e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 186, 187, 188. Молитва – это оружие верующего. Близость с женами в ночь поста. Незаконное присвоение имущества. Взяточничество. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 186, 187, 188. Молитва – это оружие верующего. Близость с женами в ночь поста. Незаконное присвоение имущества. Взяточничество.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 186

    186. Когда тебя [о, Мухаммад,] вопрошают обо Мне рабы Мои, то ведь [всегда] рядом Я и отвечаю на призыв взывающего ко Мне, когда зовет Меня. Так пусть же и они внемлют Мне, и да уверуют они в Меня. Быть может, откроется им путь истинный.


Однажды кто-то спросил святого Пророка (ДБАР), настолько ли Аллах близок, что с Ним можно разговаривать шепотом, или же он так далек, что обращаться к Нему следует во весь голос. Тогда и был ниспослан этот аят (чтобы показать, что Аллах находится рядом со Своими рабами). [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 278]

Молитва – это оружие верующего.

Вслед за предыдущими аятами, где говорилось о некоторых важных предписаниях Ислама, данный аят посвящен персональной молитве – важному средству приближения рабов Аллаха к своему Господу. К такой молитве прибегают все верующие, желающие обратиться к Аллаху, однако упоминание ее в аятах, посвященных посту, показывает ее в новом свете. Дело в том, что суть любого религиозного обряда – обретение близости к Аллаху посредством искренней мольбы, вопля, идущего из самого сердца. Рассматриваемый аят начинается такими словами:

Когда тебя [о, Мухаммад,] вопрошают обо Мне рабы Мои, то ведь [всегда] рядом Я…

Они не могут себе представить, насколько Я близок. Я ближе к тебе, чем ты сам к себе. Я ближе к тебе, чем твоя шейная вена. В суре Каф (50:16)Аллах, обращаясь к человеку, говорит: "…и более близок Я к нему, чем вена его шейная".

Затем сказано:

…и отвечаю на призыв взывающего ко Мне, когда зовет Меня. Так пусть же и они внемлют Мне, и да уверуют они в Меня. Быть может, откроется им путь истинный

Интересно, что в данном аяте Аллах семь раз указывает на Свою Пречистую Сущность и семь раз – на Своих рабов, чем проявляет Свою тесную связь со своими рабами, Свою близость и любовь к ним.

Абдулла ибн Санан рассказывает, что слышал от Имама Садыка (ДБМ) такие слова: "Старайся молиться как можно чаще, поскольку молитва – это ключ к прощению Аллаха и средство для исполнения любого желания. Есть некоторые блага и милости Аллаха, которые получить можно только через личную молитву. И знай, что любая дверь, в которую ты стучишься, рано или поздно откроется". [Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 468]

Да, Он рядом с нами. Да и как Он может быть далеко, если находится между человеком и его сердцем, как сказано о том в суре Аль-Анфаль (Добыча) - 8:24: "Знайте, что стоит Господь между человеком и [побуждениями] сердца его".

Как сделать, чтобы Аллах удовлетворил нашу мольбу?

Чтобы Господь услышал нашу мольбу и удовлетворил ее, нам следует прежде всего очистить свои сердце и душу, раскаяться в грехах и следовать жизненному пути великих религиозных лидеров.

1) Имам Садык (ДБМ) сказал однажды: "Берегитесь, не обращайтесь к Богу с просьбой удовлетворить ваши нужды в этом мире и в мире будущем, не начав молитву с восхваления и благодарения Аллаху и не благословив Пророка и его потомство (да благословит их Аллах и приветствует!). Затем вы должны признаться (Ему) в своих грехах и лишь затем обращаться с просьбой". [Бихар аль-анвар, том 93, стр. 312]

2) Человек должен избегать приобретения богатства путем незаконного захвата чужого имущества, притеснения и жестокости, с тем чтобы его пища не стала запрещенной из-за своего незаконного происхождения. В предании от святого Пророка (ДБАР) сказано: "Тот, кто хочет услышать ответ Аллаха на свою мольбу, обязательно должен очистить свою пищу и свои доходы (сделать их законными)". [Там же, стр. 372]

3) Человек не должен уклоняться от борьбы с пороками и от привлечения других людей на путь истины, ибо мольба тех, кто сам не проповедует добро и не борется со злом, едва ли будет услышана. Пророк (ДБАР) сказал по этому поводу следующее: "Вы должны проповедовать добро и противодействовать злу. В противном случае Аллах сделает так, что ваши нечестивцы станут править вашими праведниками. И тогда уже Аллах не откликнется ни на какие молитвы праведников". [Там же, стр. 372]

Отказ от этой священной обязанности подрывает общественный порядок и развязывает руки злодеям, от которых уже не найти защиты. В этом случае обращенная к Богу мольба об уничтожении зла будет бесполезна, поскольку зло это породили сами люди своим поведением.

4) Другими условиями, при которых Аллах отвечает на мольбу верующего, являются его искренняя вера, добродетельность, верность и честность. Человек, который не сдержал своих обещаний, данных им Аллаху, не может рассчитывать оказаться в числе тех, на чьи мольбы Аллах обещал ответить.

Однажды к Повелителю правоверных Имаму Али (ДБМ) пришел некий человек и пожаловался на то, что его мольбы к Аллаху остались безответными, хотя Аллах и сказал: "Взывайте ко мне, и удовлетворю Я мольбу вашу" (Сура Гафир (Прощающий) - 40:60).

В ответ на это святой Имам (ДБМ) сказал: "Ваши сердца (и разум) совершили восемь предательств (потому ваши мольбы и остались без ответа).

    1. Вы признали Аллаха, но не воздали Ему должное, как было вам предписано. Поэтому ваше признание не приносит вам никакой пользы.

    2. Вы поверили в Его Посланника, но затем стали поступать вопреки его сунне. Если вы приняли религию Мухаммада, то где же плоды вашей веры?

    3. Вы читаете ниспосланную ему книгу, но не поступаете согласно ее установлениям. Сказали вы: "Слышали мы и повинуемся", [Сура Ан-Ниса (Женщины) - 4:46] но затем стали выступать против Корана.

    4. Говорите вы, что боитесь адского пламени, и в то же время постоянно грешите, приближаясь тем самым к этому пламени. Где же ваш страх?

    5. Говорите вы, что стремитесь попасть в рай (обрести Божественное вознаграждение), но постоянно совершаете поступки, которые отдаляют вас от него. Где же ваше желание?

    6. Вы пользуетесь благами Аллаха, но не выказываете благодарности.

    7. Аллах повелел вам быть врагом Шайтана и сказал: "Воистину, Шайтан – враг ваш, относитесь к нему как к врагу" (Сура Фатыр (Создатель) - 35:6). На словах вы – враги Шайтана, а на самом деле вы его друзья и никак не противодействуете его проискам.

    8. Вы видите чужие недостатки, а свои собственные стараетесь не замечать. Как же вы можете ждать ответа на свою мольбу, если вы сами закрыли перед ним дверь? А посему, бойтесь Аллаха, ведите себя достойно, очистите свои помыслы, проповедуйте добро и противодействуйте злу. Только в этом случае Аллах ответит на вашу мольбу". [Бихар аль-анвар, том 93, стр. 276]

Это преисполненное глубокого смысла предание ясно говорит: обещание Аллаха ответить на мольбу не является абсолютным. Оно будет выполнено только при условии, что вы сами будете верны своим обещаниям и договорам, а ведь вы уже восемь раз нарушили свое слово. Откажитесь от вероломства, и Аллах ответит на вашу мольбу.

Приведенный выше ответ Повелителя правоверных Имама Али (ДБМ), касающийся условий, выполнив которые, человек может рассчитывать получить ответ на свою мольбу, по сути дела является руководством в деле воспитания человека и использования его способностей для достижения благих целей.

5) Еще одним условием получения ответа на мольбу является то, что она должна сопровождаться неустанной работой и упорной борьбой. По этому поводу Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал следующее: "Тот, кто взывает к Аллаху, но сам ничего не делает для достижения цели, подобен человеку, который пытается выстрелить из лука, не имеющего тетивы". [Нахдж аль-балага, высказывание (изречение) 337]

Учитывая, что именно тетива посылает стрелу к цели, можно понять, какую важную роль играют усилия самого человека в том, чтобы его молитва была эффективной.

Перечисленные выше пять условий наглядно иллюстрируют тот факт, что мольба не только не может заменить собой реальных усилий со стороны того, кто обращается с нею к Богу, но и должна подкрепляться серьезными переменами в его жизни. Чтобы добиться желаемых результатов, человек должен духовно перестроиться, по-новому оценить свои прежние поступки.

Таким образом, обращение к мольбе как к эффективному инструменту достижения цели отнюдь не исключает необходимости для молящегося использовать для этого и другие средства. Связь между практическими действиями и молитвой нерасторжима. Каждый, кто действительно стремится добиться цели, будет, естественно, направлять свои усилия и на поиски сугубо практических средств ее достижения. При этом человек обязан делать все от него зависящее, использовать все свои природные способности и не жалеть времени и сил для достижения желаемого результата. В процессе поиска явных и скрытых возможностей для реализации цели человек совершенно естественно уповает на руководство Высшей Силы, которой ведомо все и для которой нет ничего невозможного или трудного. Благословенная молитва и помогает верующему обрести такое руководство.

Несколько преданий, относящихся к молитве

    1. Имам Садык (ДБМ) поведал о таком высказывании Повелителя правоверных Имама Али (ДБМ): "Из всех человеческих деяний на земле Всемогущему и Достославному Аллаху наиболее мила молитва, а из всех видов поклонения – набожность". Имам Садык (ДБМ) добавляет, что сам Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) молился очень много. [Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 467 (на арабском языке)]

    2. По свидетельству Имама Садыка (ДБМ), Пророк (ДБАР) однажды сказал: "Молитва – это доспехи верующего, столп веры, а также (духовный) свет неба и земли". [Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 468]

    3. Повелитель правоверных Али ибн Аби талиб (ДБМ) сказал: "Молитва – это ключ к (безопасности,) успеху и процветанию. Наилучшая молитва – это та, которая проистекает из чистого и набожного сердца". [Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 468]

    4. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Разве я не помогу вам обрести оружие, которое спасет вас от врагов и сделает обильным ваше пропитание?" Те, к кому он обращался, ответили согласием. Тогда он сказал: "Взывайте к Господу вашему днем и ночью, поскольку молитва – это доспехи верующего". [Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 468]

    5. Имам Садык (ДБМ) передал такие слова Повелителя правоверных Имама Али (ДБМ): "Молитва – это щит верующего; если в дверь долго стучать – она откроется". [Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 468]



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 187

    187. Разрешается вам близость с женами вашими в ночи поста. Ваши жены для вас – одеяние, а вы одеяние для них. Знает Всевышний, что впадали вы в самоограничение излишнее, и простил Он вас и помиловал. Теперь же вступайте в сношения с женами [по ночам месяца рамадан] и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте до рассвета, до тех пор, пока не будете отличать нить белую от нити черной, потом снова поститесь до ночи. И не будьте близки с женами в те ночи, когда пребываете вы в мечетях. Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет людям Всевышний знамения Свои, - быть может, станут благочестивыми они.



Из исламской литературы известно, что к моменту ниспослания аята, регламентирующего исполнение поста, мусульманам разрешалось принимать пищу ночью перед отходом ко сну. Но уже для человека, проснувшегося среди ночи, и еда, и питье становились запретными (харам).

Как-то вечером во время рамадана один из сподвижников Пророка (ДБАР) по имени Мат’ам ибн Джубейр, обладавший слабым здоровьем, пришел домой и собирался разговеться. Но пока жена готовила ужин, усталость и слабость сморили его, и он уснул. Проснувшись через некоторое время, он сказал, что уже не имеет права разговляться в эту ночь и так и уснул натощак. Утром, соблюдая пост, он отправился в окрестности Медины на рытье укреплений в преддверии битвы против коалиции Аль-ахзаб. Во время работы из-за голода и слабости он потерял сознание. Увидев его состояние, Пророк (ДБАР) очень расстроился.

Помимо этого, некоторые молодые мусульмане не смогли совладать с зовом плоти и даже во время рамадана предавались по ночам любви со своими женами.

Именно тогда и было ниспослано откровение, позволявшее мусульманам есть и пить на протяжении всей ночи, а также вступать в интимные отношения с супругами.

Как явствует из обстоятельств ниспослания аята, в первоначальный период распространения Ислама близость с женами в месяц рамадан была запрещена не только днем, но и ночью. Кроме того, если человек просыпался ночью, ему запрещалось есть и пить. Возможно, это было своеобразным испытанием мусульман и их подготовкой к восприятию обязанностей поста.

Рассматриваемый аят, который заключает в себе четыре исламских предписания, регламентирующие поведение мусульманина в период поста и его действия в мечети во время молитвы, начинается такими словами:

Разрешается вам близость с женами вашими в ночи поста

Затем аят излагает обоснование этого установления:

Ваши жены для вас – одеяние, а вы одеяние для них

Использование образа одежды для описания отношений взаимного утешения и поддержки, возникающих между мужем и женой, уникально по своей выразительности. Трудно представить себе более удачную метафору, отражающую всю красоту отношений между любящими супругами.

С одной стороны, одежда защищает человека от холода и зноя и предохраняет от травм, которые могут причинить посторонние предметы. С другой стороны, одежда не только скрывает физические недостатки человека, но и служит ему украшением. использованный в аяте аллегорический образ подчеркивает все упомянутые достоинства одежды.

Супружеские отношения являются основой здорового образа жизни. Супруги скрывают от посторонних глаз слабости и недостатки друг друга. Они обеспечивают друг другу душевный покой и полноценный отдых. Каждый из них считается украшением для другого.

Такое толкование наглядно демонстрирует как физическую близость, так и тесные духовные узы, связывающие мужа и жену. Оно указывает также на равенство мужчины и женщины, поскольку все сказанное о мужчине в равной степени и без всяких оговорок относится и к женщине.

Затем Коран раскрывает причины, по которым произошло изменение обсуждаемого Божьего установления:

Знает Всевышний, что впадали вы в самоограничение излишнее, и простил Он вас и помиловал

Отныне, дабы не подвергать вас греховному искушению, Аллах Своей милостью сделал вашу обязанность более легкой и сократил срок действия ограничения.

Теперь же вступайте в сношения с женами [по ночам месяца рамадан] и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах

Конечно же, эти слова не следует воспринимать как принуждение, они всего лишь снимают существовавшее ранее ограничение и разрешают то, что было ранее запрещено.

Слова "…и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах" указывают на то, что отмена абсолютного запрета и сокращение сроков ограничения не создают никакой проблемы и полностью соответствуют законам сохранения и продолжения человеческого рода.

Затем аят указывает на второе установление:

Ешьте и пейте до рассвета, до тех пор, пока не будете отличать нить белую от нити черной…

Таким образом, мусульмане могут есть и пить всю ночь вплоть до рассвета, когда наступает пост.

Третье установление состоит в следующем:

…потом снова поститесь до ночи

Этими словами еще раз подтверждается запрет для постящегося есть, пить и иметь близость с женщиной в дневное время. Данный отрывок определяет рассвет как начало поста и наступление темноты как его завершение.

И, наконец, четвертое установление:

И не будьте близки с женами в те ночи, когда пребываете вы в мечетях

Это установление представляет собой как бы исключение из приведенного выше правила, и охватывает период, длящийся как минимум три дня, когда постящемуся мусульманину запрещено вступать в близость с женщиной и днем и ночью.

Заключительные слова аята подводят итог всему вышесказанному:

Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним!

Приближение к границам запретного нередко чревато соблазном нарушить их, нарушив же эти границы, человек совершает грех.

Так разъясняет людям Всевышний знамения свои, - быть может, станут благочестивыми они

Ограничения, наложенные Аллахом.

В комментарии к рассматриваемому аяту мы уже говорили о том, что Священный Коран, введя некоторые установления, касающиеся поста и выстаивания молитвы в мечети, называет их "ограничениями, наложенными Аллахом", которые проводят грань между дозволенным (халал) и недозволенным (харам), отделяя то, что разрешено верующему, от того, что ему запрещено. Интересно отметить, что в Коране не сказано "не преступайте границы", но сказано "не приближайтесь же к ним!", поскольку уже само приближение к опасной черте порождает в человеке искушение, и иногда, поддавшись страсти, или же по ошибке он может нарушить запрет.

Именно поэтому некоторые законы Ислама предписывают человеку избегать ситуаций, которые могут подтолкнуть его к ошибочному шагу и совершению греха. К подобным ситуациям относится пребывание в обществе нечестивцев даже в том случае, если сам верующий не участвует в их греховных деяниях, а также уединение с лицом противоположного пола, не являющимся близким родственником.

Исходное значение слова /и‘тикаф/ - "находиться в уединенном месте или пребывать долгое время рядом с чем-либо". В религиозном контексте это слово означает пребывание в мечети с целью выполнения обряда поклонения. Время такого пребывания – три дня, в течение которых человек постится и отказывается от некоторых мирских удовольствий. Этот обряд глубоко очищает душу человека и помогает ему сосредоточить внимание на общении с Богом. Способ и условия выполнения обряда /и‘тикаф/ описаны в книгах по мусульманскому праву. Этот обряд относится к числу рекомендуемых, однако в некоторых исключительных случаях становится обязательным. Как бы то ни было, в рассматриваемом аяте речь идет только об одном условии выполнения обряда /и‘тикаф/ в период поста – о запрете на близость с женами как в дневное, так и в вечернее время.

Рассвет

Слово /фаджр/ означает "взломать", и поскольку утренний свет как бы взламывает ночной мрак, это слово в Коране служит для обозначения рассвета.

В рассматриваемом аяте, помимо использования этого слова, рассвет описан следующим образом:

…пока не будете отличать нить белую от нити черной…

В одном из преданий говорится о том, как некий верующий по имени Удай ибн Хатам пришел однажды к Пророку (ДБАР) и рассказал, как он положил перед собой белую и черную нитки и изо всех сил вглядывался в них, но так и не увидел рассвета. Пророк (ДБАР) от всей души рассмеялся и сказал: "О сын Хатама! Речь идет о белизне света дня (рассвета) и темноте ночи. Вот тогда и начинай пост". [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 281]

На исходе ночи в небе появляется едва различимая вначале вертикальная светлая полоса, напоминающая лисий хвост, который своим узким концом опирается на линию горизонта. Это так называемый "ложный рассвет". Вскоре возникает уже вполне различимая горизонтальная полоска света, напоминающая светлую нить, соседствующую с черной нитью ночи. Она постепенно расширяется и заливает ярким светом весь небосклон, знаменуя собой окончание ночи и начало дня. Это "истинный рассвет", и с его началом можно приступать к утренней молитве.

Набожность – это цель и средство

Обратите внимание на то обстоятельство, что в первом из аятов, посвященных установлениям поста, его конечная цель определена как набожность. Та же идея содержится и в заключительных словах последнего аята этой группы: "… быть может, станут благочестивыми они". Эта фраза подчеркивает мысль о том, что все предписанные верующим обряды поста служат для воспитания в человеке духа набожности и способности к самоограничению, благодаря которым он обретает стойкость перед греховными соблазнами и чувство ответственности за свои поступки.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 188

    188. Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, дабы намеренно присвоить путем грешным часть собственности [других] людей.



Этот аят запрещает мусульманам совершать бессовестные действия, а именно, незаконно присваивать имущество других людей и зарабатывать богатство неправедным путем. Мусульмане должны знать, что недопустимо насильно завладевать чужим достоянием, попирая закон, как это делают некоторые нечестивцы, которые надеются при этом, что им удастся подкупить судей взяткой или подарком с тем, чтобы те оправдали несправедливое присвоение чужого имущества. Те, кто поступает вопреки этому установлению, совершают два великих греха: присвоение чужого имущества и взяточничество.

Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, дабы намеренно присвоить путем грешным часть собственности [других] людей

Ислам придает проблеме мздоимства настолько большое значение, что Имам Садык (ДБМ) специально высказался по этому вопросу: "…взятка в суде равнозначна отрицанию Аллаха, Всевышнего". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, глава 5]

А в одном из известных преданий приводятся такие слова святого Пророка (ДБАР): "Да падет проклятие Аллаха на взяткодателя, мздоимца и их посредника". [Бихар аль-анвар, том 104, стр. 274]

Подобная мысль выражена и в суре Ан-Ниса (Женщины) - 4:29: "Не стяжайте имущества друг друга путем неправедным, а только путем торговли по согласию взаимному".

В рассматриваемом аяте совершенно четко сказано, что если кто-либо выиграет судебное дело при помощи взятки, то приобретенное таким путем имущество будет для него незаконным. Таким образом, даже формальное решение суда не делает неправедно приобретенное имущество законным. Об этом говорится в предании от святого Пророка (ДБАР) : "Я такой же человек, как и вы (назначенный разбирать споры между вами обычными средствами). Если мне придется разбирать конфликт, в котором одна из сторон предъявит более убедительные свидетельства своей правоты, то я приму решение в пользу этой стороны. если же приговор, вынесенный мною в пользу одного из мусульман, будет ущемлять права другого, то для выигравшей стороны это будет как горящий уголь: она может взять его, а может отбросить в сторону". [Фи зилал иль-Кур’ан, том 1, стр. 252]

Чума взяточничества.

Одна из бед, преследующих человечество с древнейших времен – это взяточничество, которое в наши дни получает все большее распространение. Этот недуг всегда был и остается одним из величайших препятствий на пути к осуществлению социальной справедливости. Взяточничество приводит к тому, что законы, которые по сути своей должны защищать права угнетенных, в большинстве стран служат интересам правящего класса.

Закон должен защищать слабого, поскольку могущественные богачи располагают огромными возможностями, чтобы отстоять свои привилегии. Очевидно, что если взяточничеству не поставить заслон, то законы будут использоваться не для поддержания справедливости, а совсем для обратного, поскольку сильные мира сего всегда смогут использовать свое богатство для подкупа и взяток. В результате закон превратится в их руках в игрушку, с помощью которой они продолжат свою сатанинскую игру с угнетенными, в которой главные правила - насилие и жестокость.

Процветание взяточничества разрушает основы социальной жизни. В такой ситуации насилие, неравенство, несправедливость и дискриминация проникают во все ячейки общества, и от закона и справедливости остается только название.

Именно по этой причине Ислам, показывая порочность взяточничества, резко осуждает его и считает одним из наиболее тяжелых прегрешений против норм религиозной морали.

Следует отметить, что это отвратительное явление нередко прикрывают лживыми аргументами и красивыми словами. Взяткодатели и мздоимцы часто используют такие слова как подарок, подношение, пожертвование, чаевые, вознаграждение, компенсация и тому подобное. Однако совершенно очевидно, что подобное жонглирование названиями нисколько не меняет сути взятки, и уплаченные и полученные таким путем деньги вне всякого сомнения незаконны (харам).

В "Нахдж аль-балага" есть рассказ о том, как человек по имени Аш‘ас ибн Кайс пришел однажды вечером к Али ибн Аби талибу (ДБМ) с подношением в виде кувшина меда, надеясь таким образом выиграть судебное разбирательство, которое должен был вести его светлость Имам Али (ДБМ). Но Али (ДБМ) с негодованием сказал: "Будь ты проклят! Ты хочешь, чтобы я отказался от религии Аллаха?… Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали все владения, находящиеся под семью небесными сферами, в обмен на то, чтобы я, вопреки воле Аллаха, отобрал у муравья одно ячменное зернышко, я бы не сделал этого. Для меня ваш мир значит меньше, чем кусочек листа в челюстях саранчи. Зачем Али преходящие богатства, и эфемерные удовольствия?" [Нахдж аль-балага, проповедь 224]

Ислам осуждает взяточничество в любом виде, какими бы благозвучными названиями оно не прикрывалось. В жизнеописании Пророка (ДБАР) есть такой эпизод: однажды ему (ДБАР) сообщили, что один из местных правителей под видом подарка получил взятку. Пророк (ДБАР) гневно спросил его:

"Почему ты берешь то, на что не имеешь права?"

Правитель, оправдываясь, сказал, что это был всего лишь подарок. Тогда Пророк (ДБАР) задал еще один вопрос:

"А если бы я не назначил тебя губернатором и ты сидел бы дома – разве люди приносили бы тебе подарки?" [Ал-Имам Али (ДБМ), том 1, стр. 155, 156]

Пророк (ДБАР) сместил с должности губернатора-взяточника, а полученный им подарок распорядился передать в общинную казну.

Для того, чтобы судьи не оказались в положении, при котором возможна скрытая форма подкупа, Ислам даже рекомендует судьям не ходить самим за покупками, поскольку скидка, полученная судьей при покупке, может привести к тому, что разбирая какое-либо дело, он невольно вынесет решение в пользу того, кто продал ему товар по сниженной цене.

отрадно видеть, когда мусульмане, вдохновляемые своей священной Книгой, отказываются жертвовать всем, что для них свято, ради получения взятки.

Некоторые комментаторы считают также, что данный аят предостерегает людей от растрачивания своего и чужого состояния в азартных играх и прочих суетных развлечениях.

Имам Садык (ДБМ) сказал: "Курайшиты, бывало, ставили на кон своих жен, детей и состояние и проигрывали их. Аллах запретил им делать это". [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 282]

Все вышеприведенные комментарии вполне соответствуют сути рассмотренного аята.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 186, 187, 188. Молитва – это оружие верующего. Близость с женами в ночь поста. Незаконное присвоение имущества. Взяточничество. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 186, 187, 188. Молитва – это оружие верующего. Близость с женами в ночь поста. Незаконное присвоение имущества. Взяточничество.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz