрадавшиеся от жестоких притеснений со стороны своих врагов, жаждали избавления. Это заставило их сплотиться вокруг Самуила и просить назначить им царя.

Они решили, что будут следовать за своим царем в единой борьбе против врага и станут под его началом самозабвенно сражаться, чтобы вернуть утраченную честь и славу.

Пророк Самуил, которому издавна были хорошо известны особенности их характера и непостоянство пристрастий, сказал им, что опасается, что, столкнувшись лицом к лицу с врагом, они перестанут подчиняться своему командующему и откажутся выполнять приказ выступить на Священную войну во имя Аллаха.

Но те возразили, заявив, что, мол, как они могут ослушаться своего командующего и отказаться выполнять свой долг, когда злобный враг изгнал их из собственных домов, захватил их земли и пленил их детей.

Когда Пророк Самуил увидел, что эти люди осознали свой недуг и жаждут найти лекарство от него, то есть поняли тайную причину своих неудач, он вознес молитву Господу и передал Ему просьбу своего народа. Ответом ему было откровение назначить Саула царем.

Самуил сказал Аллаху, что никогда доселе не видал Саула и не знает его. Тогда ему было явлено еще одно откровение, указывающее, что Саул будет послан к нему, а самому Самуилу было велено, когда Саул придет к нему, вручить ему командование войском в Священной войне.

После Пророка Моисея (ДБМ) сыны израилевы утратили свое могущество, ибо, потакая собственным слабостям, погрязли в роскоши и лени. Из-за этого они вновь подверглись гнету и гонениям со стороны тиранов и утратили свободу и кров. Чтобы избежать скитальческой доли и избавиться от ярма тирании, они решили сражаться. Поэтому они обратились к своему Пророку и попросили его назначить им царя, который повел бы их на Священную войну против деспота.

Не задумывался ли ты о знати сынов израилевых, живших после Моисея, когда они сказали своему Пророку: "Поставь над нами царя, чтобы мы могли сражаться на пути Аллаха"?

Имея в виду печально известные факты из истории сынов израилевых, Пророк (ДБМ) спрашивал их: а не получится ли так, что, получив приказ выступить на войну, они ослушаются его и не станут сражаться?

Он спросил: "Не случится ли так, что вам будет предписано сражаться, а вы не станете?"

Но те возразили ему, заявив, что готовы сражаться, ибо были изгнаны от родных очагов и долгое время скитались, ибо города их захвачены врагом, а сыновья томятся в плену.

Они ответили: "Почему же нам не сражаться на пути Аллаха? Ведь мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми"

Но все эти слова оказались пустыми, и когда прозвучал приказ вступить в бой, все они, за малым исключением, ослушались его и бежали с поля брани.

А когда им предписали сражаться, они уклонились, кроме немногих. Аллах знает нечестивцев

Пояснение.

[Данное пояснение дословно цитируется по сноске к переводу Священного Корана (на английский язык) Мир Ахмада Али, стр. 217]
События, на которые ссылается аят 246, описаны также в Библии (Первая книга Царств, 8:19,20).

19. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами;

20. И мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.

После Моисея последовала целая череда его преемников - Пророков, которым предназначалось хранить Закон (Тору). После Моисея были Иисус Навин, Калеб, Иезекииль, Илия, Елисей, но время шло, и народ постепенно забывал Закон, а в конце концов и вовсе отказался от него, вернувшись к поклонению идолам. Но еще при жизни Пророка Иисуса [Навина] у израильтян появился враг в лице народа земли Шалиша из племени Голиафа (Джалута), который захватил побережье Средиземного моря, включая Палестину и Египет. Этот народ покорил сынов израилевых, убил 440 израильских князей и представителей знати, сделал израильтян своими вассалами, а земли их взял себе. Теперь у израильтян не было Пророка, который вывел бы их из беды. И стали они молить Бога о Пророке. Наконец, их молитва была услышана и Господь послал им Пророка в лице Самуила. Когда Самуил предстал перед ними и объявил, что послан им Богом, они стали просить его назначить им царя, чтобы он возглавил их борьбу за освобождение от гнета и насилия, которым они подвергались от рук своего врага. В те времена возглавить сражение мог только царь, а Пророк был лишь советчиком, своего рода консультантом по административным вопросам или управляющим делами. Пророк Самуил заранее предвидел и предостерег их, что они могут ослушаться приказа, повелевающего им сражаться во имя Господа. В этом случае речь шла о войне за освобождение народа от жестокого гнета, и названа она была сражением во имя Божие. Отсюда очевидно, что сражение за правое дело есть сражение во имя Бога.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 247

    247. Их Пророк сказал им: "Воистину, Аллах послал вам Саула (Талута) царем". Они ответили: "Как может он властвовать над нами, если мы более достойны владычества, чем он, и он не богаче нас имуществом?" Он ответил: "Воистину, Аллах предназначил его вам, одарив его в изобилии знанием и силой телесной. Аллах дарует власть, кому пожелает". Аллах – Объемлющий, Знающий.



Эта часть подавленных гнетом сынов Израилевых не выдержала испытания делом, хотя они и просили своего Пророка назначить им царя, который возглавил бы их борьбу за избавление от властителей–тиранов.

Их Пророк сказал им: "Воистину, Аллах послал вам Саула царем"

Следует отметить, что под "их Пророком" подразумевается Самуил. Саул, который в Коране именуется "Талут", был так назван за свой большой рост и могучее телосложение, ибо возвышался над всеми своими соплеменниками (Первая книга Царств, 10:23). Имена собственные, используемые в Коране, звучат иначе, чем на языке оригинала – древнееврейском.

Итак, когда их Пророк Самуил назначил неизвестного доселе бедного пастуха Саула (Талута) царем сынов израилевых, последние, движимые собственными честолюбивыми представлениями о том, каким должен быть их правитель, высокомерно отвергли воцарение Саула, не обладавшего ни знатностью, ни богатством. Они, утопавшие в богатстве, заявили, что по своему положению они достойнее и выше Саула.

Они ответили: "Как может он властвовать над нами, если мы более достойны владычества, чем он, и он не богаче нас имуществом?"

Услышав их доводы относительно бедности Саула, Пророк сказал им, что Аллах – и в этом нет сомнения – назначил его их царем, а вместо богатства он наделен силой знания и телесной мощью. Кроме того, он обладает необходимой волей и силой для того, чтобы командовать войсками в битве.

Он ответил: "Воистину, Аллах предназначил его вам, одарив его в изобилии знанием и силой телесной

Итак, Аллах выбирает, кого пожелает Сам, и назначает его правителем, исходя из его личных способностей и внутренних качеств.

Аллах дарует власть, кому пожелает". Аллах – Объемлющий, Знающий

Если отбросить детали рассказанной здесь истории сынов израилевых, то можно сделать следующие выводы относительно Богоданной власти того, кому выпало вести войну во имя Господа:

1. Помимо присутствия Высшего Законодателя и Небесного Судьи иногда нужен и исполнитель. Следует иметь в виду, что все три ветви власти ("амирийят"), то есть законодательная, судебная и исполнительная, находятся в руках у Аллаха. В его власти передать все эти функции в распоряжение любого из людей, либо раздать их разным людям. В любом случае, вручение этих полномочий целиком и полностью находится в воле Аллаха и никого другого. В данном случае Пророк представляет Божественную власть в ее законодательном и судебном аспектах. Когда люди просят его назначить им в качестве исполнителя царя, Пророк говорит им, что Бог назначил им царем Саула (Талута), отмечая, что сам он (Пророк) не имеет такого права. Такая позиция не совпадает с современным подходом, в свете которого для формирования законодательных и судебных органов высшим авторитетом и конечной инстанцией могут служить лишь "китаб", то есть Коран, и "Сунна", то есть изречения и деяния Пророка (ДБАР) и его благородного семейства Ахл аль-бейт (ДБМ), и для вмешательства человека там нет места. В то же время люди имеют право выражать свое мнение при формировании исполнительной власти. Все это называется теодемократической формой правления.

Итак, "амирийят" находятся в руках у Аллаха. И если позволить людям вмешиваться в них, то это уже будет не Ислам, а возврат к эпохе невежества .

2. Джихад, то есть война во имя Бога, объявлялась и велась еще при прежних Пророках, и так же, как и в Исламе, вызывала как положительную, так и отрицательную реакцию.

3. Негативная реакция на Божественные повеления диктовалась, как правило, сиюминутными соображениями и объяснялась узостью и ограниченностью взглядов, как это было в случае с отношением ангелов к назначению Адама наместником Аллаха на земле. В ответ на такую негативную реакцию можно лишь еще раз сказать, что таков был выбор Самого Аллаха и что в основе этого выбора лежат глубина и широта знания, сила духа и твердость характера. Право царствовать принадлежит Богу, и Он один может наделять этим правом, кого Он пожелает. Однако Его благосклонность не может быть случайной или иррациональной. Она базируется на превосходстве качеств данной личности, известных лишь Ему одному, ибо только Он Всеведущ и Всезнающ. Отсюда ничтожность таких преходящих соображений, как богатство, старшинство, расовое или национальное превосходство. Поэтому каждый раз, когда возникает вопрос о наследовании Святому Пророку (ДБАР) в области законодательной, судебной или исполнительной власти, следует всегда обращаться к приведенному здесь назидательному примеру и помнить, что способ назначения преемников Святого Пророка остается таким же, каким был и до него (см. Коран, 24:55).



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 248

    248. Сказал им Пророк: "Знамение его власти состоит в том, что к вам прибудет ковчег, несущий ублаготворение от Господа вашего и содержащий то, что осталось от дома Моисея и дома Аарона. Принесут его ангелы. Воистину, в этом для вас – знамения, если вы – уверовавшие".



Для того, чтобы сыны израилевы убедились в праве Саула на царствование, их Пророк сообщил им, что ковчег Завета ("табут"), священная реликвия иудеев, будет возвращен им в качестве знамения того, что Саул был назначен Богом.

Сказал им Пророк: "Знамение его власти состоит в том, что к вам прибудет ковчег…

Ковчег представлял собой ту самую просмоленную тростниковую корзину, куда мать положила младенца Моисея и по велению Божиему отправила плыть по водам Нила. Короб был выловлен затем воинами фараона, а младенец доставлен к Фараону.

Ковчег хранился при дворе Фараона, а когда Моисей (ДБМ) обрел дар пророчества, то вложил в этот ковчег скрижали с начертанной на них Торой и передал их своему преемнику Иисусу Навину (Йуша бин Нун), а после его смерти туда были сложены его доспехи и некоторые из личных вещей. С тех пор Ковчег, который иудеи назвали ковчегом Завета, оставался их святыней, и его в случае войны всегда несли впереди войска.

Однако со временем святость ковчега потускнела, а затем и сам он был утрачен сынами израилевыми. Но, как говорится в рассматриваемом аяте, иудейский Пророк Самуил обещал иудеям, что ковчег Завета будет им возвращен в качестве знамения, подтверждающего истинность его слов. Эта благая весть была, естественно, воспринята израильтянами с восторгом и благоговением, ибо они полагали, что, увидав вновь ковчег Завета - символ их былой независимости и славы, - они вернут себе утраченный покой и благоденствие. В Торе есть несколько упоминаний Ковчега, некоторые из которых будут процитированы в разделе "Пояснение".

Наконец, в период царствования Саула Аллах руками ангелов возвратил сынам израилевым некогда отнятый у них врагами священный Ковчег, и к ним вернулся мир и покой.

…несущий ублаготворение от Господа вашего и содержащий то, что осталось от дома Моисея и дома Аарона. Принесут его ангелы. Воистину, в этом для вас – знамения, если вы – уверовавшие.

Слово "табут" в этом аяте означает священный ковчег Завета, который представлял собой короб длиной 3 ярда и шириной 2 ярда, украшенный божественными знаками, читать которые было дано только Посланникам Господним. Этот ковчег был осенен Божественным благословением, и всякий раз, когда израильтяне в ходе сражения являли его своим врагам, тем ничего не оставалось делать, как бежать с поля брани. Каждый раз, выступая против врага, израильтяне несли перед своим войском этот ковчег, и каждый раз победа была на их стороне. ковчег переходил от одного Посланника Бога к другому. По некоторым сведениям, в нем находились сандалии Моисея, его посох и одежды, а также головной убор Аарона и некоторые другие реликвии. Ковчег, несомненно, обладал рядом чудесных свойств. Именно он был вынесен из Силома, чтобы помочь сынам израилевым в войне с филистимлянами.

"Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки" (Ветхий Завет, Исход, 2:3).

Приведенные ниже строки из Корана, обращенные к Моисею, помогут нам лучше понять значение арабского слова "табут".

…когда мы внушили твоей матери откровение: "Положи его в ковчег и пусти ковчег по реке…" (Коран, 20:38, 39)

Победа Саула над Голиафом.

Религиозная война израильтян – Аллах благословляет самоотверженных борцов за Его дело, даруя им победу над врагом



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 249

    249. Когда Саул выступил с ратью, то сказал: "Воистину, Аллах будет испытывать вас рекой. Если кто напьется из нее, то он – не со мной. А тот, кто не вкусит ее, разве что одну пригоршню, то он – со мной". И напились из нее они все, кроме немногих. Когда он и те, кто уверовал, перешли реку, то они сказали: "Нет у нас сегодня силы против Голиафа (Джалута) и его рати". А те, которые знали, что предстанут перед Аллахом, сказали: "Как много раз немногочисленная рать побеждала несметную рать по воле Аллаха!". Аллах на стороне терпеливых.



В этом аяте рассказывается о том, как большая часть израильтян не выдержала испытания и напилась воды из запретного источника. Им не удалось совладать со своей жаждой, и они провалили испытание.

Когда Саул выступил с ратью, то сказал: "Воистину, Аллах будет испытывать вас рекой. Если кто напьется из нее, то он – не со мной. А тот, кто не вкусит ее, разве что одну пригоршню, то он – со мной". И напились из нее они все, кроме немногих

Однако остальным, тем, кто выдержал первое испытание, предстоял еще один практический экзамен. Это была проверка силы их духа. Узрев огромное войско Голиафа, многие из них заявили, что им не одолеть его рати.

Когда он и те, кто уверовал, перешли реку, то они сказали: "Нет у нас сегодня силы против Голиафа и его рати"

Но те, кто верил в Воскресение и встречу с Аллахом в Ином мире, сказали, что победа в руках Господних и что по Его воле малое войско способно одолеть несметную рать.

А те, которые знали, что предстанут перед Аллахом, сказали: "Как много раз немногочисленная рать побеждала несметную рать по воле Аллаха!" Аллах – на стороне терпеливых

Предания.

[Алляма сейид Мухаммад Хусейн ат-Табатабаи, Аль-мизан, комментарий к Корану, том 4, стр. 112 (английский перевод)]

Мухаммад ибн Яхья рассказал со ссылкой на Мухаммада ибн Ахмеда, услышавшего этот хадис от Мухаммада ибн Халеда и Хусейна ибн Саида, а те – от ан-Насра ибн Сувейда, а тот – от Яхьи аль-Халеби, а тот – от Харуна ибн Хариджа, а тот – от Абу Басыра, а тот – от Абу Джафара (ДБМ): "И Аллах передал слова Саула: "Воистину, Аллах будет испытывать вас рекой. Если кто напьется из нее, то он – не со мной. А тот, кто не вкусит ее, разве что одну пригоршню, то он – со мной". Но все они испили воды из реки. Не сделали этого только триста тринадцать человек, часть из которых удовлетворилась пригоршней воды, а другая часть вообще отказалась пить. Когда же они вышли против Голиафа, те из них, кто выпил пригоршню воды, заявили: "Нет у нас сегодня силы против Голиафа и его рати", но те, кто не стал пить из реки, сказали: "Как много раз немногочисленная рать побеждала несметную рать по воле Аллаха!" Аллах – на стороне терпеливых" (аль-Кафи).

Алляма Табатабаи говорит: "Тот факт, что с Саулом осталось только триста тринадцать человек (столько же было и в мусульманском отряде в битве при Бадре), упоминается в многочисленных хадисах и преданиях как у суннитских, так и у шиитских передатчиков. А такая подробность как то, что слова "Нет у нас силы…." принадлежат выпившим пригоршню воды, а высказывание "Как много раз немногочисленная рать…" – тем, кто отказался пить, может быть выведена из ранее использованного в данном аяте оборота "кроме немногих"…."



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 250

    250. Когда они соприкоснулись с Голиафом и его ратью, то воскликнули: "Господи наш! Ниспошли нам терпение, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных".



В этом аяте рассказывается о том, что произошло, когда два войска сошлись лицом к лицу.

Когда они соприкоснулись с Голиафом и его ратью, то воскликнули: "Господи наш! Ниспошли нам терпение, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных"

По существу, в своей молитве Саул и его воины просили у своего Господа лишь три вещи, и молитва их была конкретной и ясной. Во-первых, они просили Его даровать им терпение и настойчивость. Во-вторых – стойкости на поле брани. Они молили его укрепить их стопы, дабы не бежать от врага. Первая мольба была связана с их внутренним душевным состоянием, тогда как вторая относилась к их внешнему поведению. Ведь крепость стоп, то есть стойкость в бою, является одним из следствий духовного терпения и настойчивости.

Своей третьей молитвой они молили Аллаха даровать им победу над неверными. Такой дар, естественно, мог быть только наградой за терпение и настойчивость, а также за стойкость в сражении.

В Библии говорится:

    9. Как скоро Саул обратился, чтобы идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце…

    10. …и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. (Первая книга Царств, 10:9, 10)

Похожий случай испытания жаждой описан в Библии (Книга Судей Израилевых, 7:1-6), хотя связан он с другими событиями. Это произошло, когда Гедеон подверг свое войско испытанию источником Харода. То же проделал и Саул, но только с помощью вод реки.

Из этого аята явствует, что тот, кто возглавил свой народ, должен обладать внушенным свыше знанием того, что есть добро и что есть зло для его людей; он должен уметь подвергнуть испытанию прочность их веры, как это сделал Саул, велевший людям не пить более одной пригоршни речной воды, даже если они будут умирать от жажды. Такое испытание оказалось под силу лишь горстке верующих, и Аллах помог им одолеть Голиафа и его рать.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 246, 247, 248, 249, 250. Слава и могущество израильтян под руководством Моисея. Теодемократическая форма правления. Джихад - священная война во имя Бога. Негативная реакция на Божественные повеления. Возвращение ковчега Завета (табут) иудеям. Испытание жаждой. Проверка силы духа. Взывание к помощи Аллаха. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 246, 247, 248, 249, 250. Слава и могущество израильтян под руководством Моисея. Теодемократическая форма правления. Джихад - священная война во имя Бога. Негативная реакция на Божественные повеления. Возвращение ковчега Завета (табут) иудеям. Испытание жаждой. Проверка силы духа. Взывание к помощи Аллаха.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz