e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 30-36 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. Человек – наместник Аллаха на земле. Испытание ангелов. Адам в райском саду. Иблис ослушался Господа. Тяжкая расплата Адама. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 30-36 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. Человек – наместник Аллаха на земле. Испытание ангелов. Адам в райском саду. Иблис ослушался Господа. Тяжкая расплата Адама.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аяты: 30-33


    30. И сказал твой Господь ангелам: "Я поставлю на земле наместника". Они спросили:
    "Поставишь ли ты на земле того, кто будет вершить нечестие и проливать кровь,
    тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?" Аллах ответил:
    "Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо".

    31. И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им:
    "Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни".

    32. Ангелы ответили: "Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас.
    Воистину, Ты – Всеведущий, Мудрый".

    33. Аллах сказал: "О Адам! Разъясни им [суть] имен". Когда адам разъяснил ангелам [суть] имен, Аллах сказал:
    "Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?"


Человек – наместник Аллаха на земле!

Из предыдущих аятов мы узнали, что Аллах создал для человека все необходимое для жизни на земле. В новом фрагменте напрямую провозглашается главенство человека среди всех существ и его наместнический статус на земле. Таким образом, здесь раскрывается духовный статус человека и его высочайшие достоинства.

аяты с тридцатого по тридцать девятый относятся к сотворению Адама (первого человека) и заключают в себе три основных сюжета:

    1- Аллах сообщает ангелам о том, что человек станет Его наместником на земле, и они задают Ему вопросы по этому поводу.

    2- Ангелы получают команду пасть ниц перед Адамом. К этому событию по разным поводам Коран возвращается неоднократно.

    3- Описываются обстоятельства жизни Адама в раю, события, которые привели к его изгнанию из рая, а затем его раскаяние и повеление о том, чтобы он и его потомки жили впредь на земле.

Рассматриваемые аяты относятся к первому сюжету. Аллах создает существо, которое должно стать Его наместником на земле, - такова Его Воля. Черты, которыми наделяется этот наместник Аллаха, являются отражением света, излучаемого атрибутами самого Аллаха, а по своему положению он стоит даже несколько выше ангелов. По Его велению земля со всеми присущими ей благими дарами, то есть силами природы, ее сокровищами, ее минеральными ресурсами и прочими богатствами, подчинена власти человека.

Человек должен в достатке обладать мудростью, разумом, способностью к чувственному восприятию, а также иметь некие особые качества, делающие его хозяином земли и ее обитателей.

Итак, первый аят гласит: "И сказал твой Господь ангелам: "Я поставлю на земле наместника"".

По мнению ведущих мусульманских ученых и мыслителей, а также специалистов в области толкования Корана, арабское слово "халифа" /наместник/ означает здесь наместника Аллаха на земле, что подтверждается последующим вопросом, который ангелы задают Богу, говоря о том, что пока они (ангелы) восхваляют Аллаха, людской род на земле может начать творить бесчинства и проливать кровь, тем самым косвенно подтверждая его ранг наместника Аллаха, который несовместим с подобными делами.

Другим убедительным доказательством наместнического ранга человека является то, что Аллах учит Адама названиям вещей, о чем мы узнаем из последующих аятов. Той же цели служит и факт смирения ангелов и их поклонения Адаму.

Итак, Аллах был доволен тем, что создал существо, стоящее выше всех остальных живых существ в мире, - свое лучшее творение, достойное того, чтобы стать Его благословенным наместником на земле.

В своем комментарии к этому аяту имам Садык (ДБМ) придерживается того же мнения. Он толкует его так, что ангелы признали высокое положение Адама и поняли, что он и его потомки достойны быть наместниками Аллаха на земле, неся остальным людям Его Божественное учение. [Тафсир аль-мизан, том 1]

Далее в этом же аяте ангелы – не для того, чтобы возразить, а чтобы уяснить сказанное - задают вопрос: ""Поставишь ли Ты на земле того, кто будет вершить нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?""

В этом аяте Аллах не дает им прямого ответа, а отвечает фразой, смысл которой раскрывается в последующих аятах. Он говорит: ""Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо"".

Как можно понять из вопроса, заданного ангелами, последние поняли, что созданное существо далеко от смирения: оно будет безобразничать, проливать кровь, совершать грехи и т.д. Но как они об этом узнали?

Кое-кто считает, что Аллах заранее коротко обрисовал ангелам будущее человечества. Другие полагают, что ангелы могли сами прийти к такому умозаключению, исходя из толкования слов /филь-’ард/ "на земле". Они знали, что человек будет создан из глины, а сложность "материала" для его сотворения вполне естественно предполагает, что он станет центром противоречий и конфликтов. Беда вся в том, что алчная природа человека не может насытиться тем, что дает ей этот ограниченный материальный мир. Даже если все богатства мира отдать одному человеку, он все равно будет испытывать неудовлетворенность. Такое положение вещей зачастую бывает главной причиной вражды и кровопролития, особенно в условиях дефицита чувства ответственности.

Некоторые другие комментаторы считают, что подобное провидение ангелов объясняется тем, что Адам был не первым человеческим созданием на земле и что до него на земле якобы жили другие люди, которые совершали грехи и проливали кровь. Именно это прискорбное прошлое и породило у ангелов сомнения относительно самого Адама и его потомков.

Все три толкования имеют право на существование и не отрицают друг друга. Более того, вполне можно допустить, что все эти факторы вместе взятые побудили ангелов обратить особое внимание на эту проблему. Кстати сказать, в своем ответе их Господь не стал опровергать возникшие у них сомнения, а только сказал, что есть другие, более важные вещи, касающиеся человека и заложенных в нем способностей, о которых ангелы и не подозревают.

Они-то думали, что если речь шла только о поклонении и служении, то лучше их никого не найти, поскольку они только и делали, что восхваляли Его, а потому и нет достойнее наместников, чем они! Но они не учли, что их души и поступки не подвержены влиянию гнева, соблазнов и страстей, а потому и их поклонение – это совсем не то, что служение и поклонение человека, снедаемого страстями и желаниями, со всех сторон окруженного соблазнами, которыми осаждает его Сатана. И как же далеки друг от друга послушание этого дрожащего творенья и обожание святых пречистых ангелов!

Не ведали они, что из семени Адама выйдут великие пророки: Мухаммад (ДБАР), Авраам (ДБМ), Ной (ДБМ), Моисей (ДБМ), Иисус (ДБМ), двенадцать безгрешных имамов (Ахл аль-бейт) (ДБМ), а также многочисленная армия праведников, мучеников за веру и огромное число простых мужчин и женщин, которые с радостью жертвовали всем своим достоянием во имя Аллаха. Среди отпрысков Адама будут такие, чья часовая медитация будет равняться годам поклонения ангелов.

Примечательно, что ангелы делают упор на трех формах поклонения: /тасбих/ "восславление", /хамд/ "восхваление" и /такдис/ "освящение". Первое и второе не вызывают сомнений и означают воздание Ему хвалы и признание того, что Он Сам и ореол Его славы абсолютно чисты, совершенны и беспорочны. Но что может означать "освящение" - /такдис/? По мнению некоторых толкователей, смысл этого слова - в очищении Аллаха от любого несовершенства, что, по сути дела, совпадает с понятием /тасбих/.

Другие полагают, что слово /такдис/ имеет своим корнем /кудс/, который передает значение "очищения земли от негодяев и нечестивцев" или "очищение самого себя от всего дурного, злого и безнравственного, чтобы быть чистым и душой и телом пред Аллахом". В качестве подтверждения своей точки зрения они ссылаются на словосочетание /лака/ "для тебя" в выражении /нукаддису лака/, то есть "мы восхваляем Твою Святость для тебя". Другими словами, ангелы не говорят: "Мы восхваляем Тебя". Они говорят: "Мы очищаем себя и помогаем тем, кто повинуется Тебе, для Тебя или ради Тебя".

Они как бы желают сказать: если цель состоит в том, чтобы повиноваться и служить, мы исполнены смирения и повиновения; если цель в том, чтобы поклоняться, мы готовы поклоняться день и ночь, если цель в очищении себя или всей земли от края до края, то мы и это готовы делать. Но вот этот сделанный из материи человек забыл совесть и творит нечестие на земле.

Чтобы до конца прояснить для ангелов этот вопрос, Аллах подвергает их испытанию, чтобы они сами признали огромную разницу между собой и Адамом.

Испытание ангелов.

Адам, наделенный милостью Божьей незаурядными способностями, обладал сверхъестественным даром усвоения фактов земной жизни. Как гласит Коран: "И Аллах научил Адама всем именам…"

Толкователи Корана в зависимости от подхода по-разному трактовали выражение "научил всем именам". Однако остается несомненным тот факт, что речь, конечно же, не идет об обучении каким-то малозначительным словам или бессмысленным названиям, ибо в этом бы было мало чести для Адама. Цель состояла в том, чтобы научить его понимать природу этих имен, природу понятий и вещей, которые за ними стоят.

Естественно, что познание окружающей природы, фактов сотворенного бытия и тайн бренного мира со всеми населяющими его существами во всех их разнообразных проявлениях было для Адама великим и почетным свершением.

Согласно преданию, имам Садык (ДБМ) в ответ на просьбу истолковать смысл этого аята сказал: "Имена предназначались землям, горам, долинам, руслам рек (и всем вещам в мире)". После этого он взглянул на расстеленный под ним ковер и добавил, что даже этот ковер был среди тех вещей, которым Он научил Адама. [Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 76. ]

Таким образом, "обучение именам" подразумевает не обучение словам, а относится скорее к философии и к тайнам свойств вещей и их качеств. Он научил Адама этому знанию, чтобы тот на пути к достижению совершенства мог пользоваться достоинствами и преимуществами вещного мира.

Господь внушил ему также способность к языкам и искусству письма, чтобы всякий раз, когда ему нужна была вещь, он мог назвать ее соответствующим именем вместо того, чтобы указывать не нее жестом. Это – великий дар от Господа человеку. Понять все величие этого дара нам помогает уже тот факт, что вся современная наука, все человеческое знание существуют только благодаря наличию языка и письменности. Все научное, культурное и историческое достояние человечества накапливалось и передавалось из поколения в поколение именно в письменных трудах. Если бы человек не умел пользоваться языком и пером, то не смог бы передать потомкам накопленные им теоретические и экспериментальные знания.

"…затем вопросил о них ангелов и велел им: "Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни".

Ангелам же не было дано такого знания, и они не выдержали испытания, не смогли сдать экзамен, которому подверг их Аллах. А потому отвечали: "Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Всеведущий, Мудрый".

Они сказали, что ничего не знают об этом, а вопрос их – следствие собственного невежества. Они не имели ни малейшего представления о том, какими чудесными талантами и способностями по милости Аллаха наделен Адам (ДБМ). В этом и было его огромное преимущество перед ангелами. И они согласились с тем, что Адам (ДБМ) действительно достоин сана наместника Аллаха на земле, в мире живых существ, который без него был бы несовершенен.

А затем по велению Аллаха наступила очередь Адама заговорить и в присутствии ангелов объяснить имена и тайны существ, населявших сотворенный Им мир, показав одновременно свое знание их реальной сути, их глубинных свойств и присущих им скрытых врожденных способностей.

"Аллах сказал: "О Адам! Разъясни им [суть] имен". Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имен. Аллах сказал: "Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?""

Аллах, которому ведомо все, что сокрыто на небесах и на земле, знал даже то, что ангелы скрывают в своем воображении, рисуя себя наиболее достойными ранга наместника Аллаха среди всех Его творений. Именно эти представления ангелов побудили их усомниться в Божественной воле, назначившей наместником Адама.

Но когда Адам заговорил и ангелы увидели вокруг него удивительный ореол славы и величия, они прониклись уважением к его огромному знанию, невероятной эрудиции и высочайшему достоинству, которое, казалось, излучал весь его облик. Вот так им была внушена убежденность в том, что только Адам достоин того, чтобы стать Его наместником на земле.



Сура Аль-Бакара Аяты: 34-36


    34. И тогда Мы повелели ангелам: "Падите ниц перед Адамом".
    Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим.

    35. Тогда Мы сказали: "О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду,
    ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев".

    36. Но по наущению Шайтана они совершили ошибку в раю и были вынуждены покинуть его.
    И тогда Мы повелели: "Изыдите, и да пребудет меж вами [и потомками вашими] вражда!
    Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от нее вы будете получать средства к существованию".



Адам в райском саду.

Ранее мы говорили о высоком ранге и достоинстве человека. В этом отрывке рассматривается другой аспект человеческой природы. Первый аят возвращает нас к предыдущей теме: "И тогда Мы повелели ангелам: "Падите ниц перед Адамом". Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился…"

Да, он был гордецом и именно по причине своей гордыни "…стал неверующим".

Следует отметить, что приведенный выше аят представляет собой самое достоверное и выразительное свидетельство величия и благородства человека, и даже ангелам было приказано почитать этот совершеннейший образец творения, воздавать ему дань уважения и поклоняться ему. Он действительно был достоин ранга наместника Аллаха на земле. Человек, чьи достоинства были столь великолепны, а семя которого было столь благородно, что в числе его потомков были даже пророки, заслуживал того, чтобы его почитали и уважали.

Подумайте, каким уважением пользуется среди нас любой образованный человек - и это только потому, что он знает какие-то конкретные формулы, относящиеся к определенной отрасли науки – и тогда вам станет ясно, насколько высоко было положение Адама с его благородством и обширными знаниями об окружающем мире.

Почему Иблис ослушался Господа?

Мы знаем, что слово "шайтан, сатана" подразумевает как первого Сатану, так и всех остальных дьяволов. Но "Иблис" это имя собственное, которое носил тот, кто соблазнил Адама. Согласно Корану, Иблис происходил от иного корня, нежели ангелы. Он был одним из джиннов, который был помещен среди ангелов. В одном из аятов об Иблисе говорится как о джинне следующими словами:

"…Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов…" (Аль-Кахф(Пещера) - 18:50).

Строптивость Иблиса была следствием гордыни и небывалого упрямства, которым определялось все его поведение. Он воображал, что стоит выше Адама (ДБМ) и что не следует приказывать ему падать ниц перед ним. Наоборот, он думал, что Адам будет ему поклоняться. Более подробно эта мысль анализируется в комментарии к суре Аль-А‘раф (Ограды) - 7:12.

И святотатствовать он стал тоже из-за того, что возомнил, будто мудрый приказ Аллаха не для него. Он взбунтовался не только в поступках, но и в мыслях. Вот так из-за собственного самомнения и гордыни все, что он совершил в течение жизни на поприще служения и поклонения Аллаху, мгновенно обратилось в ничто! Так берегись же и ты, человек, гордыня таит в себе множество неожиданностей такого рода!

Слова "…и стал неверующим" указывают на то, что еще до этого приказания Иблис покинул стезю ангелов - стезю смирения перед волей Аллаха и в голове его уже бродили мысли, рожденные гордыней. Может быть, уже тогда он сказал себе, что никогда не станет подчиняться приказу почитать Адама. Фраза "…что вы утаиваете" в аяте 33, возможно, содержит намек именно на это обстоятельство. Такая мысль содержится в высказывании одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари (ДБМ), которое приводится в комментарии "Тафсир аль-Кумми". [Тафсир аль-мизан, том 1]

Предназначалось ли это коленопреклонение Аллаху или Адаму?

Нет ни малейшего сомнения в том, что Аллах – единственный, кто достоин /саджда/, то есть ритуального "коленопреклонения", и что "единство поклонения" означает именно то, что мы почитаем и славим одного только Аллаха и никого иного. В противном случае это будет "ширк" (т.е. поклонение иному богу перед лицом Аллаха). Поэтому эти непорочные существа, ангелы, пали ниц перед Аллахом, а сотворение им великолепного Адама было лишь поводом для приказания пасть ниц, которому они подчинились. Либо если они все же совершили коленопреклонение перед Адамом, то в знак "уважения", а не поклонения.

В книге "‘Уйун аль-ахбар" шейха Садука приводятся слова имама Али ибн Мусы ар-Ризы (ДБМ), который сказал: "Коленопреклонение ангелов означало, с одной стороны, поклонение Аллаху, а с другой стороны - дань уважения Адаму (ДБМ), ибо мы (Ахл аль-бейт) уже жили в семени его". [Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 58; Бихар аль-анвар, том 11]

После эпизода с Иблисом и испытания ангелов Адаму было приказано жить вместе с женой в раю.

"Тогда Мы сказали: "О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев"".

Из текста Корана явствует, что Адам (ДБМ) был создан, чтобы жить на земле, на этом самом земном шаре. Однако вначале Господь временно поселил его (вместе с супругой) в прекрасных и изобильных, преисполненных всяческих радостей райских садах, вдали от печалей и невзгод.

Возможно, Господь так распорядился потому, что Адам еще не знал, как нужно жить на земле. Ему было бы трудно справиться сразу со всеми земными проблемами. Для этого ему прежде нужно было побольше узнать о той жизни, которая ожидала его в земном мире. Так что элементарное благоразумие подсказывало, что ему необходимо пожить достаточно долгое время в райских садах, чтобы обучиться необходимым навыкам и понять, что жизнь на земле сопряжена с принятием на себя ряда обязательств, выполнение которых обещает ему радость, восхождение к совершенству и неиссякаемый поток небесных даров, тогда как их невыполнение приведет к горестям и страданиям.

Ему предстояло узнать, что несмотря на то, что он был создан свободным, его свобода имеет свои пределы, что он не может творить все, что ему заблагорассудится, что на земле есть вещи, без которых ему придется обойтись, если, конечно, он желает себе добра.

Ему также следовало узнать, что ошибка или прегрешение не закроют перед ним дверь в мир радости и счастья. Ведь он может вернуться назад и покаяться, пообещав, что больше не будет перечить воле Аллаха, и тогда, если его покаяние будет принято, к нему вернутся небесные дары.

Адам (ДБМ) должен был пожить на небесах и набраться опыта, чтобы впредь отличать друга от врага, чтобы научиться жить на земле. Ведь прежде чем вступить на землю, ему нужно было приобрести целый ряд необходимых навыков.

Все это должно было понадобиться Адаму (ДБМ) и его потомкам для будущей жизни. Так что тот, кто был создан для жизни наместником Аллаха на земле, мог, вероятно, пожить некоторое время в райских садах, чтобы получить необходимые знания и усвоить практические наставления.

В трактате "Аль-мизан" имеется на этот счет глубокая и поучительная мысль, которая будет здесь весьма кстати:

"Не следует упускать из виду тот факт, что Аллах, простив пару после их покаяния, не вернул их в райский сад, а отправил жить на землю. Если бы поедание плода с древа [познания], опоясание чресл и мирская жизнь не были частью заранее составленного Божественного плана, если бы все эти события не были изначально предопределены неумолимой волей [Творца], то сразу же после того, как их грех был прощен, они были бы немедленно возвращены на свое прежнее место в раю. Другими словами, в соответствии с промыслом Божьим они должны были какое-то время провести в раю, чтобы подготовиться к жизни в бренном мире, а уже в свете установленных Господом причинно-следственных связей их изгнание из рая выглядело как результат вкушения ими запретного плода и осознания ими своей наготы, что в свою очередь стало следствием услышанных ими подстрекательств Сатаны". [Аль-мизан, том 1, стр. 181 (английский перевод).]

В том положении, в котором оказался Адам, ему лучше было бы следовать наставлениям Аллаха и не есть плодов с запретного древа. Лукавый соблазнитель Сатана поклялся, что не прекратит своих нашептываний до тех пор, пока не собьет Адама (ДБМ) и его потомков с истинного пути. В других аятах Корана рассказывается, что Сатана убеждал Адама (ДБМ) и его жену в том, что, поев плодов этого дерева, они превратятся в ангелов и навечно останутся жить в райском саду. Сатана клялся им обоим в искренности своих советов: "…И он поклялся им: "Воистину, я для вас – добрый советчик"" (Ограды, 7:21).

"Но по наущению Шайтана они совершили ошибку в раю и были вынуждены покинуть его…"

Итак, они были изгнаны из райского сада, где пребывали в неге и покое, не ведая ни горя, ни печали. Это событие было прямым следствием сатанинского лукавства.

Далее Коран гласит:
"И тогда Мы повелели: "Изыдите и да пребудет меж вами [и потомками вашими] вражда!…""

В этой вражде на одной стороне оказался Сатана, а на другой – Адам (ДБМ) и его жена.

"Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от нее вы будете получать средства к существованию".

Именно тогда Адам (ДБМ) и осознал, что сам нанес себе вред, ибо, послушавшись наущений Сатаны, был изгнан из рая в мир, где царят муки, боль и тяжкий труд. Адам (ДБМ), несомненно, был пророком и пресвятым праведником, но, как будет показано ниже, если пророк совершает ошибку, Аллах отвечает на нее так же строго, как и на проступок простого смертного. Его ждет то же, что и обычного грешника.

Тяжкая расплата Адама.

Покойный аятолла алляма Табатабаи, выражая свое мнение по поводу случившегося с Адамом (ДБМ) и его супругой, писал: "Совершенный ими проступок нанес ущерб только им самим. Это не было грехом (в том смысле, в каком этот термин используется в шариате – мусульманском праве), как не было проступком, направленным против Аллаха. Очевидно, что запрет был в самой сути данного им совета, в котором говорилось о том, что будет хорошо для их собственного блага. В нем не было силы обязательного закона. Адам и его жена нанесли вред лишь самим себе, ибо забвение божественного совета привело к их изгнанию из рая.

Совершая грех (то есть преступая закон с точки зрения шариата), человек несет наказание. Если он затем кается и его покаяние принимается, то наказание полностью отменяется и он возвращается в свое прежнее состояние, как будто греха и вовсе не было. Если бы Адам (ДБМ) и его супруга были повинны в таком грехе, то немедленно после того, как было бы принято их покаяние, они были бы возвращены обратно в рай. Но этого не произошло. Из этого явствует, что запрет не имел силы установленного закона. Это был лишь совет. Но даже если это и так, то все равно пренебрежение советом возымело свои естественные последствия, в результате чего они были вынуждены покинуть рай. И все же изгнание из рая не было наказанием за грех или преступление. Это было лишь естественным результатом проступка, который они совершили против собственного блага". [Аль-мизан, том 1, стр. 185, 186 (английский перевод).]

для более подробного знакомства с этой проблемой можно обратиться к интереснейшему высказыванию восьмого имама Ризы (ДБМ), которое приводится в "‘Уйун аль-ахбар" (стр. 108-109) и упоминается в "Бихар аль-анвар" (том 11, стр. 78, 104), а также к высказыванию имама Бакира (ДБМ), которое цитирует этот же источник на стр. Этот же вопрос весьма детально рассматривается также в известном комментарии Мухаммада Джавада Мукнийи "Ат-тафсир аль-кашиф" (том 1, стр. 84-86). Все упомянутые высказывания могут помочь читателю яснее разобраться с данной проблемой.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 30-36 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. Человек – наместник Аллаха на земле. Испытание ангелов. Адам в райском саду. Иблис ослушался Господа. Тяжкая расплата Адама. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 30-36 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. Человек – наместник Аллаха на земле. Испытание ангелов. Адам в райском саду. Иблис ослушался Господа. Тяжкая расплата Адама.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz