e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209. Общий смысл добра. Поминание Аллаха. Аллах Велик. Лицемерие нечестивцев Ухнус ибн Шарик. Али ибн Аби Талиб ночь Лайлат аль-мабит. Вера в Аллаха. Мир на земле. Враждебность Шайтана человеческому роду. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209. Общий смысл добра. Поминание Аллаха. Аллах Велик. Лицемерие нечестивцев Ухнус ибн Шарик. Али ибн Аби Талиб ночь Лайлат аль-мабит. Вера в Аллаха. Мир на земле. Враждебность Шайтана человеческому роду.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 200-202

    200. Когда же вы совершите свои обряды поклонения, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже сильнее. Среди людей есть такие, которые говорят: "Господи наш! Даруй нам в этой жизни!" Нет им доли в жизни будущей.

    201. Но есть среди них и такие, которые говорят: "Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня".

    202. Таким вот и уготован удел за то, что они свершили. Ведь Аллах скор на расчет.



Со слов Имама Садыка (ДБМ) рассказывают, что в эпоху невежества (джахилийи) по окончании хаджа паломники собирались вместе и начинали хвалиться друг перед другом мнимыми достоинствами, доставшимися им в наследство от предков, не скупясь при этом на детали и подробности.

Коран же говорит паломникам, чтобы они, завершив обряды хаджа, поминали Аллаха и, собравшись вместе, говорили о Его бесконечной милости и щедрости. Вам надлежит поминать Аллаха, по меньшей мере, с таким же пылом и с такой же страстью, с какими вы в эпоху невежества восхваляли доблести ваших предшественников, а может быть и с еще большим чувством – говорит он им.

Когда же вы совершите свои обряды поклонения, то поминайте Аллаха так, как поминали своих отцов, и даже сильнее

Этот аят учит нас, что величие и почет обретают свою истинную ценность, только когда они связаны с именем Аллаха, а не тогда, когда вы похваляетесь мнимыми доблестями своих пращуров.

Среди людей есть такие, которые говорят …

Следом за этим Коран показывает позиции разных людей, устанавливая критерии оценки их здравомыслия. Есть люди, которым ничего не надо, кроме удовлетворения собственных материальных потребностей, и только об этом и молят Аллаха. Они говорят:

…Господи наш! Даруй нам в этой жизни!

Они не стремятся обрести в этой жизни никаких духовных ценностей. Но тогда и на том свете не получат они своей доли. В грядущем вечном мире, где все будут в них нуждаться, они не получат ничего. Эти люди будут лишены своей доли в благах Иной жизни.

Нет им доли в жизни будущей

Другая группа людей - это те, чьи помыслы не ограничиваются лишь интересами бренного мира. Они стремятся получить блага жизни в этом мире в качестве первой ступени духовного восхождения к совершенству, с одной стороны, и жаждут приближения к восторгам Иной жизни, с другой стороны. Этот аят, таким образом, дает представление о логике исламского подхода к материальным и духовным ценностям. Ислам равно осуждает тех, кто погряз в одних лишь материальных заботах, и тех, кто не придает никакого значения и внимания мирской жизни.

Но есть среди них и такие, которые говорят: "Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем…

Одновременно они просят Его уберечь их от мучительного наказания в будущей жизни, моля:

…и спаси нас от мук огня

Очевидно, что слово /хасана/, означающее "добро", имеет здесь широкий смысл и подразумевает как материальные, так и духовные ценности. Но в некоторых преданиях говорится о том, что Пророк (ДБАР) в ответ на вопрос, что такое добро в этом мире и на том свете, сказал:

Тот, кому было даровано сердце благодарное, язык, не устающий славословить, и набожная жена, которая помогает ему в делах как бренного, так и вечного мира, тот, безусловно, получил в дар добро этого мира и мира грядущего и будет убережен от мук огня [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 298]

Очевидно, что в этом толковании содержится лишь конкретный пример, иллюстрирующий более общий смысл понятия добра, которое, естественно, не сводится к указанным конкретным вещам.

Таким вот и уготован удел за то, что они свершили. Ведь Аллах скор на расчет

В продолжение предыдущей мысли этот аят гласит, что обе упомянутые категории людей получат то, что заслужили, как те, кто просил у Аллаха только мирских благ, так и те, кто молил его о добре в этой жизни и в будущей. и те, и другие достигнут того, к чему они стремятся, но каждый будет вознагражден в пределах того, что он просил.

В Иной жизни Аллах быстро произведет расчет со всеми людьми и не спутает ничьих счетов.

Согласно преданию, Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) говорил:

"Воистину, Аллах совершит расчет с сынами человеческими в одно мгновение, подобно тому, как Он снабжает их пропитанием – один раз и навсегда". [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 298]

Ведь Аллах скор на расчет

В этом аяте подчеркивается быстрота, с которой Аллах проводит расчет.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 203

    203. Поминайте Аллаха в установленные дни. А если кто торопится [и завершает обряд] в два дня, то нет греха на нем. А если кто задержится и [завершит обряд по истечении трех дней], то нет греха на нем. И все это для богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему призовут вас [и предстанете] вы пред ним.



После пояснений, относящихся к обряду поминовения Аллаха при завершении паломничества, данный аят говорит о том, как это надлежит делать, подчеркивая, что вместо тщеславного бахвальства времен невежества паломникам следует в течение нескольких дней, минимальное число которых - два дня, поминать только Аллаха. Как явствует из предыдущих аятов, эти дни приходятся на период после праздника жертвоприношения, а точнее на 11, 12 и 13-е зуль-хиджжа. В преданиях это время называется дни "ташрик". Из самого этого названия ясно, что это – время, когда человек испытывает интеллектуальное и духовное наслаждение, озаренный светом этих прекрасных религиозных обрядов.

Поминайте Аллаха в установленные дни. А если кто торопится [и завершает обряд] в два дня, то нет греха на нем. А если кто задержится и [завершит обряд по истечении трех дней], то нет греха на нем

Мусульманские источники рекомендуют, чтобы после пятнадцати ежедневных молитв (первой из который является полуденная молитва в день жертвоприношения, а последней – утренняя молитва 13-го зуль-хиджжа), были произнесены вслух вдохновенные слова, которые по-арабски звучат так:

"Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ла илаха иллаллаху ва-л-лаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-ль-ляхи хамд, Аллаху Акбару ‘ала ма хадана, Аллаху Акбару ‘ала ма разакна мин бахимати-ль-’ан‘ам, ва-ль-хамду ли-ль-ляхи ‘ала ма ’аблана".

"Аллах Велик, Аллах Велик. Нет бога кроме Аллаха. Аллах Велик. Аллах Велик, и вся хвала только Аллаху. Аллах Велик в том, что наставил нас на путь истины. Аллах Велик в том, что даровал нам животных для пропитания, и хвала Аллаху за то, что он уготовал нам".

Тот фрагмент аята, где говорится "нет греха на нем", указывает на возможность выбора между двух- и трехдневным сроком поминания Аллаха. В нем говорится, что какой бы из вариантов человек ни выбрал, греха на нем не будет. (Таково очевидное и основное значение этой фразы).

Эти слова можно толковать и как полное отпущение грехов паломникам, посетившим Священный Дом. В соответствии с этой трактовкой, после скрупулезного, искреннего и добросовестного совершения обрядов хаджа, который завершается произнесением приведенных выше священных слов, паломнику отпускаются все прежние грехи, а душа его и сердце очищаются от их пагубных последствий. Именно тогда паломники, освободившись от бремени грехов, с чистой душой покидают эту великую землю, где они получают урок нравственного воспитания. Комментаторы считают, что фраза /ли ман иттака/ "И все это для богобоязненных" доказывает справедливость такого толкования.

Последняя фраза этого аята указывает, что смертным следует жить в страхе перед Аллахом, сознавая, что все наши пути ведут к Нему и что все мы будем призваны Им, и все наши дела, добрые и злые, будут Им учтены, и по ним нам воздастся.

Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему призовут вас [и предстанете] вы пред ним



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 204-206

    204. Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик.

    205. Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия.

    206. Когда же ему говорят: "Бойся Аллаха!" – им овладевает греховное величие. Довольно для него ада – а ведь это скверное прибежище!



Эти аяты были ниспосланы в связи с человеком по имени Ухнус ибн Шарик. Это был человек приятной наружности, обладавший умением красиво говорить. Он претендовал на дружбу с Пророком (ДБАР), убеждал его в своей вере. Он поклялся в своей любви к нему и в том, что уверовал в Аллаха, хотя на самом деле был лицемером. Посланник (ДБАР) говорил с ним ласково и всячески его привечал.

Когда же между Пророком (ДБАР) и членами племени Сакиф возник конфликт, этот человек неожиданно напал на мусульман, порезал весь их скот и сжег посевы.

Некоторые комментаторы говорят, что он просто проезжал мимо полей, принадлежавших мусульманам и поджег их посевы, а затем порезал и скот. Этим поступком обнаружилось его тайное двуличие. Вот тогда и был явлен Пророку (ДБАР) этот аят.

Как уже упоминалось в связи с описанием обстоятельств ниспослания, этот аят указывает на лицемерие некоторых нечестивцев и предостерегает Посланника Аллаха (ДБАР) в отношении их. Он гласит:

Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик

Есть среди людей такие, кто красиво разглагольствует о вере, без меры перемежая свою речь клятвами. Но эти же самые люди являются самыми заклятыми врагами и противникам Ислама. Они тайно сеют раздоры и как могут вредят мусульманам: травят посевы, пытаются уничтожить или опорочить верующих и саму их истинную веру.

Аллахразоблачает их уловки и раскрывает их внутреннюю сущность перед своим Посланником, показывая, что они выбрали себе путь нечестия. Если бы они были правдивы в своих заверениях, то не стали бы сеять нечестие и разрушение, ибо всем известно, что Аллах не любит нечестия.

Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия

Может возникнуть вопрос: а почему же тогда Пророк (ДБАР) так терпимо относился к таким людям? Дело в том, что ему было велено верить словам всех людей до тех пор, пока они не поступали вопреки своим собственным заверениям. Так, естественно, и должно быть.

Некоторые из толкователей утверждают, что слова /ва иза тавалля/ "Когда же он отвращается" в начале второго аята, на самом деле, означают "получает власть", исходя при этом из того, что слово /тавалля/ происходит от одного корня со словом /вилайя/, что означает "правление". В этом случае данный аят приобретает следующий смысл: когда власть попадает в руки лицемерам, то они начинают творить нечестие и разрушения, навязывая людям гнет и беззаконие. Тогда в результате жестокости и несправедливости в руины обращаются целые города и государства, а жизнь людей и их собственность подвергаются опасности. Природа этих нечестивцев такова, что, когда их лишают возможности творить свои козни, они только ожесточаются в своем упрямстве и фанатизме. Они не слушают советов доброжелателей, а, обуянные гордыней, лишь множат зло и нечестие. Таких может остановить только пламя геенны.

Когда же ему говорят: "Бойся Аллаха!" – им овладевает греховное величие. Довольно для него ада – а ведь это скверное прибежище!

В этом аяте содержится намек на некоторые из качеств, свойственных лицемерам: тщеславие, гордыню и упрямство, которые толкают их на самые гнусные деяния.

…им овладевает греховное величие

В противовес этому роду людей есть другие – те, кто живет по вере и не причастен к этим отвратительным и опасным делам.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 207

    207. Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу свою, желая заслужить благоволение Аллаха. А Аллах – Благоволящий к рабам.



В своей известной книге "Шарх Нахдж аль-балага" (Разъяснение высказываний Имама Али (ДБМ)) суннитский богослов vii в.х. Ибн Абульхадид указывает, что все комментаторы едины в мнении о том, что этот аят был посвящен Али ибн Аби Талибу и был ниспослан, чтобы воздать ему должное после того как в ночь, вошедшую в историю как Лайлат аль-мабит, [Шарх Нахдж аль-балага, том 13, стр. 262, египетское издание, 1961] он добровольно занял место Пророка (ДБАР) в его постели. Эта история настолько широко известна, что отрицать ее истинность может только язычник или безумец.

Суть истории в том, что язычники Мекки решили выбрать по одному человеку от каждого племени и послать их всех вместе убить Пророка Мухаммада (ДБАР), чтобы племя Бани Хашим не могло им отомстить за его кровь. Они полагали, что таким образом они станут свободными от призыва Пророка (ДБАР). Однако Посланник Аллаха (ДБАР) вовремя узнал об этом преступном заговоре. Вот тогда-то Али ибн Аби Талиб (ДБМ) и проявил готовность занять место Пророка в его постели, чтобы тот мог избежать опасности и покинуть Мекку.

Как только Али (ДБМ) лег в постель вместо Пророка (ДБАР), Господь призвал двух Своих ангелов Гавриила и Михаила и спросил, кто из них готов отдать жизнь за другого. Но ни один из них не высказал согласия сделать это. Тогда Господь велел им посмотреть, как Али ибн Аби Талиб (ДБМ) приготовился отдать свою душу во имя жизни Посланника Аллаха (ДБАР).

Подлинность этого события подтверждают многие из мусульманских богословов. Покойный алляма Амини в своей известной книге "Аль-Гадир" (т. 2, стр. 48) приводит имена этих богословов и ссылается среди прочего на "Муснад" Имама Ахмада Ханбала (т. 1, стр. 348).

В трактате "Атъяб аль-баян фи тафсир аль-Кур’ан" говорится, что в книге под названием "Гаят аль-марам" имеется 20 хадисов, девять из которых приводятся в передаче суннитских богословов, а одиннадцать – шиитских, где говорится, что этот аят был ниспослан в честь Али ибн Аби Талиба (ДБМ) в Лайлат аль-мабит, то есть в ночь, когда он занял место в постели Пророка (ДБАР), а тот тем временем перебрался в Медину. [Атъяб аль-баян, том 2, стр. 386]

Одна из книг, датируемая третьим веком хиджры, озаглавленная "Тарих-и Табари" (т. 2, стр. 373), содержит описание событий Лайлат аль-мабит – ночи, когда Али (ДБМ) лег в постель Пророка (ДБАР) вместо него. Такое же описание имеется и в книге "Тарих-и Якуби" (т. 2, стр. 39).

Ибн Абульхадид в своей книге "Шарх Нахдж аль-балага" (т. 4, стр. 73) пишет, что Муавийя заплатил людям четыре тысячи дирхамов, чтобы они говорили, что этот аят был ниспослан в честь Ибн Мулджама.

Ниже приводятся названия некоторых из суннитских и шиитских источников, где убедительно доказывается, что этот аят был ниспослан в честь Али ибн Аби Талиба (ДБМ).

Газали, "Ихья улюм ад-дин" (т. 3, стр. 238); Сибт ибн Джузи Ханафи, "Тазкират аль-хавас"; Ибн Хишам, "Ас-сират ан-набавийя" (т. 2, стр. 291); Халаби, "Ас-сират аль-халабийя" (т. 2, стр. 29), изд-во аль-мактабат ат-тиджарийя аль-кубра, Египет; Ибн Саббаг Малики "Аль-фусул аль-мухимма".

Пояснение.

    1. Иногда случается так, что дурной человек произносит слова, которые кое у кого вызывают восхищение: "Среди людей есть такой, речи которого … вызывают восхищение" (2:204); но истинно верующий порой может совершить поступок, который заставит восхищаться все человечество: "Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу…"

    2. Самая выгодная сделка это та, в которой человек продает самое дорогое, что у него есть – его собственную душу - своему Создателю, Аллаху. Эта сделка совершается не ради райских садов и не во имя спасения от пламени ада, но просто для того, чтобы заслужить Его расположение.

    …желая заслужить благоволение Аллаха

    3. Очень важно, чтобы верующий был готов во имя Аллаха рискнуть собственной жизнью, подвергнуть опасности саму свою душу, идя навстречу этой опасности без колебания и страха и не задумываясь о том, столкнется он с ней лицом к лицу, или она его обойдет стороной. Учитывая обстоятельства ниспослания аята, можно сказать, что он одобряет того, кто во имя Аллаха подвергает угрозе свою душу, даже если все заканчивается миром.

    4. Любовь и благорасположение Аллаха – это лучшая награда верующему. В большинстве случаев Господь определяет в Коране конкретное вознаграждение за каждый поступок, но в этом аяте вместо подробного описания воздаяния просто говорится, что Аллах Милостив:

А Аллах – Благоволящий к рабам



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 208-209

    208. О вы, которые уверовали! Будьте покорны Аллаху всецело и не следуйте по стопам Шайтана, ибо он, воистину, - явный враг вам.

    209. А если вы, после того, как явились вам ясные знамения, впадете в заблуждение, то знайте, что Аллах – Велик, Мудр.



Акрама передает, что этот аят был явлен по случаю принятия Ислама некоторыми из иудеев, такими как Абдулла ибн Салам, Саалаба ибн Салам, Ибн Ямин, Асад и Асид (сыновья Ка’ба), Шубат ибн Амр, Бухейра Рахиб, Саид ибн Амр и Гайс ибн Заид. Они пришли к Пророку (ДБАР) и попросили у него разрешения соблюдать субботу и читать Тору, а также не употреблять в пищу верблюжьего молока и мяса, как это было принято среди них в эпоху невежества. [Кур’ан аль-хаким, персидский перевод Мухаммада Хаджави, стр. 263]

Мира на земле можно добиться только под сенью веры. Встречающиеся в Коране слова /силм/ и /салам/ означают "мир" и "покой". Таким образом, этот аят призывает всех верующих к миру, а если учесть, что он обращается именно к верующим, то толковать его следует так, что мир возможен только при наличии веры. Невозможно положить конец войнам и конфликтам, руководствуясь только созданными самим человеком материалистическими законами и правилами. Только благодаря духовной силе веры, люди, несмотря на все существующие разногласия, смогут жить совместно в мире и дружбе и создать, в конечном счете, всемирное правительство.

О вы, которые уверовали! Будьте покорны Аллаху всецело…

Очевидно, что такие материальные барьеры, как язык, расовая принадлежность, степень богатства, географический регион и принадлежность к общественному классу являются источником разделения людей и расслоения общества. Они не могут способствовать установлению реального мира на земле, для которого необходимы прочные узы, связывающие сердца людей во всем мире. Такой связующей нитью может быть только вера в Аллаха, которая стоит выше всяческих различий. Поэтому прочный мир на земле невозможен без веры. Аналогичным образом человек никогда не сможет достичь внутреннего мира, а также душевного спокойствия и равновесия, не обладая истинной верой.

…и не следуйте по стопам Шайтана…

Как уже ранее говорилось, дьявольские соблазны и искушения проявляются постепенно и, согласно Корану, уступка любому из них представляет собой шаг по стопам Шайтана. [Коран, 2:168, 6:142, 24:21] Здесь этот факт подчеркивается еще раз указанием на то, что отступление от верного пути и скатывание к вражде, лицемерию, агрессии и кровопролитию начинается, как правило, с небольших и очень простых вещей. Верующий человек должен понимать это и быть начеку, чтобы не допустить этого. У арабов есть популярная пословица, которая гласит, что большая драка начинается с пощечины.

…ибо он, воистину, - явный враг вам

Враждебность Шайтана человеческому роду ни для кого не является тайной. С момента сотворения Адама Шайтан принял решение враждовать с человеком и поклялся не отступать от этого решения. С тех пор он делает все, чтобы посеять вражду среди людей. Однако, как было сказано, козни и злые происки Шайтана не могут принести вреда истинно верующему, а секрет его неуязвимости лежит в следовании пути самосовершенствования.

А если вы, после того, как явились вам ясные знамения, впадете в заблуждение…

Путь открыт, программа действий ясна, пункт назначения известен. Это все, что нужно, чтобы не стать жертвой сатанинского искушения и соблазна. И если все же вы, несмотря на все ясные знамения, отошли от прямого пути и впали в заблуждение, то это только по вашей собственной вине. Так знайте же, что Аллах Велик, и никому не дано избежать Его справедливого суда, и Мудр, а посему никогда не судит предвзято.

…то знайте, что Аллах – Велик, Мудр

Другое толкование этого аята гласит, что святой Пророк (ДБАР) через его посредство получил известие о том, что произойдет с теми, кто принял Ислам из каких-то своекорыстных побуждений. В аяте прямо говорится, что человек, принявший Ислам, а затем отступивший от этой веры, не должен по своему невежеству полагать, что тем самым он нанес какой-либо вред промыслу Господню или помешал тем, кто верует в Аллаха. Заблудшему не следует заноситься, полагая, что он может превзойти мудрость и могущество Аллаха. В убытке будет только он сам и никто более.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209. Общий смысл добра. Поминание Аллаха. Аллах Велик. Лицемерие нечестивцев Ухнус ибн Шарик. Али ибн Аби Талиб ночь Лайлат аль-мабит. Вера в Аллаха. Мир на земле. Враждебность Шайтана человеческому роду. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209. Общий смысл добра. Поминание Аллаха. Аллах Велик. Лицемерие нечестивцев Ухнус ибн Шарик. Али ибн Аби Талиб ночь Лайлат аль-мабит. Вера в Аллаха. Мир на земле. Враждебность Шайтана человеческому роду.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz