e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 126-134 [Свет священного Корана I] Аят 126 127 128 129 130 131 132 133 134. ТАФСИР - толкование Корана: Просьба Авраама к Аллаху; Возведение Каабы; Авраам – совершенный человек; Ответственность за свои поступки. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 126-134 [Свет священного Корана I] Аят 126 127 128 129 130 131 132 133 134. ТАФСИР - толкование Корана: Просьба Авраама к Аллаху; Возведение Каабы; Авраам – совершенный человек; Ответственность за свои поступки.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 126

    126. [Вспомни,] как воззвал Авраам: "Господи! Даруй безопасность стране этой и надели плодами тех из жителей ее, кто уверовал в Бога [Единого] и день Судный". Ответил Всевышний: "Тем, кто не уверовал, дарую Я ненадолго удел [земной], а затем подвергну наказанию огнем. И не добрый же это исход [будет]".



Просьба Авраама (ДБМ) к Аллаху

В этом аяте Авраам (ДБМ) обращается к Аллаху с просьбой даровать обитателям Святой земли два великих блага, одно из которых уже упоминалось в предыдущем аяте. Данный аят начинается такими словами: "[Вспомни,] как воззвал Авраам: "Господи! Даруй безопасность стране этой…""

В предыдущем аяте говорилось о том, что Аллах внял просьбе Авраама (ДБМ) и сделал Святую землю прибежищем, где человек был бы в безопасности от внешних и внутренних угроз.

Вторая просьба Авраама (ДБМ) звучала так: "…и надели плодами тех из жителей ее, кто уверовал в Бога [Единого] и день Судный"".

Интересно отметить, что Авраам (ДБМ) вначале попросил даровать безопасность и лишь затем – прочие мирские блага. Отсюда можно сделать вывод о том, что нормальная, здоровая хозяйственная жизнь невозможна в ситуации, когда в городе или в стране отсутствует безопасность.

Что касается выражения "плоды", то мнения комментаторов по этому поводу разделились. В целом, это слово имеет широкий спектр значений, включающий в себя как материальные блага, будь то фрукты или любая другая пища, так и духовные.

Касаясь значения этого слова в контексте вышеприведенного аята, имам Садык (ДБМ) в одном из преданий сказал следующее: "Это плоды сердец". [Бихар аль-анвар, том 12, стр. 86] Слова имама (ДБМ) говорят о том, что Аллах обращает внимание людей на обитателей Священной земли и призывает относиться к ним с любовью и добротой.

Следует обратить внимание на тот факт, что Авраам (ДБМ) в своей просьбе упоминает только тех, кто верит в Единственного истинного Бога - Аллаха и в Судный день, поскольку из слов предыдущего аята "Завет Мой не распространяется на тех из них, кто нечестив" он должен был понять, что часть его потомков выберет путь многобожия и неправедности. Поэтому, чтобы избежать бестактности, он не упомянул их в своей просьбе.

Аллах же на просьбу Авраама (ДБМ) ответил так: "Ответил Всевышний: "Тем, кто не уверовал, дарую Я ненадолго удел [земной], а затем подвергну наказанию огнем. И не добрый же это исход [будет]"".

Это, фактически, та самая "милость" Аллаха в широком смысле слова, в рамках которой Аллах одаривает земными плодами всех своих рабов – и праведников, и грешников. Однако в Ином мире, где вступает в силу "Милость" в узком смысле слова, грешники не получат ничего из этих благ, и у них не будет ни малейшей возможности спастись.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 127-129

    127. [Вспомни,] как закладывали Дом [Священный] Ибрахим (Авраам) и Исмаил [, и как воззвали они]: "Господи наш! Прими от нас [Храм этот Заповедный], ибо, воистину, Всеслышащий Ты, Всеведущий.

    128. Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из потомства нашего – общину, предавшуюся Тебе, и укажи нам обряды поклонения [, которые должны исполнять мы]. Прими покаяние наше, ибо, воистину, Прощающий Ты, Всемилосердный.

    129. Господи наш! Направь потомкам нашим посланника из их же числа, который сообщит им знамения Твои, научит их Писанию [Твоему] и мудрости [Божественной] и очистит их от [скверны язычества], ибо Всемогущий Ты, Наимудрейший".



Возведение Каабы.

Многочисленные аяты Корана, исламские предания и некоторые исторические источники утверждают, что Кааба существовала со времен Адама еще до того, как туда пришел Авраам (ДБМ). В суре Ибрахим - 14:37 приводятся слова Авраама: "Господи наш! Поселил я часть потомства моего в долине, где не растут злаки, у Дома Твоего Священного…"

Этот аят подтверждает, что, когда Авраам (ДБМ) вместе с женой и малолетним сыном Исмаилом прибыл на священную землю Мекки, там не было никаких следов Каабы, и только Божественное провидение направило туда его стопы.

В другом аяте сказано: "Воистину, первый храм, который был возведен, чтобы [предавались в нем] люди [богослужению], - это Дом молельный в Бакке. Благословен он…" (Али Имран (Семейство Имрана) - 3:96).

Очевидно, что поклонение Аллаху и строительство молельного дома началось отнюдь не во времена Авраама (ДБМ), а намного раньше – во времена Адама (ДБМ).

Подтверждение этому находим в самом аяте:

"[Вспомни,] как закладывали Дом [Священный] Ибрахим и Исмаил, и как воззвали они: "Господи наш! Прими от нас [Храм этот Заповедный], ибо, воистину, Всеслышащий Ты, Всеведущий"".

Данный текст зиждется на идее о том, что основание Каабы существовало с давних времен и на нем Авраам (ДБМ) с Исмаилом (ДБМ) возвели затем ее здание.

Повелитель правоверных его светлость имам Али (ДБМ) в одной из своих проповедей, известной под названием "Касы‘а", также говорил: "Разве не видите вы, что Достославный Аллах испытывал камнями всех людей, пришедших в этот мир, начиная с Адама… Из этих камней возведен был Его Священный Дом…Затем повелел Он Адаму и его сыновьям обратиться к этому Дому…" [Нахдж аль-балага, проповедь]

Короче говоря, аяты Корана и исламские предания подтверждают мнение о том, что первым строителем Каабы был Адам (ДБМ). Во времена Ноя Кааба была разрушена всемирным потопом, а позднее восстановлена Авраамом (ДБМ), которому помогал его сын Исмаил (ДБМ).

Второй и третий из рассматриваемых в данном отрывке аятов повествуют о том, что Авраам (ДБМ) и Исмаил (ДБМ) воззвали к Аллаху пятью очень важными молитвами. Эти молитвы, произнесенные в процессе возведения Каабы, настолько конкретны, настолько точно отражают все потребности материальной и духовной жизни, что заставляют человека поверить в душевное величие этих двух выдающихся Посланников Аллаха.

Вначале Авраам (ДБМ) говорит: "Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе…"

Затем просит о милости для своих потомков: "…а из потомства нашего – общину, предавшуюся Тебе…"

Вслед за этим он говорит: "…и укажи нам обряды поклонения [, которые должны исполнять мы]" (, чтобы степень нашего благоговения перед Тобой была достойна Твоего Величия).

После этого Авраам (ДБМ) покаянно взывает к Аллаху о прощении:

"Прими покаяние наше, ибо, воистину, Прощающий Ты, Всемилосердный".

Последняя, пятая мольба, обращенная к Аллаху во время возведения Каабы Авраамом (ДБМ) и Исмаилом (ДБМ), такова:"Господи наш! Направь потомкам нашим посланника из их же числа, который сообщит им знамения Твои, научит их Писанию [Твоему] и мудрости [Божественной] и очистит их от [скверны язычества], ибо Всемогущий Ты, Наимудрейший".



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 130-132

    130. Кто отступится от веры Ибрахима? Разве только глупый! Его Мы сделали избранником [Своим] в мире этом, и, воистину, в мире будущем будет он в числе праведников.

    131. [Вспомни,] как сказал Бог Ибрахиму: "Предайся [Мне]", и ответил тот: "Предался я Господу миров".

    132. Ибрахим, а также Йа‘куб заповедали Веру сынам своим: "О сыны мои! Предназначил вам Бог религию эту. Не умирайте же не предавшимися [Ему]".



Авраам (ДБМ) – совершенный человек

Благодаря предыдущим аятам, мы уже получили некоторое представление о личности Авраама и о некоторых его деяниях, а также узнали о его вознесенных к Богу молитвах, затрагивающих материальные и духовные аспекты бытия.

Из прочитанного выше можно заключить, что этот великий пророк может служить образцом для подражания искателям истины во всем мире, а его учение можно считать надежным жизненным ориентиром для каждого человека.

Первый аят рассматриваемого отрывка продолжает эту тему.

"Кто отступится от веры Ибрахима? Разве только глупый".

Разве не глупо отвергнуть чистую как бриллиант веру Авраама (Ибрахима) (ДБМ) и свернуть с прямого пути на кривые дорожки многобожия, богохульства и разврата? Религия Авраама (ДБМ) созвучна душе человека и его внутренней природе. Это религиозное учение отвечает всем требованиям разума и логики. Религия Авраама (ДБМ) несет благо человеку как в земной, так и в Иной жизни.

"Его Мы сделали избранником [Своим] в мире этом, и, воистину, в мире будущем будет он в числе праведников".

Да, Авраам (ДБМ) выбран Аллахом, он в числе праведников, и поэтому именно он заслуживает быть образцом для подражания.

Следующий аят подчеркивает еще одно выдающееся качество Авраама (ДБМ), которое, по существу, является основой всех его остальных достоинств.

"[Вспомни,] как сказал Бог Ибрахиму: "Предайся [Мне]", и ответил тот: "Предался я Господу миров"".

Да, именно в тот момент, когда Авраам (ДБМ), истинно верующий, готовый к самопожертвованию человек прислушивается к голосу своей истинной сущности, Аллах повелевает ему: "Предайся [Мне]", - и он безоговорочно подчиняется Его повелению. Авраам (ДБМ) видит, что звезды, Луна и Солнце в своем движении следуют строгим правилам. Его проницательный ум подсказывает ему, что все они подчиняются законам творения. И тогда он заявляет, что ни одно небесное тело не может быть его Богом, и произносит следующие слова: "Да, действительно! Истинно уверовав, обратился я лицом к Тому, Кто сотворил небеса и землю. И не принадлежу я к многобожникам!" (Аль-Ан’ам (Скот) - 6:79).

Первым шагом на пути человека к обретению достоинства является обретение им душевной чистоты и искренности намерений, и именно эти качества Авраама (ДБМ) позволили ему полностью подчиниться воле Аллаха, заслужив тем самым Его благоволение и честь быть избранником Божьим в деле распространения Его религии.

Все деяния Авраама (ДБМ), свершенные им на своем жизненном пути, были уникальны. Одним из проявлений его веры был вызов, брошенный им идолопоклонникам, а также тем, кто обожествлял звезды. В другой раз она проявилась, когда он, будучи брошенным в огонь, продемонстрировал такую стойкость в своей вере, что даже его заклятый враг Нимруд был потрясен и вынужден был с неохотой признать: "Если кто-то пожелает найти себе Бога, то этот Бог должен быть похож на Бога Авраама (ДБМ)".[Аль-Кафи, том 8, стр. 368, предание ]

Решение Авраама (ДБМ) оставить свою жену с младенцем-сыном в жаркой безводной пустыне Святой земли, возведение храма Каабы, готовность принести в жертву любимого сына также послужили доказательствами непоколебимости его веры.

Как явствует из последнего аята рассматриваемого отрывка, завещание, оставленное Авраамом (ДБМ) своим детям в последние мгновения его жизни, также может служить примером для подражания: "Ибрахим, а также Йа‘куб (Иаков) заповедали Веру сынам своим…".

Каждый из них сказал своим сыновьям: "О сыны мои! Предназначил вам Бог религию эту. Не умирайте же не предавшимися [Ему]".

Создается впечатление, что Коран, приводя завещание Авраама (ДБМ), стремится вновь подчеркнуть мысль о том, что люди несут ответственность за своих детей не только тогда, когда они вместе с ними: они отвечают и за их будущее. Человек, находящейся на смертном одре, обязан думать не только о своих финансовых делах и о материальном благополучии детей после его смерти. Прежде всего он должен заботиться об их духовной жизни.

Завет Авраама (ДБМ) не был забыт. Его внук Иаков последовал примеру деда и в последние мгновения жизни раскрыл своим детям секрет победы, успеха и счастья одной короткой фразой: "Предайтесь Господу миров".

Выделение Иакова из ряда других пророков преследует, вероятно, цель показать иудеям и христианам, претендовавшим на звание его духовных наследников, что их богопротивные верования и отсутствие искреннего смирения перед Высшей истиной, проявившееся в их конкретных делах и поступках, далеки от образа действия того, кого они считали своим единомышленником.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 133-134

    133. Разве присутствовали вы (т.е. иудеи, слушавшие Мухаммада), когда смерть подступила к Йа‘кубу, и спросил он сынов своих: "Чему после меня будете поклоняться вы?" – ответили они: "Будем поклоняться мы Богу твоему и Богу отцов твоих – Ибрахима, Исма‘ила и Исхака – Богу Единому, Ему предаемся мы!"?

    134. Это народ, уже нет которого. Ему – то, что заслужил он, а вам – то, что заслужили вы, и не в ответе вы за содеянное ими.



Некоторые иудеи считали, что Иаков (ДБМ), находясь при смерти, завещал своим детям исповедовать ту религию, которую исповедовали они сами (со всеми искажениями священных писаний). Чтобы доказать им несостоятельность таких утверждений, Аллах и ниспослал эти аяты.[Тафсир Абульфутух Рази, том 1]

Каждый отвечает за свои собственные поступки.

Из приведенных выше аятов очевидно, что некоторые из противников Ислама вкладывали в уста Иакова (ДБМ), пророка Аллаха, слова, о которых говорилось при рассмотрении обстоятельств ниспослания).

Чтобы опровергнуть эти измышления, в Коране говорится:

"Разве присутствовали вы (т.е. иудеи, слушавшие Мухаммада), когда смерть подступила к Йа‘кубу…"

Разве были вы там, когда он задавал сокровенные вопросы своим детям? То, что вы (иудеи) приписываете Иакову (ДБМ), – ложь. На самом деле произошло вот что: "…и спросил он сынов своих: "Чему после меня будете поклоняться вы?" – ответили они: "Будем поклоняться мы Богу твоему и Богу отцов твоих – Ибрахима, Исма‘ила и Исхака – Богу Единому, Ему предаемся мы!"?"

Да, он не заповедал им ничего, кроме веры в Единого Бога и смирения перед Его волей, что является основой выполнения всех заповедей Аллаха.

Из прочитанного аята можно сделать вывод о том, что Иаков, находясь на смертном ложе, испытывал тревогу и беспокойство по поводу будущего своих детей. В конце концов он высказал вслух свою тревогу и спросил детей, чему они будут поклоняться после его смерти. Он намеренно сказал "чему", а не "кому", поскольку в тех землях были идолопоклонники, которые обожествляли неодушевленные предметы. Иаков хотел узнать, не было ли в сердцах его детей склонности к подобным верованиям. Но когда он услышал ответ своих детей, мир воцарился в его сердце.

Стоит отметить, что Исмаил (ДБМ) не был ни отцом, ни дедом Иакова, он приходился ему дядей. Тем не менее, в обсуждаемом аяте использовано слово /’аба/, представляющее собой форму множественного числа от /’аб/ "отец". Это объясняется тем, что в арабском языке это слово используется иногда в значении "дядя". Поэтому когда это слово встречается в Коране применительно к Азару, то это отнюдь не исключает того, что Азар – это, возможно, имя дяди Авраама, а не его отца.

Последний из двух приведенных в данном отрывке аятов является ответом на одно из заблуждений иудеев. Они всячески подчеркивали заслуги своих предков в служении делу Аллаха и славу и почет, которые те приписывали себе на этом поприще. Иудеи воображали, что, благодаря заслугам своих предков, обретут спасение, даже если запятнают себя грехом. Но Коран говорит:

"Это народ, уже нет которого. Ему – то, что заслужил он, а вам – то, что заслужили вы, и не в ответе вы за содеянное ими".

И они не отвечают за ваши дела,

"…и не в ответе вы за содеянное ими".

Поэтому, вместо того чтобы тратить все силы, пытаясь доказать свое потомственное право на почет и уважение, вам следовало бы заняться совершенствованием своей собственной веры и поступков.

Данные аяты явно адресованы иудеям и "людям Писания", но вполне очевидно, что это принципиальное положение касается и нас, мусульман.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 126-134 [Свет священного Корана I] Аят 126 127 128 129 130 131 132 133 134. ТАФСИР - толкование Корана: Просьба Авраама к Аллаху; Возведение Каабы; Авраам – совершенный человек; Ответственность за свои поступки. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 126-134 [Свет священного Корана I] Аят 126 127 128 129 130 131 132 133 134. ТАФСИР - толкование Корана: Просьба Авраама к Аллаху; Возведение Каабы; Авраам – совершенный человек; Ответственность за свои поступки.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz