e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 37-44 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Возвращение Адама к Аллаху. Каким словам Аллах научил Адама. Память о милости Аллаха. Иудеи в Медине. Двенадцать заповедей, данных Аллахом иудеям. Почему иудеев называют сынами Израиля? [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 37-44 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Возвращение Адама к Аллаху. Каким словам Аллах научил Адама. Память о милости Аллаха. Иудеи в Медине. Двенадцать заповедей, данных Аллахом иудеям. Почему иудеев называют сынами Израиля?

Аяты: 37-39


    37. Адам принял от Господа своего слова, и Он простил ему, ибо Он – Прощающий, Милосердный.

    38. Затем Мы повелели: "Изыдите из рая все. А если поступит к вам указание от Меня на прямой путь,
    то тем, кто будет следовать ему, нечего страшиться, ибо они не изведают горя".

    39. А те, которые не уверовали и отрицали Наши знамения, будут [гореть] в адском огне, навеки они там пребудут.



Возвращение Адама к Аллаху.

Соблазненный Иблисом и изгнанный из рая Адам понимает, что он действительно поступил себе во вред: ведь из-за дьявольского соблазна он был вынужден покинуть изобильную и спокойную обитель и уйти в горестный мир бренных трудов и печалей. Он изо всех сил старается искупить свою провинность и от всей своей души, исполненной чувства искреннего сожаления и раскаяния, обращается с мольбой к Аллаху.

Аллах дарует ему прощение и произносит слова, означающие, что Адам покаялся и Он милостиво принимает его покаяние. Вот как об этом говорится в Коране: "Адам принял от Господа своего слова, и Он простил ему..."

А простил Он ему его проступок "…ибо Он – Прощающий, Милосердный".

Первоначальное значение слова /тауба/ - "возвращение". В коранических текстах оно приобретает смысл "возвращения от греха". В таком значении оно употребляется в отношении грешников. Но иногда оно употребляется в одном контексте с именем Аллаха, и тогда его следует толковать как "возвращение к Его милосердию", то есть к тому милосердию, которого человек лишился, совершив грех. Когда согрешивший возвращается вновь на стезю смирения и поклонения Аллаху, Он возвращает ему Свою милость. Поэтому Его нередко называют также "Возвращающий".

Следует отметить, что арабское слово /тауба/, которое сегодня означает "покаяние", отнюдь не подразумевает просто словесную мольбу. Покаяние требует от человека реального и активного изменения своего поведения, занятия активной позиции в том, что касается чистоты его жизненного пути. Оно требует от кающегося морального очищения и твердой решимости никогда не повторять прежних ошибок или прегрешений.

Таким образом, слово /тауба/ "покаяние" используется как в сочетании с именем Аллаха, так и применительно к тем, кто Ему поклоняется. Если речь идет о рабах Господних, то имеется в виду, что они "возвращаются к своему Господу", поскольку человек, греша, по существу, забывает своего Господа, а каясь, вновь возвращается к Нему.

Когда раб перестает слушаться своего Господа, то он тем самым как бы отвращает Его от себя. Так что если этот термин применяется в сочетании с именем Аллаха, то его следует понимать как то, что Он возвращает покаянному рабу свое расположение и милосердие.

Адам действительно не сделал ничего противозаконного, не восстал против Аллаха, но его проступок был оценен как "сравнительно неблаговидный". Адам (ДБМ) тут же почувствовал изменение в своем статусе и вернулся к своему Господу. Он раскаялся в содеянном словами, полученными от Аллаха, и его покаяние было принято. О том же, какие именно "слова" он получил, мы рассмотрим в разделе Пояснение.

Итак, покаяние Адама было принято, однако вкушение запретного плода, обладавшего определенными внутренними свойствами, уже возымело свое действие, и Адам, в конечном счете, был вынужден спуститься на землю. Райская чета так и не освободилась от следов этого воздействия, и, как гласит Коран:

"Затем Мы повелели: "Изыдите из рая все. А если поступит к вам указание от Меня на прямой путь, то тем, кто будет следовать ему, нечего страшиться, ибо они не изведают горя".

А те, которые не уверовали и отрицали Наши знамения, будут [гореть] в адском огне, навеки они там пребудут".

Слова, которые Адам (ДБМ) получил от Господа.

Толкователи высказывают различные предположения по поводу того, каким именно "словам" Аллах научил Адама (ДБМ).

Здравый смысл подсказывает, что Всеведущий и Милосердный Господь не мог ниспослать Адаму просто молитву. Если уж сам Всемилостивый даровал Адаму (ДБМ) такие слова, посредством которых и сам Адам, и любой другой верующий мог, ослушавшись Аллаха, гарантированно вернуть себе затем Его милость, то этот дар должен был представлять собой нечто совершенно особенное, необычное.

Согласно широко распространенному мнению "слова" означают то, о чем говорится в суре Аль-А‘раф (Ограды) - 7:23: "Они ответили: "Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон".

Есть целая группа толкователей, которые полагают, что под "словами" подразумевается молитва:

"О Господи! Нет бога, кроме тебя! Слава тебе и хвала! О Господи! Воистину, я согрешил против себя! Так прости же меня! Ибо Ты Величайший из всех прощающих!" Или: "…Смилостивься надо мной, ибо Ты наилучший из милостивых!" Или: "…Обрати же на меня [Свое милосердие], ибо ты, воистину, Всемилостивый и Всепрощающий!"

Эта идея высказывается в одном из преданий, имеющемся в передаче пятого имама – имама Бакира. [Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 89.]

В Коране встречаются выражения, схожие с теми, что были приведены выше. Так, например, Йунус (Иона) (ДБМ), прося Аллаха о прощении, говорит: "Нет бога, кроме Тебя. Пречист Ты! Воистину, я был грешником!" (Аль-Анбия (Пророки) - 21:87). А вот как рассказывается в Коране о Мусе (Моисее): "Он продолжал: "О Господи! Я согрешил против самого себя. Так прости же меня!" И Он простил его…" (Аль-Касас (Рассказ) - 28:16).

Во многих мусульманских преданиях, восходящих к Ахл аль-бейт (ДБМ), которые приводятся, в частности, в комментарии "Тафсир дурр аль-мансур", указывается, что "слова", которые Адам (ДБМ) принял от Аллаха, заключали в себе сакральные имена Святой Пятерки: святого Пророка Мухаммада (ДБАР), его двоюродного брата и зятя его светлости Али, его дочери Фатимы и его внуков Хасана и Хусейна (ДБМ). Адам воспользовался этими "словами" и попросил простить его. Аллах принял его молитву и простил.

В этих толкованиях нет противоречия, ибо Адам (ДБМ) мог получить все эти "слова" вместе взятые, чтобы посредством их тайного, глубинного смысла добиться полного духовного очищения и совершенства, за что Аллах щедро даровал бы ему свою благосклонность и напутствовал его.



Сура Аль-Бакара Аят: 40


    40. О сыны Израиля! Помните милость, которую Я оказал вам.
    Будьте верны завету, который [вы Мне] дали,
    и Я буду верен завету, данному вам. И только меня страшитесь.



Память о милости Аллаха.

Из предыдущих аятов мы узнали о назначении Адама наместником Аллаха на земле, о почитании его ангелами, о высокомерии Иблиса, о нарушении Адамом его завета с Аллахом и последующем изгнании из рая, а также о его покаянии. Все эти события подчеркивают одну основополагающую истину: в земном мире есть два начала - доброе и злое, правое и неправое, которые постоянно противостоят друг другу. Тот, кто поддается соблазну Сатаны, выбирает неправый путь, который уводит его все дальше и дальше от обители счастья и спасения, ввергая его в страдания и муки и неся ему лишь угрызения совести и сожаление о содеянном.

Но те, кто, не обращая внимания на сатанинский соблазн и наущения злых людей, выбирают для себя путь повиновения Аллаху, находят счастье в жизни и не ведают душевных терзаний и мук.

Можно найти немало общего между историей Адама (ДБМ) и историей израильтян, которые, прежде чем стать богоизбранным народом, были спасены от преследования Фараона, а затем нарушили свою торжественную клятву, данную Господу, за что претерпели муки и страдания. Их судьба не только внешне схожа с судьбой Адама, но и по своей сути выражает все ту же основополагающую идею. Таким образом, настоящий аят и несколько последующих аятов, где рассказывается о разных сторонах жизни сынов Израиля и об их скорбном конце, служат дополнением к тому наглядному уроку, которому учит нас Аллах, начав с рассказа о судьбе, постигшей Адама.

Он обращается к израильтянам со словами: "О сыны Израиля! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету, который [вы Мне] дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только меня страшитесь".

Эти три заповеди (память о великой милости Аллаха, верность данному Ему завету и страх только перед Ним) составляют, по сути дела, основу любой религиозной системы.

Память о милости Аллаха ведет человека к познанию Бога и порождает в его душе чувство благодарности. Вслед за этим вера в то, что эта милость явлена ему на определенных условиях и что он дал взамен определенный обет, заставляет человека осознать свой долг и ответственность. Следующим шагом человек освобождается от страха перед любыми лицами и властями во всем, что касается отправления его религиозных обязанностей, и тем самым устраняет барьеры и препятствия, мешающие ему искренне следовать заключенному завету, ибо страх - это одно из главных препятствий на путях веры, что хорошо видно на примере израильтян, которые так долго находились под властью Фараона, что страх, в конечном счете, стал неотъемлемой частью их жизни.

Иудеи в Медине.

Интересно отметить, что, согласно мнению историков Корана, сура Аль-Бакара была первой из сур, явленных в Медине. В этой суре говорится по преимуществу об иудеях, поскольку они были крупнейшей общиной так называемых "людей Писания". Отталкиваясь от пророчества, содержавшегося в их религиозных книгах, они предсказывали появление Посланника Божьего еще до прихода Пророка Ислама (ДБАР) и несли другим эту благую весть. Это были весьма состоятельные люди, которые оказывали глубокое влияние на всю общественную жизнь Медины.

Однако, в период возникновения Ислама многие из них отказались следовать призыву принять новую религию и выступили – кто скрыто, кто явно – против нее, поскольку Ислам лишал их возможности незаконной наживы и препятствовал проведению в жизнь их антиобщественных замыслов. Сегодня, по прошествии более чем четырнадцати веков, они продолжают сохранять свою враждебность Исламу.

Тогда, во время ниспослания этих и нескольких последующих аятов, содержащиеся в них резкие упреки в адрес иудеев и рассказ о некоторых щекотливых моментах их истории оказали на них настолько сильное воздействие, что те из них, в ком жило хоть немного чувства справедливости и стремления постичь истину, прозрели и приняли Ислам. кроме того, вся эта поучительная история служит хорошим уроком и для всех мусульман.

Ниже мы поговорим о некоторых весьма примечательных событиях в истории этого народа: о его освобождении из-под власти Фараона, о том, как расступилось море и поглотило Фараона и его войско, о повелении Моисею (Мусе) (ДБМ) подняться на гору Синай (Тур), о золотом тельце, которому стали поклоняться израильтяне в отсутствие Моисея (ДБМ), за что им пришлось заплатить кровью, о благах, которые затем были ниспосланы им с Небес, и о других событиях, в которых содержится много полезного и поучительного для всех нас.

Двенадцать заповедей, данных Аллахом иудеям.

Как явствует из текста Священного Корана, завет, упомянутый в предыдущем аяте, - это не что иное, как завет поклонения Аллаху. Он предписывает проявлять доброту к родителям, родственникам, сиротам и неимущим; быть любезным по отношению к людям; неуклонно совершать обязательные молитвы; платить подаяние (закат); не причинять никому вреда и избегать кровопролития.

В подтверждение этого можно сослаться на аяты 83 и 84 суры Аль-Бакара, где говорится:

"[Вспомните,] как заключили Мы Завет с сынами Израиля [,гласивший]: "Не поклоняйтесь никому, кроме Бога [Единого], почитайте родителей и добро творите родичам, сиротам и беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, вносите суммы определенные в пользу нуждающихся". Но, за исключением немногих, нарушили вы [Договор этот], ибо народ вы - упрямствующий.

Эти два аята напоминают нам о десяти заповедях, данных Аллахом иудеям. Если к этому добавить еще две заповеди, упомянутые в суре Аль-Маида (Трапеза) - 5:12, которые предписывают верить в святых пророков, почитать их и помогать им, то получится, что израильтяне заключили с Богом несколько договоров, а взамен получили описанные выше блага. Более того, Он обещал им поселить их в райских садах, где посреди зелени и дворцов текут прохладные реки, если только они сдержат свое обещание.

"Аллах взял договор с сынов Израиля,… и сказал Аллах: "Я – с вами. Если вы будете выстаивать молитву и вносить закат, уверуете в Моих посланников, поможете им и сделаете Аллаху прекрасное одолжение… введу вас в райские сады, в которых текут ручьи…"

Однако, к сожалению, несмотря на все предсказания, содержавшиеся в священных книгах иудеев, они, в конечном счете, не сумели сдержать ни одного из своих обещаний и продолжали ожесточенно бороться против Ислама, безжалостно преследуя его приверженцев – мусульман, не только в эпоху его становления, но и после нее вплоть до настоящего времени. В результате этих злодеяний они превратились в народ–изгнанник и будут оставаться в таком положении до тех пор, пока не исчезнут с лица земли. Если же при поддержке с той или другой стороны они за счет угнетения других народов на короткий срок добиваются благополучия и процветания, то это никак нельзя считать свидетельством их окончательной победы. Мы ведь знаем, что истинные последователи Ислама, освободившись от всех племенных и расовых привязанностей и предрассудков, ведомые только светом Священного Корана, поднимутся и положат конец этим тщеславным иллюзиям.

Аллах исполнит свой завет!

Аллахникогда не дарует своих благ безвозмездно: любой дар сопровождается каким-нибудь условием, налагающим определенные обязательства.

Согласно высказыванию имама Садыка (ДБМ), фраза "Я буду верен завету, данному вам…" в рассматриваемом аяте означает, что Он выполнит обещание ввести их в райские сады. [Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 73.]

Не стоит удивляться тому, что упомянутое высказывание в качестве одного из элементов этого завета предполагает и веру в выдающуюся роль его светлости Али (ДБМ), поскольку Господь среди прочего заповедует сынам Израиля верить в пророческую миссию Небесных посланников и помогать им. Очевидно также, что вера в их лидерство и превосходство подразумевает также и веру в их преемников и последователей, каждый из которых приходит в назначенный ему срок. В свое время таким посланником был Моисей (ДБМ), пришло время – появился Мухаммад (ДБАР), а дело его продолжил его светлость Али (ДБМ).

Следует обратить внимание также на то, что фраза "И только меня страшитесь", где имеется в виду страх перед наказанием за нарушения заповедей Господних, подчеркивает, с другой стороны, что, выполняя свой договор с Богом, верующий не должен испытывать страха ни перед людьми, ни перед окружающими обстоятельствами.

Почему иудеев называют сынами Израиля?

"Израиль" – это второе имя отца Йусуфа (Иосифа), Иакова. Известные толкователи Корана Табарси в его трактате "Маджма‘ аль-баян" (том 1, стр. 29) и шейх ат-таифа Туси в книге комментариев "Ат-тибъян фи тафсир аль-Куран" (том 1, стр. 180) оба сходятся на том, что "Израиль - это не кто иной, как Иаков сын Исаака (Исхака), сына Авраама (Ибрахима) (ДБМ)…". Оба выдающихся толкователя полагают, что слово /исра’ил/ является сложным словом, объединяющим два корня /иср/, то есть / ‘абд/, что означает "раб", и /’ил/ - Аллах. Таким образом, на иврите это слово означает "раб божий".



Сура Аль-Бакара Аяты: 41- 43


    41.Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому,
    что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех.
    Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только меня бойтесь.

    42. Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее.

    43. Совершайте молитву, давайте подаяние [закат] и преклоняйте колени вместе с преклоняющими.



Господь повелевает иудеям поверить в его откровение, в Коран и принять его, ибо принять Коран - это то же самое, что принять Тору.

"Уверуйте в то, что ниспослал Я [Коран] в подтверждение тому, что есть у вас [Священное Писание]…"

Эти слова свидетельствуют о том, что уже Тора, в которую они веруют, несет благую весть о грядущем пророке, его светлости Мухаммаде (ДБМ) и ниспослании ему Священного Корана.

"…и не спешите отвергнуть это раньше всех".

Этот аят адресован иудеям. Он призван сказать им, что люди Писания, среди которых немало ученых мужей и знающих людей, верующих в Бога и святых пророков, не должны стать первыми, кто отвергнет Коран и не признает его Божественного происхождения. Ведь когда их ученые отвергнут Коран, многие из простых людей последуют их примеру и тоже оттолкнут его.

"не продавайте мои знамения за ничтожную цену…"

В некоторых достоверных хадисах отмечается, что многие иудейские богословы и раввины продавали богатым евреям отрывки текста из древнего писания – Торы – с описанием черт, которыми будет наделен грядущий пророк, то есть его светлость Мухаммад (ДБАР), а иногда, стремясь получить побольше денег, прибегали к искажению оригинального текста. В данном аяте Аллах осуждает их и запрещает им творить эти мерзости и искажать текст Священного Писания, беря за это ничтожную плату. Деньги, которые они брали, были на самом деле не такие уж маленькие, однако по сравнению с тяжестью их проступка сумма была нич-тожной. Знамения Аллаха стоят гораздо больше, чем могла им подсказать вся их презренная алчность, а искажение и извращение Божественных знамений – это тяжкий грех, на фоне которого и золото, и серебро, и даже самое престижное положение в обществе теряют всяческую ценность. И Он говорит им:

"…и только меня страшитесь".

"Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее"

Этой аят еще раз подтверждает сказанное ранее. Иудейским богословам рекомендуется не путать истину с ложью, не искажать текста Торы, пытаясь скрыть откровения, касающиеся Пророка Ислама (ДБАР), тогда как на самом деле их долг – разъяснять их. Ведь им известны эти откровения, и они хорошо знают, где истина, а где ложь в этом вопросе.

"Совершайте молитву, давайте подаяние [закат] и преклоняйте колени вместе с преклоняющими"

Молитва и подаяние (закат) являются, наряду с верой в Аллаха, в Его посланника и Воскресение, столпами религии Ислама, без которых невозможно становление и сохранение веры.

Обязательность молитвы с соблюдением установленного времени ее совершения, а также регулярное выделение части дохода на нужды бедняков неоднократно и настоятельно подчеркивается в соответствующих аятах Священного Корана, в мусульманских преданиях и хадисах. Ранее о важности и ценности молитвы говорилось в комментарии к аяту 3 настоящей суры.

Ислам как религия явил людям знание во всем его совершенстве, столь необходимом для того, чтобы научить и воспитать людей, дать толчок восхождению человечества из глубин материального прозябания к беспредельным высотам духовного величия, когда каждый человек мог бы считать себя его последователем, приближаясь к Божественной благодати, доступной каждому искренне ее жаждущему ровно в той степени, в какой он сам того желает. Обуздание плотских желаний человека неизменно приводит к их естественной сублимации в область морали, которая постепенно выводит человеческий разум на путь восприятия и постижения более высоких жизненных ценностей. Для того, чтобы войти в мир духовного блаженства человек обязан достичь определенной ступени набожности и смирения. Все предыдущие религиозные доктрины, в особенности учения иудеев и христиан, ограничивались, как правило, какими-то экстремальными формами добровольного подвижничества и аскетизма, выходившими за грань соответствия естественным условиям общественной жизни людей. такого рода экстремальные формы поклонения, даже при свободе их выбора, могли стать достоянием лишь тех немногих, кто ради поставленной цели решился полностью отказаться от своей земной жизни. Большинство же в это время продолжало погружаться в трясину лицемерного формального соблюдения религиозных предписаний и обрядов.

Ислам как практическая религия, всесторонне регулирующая жизнь человека, зиждется, в первую очередь, на смирении человеческой души путем внушения ей понимания ее зависимости от Создателя и, таким образом, побуждения ее полностью подчиниться Его воле, чтобы она могла поклоняться ему в полном соответствии с ее скромным положением. Тем самым Ислам переносит человека в присутствие его Господа. Первым основополагающим предписанием Ислама является /салат/ "молитва", благодаря которой у человека формируется необходимое ощущение своей связанности с Богом и устанавливается прямой контакт с атрибутами Абсолютного Божества.



Сура Аль-Бакара Аят: 44

    44. Неужели вы станете призывать людей к добродетели,
    предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] читаете Писание?
    Неужели вы не хотите призадуматься?



Этот аят, очевидно, обращен с упреком к тем ученым иудеям, которые призывали людей принять Ислам еще до того, как его начал проповедовать Мухаммад (ДБАР). Они убеждали их жертвовать на благотворительные цели, по-доброму относиться друг к другу, но сами избегали этих благих деяний. Они не захотели принять Ислам, чтобы сохранить свое влияние, и отказались заниматься благотворительностью, боясь самим превратиться в бедняков.

В то же время можно сказать, что этот аят служит увещеванием всем тем, кто привык учить набожности других, пренебрегая при этом спасением собственной души.

"Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния]…"

Человек, убеждающий других быть набожными и платить людям добром, но сам в то же время не соблюдающий собственных советов, поступает вразрез с элементарной логикой. Поэтому конец этой фразы звучит так:

"…ведь вы же [сами] читаете Писание? Неужели вы не хотите призадуматься?"

В нем звучит вопрос: как же вы не понимаете, что вам следует самих себя призвать к добродетели и показать пример своими собственными поступками, прежде чем ожидать от других искреннего выполнения ваших советов. Опыт показывает, что слова, произносимые лишь языком, как простой акт речи, идут не дальше ушей слушателей, чтобы затем навсегда исчезнуть, тогда как слова убеждения, идущие из глубины души, надолго поселяются в душах и глубоко задевают сердца людей.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 37-44 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Возвращение Адама к Аллаху. Каким словам Аллах научил Адама. Память о милости Аллаха. Иудеи в Медине. Двенадцать заповедей, данных Аллахом иудеям. Почему иудеев называют сынами Израиля? [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 37-44 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Возвращение Адама к Аллаху. Каким словам Аллах научил Адама. Память о милости Аллаха. Иудеи в Медине. Двенадцать заповедей, данных Аллахом иудеям. Почему иудеев называют сынами Израиля?

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz