e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195. Религиозный календарь. Уважение святости священного месяца Святого города. Самозащита в священный месяц. Паломничество. Совместное выполнение большого и малого хаджей. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195. Религиозный календарь. Уважение святости священного месяца Святого города. Самозащита в священный месяц. Паломничество. Совместное выполнение большого и малого хаджей.

Самозащита Паломничество в условиях ограничений.

Религиозный календарь строится на основе лунного года – Уважение святости священного месяца – Самозащита – Уважение святости Святого города – Самозащита в священный месяц – Паломничество в условиях ограничений – Совместное выполнение большого и малого хаджей.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 189

    189. Спрашивают они тебя о новолуниях. Скажи [, о Мухаммад]: "Новолуния [нужны] людям, [чтобы определять] сроки [дел их земных], а также время совершения хаджа. Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны, благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери, бойтесь Всевышнего, - быть может, преуспеете вы.



Рассказывают, что Мааз ибн Джабаль пришел к Пророку (ДБАР) и поведал о том, что люди часто спрашивают его о новолунии и о том, почему молодой месяц постепенно превращается в полную луну, а затем вновь появляется в виде узкого серпа.

Рассказывают также, что иудеи просили Посланника Аллаха (ДБАР) пояснить, почему молодой месяц имеет серповидную форму и есть ли в этом какой-нибудь практический смысл. Тогда и был ниспослан данный аят, в котором говорится о том, что различные фазы Луны соотносятся со многими материальными и духовными аспектами жизни людей.

Как уже говорилось при изложении обстоятельств ниспослания, Пророку Ислама (ДБАР) не раз задавали вопросы по поводу изменения фаз луны и возможностей их полезного применения. В связи с этим Аллах повелел Пророку (ДБАР) отвечать на эти вопросы такими словами:

Спрашивают они тебя о новолуниях. Скажи [, о Мухаммад]: "Новолуния [нужны]людям, [чтобы определять] сроки [дел их земных], а также время совершения хаджа.

Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны, благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери, бойтесь Всевышнего, - быть может, преуспеете вы

Постепенная смена фаз Луны в течение лунного месяца, начиная с появления молодого месяца и заканчивая полнолунием, может найти множество применений как при отправлении различных религиозных обрядов, так и в повседневных практических делах. Благодаря изменениям фаз Луны, каждый человек всегда знает день месяца и месяц года, без чего не обойтись при ведении торговых дел, подписании соглашений, определении сроков выполнения договоренностей и контрактов. Помимо этого на основе лунного календаря рассчитывается время поста, хаджа и других религиозных обрядов и праздников Ислама. И наилучшим способом для определения времени наступления того или иного события является наблюдение за фазами Луны, которые по-разному проявляются в начале, середине и конце месяца.

Очевидно также, что размеренная и упорядоченная социальная жизнь человека невозможна без простого и точного способа датирования событий. Следовательно Луна – это природный календарь, которым могут пользоваться все люди, и грамотные, и неграмотные, вне зависимости от того, в каком месте земли они находятся.

Именно поэтому Всемогущий Создатель создал этот всемирный календарь, которым люди могут пользоваться для различных нужд своей повседневной жизни.

Природные единицы измерения

Одним из преимуществ законов Ислама следует считать то, что они были выработаны с учетом естественных единиц измерения, доступных для всеобщего пользования и не подвластных воздействию времени.

Что же касается искусственных единиц измерения, то пользоваться ими могут не все. Например, и сегодня не во всех странах население может использовать некоторые международные единицы измерения для определения момента наступления ночи.

Поэтому мы видим, что в Исламе в качестве меры длины иногда используются такие единицы измерения как пядь, рост человека и т.п. А время определяется по заходу и восходу солнца, по его отклонению от зенита, по фазам Луны.

Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны…

В данном аяте говорится, помимо прочего, о хадже, время наступления которого определяется моментом визуального наблюдения молодого месяца. Речь идет также и о запрете Аллаха на одно из суеверий доисламского периода, связанное с ритуалами паломничества.

Дело в том, что арабы в период хаджа считали нарушением благочестия входить в свой дом в облачении паломника (ихрам) через обычные двери и проделывали для этого в ограде позади дома специальное отверстие. По их мнению, это было благим и правильным поступком, поскольку знаменовало собой отказ от общепринятого обычая и отвечало облачению в одежды паломника, означавшее отказ от повседневного платья. [Тафсир Байдави, том 1, стр. 40]

Однако Коран недвусмысленно говорит о том, что добродетельность состоит в набожности, а не в следовании суевериям, и предписывает верующим входить в дом через обычные двери.

Смысл этого аята гораздо глубже и универсальнее, чем кажется на первый взгляд. Совершая любое действие, будь то религиозный ритуал или какой-либо поступок в нашей повседневной жизни, мы должны поступать в соответствии с общепринятой практикой, а не придумывать для этого какие-то необычные, извращенные способы. Возвращение в дом через пролом в ограде – это метафора, символизирующая собой отклонение от правильного пути, а вхождение через ворота олицетворяет следование правильным путем. Именно таким образом и воспринимал этот аят Имам Бакир (ДБМ), о чем рассказал один из его сподвижников Джабир. [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 282]

В комментариях к данному аяту от Ахл аль-бейт можно встретить такую трактовку: "Мы – двери и пути Аллаха, ведущие в (Его) рай…" [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 282] Эти слова означают, что во всех своих религиозных делах вы должны пользоваться общепринятыми способами и средствами и руководствоваться указаниями Ахл аль-бейт (ДБМ), которые были воспитаны в духе Божественных откровений, явленных в их собственном доме.

Слова "Благочестие не в том…" можно воспринимать и как намек на то, что, подменяя серьезный разговор на религиозную тему пустыми расспросами по поводу фаз Луны, вы напоминаете человека, который, отказавшись входить в дом через ворота, проникает туда через дыру в заборе. Какое недостойное поведение!



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 190

    190. Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы].



Ибн Аббас рассказал, что данный аят был ниспослан в связи с Худайбийским мирным договором. Дело обстояло следующим образом: святой Пророк (ДБАР) отправился в Мекку в сопровождении 1400 своих сподвижников, намереваясь совершить малый хадж - "Умру". Когда они прибыли в Худайбийю (местечко неподалеку от Мекки), язычники преградили им путь и воспрепятствовали совершению ритуалов Умры. После долгих переговоров язычники договорились с Пророком (ДБАР), что на следующий год они на три дня оставят Священный город и позволят мусульманам войти в него для совершения обхода вокруг Каабы.

Через год мусульмане вновь отправились в Мекку, но опасались, что язычники не сдержат своего обещания и вновь не позволят им войти в Священный город. это могло привести к вооруженному столкновению, а Пророк (ДБАР) не хотел воевать в священный месяц. В этот момент и был ниспослан рассматриваемый аят, который позволял мусульманам защищаться с оружием в руках в случае, если противник нападет на них первым.

В этом аяте Коран повелевает воевать с теми, кто развяжет войну против мусульман. Он позволяет мусульманам использовать для защиты мечи и любое другое оружие, чтобы остановить агрессора. Это повеление рассчитано на тот случай, когда запас терпения исчерпан и у мусульман не остается иного выхода, кроме как открыто и решительно выступить на защиту своих прав.

Ради чего и с кем воевать?

Рассматриваемый аят содержит три пункта, в которых отчетливо прослеживается логика отношения Ислама к войне.

1. Первые слова аята проясняют цель ведения войн мусульманами. Сказано:

Сражайтесь во имя Аллаха…

Следовательно, исламские войны (джихад) ведутся во имя Аллаха, повелевающего распространять и утверждать истину, справедливость, единобожие, бороться с беззаконием, моральным разложением и ересью.

Ислам осуждает войны, которые ведутся ради отмщения, удовлетворения амбиций, покорения других стран, захвата чужих земель и военной добычи. Итак, брать в руки оружие и воевать можно только во имя Аллаха.

2. Следующий вопрос: против кого можно вести священную войну? По этому поводу в аяте сказано:

…с теми, кто сражается против вас…

Отсюда совершенно ясно следует, что мусульмане не должны вступать в войну, кроме тех случаев, когда на них совершено вооруженное нападение. В этом установлении есть несколько исключений, о которых будет сказано более подробно при рассмотрении вопроса о Священной войне.

Между прочим, из данного аята можно сделать вывод о том, что нельзя вести боевые действия против мирного населения (особенно против женщин и детей), не участвующего в войне.

Руководствуясь этим принципом, великий деятель Ислама Али ибн Аби талиб (ДБМ) приказывал своим солдатам: "Не воюйте с ними, пока они не нападут на вас, поскольку, милостью Аллаха, правда на вашей стороне, и ваше миролюбие будет еще одним доказательством вашей правоты". [Нахдж аль-балага, письмо (проповедь, высказывание, речение) 14]

3. Ограничения на военные действия определяются следующими словами аята:

…но не преступайте [границ дозволенного]

Суть этого положения состоит в том, что Ислам разрешает вести войну только во имя Аллаха, запрещая всякого рода незаконные агрессивные действия.

Воистину, Аллах не любит преступающих [границы]

Вот почему Ислам, несмотря на многочисленные военные конфликты нашей эпохи, рекомендует мусульманам соблюдать в ходе боевых действий этические принципы: не убивать тех, кто сдался и сложил оружие, кто утратил способность сражаться или вообще не может воевать, как в случае со стариками, женщинами и детьми, к которым нельзя применять насилие. Нельзя уничтожать сады и отдельные деревья. Мусульмане не должны отравлять или заражать болезнетворными бактериями воду, которую использует для питья его противник.

Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал: "Если, по воле Аллаха, противник разгромлен, не убивайте тех, кто бежит, беспомощен или ранен. Не причиняйте вреда женщинам, даже если они оскорбляют и поносят вас и ваших командиров…" [Нахдж аль-балага, письмо (проповедь, высказывание, речение) 14]

Приведенные выше комментарии показывают беспочвенность многочисленных обвинений, которые противники Ислама выдвигают против мусульман по поводу джихада. Четкие и ясные формулировки Корана о целях и правилах ведения Священной войны служат ответом на лживые утверждения врагов.

В комментариях к последующим аятам, посвященным джихаду, будут даны дополнительные разъяснения по этому вопросу, будь на то воля Аллаха.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 191-192

    191. Убивайте [многобожников], где бы ни встретили вы их, изгоняйте их из тех мест, откуда изгнали они вас, ибо нечестие хуже, чем смерть. Но не сражайтесь с ними у мечети Запретной, если только не начнут они сражение там. Если же станут они сражаться, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!

    192. Если же откажутся они [от неверия в Бога Единого], то ведь Прощающий Он, Милосердный.



Этот аят призывает мусульман сражаться с идолопоклонниками Мекки, изгнавшими их из родного города, и в свою очередь прогнать их прочь оттуда, где они на протяжении многих лет преследовали мусульман. Такое нечестивое обращение с их стороны было хуже убийства. Ведь убийство отнимает у человека земную жизнь, но взамен он обретает блаженство жизни небесной, а жестокие гонения и преследования лишают человека радостей земной жизни, не позволяя ему обрести свет и покой Иного мира.

И все же аят предписывает мусульманам не сражаться у стен Священной мечети, чтобы не нарушить и не осквернить окружающего ее ореола неприкосновенности и святости. Но если язычники, попирая святыни, нападут на мусульман, то последние должны ответить тем же и наказать их.

Пояснение.

    1. В некоторых случаях бывает оправданным решительное и жесткое применение тех же средств, к которым прибегает противник.

    2. Конечно, территория Мекки и Кааба святы для мусульман, но еще более священна для них кровь собратьев. Здесь уже речь идет о выборе того, что более важно.

    3. Мусульмане не должны первыми прибегать к разрушению святынь точно так же, как не должны первыми начинать сражение.

    4. Понимание причин повеления, позволяет принять его с радостью и смирением. В Коране изложены мотивы ниспослания повеления, предписывающего мусульманам сражаться. В нем сказано, что они (т.е. идолопоклонники), не убоявшись Аллаха, долгие годы подвергали вас преследованиям и пыткам, а грех нечестия намного тяжелее греха убийства. И если Коран повелевает изгнать идолопоклонников, то причина такого повеления в том, что они сами на многие годы изгнали мусульман из родных домов.

Убивайте [многобожников], где бы ни встретили вы их, изгоняйте их из тех мест, откуда изгнали они вас, ибо нечестие хуже, чем смерть. Но не сражайтесь с ними у мечети Запретной, если только не начнут они сражение там. Если же станут они сражаться, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!

В следующем аяте этого фрагмента говорится о том, что Аллах примет их покаяние, если они откажутся от безбожия и язычества. В этом случае они станут братьями мусульман. Они даже будут освобождены от налогов и от наказания, которому подвергаются преступники.

Если же откажутся они [от неверия в Бога Единого], то ведь Прощающий Он, Милосердный

Милосердие и снисходительность, которые Ислам предписывает проявлять даже по отношению к своим заклятым врагам на поле боя, не имеют аналогов ни в одной другой религии. Мусульманам дано совершенно четкое указание: вкладывать мечи в ножны, если враг отказывается сражаться. Ислам разрешает воевать только в том случае, когда нужно устранить несправедливость. Если же противник признал свою неправоту или даже просто прекратил воевать, то не следует таить против него месть и злобу.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 193

    193. Бейтесь с ними, пока не сгинет нечестие и не утвердится Вера в Аллаха. Если же отрекутся они [от идолослужения], то пусть развеется вражда за исключением [вражды] к тем, кто в нечестии упорствует.



В этом аяте изложена цель, стоящая перед мусульманами в Священной войне (джихаде). В нем говорится о том, что не следует вести Священную войну ради достижения тех целей, которые преследуются в обычных войнах: захват и покорение чужих земель, военная добыча, приобретение новых рынков сбыта и источников продовольствия, установление господства одного народа над другим или одного общественного класса над остальными.

Цель Священной войны одна и только одна: заслужить расположение Аллаха путем установления социальной справедливости, поддержки тех, кто пострадал от обмана и нечестия, уничтожения безбожия и идолопоклонства и, наконец, самое важное – воплощения в жизнь повелений Аллаха.

Из сказанного со всей очевидностью вытекает, что сражаться следует во имя искоренения несправедливости и нечестия и установления единобожия во всем мире.

Бейтесь с ними, пока не сгинет нечестие и не утвердится Вера в Аллаха

В заключительной части аята сказано, что если они откажутся от неверия, пороков и идолопоклонства, мусульмане не должны мстить им за прошлое, а противодействие и отпор нужны лишь по отношению к угнетателям и применяются только в случае необходимости.

Священные войны (джихад) можно условно разделить на три категории:

1. Первые Священные войны за свободу.

Некоторые повеления и установления, ниспосланные Аллахом, направлены на создание условий, обеспечивающих счастье, свободное развитие, процветание и мирную жизнь человека. Аллах посылал Своих Пророков (ДБМ), чтобы передать эти повеления людям. Если же некий человек или группа людей сочтут, что Божественное послание противоречит их узким корыстным интересам, и станут чинить препятствия Пророкам, то последние будут вправе устранить эти препятствия, используя вначале мирные средства, а затем, если это не поможет, прибегнуть к силе, чтобы иметь возможность свободно распространять свое учение.

Другими словами, люди всех сословий имеют право услышать глашатаев истины и беспрепятственно последовать их призыву. Если же кто-то задумает лишить людей законного права воспринять сердцем призыв вестников истины и освободиться от оков духовного и социального рабства, то сторонники Пророка имеют право использовать любые средства для завоевания свободы. Именно в этом заключалась причина первых Священных войн (джихада) как в Исламе, так и в других Божественных религиях.

Кроме того, если бы кто-то вознамерился силой вернуть мусульман к их прежним верованиям, то они были бы вправе любыми средствами противостоять этому давлению.

2. Оборонительная Священная война.

Бывает иногда так, что человек или группа людей подвергаются неожиданному нападению врага. В этом случае все земные и небесные законы позволяют жертве агрессии выступить против врага, используя при этом весь свой потенциал, все имеющиеся возможности, чтобы защитить свое право на существование. Такая война называется оборонительной Священной войной. В качестве примера можно назвать сражения против Аль-ахзаб, у горы Ухуд, при Хунайне и Муте, поход на Табук и другие битвы периода становления Ислама, носившие характер оборонительной Священной войны.

3.Война против безбожников и идолопоклонников.

Ислам, призывая людей всего мира под знамена последнего и самого совершенного из всех небесных учений, вместе с тем уважает свободу вероисповедания. Поэтому народам, обладающим своим Священным писанием, дано время на то, чтобы изучить Ислам, подумать над его постулатами и добровольно уверовать. Если же они, несмотря ни на что, откажутся принять новую веру, то к ним будут относиться как к "союзному меньшинству", которое будет продолжать мирно жить, лишь соблюдая при этом определенные, весьма простые и необременительные условия.

Однако безбожие и идолопоклонничество не являются религией или вероучением и не заслуживают ни малейшего уважения. Это – вид суеверия, отклонение от нормы и проявление недостатка ума. Фактически, это своего рода душевный и моральный недуг, который следует искоренять всеми возможными способами.

Уважение к чужому мнению уместно тогда, когда речь идет о взглядах, имеющих здравую и разумную основу. Но нельзя уважать всевозможные болезненные заблуждения, отступления от здравого смысла и суеверия. Поэтому Ислам повелевает во что бы то ни стало искоренять идолопоклонничество из жизни человеческого общества, даже если для этого потребуется применение силы. Языческие храмы и кумирни подлежат уничтожению, и если не удается добиться этого миром, то тогда следует прибегнуть к силе.

Почему концепция Священной войны была провозглашена в Медине?

Мы знаем, что Священная война была вменена в обязанность мусульманской общины на втором году хиджры, а до этого не являлась обязательным предписанием.

Причина этого состоит, с одной стороны, в том, что число мусульман в Мекке было настолько мало, что восстание было бы для них равнозначно самоубийству.

С другой стороны, противник в Мекке был очень силен, и город этот являлся центром антиисламских сил. Противники Ислама занимали там настолько прочные позиции, что воевать с ними в условиях города было просто невозможно.

Но когда Пророк (ДБАР) вошел в Медину, многие поверили в него, и число уверовавших настолько возросло, что это позволило ему распространить свое учение не только в самой Медине, но и за ее пределами. Пророку (ДБАР) удалось за это время создать в своей общине простейшее правительство и накопить силы для предстоящей схватки с врагом. А поскольку Медина находилась сравнительно далеко от Мекки, то у него была возможность сделать это спокойно и без спешки. Так что отряды мусульманских повстанцев сумели подготовиться и к наступлению, и к обороне.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 194

    194. [Сражайтесь] в Запретный месяц, [если они сражаются] в Запретный месяц, [за нарушение]запретов – возмездие. Если кто преступит [запреты]против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому как он преступает против вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными.



Четыре месяца мусульманского лунного календаря являются особо почитаемыми. В эти месяцы воевать запрещено. Один из четырех месяцев, раджаб, стоит отдельно, в то время как три остальные – зу-ль-ка‘да, зу-ль-хаджа и мухаррам – следуют один за другим. Этимология слова зу-ль-ка‘да связана с тем, что в этот месяц предписывалось прекращать боевые действия.

Закон Ислама повелевает своим последователям воздерживаться от сражений в течение этих четырех месяцев, и враги постоянно используют это обстоятельство. Они, возможно, считают, что поскольку мусульмане должны чтить свой закон, то это дает им благоприятный шанс для внезапного нападения. В рассматриваемом аяте сказано, что если в течение четырех вышеупомянутых месяцев на вас нападет враг, то вы имеете право дать ему отпор и сражаться с ним, невзирая на время года, поскольку святость крови и защита устоев Ислама более важны, чем святость этих месяцев.

[Сражайтесь] в Запретный месяц, [если они сражаются] в Запретный месяц …

Каждого, кто нарушает запреты, должно постичь возмездие.

…[за нарушение]запретов – возмездие

В следующих словах аята сформулировано общее правило:

Если кто преступит [запреты]против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступает против вас

Ислам – это не религия агрессии и беззакония, но он не может мириться с агрессией по отношению к нему самому. И все же мусульмане должны вести себя так, чтобы при любых обстоятельствах сохранять набожность и, осуществляя возмездие, не выходить за определенные рамки, ведь мы знаем, что Аллах на стороне богобоязненных.

Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными

Пояснения.

    1. В Исламе не бывает тупиковых ситуаций. Защита целостности Ислама и жизни мусульман важнее, чем соблюдение святости места и времени.

    2. Мы должны быть справедливы и беспристрастны даже по отношению к врагам.

    Если кто преступит [запреты]против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступает против вас.

    3. Соблюдение набожности даже в сражении – еще один принцип мусульманского воспитания.

    4. Устанавливаемые законы не должны порождать у мусульман ощущения собственного бессилия и поощрять агрессивность неверующих. Этой цели и служит принцип соразмерности возмездия.

    5. Если при отражении агрессии вы не выходите за рамки справедливости и сохраняете набожность, то получите помощь Аллаха.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 195

    195. И расходуйте на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. Творите добро, ибо, воистину, любит Аллах добродеющих.



Для ведения Священной войны необходимы, помимо преданных, стойких и опытных бойцов, еще и финансовые средства, а также другие материальные ресурсы, поскольку в такой войне важна как моральная и физическая подготовка армии, так и оснащение ее соответствующим оружием и военным снаряжением. Верно, что важнейшим фактором, решающим исход войны, является солдат, но он не может воевать голыми руками. Вот почему рассматриваемый аят обращает внимание на то, что человек, отказывающийся совершать пожертвования, обрекает на гибель и себя, и своих единоверцев.

И расходуйте на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель

В то время, когда был ниспослан этот аят, многие мусульмане искренне и восторженно поддерживали идею Священной войны, но были настолько бедны, что не могли купить себе оружие. Как сказано в Коране, они приходили к Пророку (ДБАР) и просили его дать им военное снаряжение, чтобы отправиться на войну. Но возвращались от него, как правило, в печали и с заплаканными глазами, поскольку нужных средств не находилось. Вот как сказано об этом в суре Ат-Тауба (Покаяние) - 9:92: "Ушли они от тебя с глазами, слез полными от огорчения, из-за того, что не смогли ничем потратить [в борьбе во имя Бога]".

Пожертвования – защита от гибели

Несмотря на то, что данный аят рассматривается в тесной связи с аятами, посвященными Священной войне, его можно воспринимать более широко и обобщенно в контексте затронутой в нем темы пожертвований. Суть в том, что пожертвования, в целом, способствуют поддержанию жизни членов общества. И наоборот – когда традицией жертвования пренебрегают и богатства скапливаются на одном социальном полюсе, это приводит к тому, что большая часть населения превращается в обездоленных бедняков. Проходит немного времени, и происходит социальный взрыв, в котором гибнут и сами богачи и их богатство. Именно в свете этого обстоятельства наглядно проявляется связь между пожертвованиями и предотвращением гибели.

пожертвования, таким образом, полезнее и важнее для имущего, чем для бедняка, другими словами, справедливое распоряжение богатством залог его сохранности. Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал по этому поводу: "Защищайте свою собственность, уплачивая налог в пользу неимущих". [Нахдж аль-балага, высказывание 146]

В заключительной части аята от темы Священной войны и пожертвований разговор переходит к милосердию и необходимости творить добро, поскольку добродетельность отличает высшую ступень развития человеческой личности, а Ислам уделяет этому вопросу особое внимание. Вот как завершается этот аят:

Творите добро, ибо, воистину, любит Аллах добродеющих

Эта фраза, завершающая аят, посвященный пожертвованиям, подчеркивает то обстоятельство, что пожертвование следует совершать абсолютно искренне и с любовью, без малейшего намека на укор, или попытку обидеть или оскорбить того, кому оно предназначено.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195. Религиозный календарь. Уважение святости священного месяца Святого города. Самозащита в священный месяц. Паломничество. Совместное выполнение большого и малого хаджей. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195. Религиозный календарь. Уважение святости священного месяца Святого города. Самозащита в священный месяц. Паломничество. Совместное выполнение большого и малого хаджей.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz