e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРАН] Свет священного Корана ОТКРЫВАЮЩАЯ Аль-Фатиха (1-4) [Толкования Корана] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 1, 2, 3, 4; комментарий русский перевод смысл Корана. Властителю дня Судного Аллах ореолом его света с Аллахом Святой Пророк Али ибн Муса ар-Риза Ибн Аббас имам Садык Бакир Али Священной книги шейх Садук Хисал Соломо Савская Сулейман бисмиллахир-рахманир-рахим бисмильля-рахман-рахим бисмильля рахман рахим судный день Хвала Аллаху Всемилостивому Милосердному. [ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРАН] Свет священного Корана ОТКРЫВАЮЩАЯ Аль-Фатиха (1-4) [Толкования Корана] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 1, 2, 3, 4; комментарий русский перевод смысл Корана. Властителю дня Судного Аллах ореолом его света с Аллахом Святой Пророк Али ибн Муса ар-Риза Ибн Аббас имам Садык Бакир Али Священной книги шейх Садук Хисал Соломо Савская Сулейман бисмиллахир-рахманир-рахим бисмильля-рахман-рахим бисмильля рахман рахим судный день Хвала Аллаху Всемилостивому Милосердному.

Сура Аль-Фатиха (Открывающая) (1:1-7)



    1. Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

    2. Хвала Аллаху – Господу миров,

    3. Всемилостивому, Милосердному,

    4. Властителю дня Судного!

    5. Тебе поклоняемся мы и к тебе взываем о помощи:

    6. веди нас путем прямым,

    7. путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех,
    что вызвали Твой Гнев, и не заблудших.



"Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!"

У большинства народов мира есть обычай произносить вслух имя кого-либо из великих или пользующихся всеобщей любовью людей, чтобы тем самым придать большую значимость и вес своему делу. Другими словами, приступая к какому-нибудь делу, они с самого начала связывают его с именем этого человека.

Из всех существ Аллах единственный является бессмертным, а потому любая работа, какая бы она ни была, должна начинаться с произнесения Его Святого Имени. Она должна быть окружена ореолом его света, и только Его одного следует просить о помощи во всех делах. Итак, читая первый аят Корана, мы произносим: "бисмиллахир-рахманир-рахим" (Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!). Это действие нужно осуществлять не просто как акт речи, но со всей искренностью и осознанием его значимости, поскольку, связав свое дело с Аллахом, мы придаем ему нужную направленность, не позволяем ему уклониться от цели, и тогда наше начинание будет несомненно успешным и благословенным.

Святой Пророк (ДБАР) говорил: "Если то или иное важное дело начинается без слов /бисмиллах/, оно обречено на неудачу".

Приведя эти слова Пророка (ДБАР), Повелитель правоверных (ДБМ) добавил: "Приступая к любому делу, человек должен произнести /бисмиллахир-рахманир-рахим/. Это означало бы, что он начинает работу с именем Аллаха на устах, а дело, начатое с именем Аллаха, всегда благословенно".

По поводу важности и непревзойденного совершенства фразы /бисмиллах/ Али ибн Муса ар-Риза, согласно преданию, говорил: "(Святые слова /бисмиллахир-рахманир-рахим / ближе к прекрасным именам Аллаха, чем зрачок глаза к его белку".

Ибн Аббас также цитирует слова святого Пророка (ДБАР), который сказал: "Как только учитель говорит ребенку, чтобы тот прочитал /бисмиллахир-рахманир-рахим/, и ребенок произносит эти слова, Аллах делает его, его родителей и учителя неуязвимыми (для огненной геенны)".

Имам Садык (ДБМ) говорил: "Нет ни одной Священной книги, ниспосланной людям с небес, которая не начиналась бы словами /бисмиллахир-рахманир-рахим/".

Шейх Садук в своей книге "Хисал" цитирует такие слова имама Бакира (ДБМ): "Приступая к делу, неважно, малому или великому, мы должны произнести /бисмиллахир-рахманир-рахим/, чтобы снискать этому делу благословение свыше".

Другими словами, только работа, освященная именем Аллаха, будет продвигаться ровно и без сбоев.

Фраза /бисмиллахир-рахманир-рахим/, с которой начинается сура, учит нас просить у Аллаха помощи Его чистой, безупречной Сущности в любом начинании. Именно поэтому Всевышний Аллах в первых же аятах, явленных святому Пророку (ДБАР), повелел, чтобы он, приступая к распространению Ислама, вершил свое великое дело во имя Аллаха: "Читай [Откровение] во имя Господа твоего…" (Аль-‘Алак (Сгусток) - 96:1). Вспомним, что Ной (ДБМ), обращаясь во время Потопа к своим сподвижникам, сказал: "…Отправляйтесь в ковчеге! Именем Аллаха плывет он и останавливается…" (Худ, 11:41), а царица Савская, получив письмо от Соломона (Сулеймана), говорит: "Оно ведь от Сулеймана, и в нем (говорится): "Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного…" (Ан-Намль (Муравьи) - 27:30).

Следуя этому принципу, все суры Корана (кроме девятой – Ат-тауба) начинаются с /бисмиллах/, благодаря чему и достигается важнейшая цель: наставить человека на путь истинный и привести его к успеху и изобилию, не позволяя ему вкусить горечь неудачи.

Когда мы, приступая к какому-либо делу, призываем на помощь всесильного Аллаха, чье могущество не знает себе равных, то психологически ощущаем прилив энергии, что придает нам большую уверенность в себе: мы стараемся сделать больше, быть настойчивее, смелее бороться с трудностями, быть оптимистами, чувствуя при этом, что наши намерения и сущность наших деяний становятся чище. Произнесение имени Аллаха в начале любого дела – залог будущего успеха.

Сколько бы мы ни говорили здесь о значении этого аята, все равно этого будет недостаточно, ибо, согласно преданию, имам Али (ДБМ), комментируя его, говорил о нем Ибн Аббасу с вечера до самого утра, но все его разъяснения не пошли дальше буквы /б/ - первой буквы фразы /бисмиллахир-рахманир-рахим/.

Является ли фраза /бисмиллах/ частью каждой суры?

Почти все мусульманские богословы сходятся в том, что /бисмиллахир-рахманир-рахим/ является, как говорилось выше, неотъемлемой частью суры Аль-Фатиха, а также всех остальных сур Корана (кроме девятой суры – Ат-тауба). По сути дела, включение /бисмиллах/ в начало каждой суры, помимо одной, упомянутой ранее, само по себе является доказательством этого факта. Уверенность в правильности такого подхода настолько тверда, что с самого момента ниспослания Корана Пророку Ислама (ДБАР) в него не было внесено ни одного изменения.

Один из сподвижников имама Садыка (ДБМ), Му‘авия ибн ‘Аммар, рассказывал, что однажды он спросил имама, следует ли ему произносить фразу /бисмиллахир-рахманир-рахим/ в начале суры Аль-Фатиха каждый раз, когда он приступает к молитве, на что имам ему ответил: "Да". Тогда он спросил его, нужно ли произносить /бисмиллахир-рахманир-рахим/ после суры Аль-Фатиха перед тем, как начать чтение очередной суры, и вновь имам ответил ему: "Да".

Известный мусульманский ученый Дар Кутни, опираясь на достоверные источники, приводит рассказ Повелителя правоверных Али (ДБМ) о том, как некий человек спросил его однажды: "Что такое ас-саб‘ аль-масани (семь аятов)?" - на что он (ДБМ) ответил ему: "Это сура аль-хамд". - "Но сура Аль-Хамд содержит лишь шесть аятов", - возразил Повелителю правоверных (ДБМ) его собеседник. - "бисмиллахир-рахма-нир-рахим"также является одним из аятов этой суры", – ответил Али (ДБМ).

Кроме того, мусульмане всегда при чтении Корана практиковали произнесение аята /бисмиллахир-рахманир-рахим/ в начале каждой суры (кроме девятой), и есть немало доказательств тому, что и святой Пророк (ДБАР) поступал таким же образом.

Рассказывают, что Повелителя правоверных Али (ДБМ) попросили высказать свое мнение на счет того, является ли /бисмиллахир-рахманир-рахим/ частью суры Аль-Фатиха. "Посланник Аллаха, – ответил он, – всегда читал этот аят и считал его одним из аятов этой суры. "Фатихат аль-Китаб (Открывающая), - говорил он, - это то же самое, что и Саб‘ масани (Семь аятов)". Аллах – самое всеобъемлющее из имен Бога

Слово /исм/ (имя) в словосочетании /бисмиллах/, как говорят специалисты по арабской литературе, происходит от корня /сумувв/, передающего смысл чего-то высокого, возвышенного. По-арабски /исм/ означает также "имя существительное" и объясняется это тем, что, когда некая вещь называется конкретным "именем" /исм/, обнаруживается скрытая сущность этой вещи и одновременно повышается значение самого "имени", благодаря которому преодолевается состояние безымянности и бессмысленности.

В выражении /бисмиллах/ слово Аллах представляет собой самое полное и всеобъемлющее из многочисленных имен Господа. И это действительно так, поскольку каждое из имен Аллаха, которые приводятся в Священном Коране и в других мусульманских источниках, достоверно отражает лишь один конкретный аспект, лишь один из атрибутов Всевышнего. Другими словами, единственное имя, которое охватывает все атрибуты божественной красоты и великолепия, это - Аллах. В силу этого другие божественные имена чаще всего используются в качестве уточняющего эпитета к имени "Аллах". Так, например, слова "Аллах Прощающий, Милостивый…" (Аль-Бакара (Корова) - 2:226) указывают на великодушие Аллаха; выражение "Аллах Слышащий, Знающий…" (2:227) говорит о том, что Он ведает обо всем, что говорится и делается; фраза "Аллах видит то, что вы вершите" (Аль-Худжарат (Покои) - 49:18) подчеркивает, что ему открыто все, что творят люди; а аят, гласящий "Воистину, Аллах – Тот, Кто дарует пропитание, Он – Могущественный, Сильный" (Аль-Зариат (Рассеивающие) - 51:58), свидетельствует о том, что его милостью кормится все живое на земле, что он силен и тверд в своих деяниях.

Наконец, сура Аль-Хашр (Собрание) - 59:23, 24) знакомит нас с еще несколькими атрибутами Аллаха. Имена "Творец" и "Создатель" подразумевают творческое, созидательное божественное начало, а определение "Дарующий облик" показывает нам Его как создателя форм. Вот как об этом говорится в указанных аятах: "Он – аллах, нет бога, кроме Него. Он – Властелин, Пресвятой, Дарующий безопасность, Надежный, Хранитель, Великий, Могущественный, Возвеличенный. Превыше Он того, чему поклоняются наряду с Ним… Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. Ему принадлежат самые прекрасные имена…"

Другим убедительным свидетельством всеобъемлющего характера имени "Аллах" является то, что для принятия Ислама необходимо произнести вслух фразу /ля иляха илля Аллах/ (Нет божества, кроме Аллаха), тогда как произнесения любого другого имени Всевышнего, как, скажем, "Всеведающий", "Создатель", "Кормилец" и т.п., отнюдь не достаточно, чтобы засвидетельствовать веру в единобожие в Исламе. Не случайно поэтому, верующие других конфессий называют Бога мусульман Аллахом, ибо только мусульмане называют именем "Аллах" того, кому они поклоняются. Милосердие Аллаха в широком и узком смысле слова

Оба прилагательных /ар-рахман/ "Всемилостивый" и /ар-рахим/ "Милосердный" происходят от корня /рахма/ – "милосердие, жалость". Первое из этих определений, "Всемилостивый", по мнению многих комментаторов, подразумевает милосердие Аллаха, как всеобщее явление, которое распространяется на все живые создания, в числе которых и верующие, и неверующие, и праведники, и грешники. Ведь, как мы можем убедиться, Божественный дар жизни разлит повсюду и все сыны человеческие пользуются его безграничными благами. В нем – источник их жизненных сил. Они черпают их из того океана благодати, что окружает весь бренный мир.

Второе же слово, /ар-рахим/ "Милосердный", подразумевает милосердие Аллаха, относящееся только к правоверным, только к Его смиренным рабам. Правоверные своей истинной верой, добрыми делами, искренностью и истовостью молитвы заслужили особого, исключительного снисхождения и сострадания, которого лишены все неверные.

Обращение к этому вопросу тем более оправдано, что слово /рахман/ всегда используется в Коране в обобщенном значении, тогда как слово /рахим/ нередко используется в конкретном, ограниченном смысле, как, например, в аяте: "…и Он Милосерден к верующим" (Аль-Ахзаб (Сонмы) - 33:43). Иногда, как это имеет место в суре Аль-Фатиха, оно может иметь и широкий смысл.

Имам Садык (ДБМ) говорил: "Аллах – Бог всего сущего. Он Милосерд ко всем Своим созданиям и Он Милостив, в особенности по отношению к верующим".

Поэтому, когда в начале какого-либо дела мы произносим имя Аллаха, мы должны просить у Него милосердия как в широком, так и в более узком смысле этого понятия.

Интересно отметить, что атрибут милосердия представляет собой в широком смысле слова силу, подобную силе притяжения, которая способна сближать сердца людей. Он же может служить для установления более тесной связи между человеком и его Творцом.

Этим объясняется тот факт, что истинно верующие мусульмане, произнося священный аят /бисмиллахир-рахманир-рахим/ перед тем, как совершить какое-либо действие, отвращают свои сердца от всего, кроме Аллаха, уповая на Него одного, ибо Он единственный способен проявлять чувство всеохватывающего милосердия ко всем Своим созданиям, не обделяя своей милостью ни одно из них.

Еще один вывод из слов /бисмиллах/ состоит в том, что деяния Аллаха всегда милосердны и что кара Господня – это акт исключительный, имеющий место только в тех случаях, когда на это есть конкретная весомая причина.

Сказанное становится особенно очевидным, когда мы произносим молитву под названием "Джаушан Кабир", где в разделе 20 говорится: "О, Господи, чье милосердие сильнее Его гнева…"

Людям следует уделять больше внимания проявлению милосердия и доброты в своей повседневной жизни, прибегая к насилию и грубости лишь в случае явной необходимости.

В заключение этих рассуждений мы приводим исполненные глубокого смысла слова Пророка (ДБАР), который, комментируя различные аспекты Его всеобъемлющего милосердия, сказал: "Воистину, у Аллаха сто милостей, из которых Он ниспослал на землю только одну и разделил ее среди всех Своих созданий. Вся милость и доброта, которые у них есть, происходят из нее. Он, Милосердный, оставил остальные 99 для Себя, чтобы проявить снисхождение к Своим рабам в день Воскресения".

"Хвала Аллаху – Господу миров"

Мир преисполнен Его милости.

После того как мы произнесли фразу /бисмиллахир-рахманир-рахим/, с которой начинаем чтение этой суры, мы должны обратить свой взор к Великому Творцу и Покровителю мира бытия и к безмерным благам, которыми Он нас в изобилии окружил. Это, с одной стороны, призвано "направить" нас, то есть обратить наше внимание на существование Божественного Промысла, а с другой стороны, - послужить "стимулом" к тому, чтобы продемонстрировать свою готовность служить и поклоняться Ему.

Это "стимул" в силу того, что любой человек, получивший благой дар, проникается желанием как можно скорее узнать своего дарителя, чтобы выразить ему свою благодарность и признательность. Это свойство человека выливается в определенную внутреннюю предрасположенность, которая побуждает его заявить о своем признании Бога.

При рассмотрении религиозной мотивации, вызывающей "потребность выразить благодарность Дарителю", такая внутренняя предрасположенность представляется как один из стимулов поведения человека.

с другой стороны, это "направляет" человека к познанию Господа и дарованных Им благ, поскольку самый короткий и прямой путь к признанию существования Истока состоит в изучении тайн создания, и в частности, тайны происхождения благ, которыми жив человеческий род.

Может быть, именно в силу этих двух причин в начале суры Аль-Фатиха, после /бисмиллах/ стоит аят, гласящий: "Хвала Аллаху – Господу миров".

Этот аят - "Хвала Аллаху – Господу миров" - указывает одновременно на Единство Божественной Сущности и на Единство Божественных атрибутов и Деяний.

Определение здесь Аллаха как "рабб аль-‘аламин" (Господа миров) представляет собой, по существу, возвращение к объяснению факта после его констатации. впечатление такое, что кто-то спрашивает, почему вся хвала относится (только) к Аллаху, и в ответ узнает: потому, что Он – "Господин миров".

Такова одна из характеристик Аллаха. В другой суре Корана о нем говорится: "…сделавший прекрасным все сущее, сотворенное Им" (Ас-Саджда (Челобитие) - 32:7).

А сура Худ гласит: "Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием" (11:6).

слово "аль-хамд" (хвала), с которого начинается этот аят, со всей очевидностью дает понять также, что Аллах сотворил все эти блага и даровал все награды по собственной воле, руководствуясь собственным желанием.

Следует отметить, что слова "Хвала Аллаху – Господу миров" полезно произносить не только в начале дела, но, как учит нас Коран, и по его завершении. Так, в суре Йунус о добродетельных, попавших на Небеса говорится: "Там возгласят они: "Хвала Тебе, о Аллах!", там обратятся к ним со словами "Мир [вам]", завершатся же речи их [словами]: "Слава Аллаху, Господу миров"" (10:10).

Достоинства этого аята.

По поводу достоинств этого аята существует предание в передаче имама Садыка, (ДБМ) согласно которому Пророк (ДБАР) как-то сказал: "Когда правоверный раб произнесет "Хвала Аллаху, Господу миров", славя Господа так, как Он того достоин, ангелы не смогут ничего записать ему по поводу этого восхваления. Аллах спросит у них, почему они не записали на счет верного раба его никакой награды за произнесенные слова. И ангелы, объясняя, почему они не записали никакого вознаграждения, спросят, как же они могут понять и каким мерилом измерить высочайшую ценность слов, содержащих хвалу, которой может быть удостоен только Он один? Тогда Аллах Всевышний скажет им, чтобы они записали произнесенные слова, а Он одарит Своего раба за похвалу, как Сам сочтет нужным".

Слово /рабб/ в своем исконном смысле означает "хозяин чего-либо, что он улучшает и совершенствует".

В своем абсолютном смысле это слово применимо только к Аллаху, если же в арабском языке оно используется в отношении кого-либо другого, за ним неизменно следует дополнение, отвечающее на вопрос "чего?", как например, /рабб ад-дар/ "хозяин дома" или /рабб ас-сафина/ "хозяин судна". При этом в любом случае значение этого слова включает в себя оттенок "совершенствова-ния, воспитания".

В Маджма‘ аль-баян приводится и другая версия, согласно которой слово /рабб/ означает "значительную персону, чьим приказам подчиняются люди". Однако вполне вероятно, что оба варианта значений имеют общее происхождение.

Слово /‘аламин/ - это множественное число от /‘алам/ "мир", и используется оно здесь в значении "совокупность разнообразных живых существ, которых объединяют общие признаки или общее для них пространство и время". Так, например, мы говорим: мир человека, мир животных, мир растений; либо: восточный мир, западный мир; либо: сегодняшний мир, вчерашний мир. Таким образом, когда слово /‘алам/, которое само по себе подразумевает множественность, употребляется во множественном числе, то его следует понимать в значении "Мироздание".

Автор комментария "Аль-манар" говорит, что, по словам имама Садыка, (ДБМ) /‘аламин/ означает только "человечество", и далее, уже от себя, добавляет, что в Коране это слово употребляется в этом смысле и в других сурах, как, например: "…чтобы он стал увещевателем для обитателей миров" (Аль-Фуркан (Различение) - 25:1).

Слово /‘аламин/, безусловно, во многих случаях используется в Коране в смысле "человечества", но иногда оно может приобретать и более широкое значение, включающее и другие создания Аллаха, например: "И лишь Аллаху – Господу небес и земли, Господу [обитателей] миров – хвала!" (Аль-Джасия (Коленопреклоненные) - 45:36), или: "Фир‘аун спросил: "Кто же Господь обитателей миров?" - [Муса] ответил: "Господь небес и земли и того, что между ними…" (Аш-Шу‘ара (Поэты) - 26:23, 24).

Интересно, что имам Али (ДБМ), как пишет Садук в "‘Уюн аль-ахбар", говорил, комментируя эту фразу: "[Фраза] /рабб аль-‘аламин/ относится ко всему живому и неживому в сотворенном мире".

Между этими двумя высказываниями, естественно, нет никакого противоречия, поскольку, несмотря на то, что понятие /‘аламин/ обладает очень широким значением, человек, тем не менее, это – важнейшее из всех существ, населяющих мир, а потому зачастую рассматривается в качестве центральной фигуры, от которой зависят и перед которой уходят в тень все остальные существа. Поэтому, когда имам Али (ДБМ) истолковывает термин /‘аламин/ в смысле "человечества", то имеет в виду, что человек среди всего бесчисленного сонма живых существ является целью и венцом творения.

Заслуживает внимания также тот факт, что иногда понятию /‘алам/ "мир" придается двоякий смысл: "большой мир" (макрокосм) и "малый мир" (микрокосм), где "малый мир" означает человека в том смысле, что в человеческой личности собраны все те же силы, которые управляют и "большим миром". Человек воплощает в себе, по существу, целую Вселенную. Повелитель правоверных (ДБМ) в одной из своих поэм писал, обращаясь к человеку: "Ты думаешь, что ты – лишь малый сгусток плоти, но знай, что весь великий мир [макрокосмос] в тебе, как в капле, заключен".

Одной из причин, побудивших нас уделить столь пристальное внимание многогранному значению слова /‘алам/ "мир", является то, что слово это стоит после фразы /аль-хамдулиллах/, воздающей всю хвалу одному только Аллаху, в выражении /раббил-‘аламин/, призванном аргументировано разъяснить предыдущий тезис. Мы говорим, что вся хвала воздается одному только Аллаху, ибо только Ему, Господину и Покровителю, принадлежат все достоинства, совершенства и блага мира.

"Всемилостивому, Милосердному"

Значения слов /ар-рахман/ "Всемилостивый" и /ар-рахим/ "Милосердный" в их широком и узком смысле были подробно рассмотрены в комментарии к аяту /бисмиллах/, а потому нет нужды возвращаться к ним вновь.

К упомянутому комментарию в связи с понятиями /ар-рахман/ и /ар-рахим/ можно лишь добавить, что эти два атрибута, являющиеся одними из самых главных атрибутов Аллаха, повторяются нами как минимум тридцать раз в течение дня в пяти ежедневных молитвах: дважды в суре Аль-Фатиха и один раз в суре, которую мы произносим после нее. Таким образом, мы шестьдесят раз в день величаем Аллаха как воплощение "милости".

В этом, пожалуй, самый главный урок для всех людей, который учит их необходимости вырабатывать в себе такое качество как милосердие и пользоваться им в своей повседневной жизни и работе. Кроме того, он учит нас тому, что если мы считаем себя верными и покорными рабами Аллаха, то нам не следует в манере обращения со своим слугами подражать тиранам–рабовладельцам.

История рабовладения содержит немало свидетельств тому, что жестокие хозяева прибегали к самым чудовищным издевательствам в обращении с своими рабами. Если раб, к примеру, работал слишком медленно, то его наказывали жесточайшим образом: били плетьми, заковывали в кандалы, приковывали к жерновам и заставляли их вращать, принуждали работать в шахтах, сажали в темные сырые ямы, а за более серьезный проступок могли и повесить.

История гласит также, что иногда рабов бросали в клетки с дикими зверями, а если раб побеждал зверя и оставался жив, то в клетку запускали нового хищника.

Это лишь несколько примеров обращения рабовладельцев со своими рабами. Однако Аллах, Господин миров, неоднократно подчеркивает в Священном Коране, что Аллах Прощающ и Милосерд к Своим рабам, покаявшимся в своем непослушании Ему. Так, например, в суре Аз-зумар (Толпы) говорится: "Скажи: "О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный" (39:53).

Слова /ар-рахман/ и /ар-рахим/ после фразы /раббил-‘аламин/ "Господа миров" подчеркивают идею о том, что Он, обладая абсолютной властью и могуществом, тем не менее, Милостив и Прощающ по отношению к тем, кого сотворил. Эта черта, присущая Аллаху, привлекает к Нему Его рабов, и они с ликованием в сердце произносят слова /ар-рахманир-рахим/ "Всемилостивый, Милосердный".

Здесь было бы уместно обратить внимание на тот факт, что поведение Аллаха Всевышнего по отношению к своим созданиям коренным образом отличается от обращения господ со своими слугами, в особенности в страшную эпоху рабовладения.

Именно в силу вышесказанного "вера в Аллаха" является первым из пяти основополагающих принципов Ислама.

"Властителю дня Суда!"

Второй из принципов Ислама: вера в воскресение.

В этом аяте наше внимание обращено на второй важный принцип Ислама - принцип Воскресения и Иной жизни. "Властителю дня Суда!" - гласит этот аят.

таким образом, идея Начала и Конца, лежащая в основе любого пути морального и социального совершенствования человека, получает здесь самое высокое и совершенное выражение.

Следует обратить внимание также на то, что в этом аяте содержится идея власти Аллаха, Его господства, которая находит отражение в Его роли Владыки и Повелителя в День, когда все люди предстанут перед своим истинным Господином для Великого Суда и расплаты. Они увидят все свои деяния и мысли в их реальном масштабе, ни на йоту не меньше, чем при жизни, и ничто из них не будет забыто. Им придется даже принять на себя долю ответственности за обычаи, которые они, может быть, никогда сами и не соблюдали, но которые складывались при их участии.

Владычество Аллаха в день Суда не похоже на наше иллюзорное обладание принадлежащими нам вещами материального мира. Его Владычество в отношении бренного мира есть истинное владение и власть. В нем выражена особая зависимость Божьих тварей от Господа и их потребность в Нем. Если поток Его благ прекратится хотя бы на миг, всем им грозит неминуемая гибель.

Другими словами, владычество Господа есть прямое следствие Его Созидательности и Святости. Он творит живые сущности, в каждый новый момент времени непрерывно давая им жизнь, заботясь о них, защищая и направляя их, и является их истинным владыкой и господином. Он же является единственным повелителем всех сил, действующих в материальном мире.

Нет и не может быть сомнения в том, что Аллах - это "Господин миров". Единственный вопрос, который может здесь возникнуть в качестве реакции на наше утверждение о том, что Он является "Властителем в день Суда", это вопрос: а разве Аллах не является Абсолютным Владыкой мира, вообще? Ответом на этот вопрос может послужить тот факт, что "Владычество Аллаха", хотя и распространяется на оба мира, в потустороннем мире имеет более широкое проявление, поскольку все материальные связи и мнимое обладание вещами в Иной жизни перестают существовать, и никто уже в день Суда не будет иметь ничего своего. Даже если заступничество и будет для кого-то иметь место, то только с повеления Аллаха, ибо, как говорится в Коране о Дне Расплаты: "Это день, когда ни один человек не властен ничем помочь другому, и повеление в тот день принадлежит [только] Аллаху" (Аль-Инфитар (Разрушение) - 82:19).

Другими словами, если в этом мире бывают случаи, когда один человек своими речами, деньгами, властью, усилиями адвокатов, планами и расчетами может помочь другому человеку, то в день Суда (в Иной жизни) ничего подобного не может быть и в помине. И поэтому, когда у людей спрашивают: "Кому надлежит властвовать в тот день?" - они отвечают: "Аллаху, Единому, Могущественному" (Гафир (Прощающий) - 40:16).

Тот, кто не верит в Иную жизнь и в день Расплаты, имеет все предпосылки к тому, чтобы стать самым аморальным из людей, величайшим из тиранов, совершающим самые гнусные и чудовищные преступления, ибо, как он полагает, никто не сможет призвать его к ответу и покарать его, если только он будет себя вести достаточно умно и не позволит себя поймать с поличным. Рядом с таким человеком в этом мире было бы страшно, а то и невозможно жить. Поэтому вера в жизнь после смерти и в Судный день, которая является такой же важной частью Ислама, как и молитва, играет очень большую роль в удержании человека от греха.

Важно подчеркнуть Власть Аллаха в день Суда еще и потому, что это помогает бороться с неверием безбожников в Иную жизнь. Из аятов Священного Корана можно сделать заключение, что вера в Аллаха была достаточно широко распространена даже среди неверующих в эпоху невежества (джахилия). На этот счет в суре Лукман говорится: "Если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" – то они, несомненно, ответят: "Аллах"" (31:25). Но в то же время они отвергали слова Пророка (ДБАР) о Воскресении: "Те, которые не уверовали, говорят: "Назвать ли вам мужа, который вещает вам, что после того, как вы распадетесь на частички, возродитесь в новом творении?" Измыслил ли он на Аллаха ложь, или же он – одержимый?" (Саба, 34:7, 8).

Согласно преданию, имам Саджад (ДБМ) рассказывал: "Али ибн аль-Хусейн (ДБМ), начав читать аят "Властителю дня суда", стал повторять его вновь и вновь до тех пор, пока жизнь едва не покинула его".

Выражение /йаумид-дин/ повторяется в Коране свыше десяти раз и каждый раз в значении потустороннего мира: "Откуда тебе знать, что такое Судный день? И еще раз – откуда тебе знать, что такое Судный день? Это день, когда ни один человек не властен ничем помочь другому, и повеление в тот день принадлежит [только] Аллаху" (Аль-Инфитар (Разрушение) - 82:17-19).

Выражение /йаумид-дин/ употребляется в значении "Судный день", поскольку День тот будет днем расплаты: слово /дин/ по-арабски означает "награду, воздаяние". Самым ярким событием потусторонней жизни будет раздача вознаграждений и определение меры наказания. В этот День все завесы будут сняты и все деяния будут взвешены до грана, и каждый пожнет плоды своих поступков как добрых, так и злых.

Имам Садык (ДБМ) говорил, что день Суда - это "день Расплаты".

Заметим также, что некоторые толкователи полагают, что "Воскресение" называется /йаум-ид-дин/, поскольку в этот День каждый получит воздаяние согласно его религии, если только он должным образом соблюдал ее предписания.

[ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРАН] Свет священного Корана ОТКРЫВАЮЩАЯ Аль-Фатиха (1-4) [Толкования Корана] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 1, 2, 3, 4; комментарий русский перевод смысл Корана. Властителю дня Судного Аллах ореолом его света с Аллахом Святой Пророк Али ибн Муса ар-Риза Ибн Аббас имам Садык Бакир Али Священной книги шейх Садук Хисал Соломо Савская Сулейман бисмиллахир-рахманир-рахим бисмильля-рахман-рахим бисмильля рахман рахим судный день Хвала Аллаху Всемилостивому Милосердному. [ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРАН] Свет священного Корана ОТКРЫВАЮЩАЯ Аль-Фатиха (1-4) [Толкования Корана] ТАФСИР - толкование аятов. Аят 1, 2, 3, 4; комментарий русский перевод смысл Корана. Властителю дня Судного Аллах ореолом его света с Аллахом Святой Пророк Али ибн Муса ар-Риза Ибн Аббас имам Садык Бакир Али Священной книги шейх Садук Хисал Соломо Савская Сулейман бисмиллахир-рахманир-рахим бисмильля-рахман-рахим бисмильля рахман рахим судный день Хвала Аллаху Всемилостивому Милосердному.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz