e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара (1-5) [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 1, 2, 3, 4, 5; социальная политическая экономическая духовная жизнь мусульман воскресение воскрешение после смерти тайна сотворения мира единобожие история Авраама и Эзры и Моисея иудеев иудеи молитва пост священная война во имя Аллаха паломничество в Мекку, перенесение киблы(лицом во время молитвы) из Иерусалима в Мекку брак и развод торговля и погашение задолженностей предписания ростовщичество подаяние во имя Аллаха проблемы возмезди и запрещения употреблять в пищу мяса играть в азартные игры пить вино составление завещаний. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара (1-5) [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 1, 2, 3, 4, 5; социальная политическая экономическая духовная жизнь мусульман воскресение воскрешение после смерти тайна сотворения мира единобожие история Авраама и Эзры и Моисея иудеев иудеи молитва пост священная война во имя Аллаха паломничество в Мекку, перенесение киблы(лицом во время молитвы) из Иерусалима в Мекку брак и развод торговля и погашение задолженностей предписания ростовщичество подаяние во имя Аллаха проблемы возмезди и запрещения употреблять в пищу мяса играть в азартные игры пить вино составление завещаний.

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

Сура 2: Аль-Бакара (Корова) (1-5)

Сура Аль-Бакара содержит 286 аятов, что делает ее самой длинной из сур Корана. Никто не оспаривает того факта, что эта сура была явлена не за один раз, а ниспосылалась по частям по мере того, как этого требовали менявшиеся с течением времени обстоятельства жизни мусульманской общины города Медины. Точно так же неоспорим и факт глубочайшего влияния этой суры на вопросы веры и многие практические стороны жизни мусульман (социальной, политической, экономической и духовной). Ведь в ней затрагиваются очень многие вопросы, в частности:

В ней содержатся некоторые размышления по поводу единобожия и обретения знания об Аллахе, и в первую очередь, - посредством постижения тайны сотворения мира.

В ней имеется большое количество высказываний о Воскресении после смерти и приводится несколько ярких примеров на этот счет: история Авраама (ДБМ), история о том, как были возвращены к жизни птицы, а также история Эзры.

В ней приводятся некоторые факты, свидетельствующие о неподражаемости Корана и важности этой Священной Книги.

В ней подробно рассматривается и разъясняется тема иудеев и лицемеров, их особая ненависть к Исламу и Корану, нашедшая подтверждение в их злобных выпадах и происках против мусульман.

В ней излагаются некоторые эпизоды истории Великих Пророков, включая Авраама (ДБМ) и Моисея (ДБМ).

В ней формулируются некоторые постулаты Ислама, регулирующие различные стороны жизни мусульман, такие как молитва, пост, священная война во имя Аллаха, паломничество в Мекку, перенесение "киблы" (точка, к которой мусульманин обращается лицом во время молитвы) из Иерусалима в Мекку, брак и развод, торговля и погашение задолженностей, а также содержится множество предписаний, касающихся ростовщичества. Много говорится в суре о подаянии во имя Аллаха. Рассматриваются в ней и проблемы возмездия, и запрещения употреблять в пищу некоторые сорта мяса, играть в азартные игры, пить вино, а также ряд вопросов, связанных с составлением завещаний и распоряжений на случай смерти и т.п.

сура названа "Корова" по ассоциации с историей о корове израильтян, рассказанной в аятах с 67 по 73, комментарий и пояснения к которым приводятся ниже, в порядке толкования текста суры.

Польза от изучения этой суры.

Мусульманская литература цитирует немало мудрых высказываний и преданий насчет пользы от изучения этой суры. Мы приведем лишь некоторые из них.

Покойный Табарси пишет в "Маджма‘ аль-баян", что Пророку (ДБАР) однажды задали вопрос: "Какая из сур Корана является наилучшей?" - Пророк (ДБАР) ответил: "Аль-Бакара". - Тогда его спросили: "А какой из ее аятов самый лучший?" - "Аят о троне (255)", - ответил он.

Превосходство этой суры над остальными объясняется, очевидно, ее всесторонностью, а аят о троне (255) своим особым местом обязан тому, что в нем подчеркивается мысль о единобожии, которая будет предметом отдельного анализа в нашем комментарии.

Сказанное выше не исключает того, что в каких-то иных аспектах приоритет может отдаваться другим сурам, ведь каждая из сур Корана рассматривалась нами с различных точек зрения.

Али ибн аль-Хусейн (ДБМ) передает слова Пророка (ДБАР), сказавшего: "Тот, кто произносит четыре первых аята суры Аль-Бакара, аят о троне (255) вместе с последующими двумя аятами (256, 257), а также три заключительных аята, сам не будет знать горя, и не случится ничего дурного ни с его семьей, ни с его богатством; Шайтан не посмеет приблизиться к нему, а он никогда не забудет Коран (следуя ему в своей повседневной жизни)".

Убай ибн Кааб цитирует слова Пророка (ДБАР), сказавшего: "На того, кто произносит эту суру (Аль-Бакара), снизойдет благоволение и милость Аллаха; Аллах вознаградит его так же, как воина, в течение года бесстрашно сражавшегося за веру". К этим своим словам Посланник Аллаха (ДБАР) добавил, что мусульмане обязаны изучать эту суру, знать ее и действовать в согласии с ней, чтобы получить в награду милосердие Аллаха как в этой, так и в Иной жизни.

Имам Джафар Садык (ДБМ), согласно преданию, говорил: "В день Суда над головой человека, читавшего вслух при жизни суры Аль-Бакара и Семейство Имрана, появятся две этих суры, словно два облака, отбрасывающие на него свою тень (защищая его, таким образом, от жара Судного дня)".

Здесь необходимо сделать одно весьма важное замечание: слова о наградах и благах, обещанных за чтение Корана, каких-то его сур или отдельных аятов, отнюдь не означают, что человеку достаточно лишь просто проговорить их вслух как заклинание.
Напротив, Коран следует читать для того, чтобы понять его, а понять его нужно, чтобы задуматься над прочитанным, размышлять же над прочитанным нужно для действия.
Кстати, характер блага, которое обретает верующий, читая ту или иную суру или аят, в очень большой степени определяется содержанием того, что он читает. Так, например, человека, прилежно изучающего и произносящего вслух суру Ан-нур (Свет) - 24, а также его детей Аллах защитит от супружеской измены и клеветы. А связано это с тем, что в суре Ан-нур содержатся некоторые важные предписания, касающиеся избежания различного рода прегрешений в области сексуальных отношений, то есть предписания на счет неженатых людей, которым не следует откладывать надолго вступление в брак, предписания, касающиеся ношения паранджи /хиджаб/, предписания, осуждающие слишком откровенные и похотливые взгляды, предписание не распространять слухов и не сплетничать о других людях и, наконец, предписание о наказании любого, будь то мужчина или женщина, кто совершает прелюбодеяние или изменяет своему супругу.

Совершенно очевидно, что члены семьи или общины, соблюдающей нормы, предписываемые этой сурой, никогда не совершат греха прелюбодеяния. Это справедливо и по отношению к упоминавшимся ранее аятам суры Аль-Бакара. Все они связаны с темой монотеизма, веры в сокровенное /гайб/, познания Аллаха и борьбы с пагубными соблазнами. А человек, который произносит эти аяты скрупулезно и искренне, от всей души следуя тому, о чем в них говорится, безусловно обретет все эти достоинства.

Чтение Корана, несомненно, заслуживает вознаграждения, но, помимо непосредственных благ, которые дарует за это Господь, важно еще и воздействие этого процесса на собственное поведение человека, а такое воздействие возможно лишь тогда, когда чтение является предпосылкой для последующего размышления.

Аяты: 1-5

    Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

    1. Алиф, лам, мим

    2. Это Писание – нет сомнения в том – руководство для богобоязненных,

    3. тех, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и раздают милостыню из того, что Мы определили им в удел;

    4. тех, которые веруют в ниспосланное тебе [, о Мухаммад,] и ниспосланное до тебя и убеждены, что [существует] загробная жизнь.

    5. Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и они – достигшие успеха.


Алиф, лам, мим.

Буквенные сокращения в тексте Корана.

Текст двадцати девяти сур Корана начинается с похожих на сокращения отдельных букв, так называемых /мукатта‘ат/, которые внешне не связаны друг с другом, то есть не образуют никаких значимых словоформ. однако повсюду, где есть такие буквы, сразу за ними следуют высказывания, посвященные Корану и его значению. Уже сам этот факт указывает на наличие какой-то связи между этими буквами и происхождением Корана. Так, например, в суре Ан-Намль (Муравьи) говорится: "Та, син. Это – аяты Корана, ясного Писания" (27:1). И таких примеров в Коране – множество.

Встречающиеся в Коране отдельные буквы всегда оставались загадкой. По словам богословов и толкователей Корана, буквы в начальных строках ряда сур, такие как "Алиф, лам, мим" и т.п., являются "иносказательными выражениями" Священной Книги. В них заключена тайна, скрытая от всех, кроме Пророка (ДБАР) и его последователей (ДБМ), которые оставили нам некоторые мысли и высказывания на сей счет.

1. Повелитель правоверных Али (ДБМ) сказал: "В каждой книге есть квинтэссенция. Квинтэссенция этой Книги [Корана] заключена в "буквенных сокращениях"".

2. Рассказывают, что имам Садык (ДБМ) как-то сказал: ""Алиф, лам, мим" – это часть букв одного из "прекрасных имен" Аллаха. Эти буквы разбросаны в беспорядке по всему тексту Корана, и каждый раз, когда Пророк (ДБАР) и безгрешные имамы (ДБМ) называют Аллаха этим именем, их молитва принимается Всевышним".

3. Рассказывают, что имам Али ибн аль-Хусейн (ДБМ) сказал однажды: "Курайшиты и иудеи отвергли Коран со словами: "Это всего лишь фокус. Он сам его написал". Тогда Аллах произнес: "Алиф, лам, мим. Это [подлинная] книга…", другими словами: "О Мухаммад! Эта книга, что ниспослана тебе, составлена из отдельных букв и среди них "Алиф, лам, мим". Это те же самые буквы, что и буквы алфавита, который вы [люди] используете в своих словах. Если вы искренни, то создайте что-либо подобное".

4. По преданию, Ибн Аббас и Акрама утверждали, что эти буквы есть "буквы клятвы" так же, как и "Имя Аллаха", которым он поклялся.

Причина того, что Аллах поклялся этими буквами, кроется, вероятно, в том, что им придается особое значение и величие, поскольку в них выражены несравненное великолепие и недосягаемая высота Аллаха, а также все тайны сотворенного мира. Все науки от начала и до конца, вся повседневная деятельность людей, организация общественной жизни, обмен информацией во всем мире, развитие промышленности, торговых отношений между людьми, браки, нормы и правила общественного поведения, религиозное право - все это зависит от букв, из которых состоит алфавит. Переход древних цивилизаций к последующим этапам своего развития стал возможен только благодаря дарованной им свыше письменности, позволившей фиксировать достижения мысли. Даже эта книга комментариев, в которой отражены положения Божественных законов и изложены постулаты Корана, издается и распространяется во всем мире на различных языках, в том числе и на английском, только благодаря существованию букв алфавита. Кроме того, клянутся обычно чем-то большим и важным. Буквенные сокращения в Коране обладают такой важностью и величием. Вот почему Аллах Всевышний, клянясь буквой алфавита, говорит: "Нун. Клянусь каламом [письменной тростью] и тем, что пишут" (Аль-Калам (Перо) - 68:1).

В многочисленных оригинальных толкованиях и в книгах преданий, составленных видными мусульманскими авторами, содержится более сотни различных высказываний по поводу буквенных сокращений в Коране.

Достоин внимания и взгляд на этот вопрос ряда авторитетных личностей, которые считают, что за этими буквами стоит мысль о том, что эта Божественная книга, столь славная и чудесная, что вызывает восхищение выдающихся ораторов - арабов и неарабов, книга, подобную которой не под силу создать ни одному из писателей, не говоря уже об остальных людях, состоит из тех самых букв арабского алфавита, которые доступны любому из смертных. Этот факт еще раз доказывает, что Коран не является плодом человеческого разума, а представляет собой абсолютное откровение и потому никто не может воспроизвести что-либо подобное ему.

Имам Али ибн Муса ар-Риза (ДБМ), согласно преданию, говорил: "Воистину, Коран был написан теми же буквами, которыми каждодневно пользуются все арабы". Аллах Достославный и Всемогущий сказал: "Скажи [о Мухаммад]: "Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу" (Аль-Исра‘ (Ночной перенос) - 17:88).

"Это Писание – нет сомнения в том – руководство для богобоязненных…"

Следом за буквенным сокращением в суре говорится о значении этой Божественной Книги:

"Это Писание – нет сомнения в том …"

Смысл этих слов можно понять так, что Аллах пообещал однажды Своему Пророку (ДБАР) ниспослать книгу, чтобы она служила руководством людям, и вот теперь он исполнил обещание. Ведь это – Книга, где содержатся путеводные наставления для искателей истины, и те, кто уверовал, не испытывают на этот счет никаких сомнений.

Коран гласит, что в этой Книге нет сомнений, и это не просто слова. Они означают, что сама стилистика Корана уже свидетельствует о его подлинности. Другими словами, знаки истинности, величия и непоколебимой уверенности, которые сочетаются в нем с глубиной и многогранностью смысла, элегантностью и изяществом изложения, красотой стиля, столь очевидны, что никакие сомнения и соблазны не могут помешать искателю истины проникнуться безграничной убежденностью в его подлинности.

Примечательно, что с течением времени Коран ничуть не утратил своей свежести, более того, его постулаты становились еще весомее по мере того, как наука раскрывала все новые тайны сотворенного мира. Чем выше уровень развития мировой науки и производства, тем очевиднее становится блеск и великолепие стихов Корана.

И это не просто звонкая фраза, а реальный факт, о чем и будет идти речь, да будет на то воля Аллаха, в этой книге.

1. Что такое руководство?

В Коране часто встречается понятие "руководство", "наставление". Чаще всего оно толкуется в двух основных смыслах: Божественное руководство и Религиозное руководство.

А) Божественное руководство присуще всем живым существам сотворенного мира. (Другими словами, Божественное руководство означает указание Аллахом всему сущему верного пути в соответствии с устройством сотворенного Им мира, который, в свою очередь, регулируется твердыми законами и тайными механизмами бытия.)

В Коране есть несколько аятов, имеющих непосредственное отношение к этому вопросу. Так, в одном из аятов Коран провозглашает устами Моисея (ДБМ): "…Наш Господь – Тот, Кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь" (Та-ха, 20:50).

Здесь следует отметить, что те, кому не достает веры, делятся на две категории. К первой из них относятся люди, которые, в общем, не чураются истины и имеют в своей душе достаточно набожности, чтобы при встрече с истиной принять ее.

А ко второй принадлежат упрямые и развращенные фанатики, которые не только не ищут истину, но и, встретившись с ней, всячески стараются погасить ее свет.

Совершенно очевидно, что Коран, как и любое другое Священное писание, всегда служил благу первой категории людей, тогда как вторая категория никак не желает пользоваться его светом. Поэтому в Коране и говорится: "Мы ниспосылаем Коран как исцеление и милость верующим, а грешникам он только добавляет урон" (Аль-Исра‘ (Ночной перенос) - 17:82).

Известно, что на засоленной почве гиацинт не зацветет и после тысячи дождей. Но если эту землю вспахать, удобрить и подготовить к севу, то каждая капля выпавшего дождя будет ей во благо.

Сказанное верно и для почвы человеческой души. Она должна очиститься от упрямства и враждебности, в противном случае семена наставления не дадут в ней всходов. Вот что Аллах говорит о Коране: "Это… – руководство для богобоязненных" (2:2).

Б) Религиозное руководство осуществляется пророками и Священными писаниями. Посредством их учений и назиданий люди идут вперед по пути самосовершенствования. Об этом много говорится и в самом Коране, как например, в этом аяте: "Мы поставили их имамами (предводителями), которые по Нашему велению ведут [людей] на прямой путь…" (Аль-Анбия (Пророки) - 21:73).

2. Почему руководство относится только к набожным?

Коран, несомненно, был ниспослан в этот мир, чтобы служить людям руководством и наставлением. Но в этом случае возникает вопрос: а почему это руководство применимо только к "набожным"?

Ответ состоит в том, что человек не может воспользоваться указаниями, содержащимися в Священных писаниях, до тех пор, пока не достигнет определенной степени смирения и пока в его душе не загорится свет набожности.

Набожность в обыденном и в религиозном смысле.

Слово /таква/ этимологически и по своему лексическому значению связано со словом /викая/ "защита от угрозы". Всевышний Аллах говорит: "Охраняйте свои души и свои семьи от огня…" (Ат-Тахрим (Запрещение) - 66:6). Следовательно, набожность – это защита от того, что вызывает страх.

В религиозном смысле набожные – это те, кто оберегает свои души от того, что может повредить им в Иной жизни.

Ступени набожности.

У набожности есть несколько ступеней. Первая ступень – это избежание прегрешений и отказ от совершения дурных поступков. Никто, по словам Пророка (ДБАР), не достигнет (этой ступени) набожности, если не будет избегать нарушений закона.

Согласно преданию, Пророк (ДБАР) делил поступки людей на три категории: 1) Совершенно законные, то есть те, законность которых очевидна для любого; 2) Совершенно противозаконные, то есть те, незаконность которых не вызывает сомнения; 3) Некоторые сомнительные деяния, которые располагаются где-то посередине между двумя первыми. Они, в целом, отвечают закону, но внешне похожи на противозаконные. Человек, который избегает совершения даже сомнительных поступков, наверняка никогда не пойдет на какие бы то ни было откровенно незаконные действия.

Повелитель правоверных Али (ДБМ), согласно преданию, говорил: "Набожный человек - это тот, чьи поступки не вызовут у него стыда, даже если их выставить на всеобщее обозрение".

Вторая ступень набожности означает достижение полного смирения и послушания тому, что было явлено Пророку (ДБАР). Набожность здесь, таким образом, состоит из выполнения обязательных предписаний /ваджибат/ и избежания всего, что противоречит закону (мухаррамат).

Третья ступень набожности состоит в том, чтобы очистить свое сердце от всего, кроме Аллаха. В этом смысле набожный человек - это тот, кто отказывается от тех из своих желаний, которые не доставят удовольствия Аллаху, и уповает не на людей, а только на Господа, то есть перестает связывать свои надежды с кем-либо из смертных, оставляя себе единственную опору – Всевышнего. Он сосредоточивает все свое внимание на созерцании Красоты и Великолепия Всемогущего Господа. Это – истинная набожность. На этот счет Коран гласит: "О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно…" (Али Имран (Семейство Имрана) - 3:102).

"…тех, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и раздают милостыню из того, что Мы определили им в удел"

Влияние набожности на духовную и телесную жизнь человека.

В самого начала этой суры Коран делит людей на три категории соответственно их отношению к вере и практическим предписаниям Ислама.

    1.Набожные /муттакин/, которые принимают Ислам во всех его аспектах.

    2.Неверные, которые представляют собой полную противоположность первым. Они признают свое неверие и не отказываются от злобных высказываний и враждебных действий по отношению к Исламу.

    3.Лицемеры, в чьем поведении кроется противоречие. Когда они среди мусульман, они прикидываются мусульманами, но, находясь среди врагов Ислама, они демонстрируют враждебность к правоверным. Их главной чертой является неверие, хотя внешне они изображают любовь к Исламу.

Третья категория людей, несомненно, гораздо опаснее для Ислама, чем вторая. Поэтому и в Коране они осуждаются более сурово.

Такое явление характерно не только для Ислама. Его можно обнаружить вокруг любых идейных течений. Всегда есть те, кто искренне верит той или иной доктрине, те, кто открыто выступает против нее, и те, кто занимает лицемерную консервативную позицию. Более того, это явление не ограничено конкретными временными рамками: оно существовало в человеческом обществе во все века.

Первая категория: набожные.

Аят, который мы сейчас обсуждаем, касается первой категории людей. В нем упоминаются характерные признаки набожного отношения человека к вере и к практике Ислама в пяти вопросах: это – вера в сокровенное, молитва, раздача подаяния из благ, которыми наделил его Господь, вера в учения всех пророков и, наконец, вера в день Воскресения.

1.Вера в сокровенное.

Первое, что говорится в аяте о набожных людях, это: "…которые веруют в сокровенное…"

"Мир сокровенного" и "чувственный мир" – это два противоположных понятия. "мир чувств" - это физический, видимый мир, тогда как "мир сокровенного" – это мир, который лежит за пределами наших чувств. Поэтому слово /гайб/ подразумевает то, что сокрыто от нас. Коран гласит: "…Ведающего сокровенное и очевидное. Он – Всемилостивый, Милосердный" (Аль-Хашр (Собрание) - 59:22).

Итак, первой чертой, отличающей верующих от неверных, является "вера в сокровенное". Именно этим искренние последователи мировых религий отличаются от тех, кто отрицает Бога, откровение и Воскресение, и именно поэтому "вера в сокровенное" стоит в начале перечня черт, присущих набожным людям.

Верующие переступили границы "вещного" мира и разорвали оковы материального. Они вышли в просторный безграничный мир и, благодаря обретенному ими широкому взгляду на действительность, установили связь с этим великим царством необычного и сверхъестественного. В то же время их противники упорно пытаются загнать человека, словно животное, в тесное стойло материализма. И этот регресс, это упадническое существование, исполненное низменных страстей и избыточной роскоши, они называют развитой цивилизацией.

Сравнивая идейные взгляды этих двух категорий людей, приходишь к выводу о том, что "набожные" - это те, кто верит в "сокровенное", в мир, который намного грандиознее и величественнее, чем тот осязаемый бренный мир, который способны воспринять наши чувства. Создатель Вселенной Всезнающ и Всемогущ, Его Великолепие и Прозорливость не знают границ. Он Вечен и Бесконечен. Это он придал миру столь гармоничную, уравновешенную и точно вымеренную форму.

В мире, где господствует вера, человек, благодаря своему духу, ушел очень далеко от животного. Для него смерть – это отнюдь не конец. Наоборот, это – одна из ступеней восхождения к вершинам совершенства. Смерть – это дверь в более величественный и широкий мир. В то же время материалисты считают, что мир бытия ограничен тем, что мы видим вокруг себя. естественные науки, утверждают они, доказали, что наш мир сложился без какого-либо предварительного плана или программы на основе естественных закономерностей, представляющих собой цепь неизбежных событий. По их представлениям, творческое начало в нашем мире не обладает интеллектом даже на уровне младенца, а человек - это часть природы, и когда он умирает, все на этом заканчивается. Его тело в течение нескольких дней разлагается и вновь возвращается в природу как один из ее компонентов. Они приходят к заключению, что для человека не существует жизни после смерти и что в этом смысле между человеком и животным нет никакой разницы.

Так можно ли поставить на одну доску двух человек, обладающих столь несхожими взглядами? Будут ли они вести себя совершенно одинаково в обществе себе подобных?

Представитель первой категории не сможет обходиться без совершения правильных, справедливых и милосердных поступков, без того, чтобы оказать помощь ближнему. А представитель второй категории лишен каких-либо мотивов для такого рода поступков. Он будет думать только о том, что полезно и выгодно для его нынешнего и последующего физического существования. Поэтому в среде истинно верующих людей мы видим бескорыстие, братство, взаимопонимание и сотрудничество, а среди тех, в чьей жизни господствует дух материализма, – колониализм, эксплуатацию, грабежи и убийства. Не случайно поэтому Коран представляет "веру в сокровенное" как первый признак набожности.

Среди толкователей Корана нет единства мнений относительно того, означает ли "вера в сокровенное" лишь "веру в Единого Бога" или же она имеет более широкий смысл, включающий веру и в мир откровения, и в воскресение, и в ангелов, и, вообще, в сверхъестественное, лежащее за гранью наших чувств.

Как уже отмечалось выше, вера в "мир, лежащий за гранью чувств", является первым признаком, отделяющим верующих от неверующих. Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что слово "сокровенное" используется здесь в самом широком смысле. Ведь толкование этого слова в данном аяте ничем не ограничивается, то есть в тексте нет никаких указаний, которые устанавливали бы для него какие-то конкретные смысловые рамки.

В некоторых своих высказываниях члены семьи Пророка - Ахл аль-бейт(ДБМ) - относят слово "сокровенное" в этом аяте к "двенадцатому имаму (ДБМ)", который, согласно нашим верованиям, сейчас жив, но сокрыт от людских глаз. Эта идея не вступает в противоречие с ранее сказанным, поскольку это тоже один из аспектов "сокровенного". Другими словами, "сокровенное" – это нечто такое, чего нельзя увидеть или услышать с помощью органов зрения или слуха, нельзя ощутить с помощью остальных органов чувств. Бытие Аллаха, несомненно, является сокровенным в силу ограниченности возможностей наших органов чувств. Иная жизнь, то есть потусторонний мир, скрыта от наших глаз. В нынешнее мрачное время нам необходимы пророки и наши безгрешные имамы (ДБМ), но даже Грядущий имам (ДБМ), который нужен нам, чтобы встать во главе и повести нас за собой, тот, чей путеводный свет призван помочь нам преодолеть лежащую перед нами окутанную мраком и полную опасностей дорогу, чтобы достичь безопасного пристанища, - даже он сокрыт от нас. Очевидно, что он находится вне пределов нашей досягаемости. Но при этом он – наш достойнейший имам (ДБМ) – никогда не пренебрегает судьбой своих истинных последователей и всегда знает, как обстоят их дела. (Ниже мы вернемся к вопросу о "двенадцатом имаме" (ДБМ) и рассмотрим его более всесторонне).

Из вышесказанного видно, сколь почетно положение людей, обладающих совершенной верой в настоящее время, в эту самую худшую из эпох! И у святого Пророка (ДБАР) были все основания, чтобы сказать по поводу таких людей: "О как велико мое желание увидеть моих братьев (которым еще предстоит родиться) в "конце времен"".

Тот факт, что Пророк (ДБАР), столь высокий в своем ранге и достоинстве, выразил желание увидеть истинно верующих людей нашей эпохи, и назвал их "братьями", заставляет о многом задуматься.

2.Общение с Аллахом.

Другим отличительным признаком набожного человека, как говорится в Коране, является молитва.

Молитва, которая является ключом к общению с Аллахом, позволяет верующим находиться в постоянном контакте с великим Творцом. Им открывается путь в потусторонний мир, в мир сверхъестественного. Они склоняют головы только перед Аллахом и выражают покорность одному лишь великому Создателю Мира Бытия. В их жизни нет места для смирения и робости перед лицом угнетателей и тиранов.

Такие люди чувствуют, что стоят рангом выше всех других существ, ибо удостоены чести обращаться к Аллаху и напрямую говорить с Ним. Именно это необходимо в первую очередь для религиозного воспитания.

Человек, который с открытой душой и сердцем пять раз в день обращается к Аллаху и искренне произносит слова молитвы, привносит в свои мысли, поступки и речи частицу Божественного света. И разве может такой человек совершить что-либо, что может вызвать неудовольствие Аллаха?

Значение и необходимость молитвы.

Молитва – это один из столпов Ислама, средство сближения с Аллахом, выражение покорности Ему, благодарность за Его бесконечную милость, следование примеру святого Пророка (ДБАР) и пречистых имамов (ДБМ), прочная нить, связывающая человека с Богом, а также дверь, которая постоянно открыта для испрашивания и получения у Аллаха помощи и наставления и закрыта для ошибок и прегрешений. Молитва – это единственный выход, через который вера, живущая в наших сердцах, может вылиться в поступки, обещая вступление в мир вечного счастья и на земле, и на небе.

Достоинствам обряда молитвы посвящено немало стихов в Священном Коране и множество высказываний, которые цитируют мусульманские источники. первостепенное значение молитвы подтверждают многие доводы как рационального, так и религиозного плана.

Ниже мы приводим мысли покойного автора книги "Джавахир аль-калам" (том 7, стр. 1). Его размышления основываются на содержании коранических стихов и ряда достоверных хадисов.

"Молитва – это действие, предотвращающее совершение гнусных и непристойных поступков. Во время молитвы остывает пламя геенны, а чистый душой верующий устанавливает с Аллахом связь, благодаря которой получает возможность духовного самосовершенствования. Подобно водной струе, что смывает грязь с тела, молитва смывает с верующих их грехи, а ее совершение пять раз в день можно сравнить с многократным омовением под этой струей. Ведь и Иисусу (ДБМ), и другим пророкам (ДБМ) Аллах повелел молиться на протяжении всей жизни.

молитва – это один из столпов Ислама. Это наилучший из поступков и наиважнейший из обрядов (предписанных Исламом). Она служит мерилом всех других деяний человека. Так, только совершив полный обряд молитвы, человек получает целиком воздаяние за свои прочие поступки, потому что все его добрые дела принимаются Небом только с молитвой. Подобно центральному шесту, на котором держится вся палатка, молитва является столпом, поддерживающим все остальные ритуалы и обряды, и все религии в целом. Поэтому первое деяние смертного, которое будет взвешиваться в Иной жизни и за которое с него там спросится, - это "молитва". Если его молитва будет принята, то и все остальные его [добрые] дела, которые он совершил на своем земном пути, будут оценены по достоинству и приняты. Но если она будет отвергнута, то остальные его благие поступки даже не будут рассматриваться и, непринятые, вернутся к нему. Учитывая сказанное, не стоит удивляться, когда тот, кто пренебрегает молитвой, получает прозвище "неверующий". И это соответствует истине, особенно, если причина отказа от молитвы кроется в неприятии самой религии. По словам имама Садыка (ДБМ), он не знает ничего лучше, выше и благостнее для Аллаха, чем молитва. Он (ДБМ) даже говорил, что считает ежедневную пятиразовую молитву обязательной для мусульманина. Тот, кто молится все пять раз точно в положенное время, в день Суда встретится с Аллахом, ведь у него в руках находится договор, по которому он, благодаря каждодневной молитве, имеет право на пребывание в раю. Но тот, кто пренебрегает обязательной молитвой, или нарушает ее сроки, должен будет дожидаться решения Аллаха: простить его, или покарать. Такая молитва лучше, чем двадцать хаджей, каждый из которых, в свою очередь, предпочтительней, чем полная комната золота, розданного как подаяние ради Аллаха. Обязательная молитва лучше, чем тысяча хаджей, каждый из которых стоит больше, чем весь мир со всем, что в нем есть. Воистину, покорность Аллаху есть служба Ему на земле, а никакая служба не может сравниться с молитвой. поэтому ангел и принес Захарии (ДБМ) благую весть именно во время молитвы в святилище. Когда человек готовится к совершению молитвы, Небеса осыпают его своими дарами, а вокруг него собираются ангелы. И ангел провозглашает, что если бы сей молящийся раб знал, что содержит в себе молитва, он ни за что не стал бы ею пренебрегать…

Восьмой святой его светлость имам Риза (ДБМ) писал по поводу проблем, возникших у Мухаммада ибн Санана, что значение молитвы объясняется тем, что она представляет собой признание человеком Власти Аллаха, Всемогущего и Достославного, и отрицание существования равного Ему. Творить молитву, значит смиренно, униженно и покорно предстать перед Всевышним Аллахом и просить у Него прощения за совершенные прегрешения. Во время молитвы человек несколько раз касается лбом земли в знак прославления Всевышнего и постоянной памяти о Нем. Обращенная к Аллаху молитва оберегает верующего от зла и помогает ему избежать любых безнравственных поступков и прегрешений".

3.Отношения с людьми.

Помимо постоянного общения с Аллахом, набожный человек всегда тесно связан с другими людьми – творениями Аллаха. Именно это стоит за третьим признаком набожности, который упоминается в этом аяте Корана: "…раздают милостыню из того, что Мы определили им в удел".

Примечательно, что в Коране не говорится "раздают милостыню из того, чем они владеют". Там сказано: "…из того, что Мы определили им в удел". Благодаря такой формулировке понятие "милостыни" приобретает настолько широкий смысл, что охватывает все материальные и духовные блага, дарованные Аллахом.

Таким образом, набожные люди жертвуют на благотворительные цели не только из своего материального достояния, но и из своего духовного богатства, то есть безвозмездно делятся сведениями, научными знаниями, интеллектом, физической силой и общественным весом, которые Аллах определил им в удел. Они жертвуют из принадлежащего им капитала в пользу нуждающихся, не требуя за это никакого возмещения.

Заметим, что необходимость делиться своим достоянием с неимущими является общим правилом для всего материального мира. Это качество присуще самой природе любого живого существа. Сердце человека бьется не для самого себя, а делится всем, что у него есть, с каждой клеточкой организма. Мозг и легкие, равно как и другие органы тела, постоянно делятся с остальным организмом жизненной энергией, которую они вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности. Да и вообще, можно сказать, что без благотворительности жизнь общества теряет свой смысл.

Искренние гармоничные отношения с окружающими людьми означают, по существу, гармонию и постоянство в отношениях с Аллахом. Человек, связанный с Аллахом и знающий, что все блага и все средства к его существованию происходят от Него и не являются плодами лишь его собственных усилий, никогда не станет возражать против пожертвований на благотворительные цели и с радостью будет делиться Его дарами с Его рабами, следующими по Его пути. Ведь такой человек, в конечном счете, остается в выигрыше, получая в результате своей благотворительности духовное и физическое вознаграждение. (Значение благотворительных пожертвований и вознаграждение за них подробнее рассматриваются в комментарии к аятам 261 – 274 суры Аль-Бакара.) Как бы то ни было, такой умственный настрой очищает душу человека от скаредности и зависти. Благодаря ему мир, где господствует "борьба за существование", уступает место миру "гуманизма и цивилизованности", миру, где каждый обязуется делиться своим достоянием с неимущими членами общества подобно тому, как солнце дарит свой свет всему окружающему, не требуя ничего взамен.

Стоит заметить, что по поводу фразы "…раздают милостыню из того, что Мы определили им в удел" имам Садык (ДБМ), согласно преданию, говорил: "Она означает, что люди делятся [и обучают тех, кто в этом нуждается] теми сведениями и научными знаниями, которым научил их Аллах".

Очевидно, что из этого высказывания вовсе не следует, что пожертвования делаются только в виде знаний, но, поскольку, заводя речь о благотворительности, мы, как правило, обращаем внимание только на денежную сторону дела, имам Садык (ДБМ) говорит о духовных пожертвованиях, давая тем самым понять, что явление благотворительности имеет более широкое толкование.

Сказанное выше отчетливо указывает на то, что слово "милостыня" в рассматриваемом аяте означает не только "обязательное подаяние" /закат/, а подразумевает пожертвования на благотворительные цели в целом, вне зависимости от того, является ли это обязательной нормой поведения или просто рекомендуемым поступком. Следовательно, данное слово означает здесь любой вид помощи, оказанной безвозмездно.

"… тех, кто верует в ниспосланное тебе [Мухаммад] и ниспосланное до тебя [другим пророкам] и убеждены, что [существует] загробная жизнь"

Еще одним признаком набожности человека является его вера во всех пророков и в Божественное Провидение. Коран гласит, что набожный - это тот, кто верует в ниспосланное Пророку Мухаммаду (ДБАР) (т.е. в Коран) и ниспосланное до него (другим пророкам, т.е. в Тору, Евангелие, Псалмы Давида и другие Священные Писания).

Таким образом, набожные люди не просто ощущают отсутствие различий между основными положениями учений всех пророков, но знают, что все пророки были учителями истины, подлинными наставниками в этой великой школе человечества, куда они по очереди приходили и убеждали людей встать на путь самосовершенствования. Более того, набожный человек не только не считает существование других мировых религий поводом для раздора и двуличия, но, учитывая их принципиальное единство, видит в них средство для установления связей и искреннего общения между народами разных стран.

Те, кто не согласен с этим, должны очистить свои души и умы от скверны упрямства и уверовать в то, что несли людям пророки Аллаха, дабы наставить человечество на путь Господа, путь самосовершенствования. Человеку пристало уважать всех "наставников", указывавших путь к "единобожию".

Вера в учения пророков прошлого (ДБМ), естественно, не означает отказа от необходимости приводить свои мысли и поступки в соответствие с постулатами религии последнего из пророков (ДБАР), которая представляет собой последнее, завершающее звено в цепи религиозных учений. Такой отказ означал бы, по существу, шаг назад на пути совершенствования и развития.

Вера в Воскрешение из мертвых упоминается здесь как последний из признаков набожности.

"… и убеждены, что [существует] загробная жизнь"

В этой фразе, которая звучит по-арабски как /ва биль-ахирати хум йукинун/, слово /йукинун/, являющееся производным от /йакин/, означает состояние убежденности и уверенности, достигнутое /муттакин/ "набожными", благодаря полученным ими несомненным доказательствам и неопровержимым свидетельствам. Одной из отличительных черт /муттакин/ является их непоколебимая убежденность и уверенность в том, что конечная цель жизни здесь состоит в движении к Абсолюту и в достижении мира, лежащего за пределами земного бытия.

Они уверены в том, что человек создан не без цели и предназначения. При сотворении для него был намечен маршрут, который никогда не заканчивается со смертью. все великие идеи, грандиозные события и катаклизмы, происходящие в мире, были бы пустой суетой, будь они предназначены только для краткого мига бренной жизни.

Набожный человек верит в то, что все человечество ждет Абсолютная Справедливость Высшего Суда и что не могут наши деяния в этом мире исчезнуть бесследно, оставшись без расплаты и воздаяния.

Эта вера вселяет в него спокойствие и равновесие духа. Он не только не испытывает никаких стрессов в связи с выполнением возложенных на него обязанностей, но, наоборот, испытывает радость от их отправления. Он тверд перед лицом неудач. Он не мирится, сталкиваясь с несправедливостью. Он уверен в том, что ему воздастся за любой, даже самый незначительный поступок как плохой, так и хороший, а после смерти он перенесется в иной, более совершенный мир, где не будет ни жестокости, ни угнетения, но где его ждет бесконечная благосклонность и милость справедливейшего Аллаха.

Верить в Иной мир - значит сломать стены материализма и выйти в мир счастья, который лучше и выше, чем тот, в котором мы живем. Наш нынешний мир – это как школа, где человек должен проявить максимум прилежания, чтобы подготовить себя к жизни в грядущем мире. Жизнь здесь - это не конечная цель, а лишь подготовка к вечной жизни в Ином мире.

Жизнь в материальном мире очень похожа на внутриутробный период развития человеческого плода. Этот период, естественно, не является целью сотворения человека, а представляет собой лишь эволюционную ступень в преддверии последующего этапа его бытия. И тем не менее, если плод не пройдет эту ступень, оставаясь невредимым вплоть до полного вызревания и появления на свет, его последующая жизнь не будет ни благополучной, ни счастливой.

Вера в Иную жизнь оказывает глубочайшее воздействие на поведение человека. Она наделяет его мужеством и отвагой, а "мученическая смерть" во имя святой цели является вершиной гордости и славы, самой желанной наградой в жизни верующего. Ведь для него мученичество – это начало иной, вечной жизни.

Вера в Иную жизнь оберегает человека от греха. Можно сказать, что количество совершенных грехов обратно пропорционально силе нашей веры в Аллаха и в Иную жизнь. Чем крепче и непоколебимее наша вера, тем меньше на нас греха. Руководством для нас здесь служат слова Аллаха, обращенные к Давуду (ДБМ): "…суди же среди людей по справедливости и не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты" (Сад, 38:26).

Да, забывчивость человека, не помнящего о "дне Расплаты", является источником всяческой строптивости, жестокости и разврата, которые в совокупности навлекут на него суровую кару.

"Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и они – достигшие успеха"

Последний из группы рассматриваемых аятов говорит о цели, к которой идут набожные люди, обретшие все пять упомянутых качеств, и о результате, к которому они пришли.

"Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и они – достигшие успеха"

По сути дела, и наставление их на путь истинный, и их преуспеяние на этом пути Аллахом для них гарантированы. Так что, можно сказать, что единственный путь к спасению и счастью ­— это путь, которым идут люди, получившие, благодаря обретению пяти упомянутых достоинств, наставление Аллаха. Местоимение /уля’ика/ "те" имеет ограничительный смысл и подчеркивает, что речь идет только о набожных людях, поскольку, хотя руководство и наставление Аллаха всегда имело и имеет всеобщий характер, только люди, обладающие такими достоинствами и избравшие узкую тропу, по которой их ведет Аллах, смогут воспользоваться благами, которые сулит этот путь, и добиться успеха в жизни в этом и Ином мире.

Ранее уже говорилось, что термин /хидаят/ "руководство, наставление" имеет широкое значение и включает в себя все виды руководства, которое осуществляется только Им одним. Это – и Божественное, и религиозное, и природное руководство. Отдельные стороны понятия "руководства" уже рассматривались ранее в комментарии к аяту 6 суры Аль-Фатиха.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара (1-5) [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 1, 2, 3, 4, 5; социальная политическая экономическая духовная жизнь мусульман воскресение воскрешение после смерти тайна сотворения мира единобожие история Авраама и Эзры и Моисея иудеев иудеи молитва пост священная война во имя Аллаха паломничество в Мекку, перенесение киблы(лицом во время молитвы) из Иерусалима в Мекку брак и развод торговля и погашение задолженностей предписания ростовщичество подаяние во имя Аллаха проблемы возмезди и запрещения употреблять в пищу мяса играть в азартные игры пить вино составление завещаний. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара (1-5) [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 1, 2, 3, 4, 5; социальная политическая экономическая духовная жизнь мусульман воскресение воскрешение после смерти тайна сотворения мира единобожие история Авраама и Эзры и Моисея иудеев иудеи молитва пост священная война во имя Аллаха паломничество в Мекку, перенесение киблы(лицом во время молитвы) из Иерусалима в Мекку брак и развод торговля и погашение задолженностей предписания ростовщичество подаяние во имя Аллаха проблемы возмезди и запрещения употреблять в пищу мяса играть в азартные игры пить вино составление завещаний.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz