e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 196, 197, 198, 199. Хадж Умра обряды паломничества. Паломничество. Экономическая деятельность в период хаджа. Арафат Мекка Маш‘ар аль-харам Ихрам Таваф ракат таксыр Мина джамарат укба Кааба макам Ибрахим Сафа Марва. Запреты и искупление греха. Дозволенная добыча и питание. Святость. Нормы поведения. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 196, 197, 198, 199. Хадж Умра обряды паломничества. Паломничество. Экономическая деятельность в период хаджа. Арафат Мекка Маш‘ар аль-харам Ихрам Таваф ракат таксыр Мина джамарат укба Кааба макам Ибрахим Сафа Марва. Запреты и искупление греха. Дозволенная добыча и питание. Святость. Нормы поведения.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 196

    196. Совершайте хадж и Умру во имя Бога. Если же [отправиться в хадж] помешает вам что-либо, то пошлите пожертвование, какое сможете. Брейте головы ваши только после того, как достигнет пожертвование места предназначенного. Если болен кто-либо из вас или на голове у него болячка [, и потому не может он поститься], то во искупление следует попоститься [по выздоровлении], или же раздать милостыню и принести жертву. Если ничто не мешает вам совершить хадж или Умру, то тот, кто хочет совершить Умру и дождаться хаджа, должен поститься три дня в Мекке и семь, когда вернется домой, - всего десять дней. Правило это для тех, кто не живет в Мекке. Так бойтесь же Аллаха, и да будет известно вам, что суров Аллах в наказании.



Обряды паломничества.

Прибывшие в Мекку паломники вначале исполняют обряд малого паломничества, который состоит в следующем: в специально отведенном месте, известном под названием "микат", верующие надевают "ихрам" (одеяние паломника, состоящее из двух несшитых кусков ткани). С этого момента они временно обязуются воздерживаться от ряда действий, которые считаются запретными для человека, совершающего паломничество. Паломники направляются к Каабе, постоянно произнося фразу "лаббайк". После семикратного обхода Каабы в особом месте, которое называется "макам Ибрахим" (стоянка Авраама), они совершают молитву с двумя коленопреклонениями. Вслед за этим паломники семь раз пробегают расстояние между холмами Сафа и Марва. Наконец, отрезав кусочек ногтя или прядь волос, снимают с себя "ихрам".

Для продолжения обряда хаджа паломники вновь облачаются в "ихрам" и направляются к долине Арафат, расположенной в 24 километрах от Мекки, где проводят в молитвах девятый день месяца зу-ль-хиджжа с полудня до захода солнца. После захода солнца они идут к "маш‘ар аль-харам" (Священному монументу) в 15 километрах от Мекки, где остаются до утра. С восходом солнца они отправляются в расположенную неподалеку долину Мина. В этот день наступает праздник жертвоприношения. Паломники бросают семь камешков в один из трех специальных столбов ("джамарат ‘укба") и совершают обряд жертвоприношения, после чего мужчины обривают головы, а женщины обрезают прядь волос (этот обряд называется "таксыр").

В тот же день или на следующий они возвращаются в Мекку, совершают прощальный обход Каабы, сопровождаемый молитвой, ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. Одиннадцатого и двенадцатого зу-ль-хиджжа паломники посещают долину Мина, где бросают камешки "джамарат" теперь уже во все три столба – по семь камешков ежедневно в каждый столб, при этом ночи, предшествующие этим двум дням, они должны проводить в долине.

Таким образом паломники исполняют ритуалы хаджа, каждый из которых символизирует определенное историческое событие, напоминает о необходимости морального совершенствования человека, а также отражает определенный аспект общественного бытия. (Смысл каждого из этих аспектов будет изложен в комментариях к соответствующим аятам).

Следует обратить внимание на содержащееся в аяте указание на то, что все обряды хаджа должны выполняться во имя Аллаха и в соответствии с Его повелениями, а не носить показного характера и не иметь ничего общего с идолопоклонством.

Поэтому первая фраза аята призывает паломников при совершении хаджа и Умры думать только о приближении к Аллаху и ни о чем другом.

Совершайте хадж и Умру во имя Бога

Затем говорится о том, что если болезнь или страх перед врагом помешают вам исполнить ритуалы хаджа и Умры уже после того, как вы надели "ихрам", вам следует принести в жертву животное соответственно возможностям.

Если же [отправиться в хадж] помешает вам что-либо, то пошлите пожертвование, какое сможете

Следует сказать, что если обряд паломничества не удается исполнить из-за болезни или иных уважительных причин, а "ихрам" надет для Умры, жертвенное животное посылают в Мекку, но если причиной прекращения паломничества является враждебное действие, то жертвоприношение должно быть совершено в том самом месте, где паломник столкнулся с препятствием. Именно так и поступил Пророк (ДБАР) в Худайбии. Однако если облаченный в "ихрам" паломник во время хаджа станет жертвой болезни, то ему следует послать жертвенное животное в долину Мина.

Брейте головы ваши только после того, как достигнет пожертвование места предназначенного

Один из обрядов хаджа – обривание головы (женщины обрезают прядь волос). Но паломники должны тщательно соблюдать время выполнения этого обряда – никак не ранее того момента, когда в специально отведенном для этого месте будет совершено жертвоприношение.

Если болен кто-либо из вас или на голове у него болячка [, и потому не может он поститься], то во искупление следует попоститься [по выздоровлении], или же раздать милостыню и принести жертву

Исключение составляют те, кто обрил голову досрочно в силу болезни или иных уважительных причин. Паломник, обривший голову ранее установленного срока, должен принести искупительную жертву: три дня поститься, или накормить шесть бедняков, или принести в жертву ягненка.

Если ничто не мешает вам совершить хадж или Умру, то тот, кто хочет совершить Умру и дождаться хаджа, должен поститься три дня в Мекке и семь, когда вернется домой, - …

Когда ни болезнь, ни враг не мешают вам осуществить хадж, вы должны принести в жертву верблюда, или корову, или ягненка. Если же вы не можете раздобыть жертвенное животное или у вас для этого не достает средств, то взамен вы должны поститься три дня во время хаджа (седьмой, восьмой и девятый дни паломничества) и семь дней – после возвращения домой, то есть десять дней в совокупности.

…всего десять дней

Вполне понятно, что три и семь дают в результате десять, однако Коран особо подчеркивает, что всего вы должны держать пост десять дней. Возможно, что это излишнее, на первый взгляд, уточнение преследует цель подчеркнуть то обстоятельство, что десять дней поста полностью заменяют собой жертвоприношение.

Вышеописанные обряды хаджа относятся к тем паломникам, которые проживают вдали от Священной мечети. (Среди мусульманских законоведов распространено мнение, согласно которому верующие, живущие на расстоянии более шестнадцати километров от Мекки, обязаны выполнять обряды так называемого "большого паломничества". Те же, кто живет на более близком расстоянии, выполняют обряды "паломничества уединения". Более подробно этот вопрос со всеми обоснованиями и доказательствами изложен в книгах по мусульманскому праву).

Правило это для тех, кто не живет в Мекке

Заключительные слова аята призывают верующих быть набожными и не допускать никаких отклонений при выполнении Божиих повелений, чтобы тем самым избежать сурового наказания Аллаха.

Так бойтесь же Аллаха, и да будет известно вам, что суров Он в наказании

Это суровое предупреждение можно объяснить тем, что хадж является величайшим актом поклонения Аллаху, и если мусульмане не будут строго следовать предписанным ритуалам и блюсти его дух, то очень многое потеряют.

Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) считал хадж "знаменем" и "величайшим лозунгом" Ислама. В последние минуты своей жизни он обратился к мусульманам с такими словами: "Бойтесь Аллаха, всегда памятуйте о Нем, когда дело идет о Доме Аллаха (Каабе). пока вы живы, не оставляйте его. В противном случае не будет вам пощады". [Нахдж аль-балага, письмо 4]

Известны высказывания врагов Ислама, которые признавали, что в период хаджа им не удается одержать победу.

Одному из выдающихся деятелей Ислама принадлежат такие слова: "Горе мусульманам, если они не понимают значения хаджа! Но увы и всем остальным, если они не понимают его значения!"

Никаких войн в месяцы паломничества. Предупреждение лицемерам

Никаких войн в месяцы паломничества – Предупреждение лицемерам – Дополнительные сведения о ритуалах хаджа – Призыв к полному смирению перед лицом Господа (то есть к Исламу)



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 197

    197. Совершается хадж в месяцы определенные. Тот, кто решил совершить хадж в месяцы эти, должен избегать в это время сношений с женщиной, не допускать поступков греховных и не затевать ссор. А о том, что сделаете вы доброго, ведомо Аллаху. Запасайтесь же на дорогу, а лучший припас – благочестие. Бойтесь же Меня, о разумом обладающие!



Совершается хадж в месяцы определенные.

В этом аяте Корана говорится о том, что обряды паломничества (хаджа) должны выполняться только в определенные месяцы года, а не весь год. В сборниках преданий, в комментариях к Корану и в книгах по мусульманскому праву указывается, что этот величайший обряд поклонения следует выполнять только в месяцы шавваль, зу-ль-ка‘да и в первые двенадцать дней месяца зу-ль-хиджжа (часть ритуалов должна обязательно исполняться девятого, десятого, одиннадцатого и двенадцатого зу-ль-хидджа, остальные же ритуалы можно выполнять в любой из дней паломничества).

Тот, кто решил совершить хадж в месяцы эти, должен избегать в это время сношений с женщиной, не допускать поступков греховных и не затевать ссор

Эта часть аята указывает на то обстоятельство, что каждый мусульманин, решивший совершить хадж, облачившийся в связи с этим в одежду паломника и совершающий соответствующие обряды, должен воздерживаться в это время от плотских наслаждений даже со своей женой, а также избегать нарушения благочестия и раздоров. Ему запрещается вести пустые и неприличные разговоры, сквернословить и совершать иные неблаговидные поступки, поскольку при совершении обрядов хаджа он должен думать только о поклонении Богу, быть искренним и отказаться от мирских наслаждений. В этой обстановке дух человека должен окрепнуть, полностью отделиться от забот материального мира и найти путь в мир надматериальный. Все это призвано способствовать укреплению уз братства и единения.

Затем сказано:

А о том, что сделаете вы доброго, ведомо Аллаху

Это первая награда тому, кто творит добро, ибо самое большое счастье для истинно верующего – осознавать, что Господь знает о его добрых делах, совершаемых ради Него. Уже одно это чувство приносит человеку невыразимую радость и восторг.

Запасайтесь же на дорогу, а лучший припас – благочестие

Эта часть аята повелевает паломникам брать с собой в путь припасы.

Известно, что в период становления Ислама некоторые мусульмане, особенно из Йемена, совершали паломничество в Мекку без достаточного запаса продовольствия, уповая на помощь Аллаха. Однако Аллах сделал так, что люди получают пропитание вполне естественным способом. Поэтому в этом разделе аята Коран повелевает паломникам запастись продовольствием на все время паломничества, а уж затем отправляться в путь.

Между прочим, слова "запасайтесь же на дорогу" можно воспринимать также и в другом, духовном плане, как призыв брать с собой в путь, помимо продовольствия, и духовный багаж – набожность и праведность.

Эта фраза содержит в себе и тонкий намек на то обстоятельство, что хадж предоставляет паломнику много возможностей пополнить свой духовный багаж, которыми не следует пренебрегать. В Мекке, этой столице исламского мира, в воображении человека оживают яркие сцены самопожерт вования Авраама, героя борьбы за единобожие, а также некоторые конкретные проявления величия Аллаха, которые нельзя увидеть ни в каком другом месте. Те, кто сохранил в себе живую душу, в этом уникальном паломничестве могут пополнить свой духовный багаж для земной жизни и Иного мира.

Завершается аят такими словами:

Бойтесь же Меня, о разумом обладающие!

Эта завершающая фраза аята с призывом к набожности обращена к тем, кто способен мыслить, поскольку именно такие люди могут извлечь из паломничества максимальную пользу для духовного самосовершенствования, в то время как остальным достанется лишь малая толика.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 198-199

    198. Вы не совершите греха, если [во время хaджа] будете искать милости от своего Господа. Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Запретном месте. Поминайте, как Он вывел вас на истинный путь в то время, когда вы были в числе заблуждающихся.

    199. Далее [, о курайшиты,] ступайте туда, куда отправились другие люди, просите у Аллаха прощения. Воистину, Аллах – Всепрощающий, Милосердный.



Экономическая деятельность в период хаджа.

В эпоху невежества (джахилийи) люди считали, что торговля, а также перевозка и доставка в различные пункты назначения пассажиров и грузов в период хаджа является делом противозаконным и греховным (харам). Они считали, что для людей, занимающихся делами подобного рода, обряд паломничества теряет свою силу. Поэтому в период хаджа у мусульман возникало естественное желание убедиться в том, сохраняют ли свою силу положения эпохи невежества, либо, согласно воззрениям Ислама, они утратили свое значение. тогда и был явлен аят, в котором им сообщалось:

Вы не совершите греха, если [во время хаджа] будете искать милости от своего Господа

Этот аят объявляет неверным положение, существовавшее в эпоху джахилийи, согласно которому торговля во время хаджа считалась прегрешением. В нем сообщается, что коммерческая и иная подобная деятельность в период хаджа не подлежит осуждению и что люди могут беспрепятственно наслаждаться благами, дарованными Аллахом, и пользоваться прибылью, добываемой ими своими трудами и хлопотами.

Как указывается в мусульманской литературе, посвященной различным аспектам хаджа, в этом аяте, в добавление к этическим, политическим и культурным моментам, затрагивается также и его экономическая сторона. Ее смысл состоит в том, что прибытие мусульман из различных районов мира к Каабе и их массовый сбор для целей паломничества могут послужить хорошим фундаментом для совместного движения на благо экономического развития мусульманских государств. Этот гигантский съезд позволяет людям, чьи умы заняты экономическими проблемами, встречаться друг с другом непосредственно до или после отправления обрядов паломничества и совместными усилиями способствовать упрочению основ экономической жизни мусульманских стран. Так, например, посредством правильно организованного торгового обмена они могли бы построить сильную и устойчивую национальную экономику, которая обрела бы независимый характер, избавившись от необходимости обращаться со своими нуждами к недругам и иноверцам.

Подобного рода коммерческие контакты и торговые отношения сами по себе являются, таким образом, средством укрепления позиций мусульманских государств в их противостоянии врагам Ислама. Ни одно государство не может добиться полной независимости, не обладая сильной экономикой. Но, с другой стороны, очевидно, что коммерческая деятельность должна, естественно, играть вторичную роль по сравнению с этическими и религиозными целями хадджа и ни в коем случае не занимать доминирующую позицию по отношению к ним. К счастью, у паломников достаточно времени для всех этих занятий как до, так и после совершения ритуалов поклонения.

Хишам ибн Хакам рассказывает, что однажды он спросил Имама Садыка (ДБМ), почему Аллах предписал верующим совершать обход Каабы и исполнять обряды хаджа. Имам Садык (ДБМ) ответил:

"Воистину, Аллах создал людей… и повелел им совершать это дело (хаддж), которое содержит в себе акт религиозного послушания и служит благу их мирских дел. Он повелел мусульманам на востоке и на западе Земли собираться (в период хаджа) вместе, чтобы они могли узнать друг друга, чтобы каждый народ мог воспользоваться произведениями ремесел других народов, чтобы владельцы мулов и верблюдов могли получать прибыль (сдавая в аренду другим своих животных), чтобы люди могли познакомиться с речениями и деяниями нашего Пророка (ДБАР), которые, таким образом, останутся жить в их памяти и не будут преданы забвению. Ведь если каждый народ станет говорить только о себе и о том, чем он живет, то все они будут повержены, их города обращены в руины, богатства, добытые торговлей, разграблены, а история жизни и суждения Пророка (ДБАР) канут в небытие. Такова философия хаджа". []Васа’ил аш-ши‘а, том 11, стр. 14]

…Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в запретном месте (Муздалифа)

Повеление, которое содержится в этом отрывке рассматриваемого аята, связано с тем, что после совершения обрядов в долине Арафат паломники должны перейти к Маш‘ар аль-харам (Священному памятнику), расположенному между Миной и Арафатом, где происходит поминание Аллаха.

Поминайте, как Он вывел вас на истинный путь…

Эта фраза гласит, что в знак благодарности Аллаху за то, что Он вывел людей на истинный путь, паломникам надлежит совершить в Маш‘ар аль-харам поминание Его имени с благоговением, достойным того руководства, которое Он им ниспослал.

В то время мусульманам было нетрудно оценить значение этого великого дара, то есть Божественного наставления на путь истинный, поскольку они еще недалеко ушли от той эпохи, когда жители Аравийского полуострова находились в полном невежестве и заблуждении, а потому отчетливо сознавали, что Аллах избавил их от ложных представлений и уберег от несчастий, направив в благословенное лоно этой пречистой религии – Ислама.

…в то время, когда вы были в числе заблуждающихся

Почему Арафат?

Арафатом называется место, расположенное приблизительно в 24 километрах от центра Мекки, куда 9 числа месяца зуль-хиджжа отправляются паломники и остаются там с полудня до захода солнца. Происхождение этого названия объясняется по-разному. Одни говорят, что когда носитель откровения Гавриил (Джибрил) показал Аврааму (Ибрагиму) (ДБМ), как следует отправлять обряды в этом месте, тот произнес: "Я познал, я познал" - /‘арафту/. Но вполне вероятно, что происхождение этого названия связано и с другим фактом. Эта местность, откуда начинается совершение хаджа, как нельзя более подходит к познанию Пречистой Сущности Аллаха. И в самом деле, то духовное притяжение, которое переживает человек, попадая в это не поддающееся описанию место, не сравнимо ни с чем из того, что он чувствует в любой другой пустынной местности на земле.

В Арафате с его монотонным пейзажем все исполнено гармонии. Все паломники там ведут себя совершенно одинаково. Покинув шум городов, толчею и слепящий блеск материального мира, здесь, под голубым небом, где провозвестник откровения простирал свои крылья, вдыхая чистый, свободный от греховности воздух, погруженные в созерцание паломники слухом души внемлют доносимым ветром тихим словам Гавриила и мужественному голосу Авраама (ДБМ), которым вторят восхитительные звуки голоса Пророка Ислама (ДБАР) и первых истинных мусульман. В этой будящей воспоминания земле, где словно некое окно открывается в неземной мир, человек не только погружается в изливающееся на него Божественное знание и слышит ропот всех земных творений, возносящих хвалу Аллаху, но и может проникнуть внутрь собственного Я, которое он некогда утратил, а потом искал всю свою жизнь. В этом случае он обретает знание самого себя и приходит к пониманию того, что он – это не тот, кто трудится день и ночь, кто жадно ищет, как бы заработать себе на жизнь, но чем больше приобретает, тем труднее ему утолить жажду наживы. Он обнаруживает, что в его душе есть чистая, как бриллиант, благородная сущность и что он, по сути дела, и есть это самое драгоценное естество.

Вот именно это место и зовется Арафат, место познания. Какое благозвучное и точное название!

Маш‘ар аль-харам.

Мнения, высказываемые по поводу названия Маш‘ар аль-харам, которое используется для обозначения Священного памятника, свидетельствуют о том, что это место является центром исполнения "обрядов хаджа" и знаком, отмечающим средоточие его великих священных ритуалов.

При этом нельзя игнорировать того факта, что арабское слово /маш‘ар/ является производным от /шу‘ур/ - "ощущение, чувство".

В эту чудесную, необыкновенную ночь, то есть ночь накануне десятого зуль-хиджжа, паломники, пройдя испытание в долине Арафат, переходят к Муздалифе, где остаются до самого утра. под звездным небом они укладываются на мягкий песок, и скопление их напоминает маленький фрагмент картины Великого Воскрешения в Иной жизни. Эта потрясающая сцена в сочетании с окружающим ее неземным покоем вызывает у одетых в простые нехитрые одежды – "ихрам" - паломников необыкновенный, доселе неведомый им подъем мыслей, осознание и понимание своей собственной сущности, а погрузившись в состояние медитации, они могут явственно почувствовать, как это знание проникает в глубины их души. Вот почему это благоговейное место называется "маш‘ар".

Далее [, о курайшиты], ступайте туда, куда отправились другие люди…

В этом аяте содержится намек на те привилегии, которые приписывали себе курайшиты. Они называли себя "хумус" (твердые в вере) и, полагая себя потомками Авраама и хранителями Каабы, считали, что стоят выше остальных аравийских племен. По этой причине они не желали идти в долину Арафат с остальными паломниками, оправдывая свое нежелание тем, что она, якобы, находится за пределами Мекки, хотя и знали, что ее посещение, согласно вероучению Авраама, является одним из обрядов хаджа.

В цитируемом отрывке Коран говорит мусульманам, что все они должны остановиться в определенном месте (Арафате), а оттуда проследовать к Маш‘ар аль-харам, чтобы затем так же всем вместе направиться в Мину. Так был положен конец необоснованной привилегии курайшитов.

…просите у Аллаха прощения. Воистину, Аллах – Всепрощающий, Милосердный

заключительный фрагмент аята гласит, что им следует отказаться от ложных представлений, бытовавших в эпоху невежества, и просить прощения у Аллаха, поскольку хадж, как и Ислам, не признает никаких отличий подобного рода и отменяет всякое неравенство. Он же напоминает о том, что Аллах Всепрощающ и Милосерден.

Помимо описаний обрядов хаджа, приведенных в комментарии к аяту 196 под заголовком "Обряды паломничества", в предисловии к английской версии Корана в переводе Мир Ахмада Али также имеются некоторые подробности, касающиеся совершения хаджа, которые мы предлагаем вниманию читателя.

"Каждый мусульманин, обладающий необходимыми для этого средствами, должен хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку и посетить Священную мечеть и Каабу. Выполнение этого предписания, как мы видим, обусловлено наличием у человека нужной для этого суммы денег. Другие непременные условия состоят в следующем:

    1. Человек должен быть совершеннолетним.

    2. Он должен иметь возможность оплатить дорожные расходы, не нанося ущерба своему делу и не лишая себя средств к существованию.

    3. Он должен быть достаточно здоров, чтобы совершить это путешествие.

    4. Путешествие не должно быть связано для него с риском для жизни.

(Более подробно см. работы по мусульманскому праву).

Существенной частью ритуала хаджа является облачение в "ихрам", то есть, мужчина должен снять с себя шитую одежду и обернуться двумя кусками несшитой чистой ткани: один кусок должен закрывать его тело от шеи до бедер, а второй – от пояса до ступней ног. Женщина оборачивает эти два куска ткани поверх своей повседневной одежды.

"Ихрам" должен быть приобретен согласно предписанным правилам и не должен быть сделан из шелка или прозрачной ткани.

С того момента, как человек облачается в "ихрам", то есть одежду паломника, он отвечает только на призыв Аллаха, который был послан человечеству через великого Пророка Авраама:

[Вспомни, Мухаммад,] как Мы поселили Авраама в Доме [и велели]: "Не поклоняйся наряду со Мной ничему, содержи Мой Дом в чистоте для тех, кто [совершает обряд], обходя его, отправляет молитву, кладет поклоны и падает ниц".

Провозгласи людям [обязанность совершать] хадж, чтобы они прибывали к тебе и пешком, и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений… (22:26, 27)

Облачаясь в "ихрам", паломник в ответ на переданный с Авраамом призыв, восклицает:

"Лаббайк, Аллахумма лаббайк!" "Ла шарика лака лаббайк"

Да, я здесь, о Господи, я здесь. Нет никого, равного Тебе. Да, я здесь.

"Инна-ль- хамд лака ва-н-ни‘мата лака, ва мулка лака. Лаббайк"

Воистину, и хвала, и благодать, и власть – все Твое. Да, я здесь, о Господи!"

Примечание:

В таком виде слова паломника приводятся в цитируемом источнике. На самом же деле в настоящее время ответ паломников на призыв Аллаха звучит так: "Лаббайк, Аллахума, лаббайк! Лаббайк ла шарика лака лаббайк! Инна-ль-хамда ва-н-ни‘мата лака ва-ль-мулк, ла шарика лака лаббайк!"

Следует заметить, что призыв Господа к человечеству, вложенный тысячи лет назад в уста Авраама, благодаря Исламу, достиг людских ушей, и сегодня Священный Дом Аллаха Кааба каждый год точно в определенные дни последнего месяца мусульманского календаря - зуль-хиджжа - превращается в объект паломничества.

Облаченный в "ихрам" паломник должен проделать следующее:

    1. "Таваф" – семикратный обход вокруг Каабы.

    2. После "тавафа" необходимо совершить молитву с двумя "ракатами" – коленопреклонениями, - как это обычно делается во время утренней молитвы.

    3. После молитвы паломнику следует постричь ногти (или волосы).

Все эти предписания паломник должен выполнить сразу по прибытии в Мекку для совершения хаджа, и называются они "умра", а обрезание ногтей или волос – "таксыр". Этот ритуал (Умра) может быть совершен в период с первого числа месяца шавваль до восьмого числа месяца зуль-хиджжа.

Восьмого зуль-хиджжа паломник должен облачиться в "ихрам".

Девятого зуль-хиджжа он должен отправиться в долину Арафат и находиться там до захода солнца.

После захода солнца паломнику надлежит перейти к месту, именуемому Маш‘ар, и оставаться там всю ночь.

Утром десятого зуль-хиджжа паломник должен переместиться в долину Мина, принести жертву и совершить обряд "таксыр", то есть обрить наголо голову.

После этого паломнику следует снять "ихрам", но оставаться в Мине еще двое или трое суток.

В течение дня паломник должен отправиться в Мекку и совершить там "таваф" и молитву с двумя ракатами.

Завершив "таваф", паломник должен совершить обряд "са‘й" - пробежку между двумя возвышенностями - Сафа и Марва.

После совершения обряда "са‘й" паломник завершает ритуал хаджа повторением "тавафа", который называется "таваф ан-ниса".

(Примечание: следует понимать, что данное описание хаджа дает лишь самое краткое представление о шиитском ритуале паломничества. Для более подробного знакомства с предметом см. работы по мусульманскому праву).

На этом ритуал заканчивается, и паломник возвращается в Мекку. Завершив хадж, мусульмане отправляются в Медину, чтобы посетить гробницу святого Пророка (ДБАР) и кладбищеДжаннат аль-баки, где находятся могилы четырех святых Имамов (ДБМ):

    1. Второго святого Имама Хасана ибн Али аль-Муджтабы.

    2. Четвертого святого Имама Али ибн аль-Хусейна аз-Зайнульабидина.

    3. Пятого святого Имама Мухаммада ибн Али аль-Бакира.

    4. Шестого святого Имама Джафара ибн Мухаммада ас-Садыка.

Гробницы, некогда воздвигнутые над могилами святых Имамов, теперь разрушены, и саудовские власти запретили паломникам произносить возле них молитвы (например, Фатиху) и в какой бы то ни было форме приветствовать и восславлять Святые Души. Всякий искренне верующий мусульманин, верный Святому семейству Пророка (ДБАР), Ахл аль-бейт, а особенно шиит, испытывает горечь, видя разрушенные священные гробницы, сталкиваясь с необоснованным запретом на чтение Корана и произнесение слов приветствия, обращенных к СвятымДушам, и истово молится Аллаху за снятие этого противоречащего Исламу запрета и возвращения свободы почитания священных могил.

Избранные места из Корана, посвященные хаджу.

Воистину, первый дом, который был воздвигнут для людей, – это тот, который в Бекке (Мекке). Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров.

В том Доме – ясные знамения. Это – место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует, то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров (3:96,97).

Время совершения хаджа и нормы поведения для паломников.

Паломничество совершается в известные месяцы года, а потому каждый, кто решил отправиться в хадж, должен знать, что в этот период нельзя произносить бранных слов, оскорблять других людей или вступать с ними в препирательства. Все то хорошее, что вы делаете, становится известным Богу и Он учитывает это. "… лучший припас – благочестие. Бойтесь же Меня, о разумом обладающие!" (2:197).

Никто не упрекнет вас за то, что вы просите награду у своего Господа, а потому, когда вы спешите обратно из долины Арафат, поминайте имя Господне у Священного Маш‘ара (Памятника), вспоминайте, как Он наставил вас на путь истинный, хотя прежде вы несомненно были в числе заблудших.

Далее ступайте туда, куда отправились другие люди, просите у Аллаха прощения. Воистину, Аллах – Всепрощающий, Милосердный.

Когда же вы совершите свои обряды поклонения, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже сильнее. Среди людей есть такие, которые говорят: "Господи наш! Даруй нам в этой жизни!" Нет им доли в жизни будущей.

Хадж совершается в определенные месяцы. Тот, кто в эти месяцы решил совершить хадж, не должен в этот период иметь близость [с женщиной], допускать прегрешения и вступать в ссоры. А о том, что вы сделаете доброго, Аллаху ведомо. Запасайтесь же на дорогу, ибо лучший припас – это благочестие. Бойтесь же Меня, о благоразумные!

Вы не совершите греха, если будете искать милости от своего Господа. Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Запретном месте. Поминайте, как Он вывел вас на истинный путь в то время, когда вы были в числе заблуждающихся.

Далее ступайте туда, куда отправились другие люди, просите у Аллаха прощения. Воистину, Аллах – Всепрощающий, Милосердный.

Но есть среди них и такие, которые говорят: "Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня".

Таким вот и уготован удел за то, что они свершили. Ведь Аллах скор на расчет.

Поминайте Аллаха в установленные дни. А если кто торопится [и завершает обряд] в два дня, то нет греха на нем. А если кто задержится и [завершит обряд по истечении трех дней], то нет греха на нем. И все это для богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему призовут вас [и предстанете] вы пред Ним. (2:197-203)

Запреты и искупление греха во время хаджа.

О, верующие! Не убивайте дичь, когда над вами запрет. А кто из вас совершит это, тот заплатит своим скотом соразмерно тому, что убил он. Вершители справедливости из вашей среды отправят это в качестве жертвоприношения в Каабу. Либо во искупление греха надо будет накормить неимущих или держать соответственно пост, чтобы совершивший грех познал тяжесть своего поступка. Аллах прощает за прежние поступки. А кто совершит снова, того накажет Аллах. Аллах грозен в расплате. (5:95)

Дозволенная добыча и питание во время хаджа.

Вам дозволено заниматься ловлей в море и питаться добычей вместе с путниками. Но запрещена вам охота на суше, пока над вами запрет. И бойтесь Аллаха, пред Которым вы все предстанете. (5:96)

Святость Каабы и месяца жертвоприношений.

Аллах установил Каабу Священным местом для людей, установил Священный месяц, жертвенных животных, ожерелья на них, для того, чтобы вы не забывали, что Аллах знает и то, что в небесах, и то, что на земле. Воистину, Аллах – Всеведущ. (5:97) (Подробнее см. работы по мусульманскому праву).

Нормы поведения, предписываемые во время хаджа.

Облачившись в "ихрам", паломник должен закончить повторение /талбийя/ (слов "лаббайк…") к полудню дня стояния в долине Арафат. носящий "ихрам" паломник должен воздерживаться:

    1. От всякой охоты на дичь и употребления ее в пищу.

    2. От сексуальных наслаждений и даже от свидетельствования в бракосочетании.

    3. От любых намеренных действий, ведущих к семяизвержению.

    4. От использования курений и благовоний.

    5. От любых неблаговидных поступков, лжи и обмана.

    6. От любых споров и препирательств, в особенности, если они сопровождаются клятвами именем Аллаха.

    7. От убийства даже насекомых на собственном теле.

    8. От устранения волос на теле каким бы то ни было способом.

    9. От укрывания головы и верхней части стопы. Даже в воду голову погружать не следует.

    10. От нахождения под перемещающимися укрытиями: зонтами, крышами автомобилей, повозок, самолетов. Запрет не распространяется на постоянные помещения: комнаты в доме и т.п.

    11. От обрезания ногтей, веток деревьев, кошения травы и пр.

    12. От использования косметики, украшений и росписи.

    13. От ношения оружия, за исключением тех случаев, когда это продиктовано необходимостью.

    14. От потирания или почесывания тела.

После вступления в Мекку не следует покидать ее до окончания хаджа.

Облачайтесь в "ихрам" после одной из обязательных ежедневных молитв.

Произносите "талбийя", когда носите "ихрам".

Завершив "Умру", снимите "ихрам", но не брейте голову.

Обрейте волосы на теле, прежде чем надеть "ихрам".

Перед молитвой совершайте ритуальное очищение и омовение.

После завершения обряда /са‘й/, входящего в /Умру/, обрежьте ногти или остригите волосы.

Существует два "тавафа":

    а) для "Умры";

    б) в месяц зуль-хиджжа.

10-го зуль-хиджжа - Мина.

Побивайте камнями трех шайтанов.

Обрейте головы и принесите жертву.

Снимите "ихрам" после принесения жертвы.

11-го и 12-го зуль-хиджжа – совершайте иные обряды, а также побивайте шайтана камнями в Мине.

Для более детального знакомства с предметом см. работы по мусульманскому праву.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 196, 197, 198, 199. Хадж Умра обряды паломничества. Паломничество. Экономическая деятельность в период хаджа. Арафат Мекка Маш‘ар аль-харам Ихрам Таваф ракат таксыр Мина джамарат укба Кааба макам Ибрахим Сафа Марва. Запреты и искупление греха. Дозволенная добыча и питание. Святость. Нормы поведения. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 196, 197, 198, 199. Хадж Умра обряды паломничества. Паломничество. Экономическая деятельность в период хаджа. Арафат Мекка Маш‘ар аль-харам Ихрам Таваф ракат таксыр Мина джамарат укба Кааба макам Ибрахим Сафа Марва. Запреты и искупление греха. Дозволенная добыча и питание. Святость. Нормы поведения.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz