e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230. Клятва именем Аллаха. Клятва воздержания от интимных связей. Правила развода. Права и обязанности в браке. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230. Клятва именем Аллаха. Клятва воздержания от интимных связей. Правила развода. Права и обязанности в браке.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 224-225

    224. Пусть клятва именем Аллаха не препятствует вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Всеслышащий, Всезнающий.

    225. Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы, но наказывает за то, что замыслили ваши сердца. Аллах – прощающий, снисходительный.



Во многих книгах толкования Корана, включая "Маджма‘ аль-баян" и "Рух аль-баян", история ниспослания этого аята описывается, вкратце, следующим образом.

Между дочерью одного из сподвижников Пророка (ДБАР), которого звали Абдалла аль-Равахех, и ее женихом возник спор. Отец невесты поклялся не вмешиваться в их дела и не пытаться помирить их. Тогда и был явлен аят, запрещающий приносить подобные клятвы.

Арабское слово /айман/ - это множественное число от /йамин/ "клятва", а слово /‘урда/ означает в зависимости от контекста "возражение, препятствие".

Смысл рассматриваемого аята позволяет сделать следующие выводы:

    1. Не ссылайся на клятву, как на препятствие для совершения добрых дел.

    Пусть клятва именем Аллаха не препятствует вам творить добро…

    2. Не ссылайся на клятву в качестве предлога для того, чтобы увильнуть от своих обязанностей. Не избегай творить добро и, следовательно, не лишай себя будущего вознаграждения.

    …быть богобоязненным и примирять людей

    3. Не клянись Аллахом и его святым именем всуе. Это признак дерзости и дурного тона.

    Имам Садык (ДБМ) говорил: "Не клянись Аллахом вне зависимости от того, прав ты или виноват…" [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 322]

    4. Никогда не забывай о высших ценностях и будь снисходительным.

    5. Остерегайся, ибо Аллах слышит все твои слова и знает даже то, что не было произнесено вслух (а только возникло в твоих мыслях). Следи за каждым своим словом, за каждой мыслью.

    Аллах – Всеслышащий, Всезнающий

    6. Совершение добрых дел и проявление снисходительности к людям, порождаемые набожностью и добродетелью, - большая ценность. Поэтому нельзя отказываться от этого даже под предлогом клятвы Святым Именем Аллаха. И в целом, памятуя о ценности упомянутых деяний, следует вообще избегать таких клятв.

    Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы, но наказывает за то, что замыслили ваши сердца. Аллах – прощающий, снисходительный.

Клятвы, произнесенные необдуманно или против собственной воли в момент гнева, либо пустопорожняя божба в обыденной речи не имеют силы.

Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы…

Человек несет ответственность за клятву только в том случае, когда она приносится при обычных обстоятельствах, сознательно и обдуманно. Это, как правило, клятва Святым Именем Аллаха выполнить какое-то полезное, доброе дело. Такую клятву религиозный закон предписывает исполнять. Поэтому нарушение подобной клятвы является запретным, и в суре Аль-Маида (Трапеза) подробно описывается, как следует искупать клятвопреступление. [Сура Аль-Маида (Трапеза) - 5:89] Чтобы искупить этот проступок, следует накормить десять неимущих или снабдить их добротной одеждой, или освободить раба. Если же нет возможности совершить какое-либо из этих деяний, то мусульманину или мусульманке нужно поститься три дня подряд.

…но наказывает за то, что замыслили ваши сердца

Основная идея.

Человек отвечает за то, что делает по собственной воле, руководствуясь своим сознательным выбором. Аллах прощает Своим рабам ошибки, совершаемые ими в чрезвычайных ситуациях.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 226-227

    226. Те, которые поклялись избегать своих жен, должны выжидать четыре месяца. Если же они раздумают, то, воистину, аллах – Прощающий, Милостивый.

    227. Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, Аллах Всеслышащий, Всезнающий.



Одним из обычаев эпохи невежества было прекращение контактов между супругами посредством "клятвы воздержания" /’иля’/. ему следовали также и новообращенные мусульмане. Само это слово по-арабски означает "клятву воздержания от интимных связей".

В эпоху невежества, если мужчина был почему-либо недоволен своей женой, он мог принести клятву воздержания от плотских связей с ней, ущемляя права женщины таким вот недостойным мужчины способом. Он не доводил дело до официального развода, который дал бы ей свободу выбора и позволил бы выйти замуж за того, кто ей больше по нраву, но и не выражал готовности помириться и продолжать жить с ней как с женой.

Те, которые поклялись избегать своих жен…

В этом аяте рассказывается о том, каким образом Ислам намерен искоренить этот обычай. Он гласит, что мужчине дается четыре месяца для того, чтобы освободить женщину от оков брачного союза. Он может отказаться от своей клятвы и возобновить супружеские отношения либо официально развестись и предоставить женщине свободу.

…должны выжидать четыре месяца

Выбор первого из двух вариантов поведения и сохранение семейного союза является, безусловно, разумным поступком, а также приятен Аллаху.

Поэтому в конце аята говорится:

Если же они раздумают, то, воистину, аллах – Прощающий, Милостивый

Последние слова "аллах – Прощающий, Милостивый" свидетельствуют о том, что отказ от этой клятвы не считается грехом (хотя за этим стоит намек на то, что клятва, по сути своей, вещь не похвальная).

Если мужчина решает оставить свою жену и потребовать развода, то прощение и милость Аллаха ему не гарантируются, ибо Аллах, которому ведомы все тайны, знает, воспользовался ли он законом о разводе из корыстных побуждений, продиктованных его похотью, либо был вынужден прибегнуть к нему в силу реальных обстоятельств. Господь – Всеслышащий и знает о факте развода, Он – Всезнающий, и ему ведомы истинные мотивы этого поступка.

Вот почему в Коране говорится:

Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, Аллах Всеслышащий, Всезнающий

Однако следует иметь в виду, что хотя Ислам и не аннулировал до конца обычай принесения клятвы воздержания, он, тем не менее, сумел ликвидировать его последствия, запретив мужчине избегать своей супруги и прекращать интимные отношения с ней посредством произнесения такой клятвы. Если мы читаем в этом аяте, что такому мужчине дается четыре месяца для принятия решения, то это отнюдь не означает, что посредством клятвы воздержания можно прекратить супружеские отношения, а лишь подчеркивает, что выполнение супружеских обязанностей как религиозного предписания должно иметь место как минимум один раз в четыре месяца. (Следует заботиться о том, чтобы столь долгое воздержание не подтолкнуло женщину к грехопадению. Поэтому, в особенности для молодых женщин, которые из-за длительности срока воздержания могут впасть в грех, перерыв в половых отношениях следует сократить, чтобы не оставлять неудовлетворенными ее сексуальные потребности).

Основные мысли.

    1. Одной из принципиальных обязанностей Пророков было искоренение устаревших общественных обычаев и традиций, основанных на предрассудках и невежестве.

    2. Одним из принципов поведения супруга в семье является забота о правах супруги, а также об удовлетворении ее духовных и естественных потребностей.

    3. Человек порой использует самые святые имена для самых низменных целей.

    4. Некоторым людям необходимо время для того, чтобы принять разумное решение и вернуться на путь истинный.

    5. Ислам является защитником угнетенных. Женщина испокон веков находилась в угнетенном положении, и на протяжении всей истории ее права попирались. Вот почему Коран так часто заступается за женщину.

    6. Людей нужно побуждать вести здоровый и праведный образ жизни. Слова этого аята "Если же они раздумают, то, воистину, Аллах – Прощающий, Милостивый" дают мужчине понять, что возвращение к праведной жизни – это путь к обретению прощения и милости Аллаха.

    7. Ислам не отвергает развода, несмотря на всю неприглядность и прискорбность этого явления, но он не терпит такого положения, при котором супруга в течение неограниченного срока остается в состоянии неопределенности.

    8. Будьте осторожны в своих чувственных влечениях и остерегайтесь принимать решения, ведущие к разрушению жизни женщины, ибо Аллах – Всеслышащий, Всезнающий



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 228

    228. Разведенные должны выжидать три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют такие же права, как и обязанности, согласно доброму обычаю, хотя мужья и выше их по степени. Аллах – Великий и Мудрый.



В предыдущем аяте был поднят вопрос о разводе. В новом аяте предлагается ряд правил, которым нужно следовать при разводе. Таких правил здесь названо пять. Во-первых, аят гласит о необходимости соблюсти "период выжидания".

Разведенные должны выжидать три срока регул

В этой фразе использовано арабское слово /куру’/, под которым здесь подразумевается период ежемесячного очищения женщины. Поскольку процедура развода должна осуществляться после того, как женщина очистится и не будет иметь близости со своим мужем, это очищение идет в счет упомянутых трех. После него она должна выждать еще два месячных периода, и как только появятся признаки наступления третьего менструального цикла, период ожидания считается законченным и женщина имеет право снова выходить замуж.

Второе правило гласит:

Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах

Следует заметить, что вопрос начала и истечения периода ожидания, который сама женщина решает лучше любого постороннего, остается на совести женщины, и ее слова принимаются в качестве документального доказательства.

Третье правило можно вывести из фразы, гласящей, что муж может в течение периода ожидания отозвать свое решение о разводе.

А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения

По сути дела, пока для женщины продолжается период ожидания и предварительного развода, муж может в любой момент без всяких дополнительных процедур возобновить с ней супружеские отношения. Для того, чтобы это произошло, достаточно любого слова или действия, подразумевающего, что супруг не намерен доводить дело до окончательного развода.

Далее излагается четвертое правило.

Женщины имеют такие же права, как и обязанности, согласно доброму обычаю, хотя мужья и выше их по степени

Итак, точно так же, как мужья имеют определенные права в отношении своих жен, их жены тоже имеют аналогичные права в отношении своих супругов, которые обязаны их уважать.

Учитывая очевидные различия между мужчиной и женщиной с точки зрения их физических и психологических особенностей, мужу отдана главенствующая роль в управлении семейными делами, а женщина призвана помогать ему в этом. Эти различия не могут, однако, помешать некоторым женщинам взойти на более высокую ступень знания и набожности, достичь более высокого духовного ранга, чем многие мужчины.

Арабский термин /ма‘руф/, который означает благожелательное, логичное и разумное поведение, повторяется в аятах, посвященных проблеме развода, 12 раз, что можно рассматривать как предупреждение мужчинам и женщинам, чтобы они не злоупотребляли своими правами, а строили свои супружеские отношения, уважая права друг друга, дабы заслужить одобрение Аллаха.

Наконец, последняя строка этого аята гласит:

Аллах – Великий и Мудрый

Эти заключительные слова указывают на то, что мудрость и здравомыслие Аллаха требуют от каждого члена общества, чтобы он нес обязанности, вытекающие из законов сотворенного мира, с учетом особенностей его телесного и духовного склада. Мудрость Аллаха требует также, чтобы и женщина выполняла аналогичные обязанности, пользуясь в то же время дарованными ей правами, благодаря чему между правом и долгом устанавливается справедливое и равновесное соотношение.

Важность этого положения, а также различия между полами и их обязанностями станут предметом дальнейшего рассмотрения при анализе соответствующих аятов Корана.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 229

    229. О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по добру, [как велят шариат и разум], или отпустить ее достойным образом. Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного, если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом. А если же вы опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы границы (законы), установленные Аллахом. Так не преступайте же их. А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы.



К одной из жен Пророка (ДБАР) пришла как-то женщина и пожаловалась ей, что муж ее несколько раз объявлял о разводе с ней, а затем назло ей отказывался от своих слов. Среди арабов–язычников было обычным делом тысячекратно объявлять о разводе с женой, а затем брать свои слова обратно. Никаких ограничений здесь не существовало. Когда эта жалоба дошла до Пророка (ДБАР), ему был явлен этот аят, ограничивающий количество провозглашений развода тремя.

В комментарии к предыдущему аяту указывалось, что правила, касающиеся "периода выжидания" и "отмены" развода, установлены с целью укрепления статуса семьи и предотвращения ее распада и разрушения. Однако некоторые из новообращенных мусульман продолжали действовать согласно прежним языческим обычаям, нарушая это правило Ислама. Чтобы досадить своим женам, они разводились с ними, а затем вновь и вновь отменяли свое решение о разводе. Этот аят был ниспослан для того, чтобы искоренить этот недостойный мужчины варварский обычай.

О разводе объявляется дважды…

Предварительный (допускающий отмену) развод провозглашается, таким образом, дважды, но не подряд, а с перерывом.

Затем Коран добавляет, что каждый раз, возвращаясь к процедуре развода, муж должен решить: либо остаться с женой, достойным образом помирившись с ней, либо так же достойно освободить ее от обязательств и навсегда с ней расстаться.

…после чего надо или удержать жену по добру, [как велят шариат и разум], или отпустить ее достойным образом

Объявление развода в третий раз закрывает путь к отступлению, ибо если две предыдущие возможности обсудить объявленный развод и достичь примирения, отменив предыдущее решение, были использованы, то после третьего раза процедура должна быть исчерпана.

Слова "отпустить ее достойным образом" говорят о том, что мужчина должен сполна заплатить своей жене все, что ей положено по праву, а после развода не должен злословить за ее спиной. Ему не следует пытаться испортить отношение к ней окружающих, чтобы не лишать ее возможности снова выйти замуж. При разводе, таким образом, нужно проявлять достоинство и великодушие. Не случайно, поэтому, в следующей строке аята говорится:

Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного [вами]…

Муж не имеет права удерживать ничего из того, что он дал или обещал дать жене, то есть из калыма /махр/, который принято платить при вступлении в брак. Размер калыма, как правило, довольно велик и большая его часть обычно не выплачивается мужем. Поэтому стоимость калыма, который нужно будет заплатить при объявлении развода, является еще одним сдерживающим фактором, не позволяющим мужчине необдуманно, сгоряча прибегать к разводу.

Итак, в случае развода мужу не разрешается силой отбирать у женщины то, что он дал ей в качестве калыма.

В следующей фразе говорится о разводе за денежный выкуп, так называемом "разводе /хул‘/". Это, как сказано, единственный случай, допускающий возвращение калыма. происходит такая процедура в том случае, когда женщина не желает продолжать супружеские отношения с мужем и оба они опасаются, что при такой жизни им не удастся соблюсти установления Аллаха.

…если только у обеих сторон нет опасения , что этим они нарушат законы, установленные Аллахом

Согласно закону, жена может просить развода у своего супруга, возвращая ему за это калым, если она его уже получила, либо отказываясь от еще не выплаченной ей доли. В этом случае по решению мусульманского судьи /хаким аль-шар‘/ она получает развод /хул‘/.

А если же вы опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод

В описанных обстоятельствах инициатива развода принадлежит, по существу, жене. В этом случае она должна заплатить компенсацию мужчине, который хотел бы продолжать жить с ней, чтобы он, тем не менее, мог жениться на другой с тем же самым калымом.

В заключительной части аята вновь упоминаются все вместе установления Аллаха и говорится:

Таковы границы (законы), установленные Аллахом. Так не преступайте же их. А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы

Основные идеи.

Многократность развода основывается на понятии многократности брака, то есть для того, чтобы состоялся развод, прежде должен иметь место брак. Когда мужчина говорит своей жене: "Я троекратно с тобой развелся", - на самом деле имеет место лишь один развод, поскольку расторгается лишь один брак. Поэтому в высказываниях Ахл аль-бейт по вопросам права указывается, что расторжение брака должно происходить в несколько этапов. Каждому новому объявлению о разводе должен предшествовать брак. Многократность повторения, помимо того, что на этот счет имеется прямое указание в рассматриваемом аяте Корана, оправдана также и общественным благом. Ведь было бы нехорошо, если бы семейные отношения оказались бесповоротно разорванными в результате однократного действия и одного единственного решения.

2. Установления Аллаха требуют, чтобы мужчина материально обеспечивал семью, а женщина была послушна своему мужу.

А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 230

    230. Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если тот разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных.



Однажды, еще при жизни Пророка Ислама (ДБАР) к нему подошла женщина и сказала, что она замужем за своим двоюродным братом по имени Рифаа, который развелся с ней (трижды произнеся формулу развода). После этого она вышла замуж за человека по имени Абдуррахман, но тот также развелся с ней, так и не вступив в половые сношения. А вопрос ее состоял в том, может ли она теперь вернуться к своему первому мужу.

Посланник Аллаха (ДБАР) ответил отрицательно и сказал при этом, что ее повторный брак с первым мужем мог бы иметь силу только в том случае, если бы она вступила в интимную связь со вторым мужем. В этих обстоятельствах и был явлен ему этот аят.

Комментарий к предыдущему аяту вскользь затрагивает эту проблему, указывая, что после второго провозглашения развода супруги должны либо примириться и восстановить добрые отношения, либо расстаться окончательно.

Новый аят представляет собой, по существу, дополнительное пояснение к этому предписанию.

Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если тот разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха

Основные идеи.

1. Мужчина не должен злоупотреблять своими супружескими правами. Ему следует помнить, что он не обладает неограниченной свободой и властью в обращении со своей женой.

Согласно преданию, Имам Риза (ДБМ) говорил: "Не относитесь к разводу с легкостью, и не допускайте, чтобы ваши жены оказывались внакладе". [Ман ла яхдуру аль-факих, том 3, стр. 502]

2. Не каждому дано постичь тайны и мудрость небесных законов, а потому для некоторых религиозные предписания могут показаться неожиданными, хотя для тех, кто обладает даром проницательности, все они видятся ясными и понятными. Простые люди видят зачастую лишь внешнюю, видимую сторону этих предписаний, тогда как посвященные прозревают всю их духовную глубину.

3. Мусульманин должен понимать, что Божественные установления не ограничиваются лишь молитвой, подаянием, хаджем и Священной войной. Соблюдение семейной этики также относится к числу установлений Аллаха.

Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230. Клятва именем Аллаха. Клятва воздержания от интимных связей. Правила развода. Права и обязанности в браке. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230. Клятва именем Аллаха. Клятва воздержания от интимных связей. Правила развода. Права и обязанности в браке.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz