e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 61-66 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 61, 62, 63, 64, 65, 66. Требование разнообразия пищи. Израильтяне подверглись унижению и бедности. Общий принцип спасения. Синайская гора занесена над головами иудеев. Нарушение субботнего запрета, Чудеса, явленные Моисеем, Муса, Моисей, вовращение в Египет неблагодарность наказание кара израильтян сабей сабеи Ной Ноя Кааба Саби сын Ламака (Ламеха) брат Ноя гордыня люди Писания это Тора чудеса Моисея. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 61-66 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 61, 62, 63, 64, 65, 66. Требование разнообразия пищи. Израильтяне подверглись унижению и бедности. Общий принцип спасения. Синайская гора занесена над головами иудеев. Нарушение субботнего запрета, Чудеса, явленные Моисеем, Муса, Моисей, вовращение в Египет неблагодарность наказание кара израильтян сабей сабеи Ной Ноя Кааба Саби сын Ламака (Ламеха) брат Ноя гордыня люди Писания это Тора чудеса Моисея.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 61

    61. [Вспомните,] как взмолились вы: "О Муса! Мы не можем терпеть всегда есть одно и то же.
    Помолись ради нас твоему Господу. Пусть Он повелит расти из земли овощам:
    огурцам, чесноку, чечевице и луку".
    Сказал Муса: "Неужели вы просите заменить лучшее низким по достоинству?
    Возвращайтесь в Египет, там обретете то, о чем вы просите".
    И они подверглись унижению, бедности и гневу Аллаха за то, что они опровергали знамения Аллаха
    и убивали без всякой причины пророков, за то, что ослушались Аллаха и преступили [закон].



Требование разнообразия пищи.

В продолжение начатого в предыдущих аятах разговора о многочисленных благах, дарованных Аллахом сынам Израиля, в этом аяте демонстрируется неблагодарность израильтян перед лицом этих великих даров.

В аяте подчеркивается, сколь упрямы были израильтяне. Пожалуй ни один народ в истории человечества не проявлял такой неуступчивости, граничащей с неблагодарностью, за дарованные ему Небесные блага.

Начинается аят словами: "[Вспомните,] как взмолились вы: "О Муса! Мы не можем терпеть всегда есть одно и то же. Помолись ради нас твоему Господу. Пусть Он повелит расти из земли овощам: огурцам, чесноку, чечевице и луку"".

Но в ответ на это Моисей сказал им: "Неужели вы просите заменить лучшее низким по достоинству? Возвращайтесь в Египет, там обретете то, о чем вы просите".

А затем Коран добавляет: "И они подверглись унижению, бедности и гневу Аллаха за то, что они опровергали знамения Аллаха и убивали без всякой причины пророков, за то, что ослушались Аллаха и преступили [закон]".

Почему израильтяне подверглись унижению и бедности?

Как следует из рассматриваемого аята, причиной их унижения и бедности стали две вещи: во-первых, они нарушили повеление Аллаха и покинули путь единобожия, скатившись к идолопоклонничеству, а во-вторых, они убивали праведников и посланников Аллаха.

Бессердечие и презрение не только к Закону Небесному, но и к большинству человеческих законов, свойственное иудеям и по сей день, вполне могли послужить причиной унижения и бедности.

В тот самый момент, когда пишутся эти строки, территория Ливана подвергается нападениям этого бессердечного племени, без жалости и без разбора предающего мучительной смерти ни в чем не повинных стариков, больных и младенцев. Земля укрыта их безжизненными телами, ожидающими погребения. Мы убеждены в том, что наступит день и это племя постигнет расплата за его жестокость.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 62

    62. Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям – всем тем,
    кто уверовал в Бога [Единого] и в день Судный, кто добро творил,
    уготовано им воздаяние от Господа [благое], нечего страшиться им,
    и не изведают они горя.



Общий принцип спасения.

В этом аяте Корана раскрывается общий, всеобъемлющий принцип, согласно которому верующий должен в своей жизни опираться прежде всего на такие понятия, как "истина" и "реальность". Аллах приемлет только "истинную веру" и "добрые деяния".

"Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям – всем тем, кто уверовал в Бога [Единого] и в день Судный, кто добро творил, уготовано воздаяние от Господа [благое]…"

Следовательно, им не придется страшиться своего будущего и сожалеть о прошлом: "… нечего страшиться им, и не изведают они горя"

Эта же мысль, почти слово в слово, повторяется в суре Аль-Маида (Трапеза) - 5:69, а аят из суры Хаддж - 22:17) представляет собой еще одну вариацию на ту же тему.

внимательно вчитавшись в текст суры Аль-Маида (Трапеза), следующий за процитированным выше аятом, нетрудно заметить, что иудеи, равно как и христиане, были не прочь похвалиться своей верой, считая ее лучше любой другой из религий. Они воображали, что рай будет принадлежать только им одним.

Такого рода гордыня была, возможно, присуща и некоторым мусульманам. Рассматриваемый аят свидетельствует о том, что показная вера - вера, за которой не стоят добрые дела, не стоит и выеденного яйца. При этом не важно, от кого она исходит: от мусульманина ли, иудея, христианина, сабея или приверженца любой другой религии. В глазах Аллаха, вера в Него и в Судный день чего-либо стоит только тогда, когда она бескорыстна, чиста, искренна и сопровождается благими деяниями. Именно такое отношение к религии заслуживает вознаграждения и дарит верующему умиротворенность, безопасность и спасение души.

Кто такие сабеи?

Существует много мнений по поводу того, кто такие сабеи. Ниже приведены наиболее распространенные версии. Например, "Арабско-английский словарь" Эдварда Вильяма Лэйма (часть 4, стр. 1640) предлагает такое определение:

В Коране слово /саби’ун/ означает тех, кто переходит из одной религии в другую. …Говорят, что сабеи тайно поклоняются звездам, хотя на людях объявляют себя последователями христианства. Их называют /ас-саби’а/ и /ас-саби’ун/. Сабеи считают основателем своей религии Саби, сына Сифа, сына Адама. Их название можно поизносить также как /ас-сабийун/. …Сабеи – это определенная группа людей, обладающих богооткровенной книгой и исповедующих религию, сходную с христианством, с той лишь разницей, что при молитве они обращаются в сторону, откуда дует южный ветер - джануб. Некоторые, однако, полагают, что киблой им служит Кааба, а основоположником своей религии сабеи считают Ноя. По одной из версий, название сабеев связано с именем Саби, сына Ламака (Ламеха), брата Ноя. Некоторые исследователи говорят, что они поклоняются ангелам, другие же предметом их поклонения называют звезды. Предполагают, что название сабеев происходит от арабского глагола /саба’/ "он отошел от религии" или от /саба/ "он склонен", имея в виду при этом склонность сабеев к ложным верованиям и отказу от истинной веры.

Еще одно соображение по поводу слова "сабеи", упоминаемого в Священном Коране, излагается в книге Ракиба "Муфрадат". Ракиб говорит: "Они представляют собой группу последователей Ноя (ДБМ), а упоминание их наряду с правоверными, иудеями и христианами, свидетельствует о том, что сабеи представляли собой религиозную секту, члены которой исповедовали одну из небесных религий, верили в Бога и в загробную жизнь".

Некоторые комментаторы полагают ошибочным считать приверженцев этого религиозного направления язычниками, звездопоклонниками или же зороастрийцами, поскольку сабеи верят, что священные книги были ниспосланы вначале Адаму (ДБМ), затем Ною (ДБМ) и далее – Саму (ДБМ), Раму (ДБМ), Аврааму (ДБМ), Моисею (ДБМ) и Иоанну (ДБМ), сыну Захарии; при этом все книги имеют подлинно небесное происхождение.

Кто такие люди Писания?

Выражение /’ахлул китаб/ "люди Писания" встречается в различных аятах Корана более тридцати раз и в большинстве случаев подразумевает иудеев и христиан вместе или по отдельности.

Упоминавшийся выше "Арабско-английский словарь" следующим образом трактует выражение /’ахлул китаб/ ("люди Писания, или Библии"): "читатели или чтецы Моисеевых законов и Евангелия" (часть 1, стр. 121).

Очевидно, что все приверженцы пророков, которым через откровение были ниспосланы священные книги (прежде всего иудеи и христиане), могут быть названы "людьми Писания". В этой связи заслуживает внимания высказывание Пророка (ДБАР), который в ответ на вопрос по поводу количества книг, ниспосланных Аллахом, сказал: "Было ниспослано 104 книги: десять книг было явлено Адаму (ДБМ), пятьдесят книг –Сифу, тридцать книг – Эноху, который первым из пророков записал их пером, десять книг – Аврааму. Моисею была ниспослана Тора, Иисусу–Евангелие, Давиду – Псалмы, Мухаммаду (Пророку Ислама) – Коран". [Маджма‘ аль-баян, том 10]



Сура Аль-Бакара (Корова) Аяты: 63-64

    63. [Вспомните, иудеи] как взяли Мы обещание с вас, воздвигли над вами гору [Синайскую и сказали]:
    "Держитесь крепко того, что даровано вам (т.е. Торы), помните то, что содержится в дарованном,
    и, быть может, тогда станете вы благочестивыми".

    64. И отвернулись вы после всего этого [от Создателя].
    И если бы не благоволение Его к вам и не милосердие Его, непременно понесли бы урон вы.



Держитесь крепко того, что даровано вам!

В приведенных выше аятах речь идет о завете сынов израилевых, обязавшихся соблюдать предписания Торы, и о нарушении ими этого завета. Вот слова первого из двух аятов:

"[Вспомните, иудеи] как взяли Мы обещание с вас, воздвигли над вами гору [Синайскую и сказали]: "Держитесь крепко того, что даровано вам (т.е. Торы), помните то, что содержится в дарованном, и, быть может, тогда станете вы благочестивыми"".

Но вы нарушили свое обещание: "И отвернулись вы после всего этого [от Создателя]. И если бы не благоволение Его к вам и не милосердие Его, непременно понесли бы урон вы".

Цель завета, о котором здесь повествуется, та же, что упомянута в аяте 40 данной суры и в аятах 83 и 84, которые мы рассмотрим позже. В нем речь шла о том, чтобы поклоняться только Аллаху; почитать родителей, творить добро родственникам, сиротам и всем беднякам; говорить людям приятное и относиться к ним по-справедливому; строго соблюдать обязательную молитву, вносить деньги на помощь нуждающимся, избегать кровопролития – то есть о том, о чем говорится и в Торе.

В суре Аль-Маида (Трапеза) - 5:12 также упоминается о том, что Всевышний заключил с иудеями завет, согласно которому они обязались уверовать в посланников Господа и помогать им, а также регулярно оказывать помощь нуждающимся во имя Господа. В конце этого аята Всевышний обещает райские сады тем, кто будет верно исполнять записанные в завете обязательства.

Как Синайская гора была занесена над головами иудеев?

Табарси, самый известный из комментаторов Корана, писал, ссылаясь на Абу Зейда, следующее: когда Моисей (ДБМ) вернулся с Синайской горы и принес с собой Тору, то объявил своему народу, что обладает священной книгой, содержащей религиозные наставления и сведения о разрешениях и запретах, касающихся различных сторон жизни. Он повелел иудеям принять божественные наставления и неукоснительно их исполнять в повседневной жизни. [Маджма‘ аль-баян,том 1]

Однако иудеи, оправдываясь тем, что он (ДБМ) навязал им чересчур обременительные обязанности, отказались повиноваться и нарушили заповеди. Тогда Господь приказал ангелам поднять над головами израильтян Синайскую гору.

Моисей (ДБМ) сказал иудеям, что, если они пообещают выполнять божественные заповеди и раскаются в своих прегрешениях, наказание будет отменено. В противном случае они будут уничтожены.

Иудеи, ожидавшие, что гора в любой момент обрушится на них, покорились, приняли Тору и пали ниц перед Господом. В конце концов они раскаялись, и тем спасли себя от кары.

Эта история, с небольшими вариациями, упоминается в 96 аяте рассматриваемой суры, а также в сурах Ан-Ниса (Женщины) - 4:104 и Аль-А’раф (Ограды) - 7:

По поводу того, каким образом гора могла висеть над головами израильтян, уместно привести мнение некоторых комментаторов, которые полагают, что по воле Господа Синайская гора была сдвинута с места и поднята над ними, как балдахин. [Маджма‘ аль-баян,том 1] Более подробное объяснение этого события будет изложено в комментарии к 171 аяту суры Аль-А’раф (Ограды).

Это событие, описанное в Коране, было хорошо известно иудеям еще из Торы. Кроме того, оно отражено и в трактате Абода-зара 1:2 Талмуда, где говорится: "Я воздвигну над вами гору, подобную крыше".



Сура Аль-Бакара (Корова) Аяты: 65-66

    65. Вы, конечно, знали тех из вас, кто нарушил [запрет] субботний.
    Мы же велели им [в наказание]: "Пребывайте обезьянами презренными".

    66. И [наказание] это сделали мы примером наглядным для современников
    и поколений будущих и назиданием для богобоязненных.



Те, кто нарушил запрет субботний!

В этих двух аятах, как и в предыдущих, речь идет о скрывавшейся в душах иудеев тяге к неповиновению воле Господа и нарушению Его запретов, а также об их алчном стремлении к материальной выгоде.

Вначале сказано: "Вы, конечно, знали тех из вас, кто нарушил [запрет] субботний".

Знали иудеи и о том, что "Мы же велели им [в наказание]: "Пребывайте обезьянами презренными"".

Кое-кто может посчитать, что эти слова более не соответствуют нынешнему положению евреев и неоспоримому прогрессу, которого они добились в период после двух мировых войн, а также после незаконной оккупации Палестины. И все же большинство народов ненавидит евреев, которым так и не удалось обрести покоя в полном смысле этого слова. Слово "еврей" вошло в поговорку и означает скупого, прижимистого человека. Этому способствовали и присущие евреям тщеславие и неприязнь к другим народам – качества, которые они за последние годы, где явно, а где завуалировано, продемонстрировали во многих местах, в том числе в Палестине и в Ливане.

"И [наказание] это сделали мы примером наглядным для современников и поколений будущих и назиданием для богобоязненных"

Следует отметить, что комментаторы часто ссылаются на мнение имама Садыка (ДБМ) и имама Бакира (ДБМ), которые так определяли смысл этого аята: "Выражение /ма байна йадайха/ "для современников" подразумевает поколение того времени, а выражение /ма халфаха/ "поколений будущих" – живущих ныне мусульман". [Маджма‘ аль-баян,том 1] То есть речь идет о наглядном примере не только для иудеев, но и для нас, мусульман. В то же время здесь могут подразумеваться все будущие поколения вплоть до Судного дня, доведись им поступить так же, как их предкам.

Чудеса, явленные Моисеем (ДБМ)

Каждый раз, когда пророк желал убедить своих соплеменников в том, что является истинным посланником Господа, он должен был доказывать это с помощью чудес, творить которые ему помогал Господь.

Напомним, что перечисленные ниже сверхъестественные события, вызванные к жизни божественными силами, описаны в Священном Коране как чудеса, которые Моисею (ДБМ) дано было сотворить в доказательство его пророческой миссии. Каждое из этих чудесных событий будет затем подробно рассмотрено в соответствующем комментарии.

Вот перечень этих чудес:

    1. Посох Моисея (ДБМ) превратился в змею (7:107, 26:32).

    2. Смуглая кожа руки Моисея (ДБМ) стала белой (7:108, 26:33).

    3. Удар посоха раздвинул воды моря (2:50).

    4. Из скалы забили родники (2:60, 2:74).

    5. Дарование манны и перепелов (2:57).

    6. Ниспослание облака, осенившего иудеев (2:57, 2:93).

    7. Воскрешение мертвых (2:56, 2:73).

    8. Синайская гора, занесенная над головами иудеев (2:63).

    9. Превращение нарушителей запретов в презренных обезьян (2:65, 7:166).

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 61-66 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 61, 62, 63, 64, 65, 66. Требование разнообразия пищи. Израильтяне подверглись унижению и бедности. Общий принцип спасения. Синайская гора занесена над головами иудеев. Нарушение субботнего запрета, Чудеса, явленные Моисеем, Муса, Моисей, вовращение в Египет неблагодарность наказание кара израильтян сабей сабеи Ной Ноя Кааба Саби сын Ламака (Ламеха) брат Ноя гордыня люди Писания это Тора чудеса Моисея. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 61-66 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 61, 62, 63, 64, 65, 66. Требование разнообразия пищи. Израильтяне подверглись унижению и бедности. Общий принцип спасения. Синайская гора занесена над головами иудеев. Нарушение субботнего запрета, Чудеса, явленные Моисеем, Муса, Моисей, вовращение в Египет неблагодарность наказание кара израильтян сабей сабеи Ной Ноя Кааба Саби сын Ламака (Ламеха) брат Ноя гордыня люди Писания это Тора чудеса Моисея.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz