e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом? [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом?

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 235

    235. Нет на вас греха, если вы намекнете вдовам [о желании] посвататься к ним или же умолчите об этом. Аллах знает, что вы будете думать о них. Не обещайте им втайне от других ничего, а только ведите любезные речи. Не намеревайтесь заключить брачный союз, пока не истечет установленный договором срок. Знайте, Аллаху ведомо то, что в ваших душах, так берегитесь Его! Знайте, что Аллах – Прощающий и Снисходительный.



Допустимо ли сватовство в период выжидания?

Этот аят продолжает начатый ранее разговор о периоде выжидания для женщины после смерти мужа и предлагает весьма важные положения насчет поведения вдов в этот период. Он гласит:

Нет на вас греха, если вы намекнете вдовам [о желании] посвататься к ним или же умолчите об этом. Аллах знает, что вы будете думать о них. Не обещайте им втайне от других ничего, а только ведите любезные речи

Нет ничего противоестественного в том, что женщина после смерти мужа начинает задумываться о своем будущем. А с другой стороны, кое-кто из мужчин также может подумывать о женитьбе на вдове, поскольку такой брак, как правило, обставляется более легкими условиями.

Продолжая начатую тему, аят далее гласит:

Не намеревайтесь заключить брачный союз, пока не истечет установленный договором срок

Если кто-либо заключит брачный союз до истечения периода выжидания, то такой брак будет, несомненно, лишенным юридической силы /батыл/. Более того, если это было сделано мужчиной умышленно, то женщина, с которой был заключен такой союз, навсегда станет для него недоступной /харам/.

Затем в аяте говорится:

Знайте, Аллаху ведомо то, что в ваших душах, так берегитесь Его! Знайте, что Аллах – Прощающий и Снисходительный

То есть Аллах не торопится наказать Своих рабов, ибо Он Снисходителен к тому, что они творят.

Дополнительные положения, касающиеся разведенных и овдовевших женщин.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 236-237

    236. Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами, с которыми вы не имели интимные связи или которым вы не устанавливали [отступного] обязательства. Но обеспечьте их приличным [отступным]: состоятельный пусть дает в меру своих возможностей, бедный – в меру своих возможностей, как это подобает добродетельным.

    237. Если вы разведетесь с женами до того, как имели с ними интимные отношения, но установили [отступное] обязательство, то уплатите половину установленного, разве только они извинят или извинит тот, в чьих руках брачные узы. А если вы простите – то это ближе к богобоязненности. Не забывайте, что вам следует относиться друг к другу с благожелательностью. Воистину, Аллах видит то, что вы вершите.



Речь по-прежнему идет о разводе, и этот, а также следующий за ним аят предлагают нам новые установления на этот счет. Здесь говорится:

Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами, с которыми вы не имели интимные связи или которым вы не устанавливали [отступного] обязательства

Это положение относится к ситуации, когда мужчина или женщина после заключения брачного союза, но еще до вступления в близкие отношения с партнером вдруг сознает, что по той или иной причине этот брак не может состояться. В этом случае для супругов лучше расстаться уже на этом этапе, нежели откладывать развод на более позднее время, что сопряжено, естественно, с гораздо большими трудностями.

Далее следует еще одно положение, связанное с данным вопросом:

Но обеспечьте их приличным [отступным]…

Но размер отступного должен учитывать материальные возможности супруга. Поэтому следующая фраза аята гласит:

…состоятельный пусть дает в меру своих возможностей, бедный – в меру своих возможностей…

Откупиться обязан как богач, так и бедняк, но каждый в меру своего состояния. А учитывая тот факт, что выплата отступного очень важна для женщины, поскольку подавляет в ней желание отомстить и облегчает груз переживаний, возникающих в результате распавшегося брака, в аяте подчеркивается, что процедура выплаты должна выполняться так, как это диктует людская добродетель.

…как это подобает добродетельным

Это означает, что выплата отступного должна производиться супругом мирно и благожелательно.

Если вы разведетесь с женами до того, как имели с ними интимные отношения, но установили [отступное] обязательство, то уплатите половину установленного, разве только они извинят или извинит тот, в чьих руках брачные узы. А если вы простите – то это ближе к богобоязненности. Не забывайте, что вам следует относиться друг к другу с благожелательностью. Воистину, Аллах видит то, что вы верши

В этом аяте говорится о тех женах, которые разводятся со своими мужьями до того, как между ними установились супружеские отношения, но уже после того, как был назначен размер калыма.

Если вы разведетесь с женами до того, как имели интимные отношения, но установили [отступное] обязательство, то уплатите половину установленного…

Эта правовая норма представляет собой установление, которое позволяет женщине получить отступного в размере половины калыма, даже несмотря на то, что между нею и супругом еще не было близости.

После того как правовая сторона вопроса определена, речь заходит о его моральном и эмоциональном аспектах.

…разве только они извинят или извинит тот, в чьих руках брачные узы

Всей своей тональностью этот аят обращен к тому, что можно назвать "справедливым отношением" или "благожелательностью". В нем подчеркивается, что даже такая вещь, как развод и расторжение брака, не должна сопровождаться ссорами и конфликтами, порождаемыми чувством мести. Наоборот, все должно происходить в духе благородства, доброты и великодушия.

А если вы простите – то это ближе к богобоязненности. Не забывайте, что вам следует относиться друг к другу с благожелательностью. Воистину, Аллах видит то, что вы вершите



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 238-239

    238. Будьте внимательны к молитвам и [особенно] к средней молитве. Стойте перед Аллахом смиренно.

    239. А если вы боитесь, то [молитесь] пешими или конными, когда же вы в безопасности , то вспоминайте аллаха и помните, как Он научил вас тому, чего вы не знали прежде.



В период, когда ниспосылалось Божественное откровение, группа лицемеров под предлогом жаркой погоды отказалась участвовать в соборной молитве, преследуя цель внести разброд в ряды верующих. Некоторые из мусульман последовали их примеру и также отказались принимать участие в общем молении. Посланник Аллаха (ДБАР) был настолько раздосадован таким поведением, что пригрозил нарушителям мучительной небесной карой.

Как рассказывает предание, в один из особо жарких летних дней Пророк (ДБАР) возглавлял полуденную молитву мусульманской общины. Для сподвижников Пророка (ДБАР) это был один из самых тяжелых канонических обрядов, и получалось так, что во время полуденной молитвы за спиной Пророка (ДБАР) оказывалось не более одного-двух рядов молящихся. Видя это, Пророк (ДБАР) пригрозил, что предаст огню дома тех, кто отказался посещать совместную молитву. Тогда и был явлен этот аят, где подчеркивалось значение полуденной молитвы.

Важность обязательных ежедневных молитв, в особенности полуденной молитвы, неоднократно подчеркивается в Коране, поскольку молитва является наиболее эффективным средством связи человека с Аллахом.

Будьте внимательны к молитвам и [особенно] к средней молитве

Аят рекомендует также стоять перед Господом в смирении и искренней покорности.

Стойте перед Аллахом смиренно

И ни жара, ни холод, ни мирские заботы о здоровье жены или детей не должны помешать вашему отправлению этого великого долга.

Выражение /салат аль-вуста/ "средняя молитва" подразумевают именно полуденную молитву.

Примечание:

Арабское слово /вуста/, которое используется в оригинальном тексте данного аята, означает "срединный, наилучший, самый превосходный". Среди толкователей нет единого мнения относительно смысла этой фразы. Большинство авторитетных ученых склоняется к тому, что речь идет о полуденной молитве, поскольку ею пренебрегают чаще всего, тогда как поминать Аллаха нужнее всего в гуще мирских забот.

А если вы боитесь, то [молитесь] пешими или конными, когда же вы в безопасности , то вспоминайте аллаха и помните, как Он научил вас тому, чего вы не знали прежде.

В этом аяте особо подчеркивается, что пренебрегать молитвой нельзя даже в самых трудных обстоятельствах, в том числе и на поле брани. Но в подобных условиях многие из предписаний молитвенного обряда можно выполнять в облегченном виде. Это относится, например, к направлению на киблу, совершению поклонов и коленопреклонений и т.п. Именно этим объясняются слова:

А если вы боитесь, то [молитесь] пешими или конными…

Таким образом, регулярное сотворение молитвы предписывается не только в условиях безопасности. Обязательная молитва должна совершаться всегда и при любых обстоятельствах.

…когда же вы в безопасности , то вспоминайте аллаха и помните, как Он научил вас тому, чего вы не знали прежде

Оказавшись в безопасности, вы должны совершать молитву по полному обряду, с выполнением всех обязательных ритуалов.

Очевидно, что именно в должном сотворении обряда молитвы проявляется благодарность рабов Божиих своему Господу за Его наставление им молиться как в страхе, так и в безбоязненности.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 240-242

    240. если кто-либо из вас упокоится и оставит жен, то следует завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего] дома. А если они сами покинут [ваш дом], то нет греха на вас за то, что они предпримут по добру. Аллах – Велик и Мудр.

    241. Для разведенных жен следует содержание по добру, как полагается богобоязненным.

    242. Так разъясняет Аллах вам cвои знамения. Быть может, вы уразумеете.



Этим аятом Коран снова возвращается к теме супружества и развода, а также связанных с ними проблем. Вначале в нем говорится о тех, кто находится в преддверии смерти и оставляет после себя жен. Ему рекомендуется завещать своим женам годовое содержание и оставлять их на это время жить в его доме.

если кто-либо из вас упокоится и оставит жен, то следует завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего] дома

Это предписание действует, естественно, лишь в том случае, когда вдова не покидает своего прежнего жилища. Если же она оставляет дом своего покойного мужа, то теряет право и на кров, и на пропитание.

А если они сами покинут [ваш дом], то нет греха на вас за то, что они предпримут по добру

Чтобы утешить женщин, оказавшихся в таком положении, и развеять их тревоги относительно собственного будущего, в конце аята говорится, что после утраты супруга Аллах может открыть перед ними новые пути и что их несчастье таит в себе зерно мудрости.

Аллах – Велик и Мудр

Для разведенных жен следует содержание по добру, как полагается богобоязненным.

В этом аяте содержится еще одно предписание, касающееся развода.

Для разведенных жен следует содержание, согласно обычаю…

Предписание, содержащееся в этом аяте, как и то, что заключено в аяте 236, относится к женщинам, которым еще не была назначена сумма отступного, а брак их расторгается еще до наступления близости.

Содержание, о котором здесь говорится, является даром со стороны мужа и принимается с благодарностью.

…как полагается богобоязненным

Так разъясняет Аллах вам cвои знамения. Быть может, вы уразумеете.

В этом аяте, последнем из тех, что посвящены здесь проблеме развода, Коран гласит:

Так разъясняет Аллах вам Свои знамения. Быть может, вы уразумеете

Очевидно, что смысл слов /ла‘аллакум та‘кулун/ "быть может вы уразумеете" состоит в том, что цель с самого начала должна определяться как побуждение человека к "поступку, действию", поскольку простое раздумье над повелениями и предписаниями без последующего действия – занятие совершенно бесплодное.

Война во имя Аллаха.

Погибель, которую Аллахобрушил на тех, кто, несмотря на повеление, отказался сражаться – Мусульмане получают повеление жертвовать своей жизнью и достоянием во имя Аллаха – Правление Саула в Израиле и возражение израильтян против его избрания их царем.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 243

    243. Разве ты не видел тех, которые, опасаясь смерти, покинули свои жилища, - их были тысячи! Аллах же сказал им: "Умрите!" А потом Он оживил их. Воистину, Аллах Милостив к людям, но большинство людей неблагодарны.



Один из городов Сирии постигла однажды эпидемия чумы, и люди стали умирать один за другим. Некоторые из его жителей, надеясь вырваться из лап смерти, бросили свои дома и бежали прочь. избежав смерти, вдали от родины они почувствовали себя сильными и независимыми. Обуянные гордыней, они стали пренебрегать волей Аллаха, считая, что силы природы помогут им. Тогда Аллах наслал на них гибель, и все та же самая смертельная болезнь настигла их в пустыне.

Этот аят содержит поучительный намек на ужасную судьбу, постигшую один древний народ. Эти люди у себя на родине столкнулись со страшной эпидемией и тысячами бежали оттуда.

Разве ты не видел тех, которые, опасаясь смерти, покинули свои жилища, - их были тысячи!

Далее речь идет о постигшей их судьбе.

Аллах же сказал им: "Умрите!"

Смерть пришла к ним от той же самой болезни, от которой они бежали из родных мест.

Но Аллах затем вернул их к жизни, возможно, для того, чтобы эта история послужила предостережением для тех, кто пожелает извлечь из нее для себя поучительный урок.

А потом Он оживил их

Этот творческий акт Божьей воли аналогичен тому, о чем говорится в суре Йа син (36:82): "Когда он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести "Возникни!" – и творение возникает".

Фраза /сумма ахъяхум/ "А потом Он оживил их" в этом аяте содержит намек на историю народа, который после смерти был оживлен благодаря молитве Пророка Иезекииля (ДБМ). Поскольку возвращение к жизни мертвецов стало одной из очевидных милостей Аллаха для самого этого народа и назиданием для других народов, то далее аят гласит:

Воистину, Аллах Милостив к людям…

Не один этот народ, а все человечество постоянно принимает от Аллаха милость, доброту и благословение, но, как правило, без должной благодарности.

…но большинство людей неблагодарны

Выдающийся шиитский мыслитель покойный Садук, размышляя над этим аятом с точки зрения возможности воскрешения из мертвых, говорил: "Одно из наших убеждений состоит в вере в воскрешение (в то, что некоторые из древних народов вновь обретают жизнь в этом мире)". [Тафсир Нимуна, том 2, стр. 159]

Этот священный аят может быть также использован в качестве аргумента в пользу Воскресения и восстания из мертвых в Иной жизни.

История же с молитвой Пророка Иезекииля, о которой упоминалось в связи с толкованием слов Корана "А потом Он оживил их", такова.

Из-за неоднократных эпидемий чумы тысячи сынов израилевых, опасаясь смерти, оставляли дома и бежали прочь. Когда эпидемия в очередной раз охватила страну, множество ее жителей вновь бросилось бежать. Они были уверены в том, что сумеют избежать смерти, а значит вера их в Бога была слаба.

Господь повелел всем им умереть, и все они погибли и были обращены в прах. Только кости их остались лежать в пустыне. Этим же путем проходил один из израильских Пророков Иезекииль, который и обратился к Богу с молитвой о воскрешении его народа. Произошло это после того, как Господь сам внушил ему вознести молитву с упоминанием некоего имени и оросить водой кости мертвецов. Иезекииль последовал этому внушению, и мертвецы ожили. Так безбожному народу было показано, что Аллах делает все, что пожелает, и никто не может идти своим собственным путем против Божьей воли.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 244-245

    244. Сражайтесь во имя Аллаха и знайте, что Аллах – Всеслышащий, Всезнающий.

    245. Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно? Аллах и воздерживается [от дарения], и щедро дарует, и к Нему будете вы возвращены.



С этого момента начинаются аяты, относящиеся к Священной войне. Вначале следует повеление сражаться во имя Аллаха и предупреждения о том, что Он слышит все, что мы говорим, и знает все, что скрыто в наших сердцах, – все наши намерения и побуждения, имеющие отношение к Священной войне во имя Аллаха.

Сражайтесь во имя Аллаха и знайте, что Аллах – Всеслышащий, Всезнающий

Вопреки всему, что о нем говорится, Ислам отдает предпочтение мирным методам проповеди истины и никогда сам не начинал войну против своих оппонентов. В то же время Ислам признает за собой право первому применить силу против тех, кто упрямо продолжает сеять безбожие, ведущее к деградации человеческой личности, распаду общественных связей и моральных устоев. Однако пойти на этот шаг может только Посланник Аллаха (ДБАР) или его законно назначенный преемник. Как говорил пятый святой Имам Мухаммад ибн Али аль-Бакр: "войну можно считать священной или войной во имя Божие (джихад)" в том случае, если цель ее состоит в том, чтобы люди не склоняли головы ни перед кем, кроме Аллаха, и подчинялись только власти Господа и Его воле. Но если цель ее состоит в том, чтобы избавить людей от покорности одному человеку и подчинить их воле другого, то это – обычная война, ведущаяся ради корысти и мирских выгод. Такая война нечестива и осуждается Исламом.

В то же время Ислам велит мусульманам быть во всеоружии и находиться в постоянной готовности к любым неприятным сюрпризам и неожиданностям, дабы в нужный момент мобилизовать все имеющиеся силы и пресечь любую неспровоцированную агрессию со стороны их противников и врагов их веры.

Согласно одному из хадисов, святой Пророк (ДБАР) сказал однажды, что тот, кто подает милостыню, будет вдвойне вознагражден на небесах. Абульдахдах Ансари, обратившись к Посланнику Аллаха (ДБАР), сказал, что у него имеется два сада, и если он пожертвует один из них на благотворительные цели, то значит ли это, что ему воздастся вдвойне на небесах? Пророк ответил утвердительно, и тот отдал лучший из своих садов Пророку (ДБАР), после чего было ниспослано это откровение, благодаря которому его воздаяние увеличилось в тысячу тысяч раз. Так следует толковать выражение /ад‘афан касиран/ "многократно".

В этом аяте ставится вопрос о том, кто дает Аллаху прекрасный заем и жертвует из того богатства, которое Он ему даровал, не только на нужды неимущих, но и на цели Священной войны, чтобы Аллах многократно воздал ему за это.

Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно?

Таким образом, как гласит этот аят, заем Аллаху включается в счет того, что жертвует человек на цели Священной войны.

В заключении аята говорится о том, что Аллах может лишать своих рабов пропитания и он же может щедро одаривать их. Смысл этой идеи в том, что не следует думать, будто пожертвования и подаяния на нужды неимущих лишают вас части богатства. Умножение или уменьшение вашего содержания зависит только от Аллаха.

Аллах и воздерживается [от дарения], и щедро дарует, и к Нему будете вы возвращены

Почему пожертвование считается займом?

Во многих аятах Корана пожертвование во имя Аллаха представляется как предоставление Аллаху займа. Это показывает, во-первых, несравненную милость, которую Аллах оказывает Своим рабам, а во-вторых, - чрезвычайную важность самого вопроса о жертвовании.

В "Нахдж аль-балага" Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) говорит: "Господь просит вас о займе, тогда как ему принадлежат все сокровища неба и земли, ведь он Достохвальный, Самодостаточный. (Не из-за нужды он делает это), а ради того, чтобы проверить, кто из вас лучший в своих поступках". [Нахдж аль-балага, проповедь 183, стр. 268]

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом? [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом?

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz