e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 210, 211, 212, 213, 214, 215. Сыны Израилевы кара Аллаха. Аллах дарует удел. Вознесение верующих в Судный день. Тяжкие невзгоды - обычное испытание для верующего. Божья помощь. Тяготы и невзгоды. Благотворительность. Забота о родственниках. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 210, 211, 212, 213, 214, 215. Сыны Израилевы кара Аллаха. Аллах дарует удел. Вознесение верующих в Судный день. Тяжкие невзгоды - обычное испытание для верующего. Божья помощь. Тяготы и невзгоды. Благотворительность. Забота о родственниках.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 210

    210. Неужели же они ожидают, что Аллах в сопровождении ангелов явится к ним, осененный облаками? Все уже решено, и дела возвращаются к Аллаху.



Этим аятом Господь, продолжая предыдущую мысль, обращается к Пророку Мухаммаду (ДБАР) и как бы говорит: неужели всех этих ясных знамений, убедительных свидетельств и указаний недостаточно, чтобы уберечь людей от заблуждений и от происков их откровенного врага (Шайтана)?

Неужели те, кто подчинился велениям Шайтана, ожидают, что вдобавок ко всем этим ясным знамениям Сам Аллах в сопровождении ангелов спустится к ним, осененный облаками, [Слово /зулал/ является формой множественного числа от /зулла/, что означает "навес, тент, купол и т.п…, все, что создает тень". Таким образом, фраза /зулалин мин аль-гамам/ переводится как "сень облаков"] и представит еще более ясные доказательства истины? это невозможно, ибо Аллах бесплотен. Но даже если предположить, что невозможное свершилось, какой в нем смысл, если это никому не нужно?

Неужели же ониожидают, что Аллах в сопровождении ангелов явится к ним, осененный облаками?

Здесь мы имеем дело с уже решенным вопросом: все, что могло свершиться, уже свершилось, и ничего другого не понадобится.

Все уже решено…

Все пути ведут к Аллаху, который держит в руках нити решений для всех вопросов.

…и дела возвращаются к Аллаху

Таким образом, вопросительное по форме предложение, с которого начинается этот аят, заранее содержит в себе негативный ответ, который подразумевает, что такого просто не может быть. (Тем более, как мы уже сказали, что в том, чтобы это невозможное свершилось, нет никакой необходимости, поскольку все необходимые указатели прямого пути у человечества уже есть). Итак, данный комментарий позволяет считать, что этот аят не содержит никакого скрытого смысла и все его слова полностью разъяснены и растолкованы.

Однако некоторые из толкователей трактуют первую фразу иначе, чем вопрос с заранее заложенным в него отрицательным ответом. Они рассматривают ее как предостережение грешникам и тем, кто поддается соблазнам Сатаны (с угрозой наказания будь то в бренном или в вечном мире). При таком подходе этот аят приобретает несколько иной смысл:

Неужели эти люди, при всех их предосудительных поступках и неприглядном поведении, на самом деле ждут, когда им явится Аллах и Его ангелы (гнева) и прикажет подвергнуть их каре в этом или в будущем мире, положив тем самым конец их деяниям? Естественно, что именно таким будет единственный результат их поступков.

Заслуживает внимания толкование рассматриваемого аята, предложенное аллямой ас-сейидом Мухаммадом Хусейном ат-Табатабаи в его комментарии "Аль-мизан" (английский перевод, т. 3, стр. 152, 153), где он пишет:

"Существует самоочевидная истина, которая подтверждается также Кораном и сунной. Суть ее в том, что атрибуты телесности неприменимы к Аллаху, и что его нельзя описывать с помощью качеств, присущих тленным вещам. По отношению к нему нельзя использовать слова, выражения и фразы, имеющие смысл бренности, потребности, нехватки или ущербности. Аллах говорит: "Ничто не сравнится с ним" (42:11); "Аллах ни в чем не нуждается" (35:15); "Аллах – Творец всего сущего" (39:62). В Коране множество подобных аятов, и все они имеют очевидный и однозначный смысл, который должен служить отправной точкой при толковании неясных аятов. Именно эти ясные аяты служат для нас руководством при толковании неясных аятов. Если тот или иной аят в своем явном значении приписывает Аллаху качества или действия, свойственные бренным вещам, то следует обратиться к ясным аятам и [с их помощью] истолковать его так, чтобы это не унижало Его достоинства и не вступало в противоречие с Его прекрасными именами".

Так, например, рассматриваемый аят приписывает Аллаху действие "прихода", а в ряде других аятов Он якобы совершает некое материальное действие: "…когда Господь твой придет вместе с ангелами…" (89:22); "Но Аллах настиг их с той стороны, откуда они и не ожидали…" (59:2); "…но Аллах разрушил их здание до основания" (16:26). Все эти аяты следует толковать таким образом, чтобы это было достойно Божественного величия. Поэтому мы трактуем их, скажем, как то, что Он наслал на них кару или обрушился на них всей силой Своего гнева. Соответственно, слова "Аллах… явится к ним" в рассматриваемом аяте следует читать как "Аллах окружит их Своим могуществом, чтобы заставить их выполнить Его повеление".

Нежелание признать знамения Аллаха и Его посланников.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 211

    211. Спроси сынов Израилевых, сколько ниспосылали Мы им ясных знамений. Если же кто-нибудь променяет милость Аллаха, после того как она явилась, то [пусть знает], что Аллах Суров в наказании.



Этот аят рассказывает о том, как сыны Израилевы заслужили кару Аллаха, променяв его благие дары и проявив неблагодарность после того, как им были явлены ясные знамения и дарована Божественная милость.

Спроси сынов Израилевых, сколько ниспосылали Мы им ясных знамений. Если же кто-нибудь променяет милость Аллаха, после того как она явилась…

Смысл выражения "променяет милость" состоит в том, что человек порой использует дарованные ему природой милость, удачу, физическую и духовную власть над людьми, свои способности и таланты, чтобы творить разрушения, преступления, злодеяния и извращения. Аллах дал сынам Израилевым духовных наставников и могущественных правителей, даровал им огромные духовные силы и способности, но они променяли эти блага. В результате своих деяний они не только навлекли на себя погибель в этом мире, но и заслужили мучительное наказание, которое ожидает их в мире Ином.

…то [пусть знает], что Аллах суров в наказании

Однако история "променянной милости" и мучительных последствий этого поступка касается не только израильтян. Уже в наше время индустриальный мир тоже столкнулся с этой тяжелой бедой. Сегодня человечество обладает такими огромными и разнообразными благами и возможностями, каких у него не было на протяжении всей его письменной истории. И все же в результате отступления от священных учений Пророков и "променянной милости" современное человечество использовало все эти блага и возможности для ужасного саморазрушения. Пользуясь этими благами, оно произвело на свет самое страшное и разрушительное оружие, способное уничтожить весь мир. Одновременно оно наживается на том, что использует данные ему природные богатства для того, чтобы насаждать беззаконие, гнет и эксплуатацию, превратив нашу планету в опасное, во всех смыслах этого слова, лишенное мира и покоя место для проживания людей.

Начальная фраза этого аята "Спроси сынов Израилевых" предлагает иудеям признать, что Аллах даровал им Свою милость, а дальнейший его текст указывает на причину постигшей их беды: разрозненности и разбросанности по всему миру.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 212

    212. Тех, кто не уверовал, прельщает жизнь в этом мире, и насмехаются они над теми, кто уверовал. А ведь богобоязненные возвысятся над ними в Судный день! Аллах дарует удел, не считая, кому пожелает.



Известный толкователь Ибн Аббас говорит, что этот священный аят был явлен по поводу правящей верхушки племени Курайш – богачей, составлявших меньшинство членов этого племени язычников, которые жили в достатке и довольстве. Они насмехались над группой твердых в своей вере мусульман, которые с точки зрения их финансового положения были бедняками. Эти безбожники говорили: если бы Пророк Мухаммад (ДБАР) был на самом деле посланником Божьим и благородным Пророком, то богатые и влиятельные непременно последовали бы за ним. Вот тогда и был ниспослан этот аят как ответ на их тщеславные заявления.

Конкретные обстоятельства ниспослания этого аята не должны заслонять нам его общего смысла, а также мешать нам видеть в нем развитие идеи предыдущего аята, посвященного иудеям.

Тех, кто не уверовал, прельщает жизнь в этом мире…

А потому они настолько возгордились, что стали насмехаться над бедняками–верующими.

…и насмехаются они над теми, кто уверовал

Но при этом надо иметь в виду, что

А ведь богобоязненные возвысятся над ними в Судный день!

Объяснение этому кроется в том, что в будущем мире, где каждый обретет свой реальный духовный ранг, верующие будут вознесены столь высоко, что эти несчастные, видя их на вершине небесного почета и славы, будут чувствовать себя на самом дне земного позора и унижения. И это не удивительно, поскольку этот позор является плодом их собственных деяний.

Аллах дарует удел, не считая, кому пожелает

Сказанное здесь является благой вестью для неимущих правоверных и грозным предупреждением для богачей, исполненных гордыни, но лишенных веры в Истину.

Завершающие слова аята "Аллах дарует удел, не считая, кому (здесь подразумеваются верующие) пожелает" можно трактовать как то, что Божественные дары ни по качеству, ни по количеству не соизмеряются с нашими добрыми делами. Они ниспосылаются так, как это диктуется Его милостью и щедростью, а как нам известно, милость и щедрость Аллаха безграничны.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 213

    213. Люди были одной общиной, и Аллах ниспослал Пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись. А разошлись насчет [религии] только те, которым было даровано Писание, после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу. И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению. Аллах ведет того, кого пожелает, к прямому пути.



Из этого аята явствует, что первоначально жизнь человечества была простой и ясной. Затем, на более поздней стадии, с ростом числа людей и разнообразия вкусов между ними понемногу стали возникать противоречия и разногласия.

Люди были одной общиной…

Как указывается в некоторых из мусульманских преданий, это время относится к эпохе до Ноя (ДБМ), когда люди, обладая малым объемом знаний, вели простую и ограниченную жизнь.

Однако по прошествии времени между людьми стали возникать отдельные разногласия, продиктованные тем, что кое-кто стал стремиться получить больше благ, чем остальные, в особенности, за счет использования труда других людей для целей собственного обогащения. Это привело к социальному расслоению и возникновению классов.

…и Аллах ниспослал Пророков вестниками и увещевателями…

Неизбежной потребностью общественной жизни является наличие твердых и справедливых законов. Закон должен обеспечивать людям возможность решения их проблем. Вот Аллах и поручил Пророкам решать эти проблемы и устранять порождаемые ими разногласия. Он ниспослал им священные Писания, однако некоторые гордецы сознательно не пожелали откликнуться на призыв Пророков и вдобавок к прежним конфликтам породили новый.

…и ниспослал вместе с ними Писание истинное…

Аллах, таким образом, Своей милостью и благосклонностью наставил тех, кто воспринял призыв, на прямой путь. Тех же, кто в силу своей зависти, ревности, принуждения или подавления восстал против истины, Он предоставил самим себе, пока не настигнет их заслуженное возмездие.

…чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись

Пояснение.

    1. Чем больше людей проживает одновременно в каком-то одном регионе, тем более разнообразные потребности у них возникают. Когда же число людей невелико, то и противоречий между ними меньше.

    2. Каждый раз, когда возникает спор, появляется необходимость в судье. Люди написали законы и построили цивилизации, однако не сумели избавить человечество от конфликтов, поскольку и каждый отдельный человек, и группы людей всегда заботятся об удовлетворении своих собственных потребностей. Решение проблем, стоящих перед человечеством, должно осуществляться на путях, указанных святыми Пророками, на основании законов, ниспосланных свыше, которые свободны от погрешностей и предвзятости, ибо сотворены Аллахом и переданы с Его непогрешимыми посланниками.

    А разошлись насчет [религии] только те, которым было даровано Писание…

    3. Наилучший способ разрешения противоречий – вера в Воскресение. Это вероучение пользуется благими вестями для того, чтобы предотвратить противоречия, а предостережения использует в качестве инструмента для их недопущения.

    4. Наихудший вид разногласий – это конфликт, преднамеренно разжигаемый на почве несправедливости и зависти, даже при наличии очевидных доказательств правоты другой стороны.

    …после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу

    5. Путь к разрешению противоречий лежит, таким образом, в вере в истину и в повиновении закону Пророков.

    И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали…

    6. Осуждение, звучащее в этом аяте Корана, относится к неразрешимым противоречиям, возникающим в тех случаях, когда человек отказывается признать суждение богоданных Пророков, основанное на Божественном законе, но не касается споров и разногласий, которые, в конечном счете, поддаются справедливому решению. Последние можно уподобить чашам весов, которые колеблются вверх и вниз, пока не установятся друг напротив друга в полном равновесии.

    …к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению

    7. Иногда споры могут возникнуть и среди верующих, но они находятся под покровительством Аллаха, который направляет их, тогда как неверующие будут вечно блуждать во мраке.

    Аллах ведет того, кого пожелает, к прямому пути

    8. Избавление от противоречий, безусловно, считается "прямым путем".



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 214

    214. Или вы полагали, что войдете в рай, не испытав подобного тому, что постигло верующих до вас? Поражали их беды и тяготы, и подвергались они потрясениям, так что Посланник и уверовавшие говорили в один голос: "Когда же придет помощь от Аллаха?" О да! Помощь Аллаха близка.



Некоторые из комментаторов говорят, что этой аят был явлен во время сражения, известного как "битва против аль-Ахзаб" (коалиции), когда мусульмане утратили стойкость и поддались панике. Оказавшись в окружении врагов, они стали просить помощи у Всемогущего Аллаха. Явленный по этому случаю аят призвал их к терпению и стойкости и вселил в них надежду на победу с помощью Аллаха.

Другие утверждают, что после поражения мусульман в битве у горы Ухуд, Абдалла ибн Убай, упрекая их, воскликнул: "доколе эти мусульмане будут продолжать безропотно гибнуть!", а затем добавил, что если бы Мухаммад (ДБАР) действительно являлся Посланником Аллаха, то не допустил бы пленения и гибели своих сподвижников. Именно тогда и был явлен этот аят.

Тяжкие невзгоды - обычное испытание для верующего.

Рассматриваемый аят указывает на то, что некоторые из уверовавших полагали, будто важнейшим условием для вступления в рай является выражение веры в Аллаха, после чего им не грозят ни боль, ни страдание. С этого момента, как они предполагали, Аллах устроит их дела и нашлет погибель на их врагов без каких-либо усилий и стараний с их стороны.

Опровергая эти ошибочные представления, Коран повествует о том, как обычно поступает Аллах. Он гласит, что верующий должен готовить себя к самопожертвованию, к тому, что на путях веры и борьбы за ее распространение ему придется столкнуться с невзгодами и трудностями. Эти трудности являются, по существу, испытанием истинности его веры. Коран также поясняет, что все эти испытания и тяготы представляют собой общий закон. Вот почему с ними в прошлом сталкивались все народы и все религиозные течения.

Или вы полагали, что войдете в рай, не испытав подобного тому, что постигло верующих до вас?

Иудеи, например, немало настрадались до своего избавления от жестокой власти Фараона. Когда же их постигла растерянность и они не знали, что делать дальше, милость и поддержка Аллаха помогли им одолеть врага. То, что произошло с сынами израилевыми, не является исключением. Сама фраза "постигло верующих до вас" подчеркивает, что все народы в прошлом переживали нечто подобное. Похоже, что таков обычай Аллаха, в котором таится секрет духовного воспитания и совершенствования человека.

Поражали их беды и тяготы…

Все народы должны пройти тропою тягот и невзгод, чтобы быть готовыми к новым, куда более серьезным испытаниям. На этом пути, помимо всего прочего, будет происходить очищение общества посредством отбора наиболее стойких и опытных и отсева самых никчемных и недостойных.

…и подвергались они потрясениям, так что Посланник и уверовавшие говорили в один голос…

Комментируя этот аят, мы должны иметь в виду еще один момент, а именно то, что в конце его отмечается, что в прежние времена на народы обрушивались такие суровые страдания и невзгоды, что даже верующие и их Пророки все вместе вопрошали:

Когда же придет помощь от Аллаха?

Очевидно, что здесь не идет речь о протесте против воли Небес. Уже сама форма этого выражения подразумевает, что это – мольба о помощи. Вот почему Коран заключает:

О да! Помощь Аллаха близка



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 215

    215. Они спрашивают тебя, что им расходовать. Скажи: "что бы вы ни тратили из [своего] добра, прежде всего должно [позаботиться, дабы] осталось родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. И какое бы добро вы ни совершили, Аллах ведает об этом".



Жил некогда богатый старик по имени Амр ибн Джаму’. Однажды он спросил Пророка Мухаммада (ДБАР), как ему потратить деньги, выделенные им на благотворительные цели. По этому поводу и был явлен этот аят.

В Коране имеется немало аятов, где говорится о благотворительности во имя Аллаха. Господь, Повелитель мира, неоднократно поощрял мусульман тратиться на благотворительные цели и оказывать помощь нуждающимся, но в данном аяте речь идет несколько о другом. К моменту его ниспослания многие люди задавались вопросом о том, какое имущество следует передавать на благотворительные цели.

Они спрашивают тебя, как им расходовать

Помимо ответа на вопрос о том, как следует расходовать, в этом аяте содержится указание еще на одну проблему. В аяте перечисляются ситуации, когда нужно проявлять благотворительность, а также люди, нуждающиеся в ее проявлении. Кроме того, как указывалось при пояснении обстоятельств его ниспослания, возникшие вопросы касались двух моментов: что из имущества следует расходовать и кому должна адресоваться благотворительность.

В ответе на первый из них, то есть какое имущество следует передавать на благотворительные цели во имя Аллаха, что обозначено арабским словом /хайр/ "добро", содержится его полное и всеобъемлющее определение: все то из добра, что может пойти на пользу другим. Вывод из этого таков, что это может быть любая ценность, как материальная, так и духовная.

Скажи: "Что бы вы ни тратили из [своего] добра…

В ответе на второй вопрос, то есть на вопрос о том, на кого из людей и в какой очередности должна быть обращена ваша благотворительность, содержится подробное перечисление этих лиц. В первую очередь благодетель должен помнить о своих родителях и ближайших родственниках. За ними следуют сироты, неимущие и, наконец, путники.

...прежде всего должно [позаботиться, дабы] осталось родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам

Само собой разумеется, что забота о родственниках, помимо всех обычных последствий благотворительности, имеет еще и тот эффект, что она очень помогает укреплять родственные связи.

И какое бы добро вы ни совершили, Аллах ведает об этом

Дающие на благотворительные цели не должны афишировать своих даяний, демонстрируя тем самым свое великодушие. Их благотворительность должна идти от сердца. Секрет этого кроется, вероятно, в том, что Тот, Кто вознаграждает, знает все, включая каждый наш поступок. Всевышний, Который один воздает за все наши дела, ведет счет делам всех людей.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 210, 211, 212, 213, 214, 215. Сыны Израилевы кара Аллаха. Аллах дарует удел. Вознесение верующих в Судный день. Тяжкие невзгоды - обычное испытание для верующего. Божья помощь. Тяготы и невзгоды. Благотворительность. Забота о родственниках. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 210, 211, 212, 213, 214, 215. Сыны Израилевы кара Аллаха. Аллах дарует удел. Вознесение верующих в Судный день. Тяжкие невзгоды - обычное испытание для верующего. Божья помощь. Тяготы и невзгоды. Благотворительность. Забота о родственниках.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz