Священная книга Коран сура ЙУСУФ ГРОМ [Перевод М.-Н. Османова]
12. ЙУСУФ
Во имя Аллаха, милостивого, милосердного
1. Алиф, лам, ра. Эти [аяты] — знамения
ясного Писания.
2. Воистину, Мы ниспослали его (в виде)
Корана на арабском языке в надежде, что вы поймете [его содержание].
3. Мы рассказываем тебе этот Коран в Нашем
откровении наилучшим образом, хотя прежде ты был среди не ведавших [об
откровении].
4. [Вспомни, Мухаммад,] как Йусуф сказал
своему отцу: «О мой отец! Я видел [во сне] одиннадцать звезд, солнце и луну. Я
видел, как они поклонялись мне».
5. [Отец] сказал: «О сынок мой! Не
рассказывай этого сна своим братьям, а не то они замыслят против тебя коварство.
Ведь шайтан — явный враг человеку.
6. И [согласно твоему сновидению] твой
Господь изберет тебя [на пророческий сан], научит тебя толковать сны и оделит
сполна тебя и род Йа'куба Своим благодеянием, подобно тому как раньше Он оделил
им твоих праотцев: Ибрахима и Исхака. Воистину, твой Господь — знающий, мудрый».
7. [В сказании] о Йусуфе и его братьях
заключены, несомненно, знамения для алчущих истины.
8. [Братья] сказали: «Несомненно, отец
любит Йусуфа и его брата больше, чем нас, хотя нас так много. Воистину, наш отец
[впал] в явное заблуждение.
9. Убейте же Йусуфа или же доставьте его в
[далекие] земли и [бросьте там]. Тогда благоволение вашего отца целиком будет
обращено на вас, и тогда вы [вновь] станете праведными людьми».
10. Один из братьев сказал: «Не убивайте
Йусуфа, если вы решили расправиться с ним, а бросьте его на дно колодца.
Какой-либо путник вытащит его».
11. [Братья] сказали: «О отец наш! Почему
ты не доверяешь нам Йусуфа? Ведь мы для него — [добрые] советники!
12. Отпусти его завтра с нами, пусть он
поест вволю и поиграет, мы же будем беречь его».
13. [Отец] сказал: «Не хочется мне
отпускать его с вами. Я боюсь, что, как только вы зазеваетесь, его съест волк».
14. [Братья] сказали: «Да не такие мы
растери, чтобы волк съел его, когда нас так много»
15. Когда же братья отправились с Йусуфом
[в степь] и бросили его на дно колодца, Мы внушили Йусуфу: «Ты непременно
напомнишь им об этом их деянии, когда они об этом и думать забудут».
16. Вечером братья вернулись к отцу со
стенаниями
17. и воскликнули: «О отец наш! Мы бегали
наперегонки, а Йусуфа оставили стеречь наши вещи, [вот тут-то] волк и задрал
его. Ты не поверишь нам, но мы говорим правду».
18. И ониподнесли [ему] рубашку Йусуфа,
якобы [обагренную] кровью. [Отец] сказал: «Да, только сердца ваши подсказали вам
[такое] деяние. Но терпение — благо. И к Аллаху [надо] взывать о помощи [в
деле], о котором вы поведали».
19. Меж тем [к колодцу] прибыл караван, и
[караванщики] послали водоноса [по воду]. Он опустил свое ведро и [,увидев
Йусуфа,] воскликнул: «Радостная весть Это же мальчик!» [Караванщики] спрятали
Йусуфа, чтобы продать. Но ведь Аллах ведал о том, что они делают.
20. И они продали его за ничтожную цену —
за немногие дирхемы, желая избавиться от него.
21. Тот житель Египта, который купил
Йусуфа, сказал своей жене: «Относись к нему хорошо. Быть может, он пригодится
нам или мы усыновим его». Так Мы дали Йусуфу прочное положение в этой стране,
(соблаговолили) научить его толкованию снов. Аллах властен над тем, что Он
соизволил, однако большинство людей не ведает [об этом].
22. Когда Йусуф достиг совершеннолетия, Мы
даровали ему мудрость и знание. Так Мы вознаграждаем тех, кто вершит добро.
23. Женщина, в доме которой жил Йусуф,
стала соблазнять его, заперла двери и сказала: «Приди ко мне». Он ответил:
«Упаси Аллах! Ведь мой Господь предоставил мне прекрасное убежище, а нечестивцы
никогда не будут преуспевающими».
24. Она возжелала его, и он возжелал бы ее
тоже, если бы не увидел прежде знамения Господа своего. Так [повелели Мы], чтобы
отвратить от него зло и прелюбодеяние, ибо он, воистину, из числа Наших верных
рабов.
25. Они бросились к двери, опережая друг
друга, и она порвала со спины рубаху Йусуфа. У двери они наткнулись на ее мужа.
Она вскричала: «Как иначе можно покарать того, кто покушался на честь твоей
жены, если не заточить в темницу, не [подвергнуть] мучительному наказанию?!»
26. Йусуф сказал: «Это она пыталась
соблазнить меня»,— а свидетель из ее семьи заключил: «Если его рубаха разорвана
спереди, то она говорит правду, а он — ложь.
27. А если его рубаха разорвана со спины,
то она лжет, а он говорит правду».
28. Убедившись, что его рубаха разорвана со
спины, муж сказал: «Воистину, все это — [только часть] из ваших [женских]
козней, а козни ваши превелики!
29. Йусуф! Забудь об этом. А ты [,жена,]
проси прощения за свое прегрешение, ибо ты совершила грех».
30. [После того] женщины в городе стали
сплетничать: «Жена знатного мужа пыталась соблазнить своего юного раба! Ее
охватила страсть к нему. Воистину, мы полагаем, что она впала в явный грех».
31. Когда она услышала про сплетни
египетских жен, то пригласила их [в гости], велела приготовить им ложа, дала
каждой по ножику [для очистки плодов] и сказала [Йусуфу]: «Выйди к ним». Когда
они увидели его, то стали так расхваливать, что порезали ножами себе руки
[вместо плодов], и воскликнули: «Упаси Аллах! Это — не человек, он не кто иной,
как благородный ангел».
32. [Жена того сановника] сказала; «Перед
вами тот, из-за которого вы меня порицали. Правда, я пыталась его соблазнить, но
он устоял. Однако если он не повинуется моему желанию, то будет заточен в
темницу и окажется в числе ничтожных».
33. [Йусуф] воскликнул: «Господь мой.
Темница мне милее того, к чему меня принуждают. Если Ты не избавишь меня от их
козней, я уступлю им и окажусь в числе глупцов».
34. Господь удовлетворил [его мольбу] и
отвратил от него их козни, ибо, воистину, Он — внемлющий, знающий.
35. После того как они увидели знамения его
[невиновности], они [все же] приняли решение заточить его на некоторое время.
36. Вместе с ним в темницу заключили двух
юношей. Один из них сказал: «Вижу я [во сне], что выжимаю виноград». Другой
сказал: «Вижу я [во сне], что несу на голове лепешку, которую клевали птицы.
Поведай нам толкование снов, ибо, воистину, мы убедились, что ты добрый
человек».
37. (Йусуф) ответил: «Не успеют принести
еду, которой вас кормят здесь, как я растолкую ваши сновидения. [И вы узнаете об
этом] до того, как вам подадут ее, благодаря тому, чему научил меня мой Господь.
Воистину, я отрекся от людей, которые не веруют в Аллаха и не приемлют веры в
будущую жизнь.
38. Я последовал за верой моих отцов
Ибрахима, Исхака и Йа'куба. Нам не следует поклоняться никому, кроме Аллаха.
Такова милость Аллаха к моему народу и ко [всем] людям, но большинство людей
неблагодарны.
39. О мои друзья по темнице! Кто лучше:
разрозненные божества или единый и могущественный Аллах?
40. Минуя Его, вы поклоняетесь лишь именам,
которыми вы назвали [богов], вы и ваши отцы. Но Аллах не ниспослал об [этих
именах] никакого довода. Решение выносит только Аллах, и Ои повелел, чтобы вы
поклонялись только Ему. Это и есть истинная вера, но большая часть людей не
ведает [об этом].
41. О мои друзья по темнице! Один из вас
будет поить вином своего господина, а другой будет распят, и птицы будут
склевывать [пищу] у него с головы. Вот и решение дела, о котором вы спрашивали».
42. Того, который, по его предположению,
должен был спастись, [Йусуф] попросил: «Напомни обо мне твоему господину». Но по
наущению шайтана он забыл это сделать п, и [Йусуф] пробыл в темнице [еще]
несколько лет.
43. Царь [Египта] однажды сказал: «Видел я
[во сне]: семь тощих коров пожирают семерых тучных, а также семь зеленых
колосьев и семь высохших. О приближенные. Разъясните мое сновидение, если вы
умеете толковать сны».
44. [Приближенные] ответили: «Это
бессвязные сны! Мы не умеем толковать их».
45. Но тот из двух [узников], который
спасся [из темницы], вдруг вспомнил [Йусуфа] после [долгого] времени [их
разлуки] и сказал: «Я смогу растолковать вам сон, только пошлите меня [в
темницу]».
46. [Его отвели в темницу, и он сказал
там]. «О Йусуф, правдивый муж! Разгадай нам [значение сна] о семи тучных
коровах, которых пожирают семь тощих, а также о семи зеленых колосьях и других —
высохших, чтобы я вернулся [с разгадкой] клюдям [правителя]. Быть может, они
узнают [истинную цену тебе]».
47. [Йусуф] ответил: «Вы будете сеять семь
лет [подряд] в поте лица. То, что вы пожнете, оставляйте [,не обмолотив,] в
колосе, за исключением небольшого количества, что пойдет на пропитание.
48. По прошествии семи лет наступят семь
недородных лет, в течение которых проедят то, что было отложено, кроме
небольшого количества, которое вы сбережете.
49. Вслед за ними наступит год, в который
людям будет дарован дождь, и они будут выжимать [оливки и виноград]».
50. Царь повелел: «Ведите его ко мне!»
Когда к [Йусуфу] пришел посланец, он сказал: «Возвращайся к своему господину и
спроси его, какова история с женщинами, которые порезали себе руки. Воистину,
мой Господь знает их козни».
51. [Посланец вернулся, рассказал царю обо
всем, тот собрал женщин] и спросил: «Что это за история о том, как вы пытались
соблазнить Йусуфа?» Они ответили: «Упаси Аллах! Нам неизвестно о нем ничего
дурного». А жена того знатного мужа сказала: «Теперь истина обнаружилась. Я
пыталась соблазнить его, и все, что он говорит,— правда».
52. [Услышав об этом, Йусуф сказал]: «[Я
просил] об этом ради того, чтобы [мой прежний господин] узнал, что я не предал
его в его отсутствие и что Аллах не наставляет на прямой путь изменников с их
кознями.
53. Я не оправдываю себя, ведь природа
человека толкает его ко злу, если не смилостивится Господь мой. Воистину, мой
Господь — прощающий, милосердный».
54. И [тогда] царь повелел: «Приведите его
ко мне. Я возьму его к себе в услужение». Когда [привели Йусуфа, царь] заговорил
с ним и сказал: «Воистину, сегодня ты при нас обрел силу и доверие».
55. [Йусуф] сказал: «Назначь меня
[смотрителем] над хранилищами [твоей] земли, ибо я — умелый хранитель».
55. Так Мы даровали Йусуфу могущество в
земле [египетской], дабы он поселился там, где ему заблагорассудится. Мы воздаем
[по заслугам] и помним о наградах для тех, кто вершит добрые деяния.
57. Вознаграждение же в будущей жизни лучше
для тех, которые уверовали и богобоязненны.
58. И [вот однажды] братья Йусуфа прибыли
[в Египет] и пришли к нему. Он узнал их, а они его не узнали.
59. Когда [Йусуф] снабдил их припасами, он
сказал им: «Привезите [в следующий раз] вашего брата по отцу. Разве вы не
убедились, что я доверху наполняю меру и что я — щедрейщий из людей?
60. Если же вы не привезете его ко мне, то
я не стану отмеривать вам [зерно], тогда держитесь от меня подальше».
61. Они ответили: «Мы постараемся уговорить
отца отпустить его и сделаем все, [что в наших силах]».
62. [Йусуф] велел своим слугам: «Положите
их [исходный] товар» во вьюки. Быть может, они, когда возвратятся в свои семьи,
узнают [исходный товар] и вернутся [в Египет]».
63. Когда [братья] вернулись к отцу, они
сказали: «О отец наш! Нам отказано в обмене [зерна, если мы в следующий раз не
приведем с собой брата]. Так отпусти его с нами! И нам будет отмерено [зерно].
Воистину, мы будем оберегать его».
64. Отец вопросил: «Неужели же я доверю его
вам так, как доверил прежде его брата? Аллах охранит его лучше, Он — самый
милосердный из милостивых».
65. [Когда же они] развязали свои вьюки, то
обнаружили, что их [исходный] товар возвращен им. Они сказали: «О отец! Чего еще
желать! [Исходный] товар нам возвратили. [В следующую поездку] мы обеспечим
пропитанием свои семьи, обережем своего брата и получим вдобавок верблюжий вьюк
[зерна]. И это — легкая мера».
66. [Отец] сказал: «Я ни за что не отпущу
его с вами, пока вы не поклянетесь Аллахом, что непременно вернетесь с ним, если
только вас не постигнет [беда]». Когда же они поклялись ему, [отец] сказал:
«Аллах — поручитель в том, о чем мы договорились».
67. [Потом] он сказал: «О сыны мои! Не
входите [в столицу Египта] через одни ворота, а войдите через разные ворота, нo
[все равно] я не смогу быть полезным для вас, если этого не пожелает Аллах.
Решение только от Аллаха, на Него я уповаю, и да уповают на Него уповающие».
68. Хотя [братья Йусуфа] вошли [в столицу]
так, как им велел отец, это ничуть не помогло им уклониться от [предопределения]
Аллаха, [это послужило] только исполнению желания души Йа'куба, которое он
высказал. Он, воистину, обладал знанием, поскольку Мы научили его, но большая
часть людей не ведает об этом.
69. Когда [братья] предстали перед Йусуфом,
он подозвал к себе родного брата [Бенйамина] и сказал: «Воистину, я — твой брат.
Пусть не огорчает тебя то, что совершили [другие братья]».
70. Когда [Йусуф] распорядился снабдить их
зерном, он наказал положить чашу в тюк своего брата [Бенйамина], а после этого
глашатай провозгласил: «О [люди] каравана! Вы, воистину,— воры».
71. [Братья,] когда [глашатаи] подошли к
ним, спросили: «Что вы потеряли?»
72. [Глашатаи] ответили: «Мы ищем чашу
царя. Тому, кто принесет ее,— вьюк верблюда [зерном]. И я — порукой тому».
73. [Братья] ответили: «Клянемся Аллахом!
Ведь вы знаете, что мы прибыли в вашу страну не для того, чтобы совершать
преступления. И мы вовсе не воры».
74. [Глашатаи] спросили: «А каково
возмездие вору, если вы говорите неправду?»
75. Они ответили: «Тот, в чьем вьюке будет
найдена [чаша], будет сам отдан в возмещение как возмездие. Так мы наказываем
несправедливых».
76. [Их привели для обыска к Йусуфу], и он
начал с мешков [сводных] братьев, а не с мешка [родного] брата. Наконец он
вытащил чашу из мешка [родного] брата. Так Мы [внушили] Йусуфу уловку, ибо по
законам царя [египетского] он не мог [без причины] задержать брата, если бы того
не захотел Аллах. Мы возвышаем по степеням [знания] тех, кого пожелаем, и выше
любого знающего есть [более] знающий.
77. [Братья] сказали: «Если [Бенйамин]
украл, то ведь раньше украл и его брат». Но Йусуф скрыл от них [возмущение
ложью] и не выказал им, а только подумал: «Вы мерзки по природе, и Аллах лучше
знает [подлинный смысл] вашего наговора».
78. Они сказали: «О знатный муж! Его отец —
дряхлый старик. Задержи вместо него кого-либо из нас. Мы видим, что ты — добрый
человек».
79. [Йусуф] ответил: «Упаси нас Аллах
задержать кого-нибудь кроме [человека], у которого мы нашли нашу вещь. Воистину,
в таком случае мы были бы насильниками».
80. Потеряв надежду на то, что его
[отпустят], братья уединились для совета, и старший из них сказал: «Помните ли
вы, что отец заставил нас поклясться Аллахом и что раньше вы оплошали с Йусуфом?
Я ни за что не покину этой страны, пока не разрешит мне отец или Аллах не
прикажет [мне вернуться], а ведь Он — самый лучший из тех, кто выносит решение.
81. Возвращайтесь к отцу и скажите: „О отец
наш! Воистину, твой сын совершил кражу, а мы свидетельствуем только о том, что
знаем, и неведомо нам было сокровенное, [когда просили отпустить его с нами].
82. Спроси жителей селения, в котором мы
были, и караванщиков, с которыми мы шли, [и ты убедишься,] что мы говорим
правду».
83. [Когда братья вернулись к отцу и
рассказали обо всем], он сказал: «Нет же! Это ваши души ввели вас в соблазн. Но
терпение — благо, и, возможно, Аллах возвратит мне всех [трех]. Воистину, Он —
знающий, мудрый».
84. Он отвернулся от них и воскликнул: «О
горе мне из-за Йусуфа!» И покрылись глаза его от скорби бельмами, и сдерживал он
свою печаль.
85. [Через некоторое время] сыновья сказали
[отцу]: «Клянемся Аллахом, если ты не перестанешь стенать о Йусуфе, то заболеешь
или умрешь».
86. Он ответил: «Я жалуюсь Аллаху на свое
горе и печаль, и Он дает мне знать то, чего вы не знаете.
87. О сыны мои! Ступайте и разыскивайте
Йусуфа и его брата и не теряйте надежды на милосердие Аллаха, ибо отчаиваются в
милости Аллаха только люди неверующие».
88. [Они снова направились в Египет и
прибыли туда] и, когда пришли к Йусуфу, сказали: «О знатный муж! Нас и наш род
поразила беда. Мы прибыли с небольшим товаром. Отпусти же нам [зерно] полной
мерой и будь щедр к нам. Воистину, Аллах вознаграждает подающих милостыню».
89. [Йусуф] спросил: «Поняли ли вы, как
[дурно] поступили с Йусуфом и его братом, когда не сумели отличить [истину от
кривды]?»
90. Они сказали: «Неужели ты Йусуф?» Он
ответил: «Я — Йусуф, а это — мой брат. Аллах облагодетельствовал нас. Воистину,
если кто-либо богобоязнен и терпелив, то Аллах непременно вознаграждает тех, кто
творит добро».
91. Они сказали: «Клянемся Аллахом! Аллах
возвысил тебя над нами, мы же были только грешными людьми».
92. [Йусуф] сказал: «Теперь я уже не укоряю
вас. Да простит вас Аллах, ибо Он — милосерднейший из милосердных.
93. Отвезите мою рубаху и накиньте на лицо
моего отца, и он прозреет, а потом приходите ко мне вместе со всей семьей».
94. И как только караван покинул [Египет],
отец сказал (окружающим): «Воистину, я чую благоухание Йусуфа, хотя, быть может,
вам покажется, что я выжил из ума».
95. Они ответили: «Клянемся Аллахом,
воистину, ты по-прежнему пребываешь в заблуждении».
96. Когда же прибыл добрый вестник,
набросил рубаху на лицо [Йа'куба] и тот прозрел, он сказал: «Разве я не говорил
вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?»
97. [Сыновья] ответили: «Отец наш! Обратись
(к Аллаху), чтобы Он простил нам грехи. Воистину, мы заблуждались».
98. [Йа'куб] сказал: «Я буду молить Господа
моего, чтобы Он простил вас, ведь Он — прощающий, милосердный».
99. Когда [они прибыли в Египет] и вошли к
Йусуфу, он привлек к себе родителей и сказал: «Живите в безопасности в Египте,
если на то будет воля Аллаха».
100. Он усадил своих родителей рядом с
собой на трон, а они пали ниц перед ним, и [Йусуф] сказал: «О отец мой! Вот это
и есть толкование сна, [виденного] мною еще тогда, и Господь мой сделал сон
явью. [Аллах] облагодетельствовал меня, освободив из темницы, доставил вас [ко
мне] из пустыни, после того как шайтан посеял вражду между мною и братьями.
Воистину, мой Господь добр, к кому пожелает. Воистину, Он — знающий, мудрый.
101. Господи! Ты даровал мне могущество и
научил толковать сновидения. [0] Творец небес и земли, Ты — мой покровитель в
этой и будущей жизни. Упокой меня предавшимся Тебе и включи меня в число
праведников».
102. Все это — часть повествований о
сокровенном, и Мы даем тебе это в откровении [,о Мухаммад]. Ты не был вместе с
ними (т. е. братьями Йусуфа) тогда, когда они приняли свое решение, замышляя
козни.
103. И если бы даже ты захотел, [все равно]
большая часть людей не уверует.
104. Ты не просишь у них вознаграждения за
это, ведь это — только назидание для обитателей миров.
105. О, как много на небесах и на земле
знамений, мимо которых они проходят [не задумываясь] и отворачиваются.
106. Большая часть их не верует в Аллаха
без того, чтобы не поклоняться помимо Него другим божествам.
107. Неужели полагают они найти защиту от
наказания Аллаха или [надеются], что [Судный] час настанет не внезапно, когда
они об этом и не помышляют?
108. Скажи [,Мухаммад]: «Таков мой путь. Я
и мои последователи зовем вас к Аллаху согласно убеждению. Хвала Аллаху, я не
отношусь к многобожникам».
109. И задолго до тебя Мы направляли
[посланниками] с откровением только [смертных] мужей из их же селений. Разве они
не странствовали по земле и не видели, чем кончили те, которые жили до них? Ведь
обитель в будущей жизни лучше для богобоязненных. Неужели они не поймут этого?
110. Когда же посланники впадали в отчаяние
[из-за отказа следовать их вере] и полагали, что их отвергли, Мы приходили к ним
на помощь, и спасались те, кого Мы хотели [спасти]. Ведь Наше наказание
неотвратимо для грешников!
111. В повествовании о [деяниях]
посланников заключено назидание для разумных мужей. И [Наше повествование] — не
вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всего
сущего, руководство к прямому пути и милость для верующих людей.
13. ГРОМ
Во имя Аллаха, милостивого, милосердного
1. Алиф, лам, мим, ра. Это — аяты Писания
(т. е. Корана). То, что ниспослано тебе [, Мухаммад,] твоим Господом — истина,
однако же большая часть людей не верует.
2. Аллах вознес небеса на невидимых вами
опорах, потом воссел на трон и подчинил власти Своей солнце и луну, и они
находятся в движении до положенного срока. В Его власти [все] дела [мира], Он
разъясняет аяты [Корана],— быть может, вы уверуете в то, что предстанете перед
вашим Господом.
3. Он — тот, кто простер землю, воздвиг на
ней незыблемые горы, [заставил течь] реки, взрастил из разных плодов по паре и
укрыл день ночью. Воистину, во [всем] этом — знамения для людей мыслящих.
4. На земле есть участки сопредельные,
виноградники, нивы, пальмы, растущие и из одного корня, и из разных [корней], и
орошают их одной и той же водой. [Но] одни [плоды] Мы создаем более вкусными,
чем другие. Воистину, во [всем] этом — знамения для разумных людей.
5. Если ты удивлен [тем, что многобожники
поклоняются тому, что не вредит и не помогает, и считают богами других кроме
Меня], то ведь еще удивительнее их слова: «Неужели после того, когда мы
превратимся во прах, мы будем вновь сотворены?» Они — те, которые не уверовали в
Господа своего, а на шеях у них цепи, они будут обитателями адского огня и
пребудут в нем вечно.
6. Они требуют от тебя ускорить [исполнения
обещанного] наказания [в этом мире], не дожидаясь [обещанной] милости [в том
мире]. Но ведь задолго до них были наказаны [другие народы]. Воистину, твой
Господь прощает людей, если даже они не-честивцы, и, воистину, Господь твой
суров в наказании.
7. Те, которые не уверовали, говорят:
«Почему ему не ниспослано знамение от его Господа?» Но, воистину, ты — всего
лишь увещеватель, и у каждого народа есть тот, кто наставляет на прямой путь.
8. Аллаху ведомо, что носит в утробе любая
самка, сколь уменьшилось и сколь прибавилось в каждом лоне. И все сущее имеет у
Аллаха свою меру.
9. Он знает сокровенное и явное, Он велик и
превыше всего.
10. И тот из вас, кто скрывает свои мысли,
и тот, кто высказывает их, и тот, кто прячется ночью, и тот, кто действует в
открытую днем,— все равны [пред Аллахом].
11. К каждому человеку приставлены ангелы,
следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха.
Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменят свои
помыслы. Когда же Аллах возжелает наказать людей, то этого не отвратить ничем и
нет для них заступника, кроме Него.
12. Он — тот, кто являeт вам молнию, чтобы
вы страшились [гнева Аллаха] и надеялись [на милость Его], и порождает тучи,
чреватые[дождем].
13. [Он — тот, кому] возносит славословие
гром, а также ангелы, [дрожащие] в страхе перед Ним, мечущим молнии и поражающим
ими тех, кого пожелает, в то время как они спорят [с Мухаммадом] об Аллахе —
ведь Он суров в наказании.
14. [Только] к Аллаху должен быть обращен
истинный молитвенный зов. А [боги], к которым взывают [неверные], минуя Аллаха,
не дадут им никакого ответа. Ведь они подобны тому, кто пытается зачерпнуть
ладонью воды, чтобы напиться, но разве можно [так] напиться? [Так и] молитва
неверных — одно лишь заблуждение.
15. Те, кто на небесах и на земле, а также
тени их склоняются пред Аллахом по утрам и вечерам, желая или не желая того.
16. Спроси, [Мухаммад]: «Кто Господь небес
и земли?» Отвечай [сам]: «Аллах». Спроси: «Неужели вы избрали себе помимо Него
иных заступников, которые даже сами себе не могут ни помочь, ни навредить».
Спроси: Разве равны слепой и зрячий или равны мрак и свет?» Или же [неверные]
признали наряду с Аллахом других богов, которые [будто бы] творили так, как
творит Он, так что для них создания [Аллаха и других богов] стали одинаковыми?
Скажи: «Аллах — творец всего сущего, Он — единый и всевластный».
17. Он низверг с неба воду, и в [сухих]
руслах потекли [потоки] согласно размерам их. И [каждый] поток несет на
поверхности пену. Подобная же пена [появляется] на поверхности металлов, которые
[люди] плавят на огне для [изготовления] украшений или предметов утвари. Так
Аллах показывает на примере, [где] истина и [где] ложь: пена рассыплется во
прах, а то, что приносит людям пользу, пребудет на земле. Так приводит Аллах
примеры.
18. Тем, которые покорны своему Господу,
[воздается] добром, а тем, которые непокорны Ему,— наихудшее воздаяние, и они не
откупятся от него, если даже владеют всеми земными благами и еще стольким же,—
пристанищем им будет ад, а это — скверное ложе
19. Разве сравнится тот, кто уразумел, что
ниспосланное тебе (т. е. Коран) является истиной, с тем, кто слеп? Воистину,
памятуют [об этом] лишь разумные мужи,
20. которые верны завету, данному Аллаху, и
не нарушают обязательств,
21. а также те, которые соединяют [в себе]
то, что велел Аллах соединять, страшатся своего Господа и боятся строгого
спроса,
22. и те, которые носят [страдания],
стремясь к лику Аллаха, совершают обрядовую молитву, расходуют и тайно и явно из
того, что Мы дали им в удел, и добром предотвращают зло. Им уготовано обитание
23. в райских садах, куда они войдут вместе
с теми, кто праведен из их отцов, супруг и их потомков. И войдут к ним ангелы
через все врата [и скажут]:
24. «Мир вам за то, что вы были терпеливы».
И прекрасно воздаяние этой обителью!
25. А тем, которые нарушают заключенный с
Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на
земле,— уготовано им проклятие и наихудшая обитель.
26. Аллах щедро дарует [удел одним] или
ограничивает тому, кому пожелает. Они радуются земной жизни, но ведь она по
сравнению с будущей — [преходящее] пользование благами.
27. Те, которые не уверовали, говорят:
«Почему ему (т.е. Мухаммаду) не ниспослано от его Господа знамение?» Отвечай:
«Воистину, Аллах сбивает с пути [истины] того, кого пожелает, и ведет по нему
тех, кто раскаялся [пред Ним],
28. тех, которые уверовали и сердца которых
нашли утешение в поминании Аллаха». А разве не в поминании Аллаха находят
утешение сердца?
29. Блаженство [в этом мире] и прекрасная
обитель [в том мире] — тем, кто уверовал и вершил праведные дела.
30. Так Мы отправили тебя посланником в
общину [неверующих], до которой были и другие общины, чтобы ты произнес им то,
что Мы внушили тебе в откровении. Но они все же не уверовали в Милосердного,
Скажи [им]: «Он — мой Господь, нет бога, кроме Него, на Него я уповаю, и к Нему
я вернусь [после смерти]».
31. Если благодаря какому-либо писанию
перемещались бы горы, разверзлась бы земля или заговорили бы покойники [,то это
был бы только Коран]. Но всевластно повелевает только Аллах. Разве не знают те,
которые уверовали, что если бы Аллах захотел, то направил бы всех людей на
прямой путь? Бедствия будут непрестанно поражать тех, кто не уверовал, или будут
рядом с их жилищами до тех пор, пока не исполнится то, чем увещевал Аллах.
Воистину, Аллах соблюдает обещания.
32. И до тебя посланники подвергались
осмеянию, и Я давал неуверовавшим отсрочку [на раздумье]. Но потом Я подверг их
наказанию. О, как [сурово] было мое наказание.
33. Разве тот, кто неотступно стоит над
каждым живым существом и [видит] то, что оно вершит, [подобен тому, кто не
таков]? [Неверные] поклоняются наряду с Ним другим богам. Скажи им, [Мухаммад]:
«Призовите их! Или же поведайте Ему что-либо такое, чего Он не ведает на земле.
А иначе [ваши идолы] — только пустые слова». Да, неверные обольстились
собственной хитростью и сошли с пути истины. А того, кого сбивает [с пути
истины] Аллах, никто не выведет на прямой путь.
34. Им — наказание в этом мире, а наказание
в будущем мире более тяжко. И никто не спасет их от [кары] Аллаха.
35. Рай, обещанный благочестивым,—[это
сады], в которых текут ручьи, где не иссякают яства и [близка благодатная] сень.
Все это — награда богобоязненным, а воздаяние неверным — адский огонь.
36. Те, которым Мы даровали писание,
радуются тому, что ниспослано тебе (т. е. Корану). А среди [других] групп есть
такие, которые отвергают часть его. Скажи [,Мухаммад]: «Воистину, мне велено
поклоняться Аллаху и не поклоняться наряду с ним другим богам. К Нему я взываю,
и к Нему будет мое возвращение».
37. Мы ниспослали Коран, подобно [другим
писаниям], книгой заветов на арабском языке. Если же ты последуешь за их
низменными желаниями, после того как тебе было даровано знание (т.е. Коран), то
Аллах не будет тебе ни помощником, ни заступником.
38. И до тебя мы посылали посланников и
давали им супруг и потомство. И не может ни один посланник творить знамения,
кроме как с соизволения Аллаха. И для каждого срока — [свое] писание.
39. Аллах отменяет и утверждает то, что
пожелает, [из предписаний], у Него хранится суть книги.
40. Или Мы покажем тебе, как исполняются
некоторые Наши угрозы неверным, или же Мы упокоим тебя до исполнения угроз].
Тебе надлежит только сообщить [писание, а Нам принадлежит воздаяние.
41. Разве неверные не видели, как Мы
нисходим на их владения и сокращаем их по краям? Аллах творит суд, никто не
отвратит Его решения, и Он скор на расплату.
42. Хитрили и те, которые жили до них, но
Аллаху подвластны все хитрости. Ведомо Ему, что творит каждое живое существо, и
скоро узнают неверные, кто будет вознагражден [райской] обителью [в том мире].
43. Неверные говорят: «Ты — не посланник
[Аллаха]». Отвечай [,Мухаммад]: «Да будет только Аллах свидетелем между мною и
вами, а также теми, кто знает Писание».
|