[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение.
Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.
[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение.
Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 275
275. Те, кто берет лихву, восстанут [из могил], как восстанет
тот, кого лишает Сатана рассудка прикосновением своим. Это - в наказание им за
то, что говорили они: "Воистину, лихва [дозволена] так же, как и торговля". Но
дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к кому-либо [из
ростовщиков] увещевание Господне, и если поступит он (т.е. ростовщик) согласно
увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А
те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на времена
вечные.
В арабском языке слово /риба/ (ростовщичество) означает "лихву, прибавку".
ростовщики уподобляются людям, которых Сатана лишил рассудка. В Судный день они
будут воскрешены как умалишенные из-за несправедливостей, сотворенных ими в
земной жизни. Страсть к наживе лишает их разума. Ростовщики способствуют
разделению общества на классы, ведь им неведомы такие человеческие чувства, как
сострадание и любовь к ближнему. нищета и ненависть, порожденные
ростовщичеством, могут достичь такой остроты, что это приведет к социальному
взрыву, подрывающему сам принцип частной собственности.
Те, кто берет лихву, [восстанут из могил], как восстанет тот, кого лишает
Сатана рассудка прикосновением своим
Некоторые считают, что ростовщичество вполне вписывается в упомянутый принцип
частной собственности и в этом смысле ничем не отличается от торговли. Но Коран
опровергает эту точку зрения такими словами этого аята:
Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил
Пояснения.
1. Положение ростовщика неустойчиво, а это, в свою очередь, нарушает
экономическое равновесие всего общества.
2. Оправдание греха взрыхляет почву для еще большего греха.
Это - в наказание им за то, что говорили они: "Воистину, лихва [дозволена]
так же, как и торговля"
3. Грех ростовщичества может быть прощен тому, кто впадает в него по
недомыслию. Но те, кто осознает свои неправедные действия и не желает от них
отказываться, не могут рассчитывать на прощение.
А те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на
времена вечные
Осуждение ростовщичества прозвучало в аятах Корана, ниспосланных еще до
переселения Пророка (ДБАР) из Мекки в Медину. Так, например, в мекканской суре
Румы - 30:39 о ростовщичестве сказано следующее: "То, что отдаете вы в рост … не
умножит ничего пред Всевышним". А в суре Али Имран (Семейство Имрана) - 3:130
Аллах повелевает: "Не живите за счет лихвы…" Эти слова также означают запрет
ростовщичества. И все же наиболее полно и отчетливо неприятие ростовщичества
сформулировано в рассматриваемой сейчас группе аятов суры Аль-Бакара (Корова).
Между прочим, в Коране сказано, что запрет на ростовщичество существовал и в
иудаизме. Подтверждение этому находим в суре Женщины (4:161), где сказано:
"…брали они лихву, хотя было это запрещено им…" и в тексте самой Торы. [Тора, Исход, глава 23; Левит, глава 25]
В суре Аль-Бакара (Корова)аяты, осуждающие ростовщичество, расположены сразу
же вслед за аятами, посвященными благотворительности, чтобы наглядно
продемонстрировать, каким образом богатство может одновременно порождать и
добро, и зло. Благотворительность - это безвозмездное "даяние", а ростовщичество
- безнаказанное "отбирание". Благотворительность служит благу всего общества,
ростовщичество порождает в нем зло. Вот почему в следующем аяте Корана, который
мы будем рассматривать ниже, сказано: "Искореняет Всевышний лихву и поощряет
милостыню". [Сура Аль-Бакара (Корова) - 2:276]
Перечисленные в Коране наказания, грозящие тем, кто взял на душу грех
ростовщичества, и тем, кто смирился с властью незаконных правителей, столь
суровы, что превосходят даже кары, которые ожидают убийц, угнетателей, пьяниц,
картежников и прелюбодеев. Следовательно, ростовщичество без всяких оговорок
признавалось величайшим грехом всеми течениями в Исламе.
Если придет к кому-либо [из ростовщиков] увещевание Господне, и если поступит
он (т.е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его
прошлые. И рассудит его Аллах
В одном из преданий повествуется о том, как Имам Садык (ДБМ) узнав, что один
человек занимается ростовщичеством, сказал: "Будь на то позволение Аллаха, я бы
отрубил ему голову". []Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 429]
Рассказывают также, что Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) встретил
однажды ростовщика и потребовал от него покаяться и отказаться от своего
ремесла. Ростовщик покаялся, и Али (ДБМ) отпустил его с миром, сказав на
прощание: "Ростовщика надо заставлять каяться так же, как заставляют каяться
идолопоклонника".
А вот как оценил ростовщичество Имам Бакир (ДБМ): "Наихудшим доходом является
прибыль от ростовщичества". [Аль-Кафи, том 5, стр. 147]
Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: "Если Аллах намеревается уничтожить
какой-нибудь город, там появляется ростовщичество". [Канз аль-амаль, том 4, стр. 104]
Ему же принадлежат и такие слова: "Аллах проклял ростовщика, его посредника и
писца, оформляющего договор". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 430]
Шейх Муфид пишет в своей книге: "Тот, кто считает ростовщичество законным
делом, должен быть обезглавлен". [Мукни‘а, стр. 129]
Имам Садык (ДБМ), объясняя, почему в аятах Корана неоднократно затрагивается
тема ростовщичества, приводит такой аргумент: "Делается это для того, чтобы
убедить богачей творить добро и раздавать милостыню, ибо равно запретны (харам)
и ростовщичество, и сокровище, лежащее без проку. Поэтому богатому не остается
ничего другого, кроме как заниматься благотворительностью и вкладывать деньги в
реальные полезные дела". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 423]
Еще одной причиной запрета ростовщичества является то обстоятельство, что
этот вид деятельности ставит своей главной целью накопление денег, изымая их из
сферы производства и коммунального хозяйства.
Имам Садык (ДБМ) говорил: "Если разрешить ростовщичество, люди забросят
ремесла и торговлю". [Бихар аль-анвар, том 103, стр. 119]
А вот мнение по этому вопросу Имама Ризы (ДБМ): "Широкое распространение
ростовщичества приведет к тому, что исчезнет кредит". [Аль-хайат, том 4, стр. 334]
Завершается рассматриваемый аят такими словами:
А те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на
времена вечные
Слово /‘ада/ "вернется" означает следующее: тот, кто не оставит свое
нечестивое занятие и вновь станет давать деньги в рост, попадет в ад и будет
пребывать в нем вечно.
Вред, наносимый ростовщичеством.
Тот, кто дает деньги под проценты, не выполняя никакой полезной работы,
совершает несправедливость, из которой произрастают вражда и ненависть. Бывает
так, что дела человека, вынужденного платить проценты за кредит, приходят в
упадок и он, будучи не в силах погасить все возрастающую задолженность,
оказывается в позорной и мучительной кабале.
Ростовщичество ослабляет устои общества и разделяет его на два лагеря:
угнетателей и угнетенных.
Ростовщичество лишает действенности молитву.
Учитывая разрушительный характер ростовщичества, не только Ислам, но и все
остальные Господние религии наложили не него запрет. Несмотря на это, некоторые
светские круги продолжают цепляться за немногочисленные надуманные доводы и
искать лазейки, чтобы оправдать ростовщичество. И все же, даже несмотря на то,
что отдельные общества принимают ростовщичество в качестве элемента своей
экономической системы, его вред очевиден.
Ростовщичество основано на несправедливости, оно несет вред всем, кто к нему
причастен. Прогресс, достигнутый странами Запада, объясняется не использованием
ростовщичества, а в первую очередь тем вниманием, которое уделяют там развитию
науки и промышленного производства.
Между прочим, ростовщикам следовало бы обратить внимание на предостережения,
содержащиеся в Коране. Формальные уловки, подобные тем, к которым прибегают
иудеи для оправдания рыбной ловли по субботам, не более, чем игра. Однако Коран
не проходит мимо этих недостойных игр и сурово их осуждает.
В заключение напоминаем тем, кто может впасть в соблазн поправить свои дела
ростовщичеством, слова одного из преданий: "Тот, кто начнет торговать, без
знания (положений шариата, касающихся торговли), впадет в грех ростовщичества". [Нахдж аль-балага, проповедь 447]
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 276
276. Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню. Не любит
Он никого из грешников неблагодарных.
Арабское слово /махк/ означает "постепенное искоренение, уничтожение,
вычеркивание", а однокоренное с ним слово /мухак/ используют для обозначения
Луны на ущербе в последние дни лунного месяца. В противоположность этому, слово
/риба/ "барыш" означает "постепенное увеличение".
Данный аят напоминает о том, что, хотя ростовщик и взимает проценты со своих
должников для накопления богатства, Аллах не позволит ему достичь благоденствия
таким недостойным способом. Это вовсе не означает, что состояние ростовщика
будет уничтожено в буквальном смысле слова, однако ему не удастся с помощью
неправедно заработанных денег достичь того, на что он рассчитывал.
Искореняет Всевышний лихву…
Ростовщик не знает, что такое любовь, счастье, безопасность. Поэтому многие
преуспевающие люди лишены душевного покоя и не получают никакой радости от
своего богатства. Там же, где широкое распространение получили
благотворительность и беспроцентное кредитование, жизнь людей исполнена добра и
радостей. В таком обществе малоимущие не впадают в отчаяние, а богатые не
становятся жестокосердными и не возражают против того, чтобы поделиться своими
богатствами. В таком обществе бедняки не стремятся отомстить за свои жизненные
неудачи, не становятся ворами, а состоятельные люди не беспокоятся о сохранении
своего имущества. Это общество относительно стабильно и устойчиво, в нем царят
доброта, сострадание и взаимопонимание.
…и поощряет милостыню
В "Тафсир кабир" Фахра Рази говорится о том, что ростовщик, расшатывающий
устои общества, изгоняющий из него сострадание и человеческую справедливость,
будет проклят бедняками вместе со всем своим богатством, и каждое мгновение он,
окруженный всеобщей ненавистью, будет дрожать за свою жизнь и добро. Именно о
таком искоренении ростовщичества и говорится в этом аяте.
Пояснения
1.Пусть вас не вводит в заблуждение быстрый рост того или иного состояния.
Искореняет Всевышний лихву…
2. Наша жизнь в руках Аллаха. Бывает так, что удача отворачивается от богача,
а бедняк проводит свои дни в радости и умиротворении.
3. В сердце ростовщика, забывшего чувство благодарности, поселился грех, он -
"грешник неблагодарный". Взимая ростовщический процент, он сам оказывается в
долгу у людей. Он ставит себя вне закона и лишает себя воздаяния за поклонение
Господу. Доминирующими чертами его личности становятся бездушие и алчность.
Не любит Он никого из грешников неблагодарных
Воистину, ростовщик - это неблагодарный грешник.
4. Аллах всегда будет искоренять богатство, произрастающее из ростовщичества.
Подтверждением этому служит арабское слово /йамхаку/ "искореняет",
грамматическая форма которого передает продолжительность действия.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 277
277. Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал
молитву, раздавал закат, уготована награда Господа. Нечего им страшиться, и не
будут они опечалены.
Если из предыдущего аята мы узнали о неблаговидных делах ростовщиков -
"грешников неблагодарных", - то рассматриваемый стих повествует о том, какое
будущее ожидает истинно верующих, которые творят добрые дела, молятся Господу и
платят закат.
Всех людей условно можно разделить на четыре категории:
1. Те, кто обладает истинной верой и вершит добрые дела. Это верующие.
2. Те, кто не верит и не совершает добрых дел. Это безбожники.
3. Те, кто верит, но не делает добрых дел. Это нечестивцы.
4. Те, кто не верит, но совершает добрые дела и кичится этим. Это
лицемеры.
Полной противоположностью ростовщикам, которые отреклись и от Бога, и от
людей, являются те верующие, которые искренне поклоняются Господу, общаются с
Ним посредством молитвы и творят добрые дела. Они связаны со всеми остальными
людьми посредством уплаты заката.
Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал
молитву, раздавал закат, уготована награда Господа. Нечего им страшиться, и не будут они опечалены
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 278
278. О вы, которые уверовали! Бойтесь Бога и, если вы уверовали,
простите [должникам своим] ту лихву, что причиталась вам прежде.
В комментариях "Маджма‘ аль-баян", "Аль-мизан" и "Мараги", рассказывается о
том, что после ниспослания аята о запрете ростовщичества некоторые из
сподвижников Пророка (ДБАР) - Халид ибн Валид, Аббас и Осман, потребовали от
своих должников выплатить часть причитающегося им ссудного процента и обратились
к Пророку (ДБАР) с просьбой пояснить, имеют ли они на это право. После этого и
был ниспослан рассматриваемый аят.
После ниспослания этого аята святой Пророк (ДБАР) сказал: "Мой дядя Аббас,
наравне со всеми остальными, не имеет права требовать лихвы". Затем Посланник
Аллаха (ДБАР) добавил: "Мои родственники должны первыми отказаться от
ростовщичества". А в одной из проповедей он обратился к слушателям с такими
словами: "Я отменяю все ростовщические проценты, образовавшиеся в период
невежества, и прежде всего это относится к лихве, причитающейся Аббасу". [Фи зилал иль-Кур’ан, том 1 стр. 486]
Пояснения.
1. Предпосылка истинной веры - это отказ от претензий на имущественные права
других людей и на неправедное богатство.
…если вы уверовали…
2. Признак набожности - это отказ от незаконно нажитого имущества.
О вы, которые уверовали! Бойтесь Бога и… простите [должникам своим] ту лихву,
что причиталась вам прежде.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 279
279. Если же не простите вы, так знайте, что объявили вы войну
Аллаху и Посланнику Его. А если простите, то останется вам первоначальное
достояние ваше. Не обижайте и не будете обижены.
Ислам запрещает как ростовщичество (наравне с любым другим неправедным
барышом), так и незаконное лишение людей их имущества.
В некоторых странах существуют законы, отменяющие частную собственность,
которая насильственно отбирается у ее владельцев. А есть такие страны, где
процветает эксплуатация, попираются права человека и разрешено ростовщичество во
всевозможных формах.
Пояснения.
1. Ростовщик сражается против Бога. Но он должен знать, что в этом сражении
ему, слабому, презренному смертному противостоит Всемогущий Аллах.
Если же не простите вы, так знайте, что объявили вы войну Аллаху и Посланнику
Его
2. Поскольку ростовщик сражается против Аллаха, каждое исламское
правительство обязано предпринять против него соответствующие меры.
3. Ростовщик имеет право требовать возврата только основной суммы без
каких-либо процентов.
…останется вам первоначальное достояние ваше
4. Осуждению подлежат как угнетатель, так и тот, кто смирился с положением
угнетаемого. Не будьте ни угнетателем, ни угнетенным.
Не обижайте и не будете обижены
5. Не нарушайте права собственности, когда приходите на помощь обездоленным.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 280
280. Если находится [должник] в положении трудном, дайте
отсрочку, пока не поправятся дела его. А если простите вы [долг], то вам же
[будет] лучше, если только уразумеете вы это.
При рассмотрении этого аята следует иметь в виду следующее обстоятельство.
Хотя здесь и содержится рекомендация давать отсрочку должнику, тот не должен
злоупотреблять такой возможностью, поскольку преднамеренная оттяжка возвращения
долга без достаточно уважительной причины рассматривается как грех.
В одном из исламских преданий говорится о том, что тот, кто не возвращает
долг вовремя без уважительной причины, будет считаться грешником наравне с
вором. В то же время, человека, предоставившего отсрочку своему должнику,
ожидает вознаграждение наравне с мучениками за веру.
Пояснения.
1. Не только откажитесь от процентов, но и давайте должнику отсрочку для
возврата долга.
2. Назначая срок возврата долга, принимайте во внимание возможности должника.
…дайте отсрочку, пока не поправятся дела его
3. Ислам покровительствует обездоленным.
Если находится [должник] в положении трудном…
4. Освобождение несостоятельного должника от уплаты долга вам же на пользу,
поскольку завтра вы можете оказаться в таком же положении, как и он.
А если простите вы [долг], то вам же [будет] лучше
5. Возвращенный долг забудется, освобождение от него несостоятельного
должника - никогда.
6. Благодарность должника и одобрение Аллаха дороже любого богатства.
…если только уразумеете вы это
7. Согласно нормам мусульманского права, нельзя отправить в тюрьму
несостоятельного должника, если кредитор простил ему долг. В том случае, когда
человек действительно не в состоянии вернуть долг, это должно сделать за него
исламское государство.
8. В исламской литературе говорится о том, что за каждый день отсрочки,
предоставляемый должнику, кредитор будет вознагражден Аллахом, как за
пожертвование на благотворительные цели, равное сумме отсроченного долга. [Тафсир аль-бурхан, том 1, стр. 260]
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 281
281. Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Богу.
Тогда воздастся по заслугам человеку каждому. И никто не будет обижен
[незаслуженно].
Нередко в Коране после группы аятов, содержащих повеления Аллаха и
установления Ислама, дается обобщающее заключение, призванное подчеркнуть и
усилить изложенную идею и как можно полнее довести ее до ума и сердца верующего.
Вот и данный аят, обращая внимание мусульман на неизбежность Судного дня и
наказания нечестивцев, предупреждает их о том, что грядет великий День, когда
каждому воздастся ровно в меру содеянного им, не больше и не меньше.
Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Богу
Именно в этот день нечестивец вкусит горькие плоды сотворенного им зла. Но
получит он только то, что заслужил. Никто иной, как он сам, поступил
несправедливо по отношению к себе.
Тогда воздастся по заслугам человеку каждому. И никто не будет обижен
[незаслуженно]
Ростовщичество крайне негативно влияет и на моральное состояние должника,
порождая в его сердце недобрые чувства к заимодавцу. Это ослабляет узы
сотрудничества и взаимопомощи между членами общины.
По поводу запрета ростовщичества ряд мусульманских преданий приводят такое
высказывание Имама Садыка (ДБМ) в передаче Хушама ибн Салима: "Воистину,
Всемогущий и Достославный Аллах запретил ростовщичество, с тем чтобы люди не
избегали творить добро". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 422]
1. Ибн Масуд передает следующие слова Посланника Аллаха (ДБАР):
"Ростовщичество и прелюбодеяние появлялись только у тех народов, которые
навлекли на себя Божью кару". [Канз аль-амаль, том 4, стр. 107]
2. Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал: "О люди! Прежде чем заняться
торговлей, изучите вначале законы и религиозные установления. Клянусь Аллахом,
ростовщичество по сравнению с ними выглядит букашкой, ползущей по огромной
гладкой скале". [Бихар аль-анвар, том 100, стр.117]
3. Имам Садык (ДБАР) сказал: "В Судный день три категории людей будут
находиться под покровительством Всемогущего и Достославного Аллаха:
1) Те, кто никогда не прелюбодействовал;
2) Те, кто никогда не занимался ростовщичеством;
3) Те, кто никогда даже не помышлял о том, чтобы совершить прелюбодеяние или
отдать деньги в рост". [Там же, стр. 18]
4. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Ростовщичество – наихудшее из всех занятий". [Сафинат аль-бихар, том 1, стр. 507]
5. Имам Риза (ДБАР) сказал: "Воистину, ростовщичество - незаконное занятие,
позорящее честь и доброе имя человека. Оно относится к величайшим грехам, за
которые Аллах накажет пламенем ада - да убережет нас Аллах от него! Все Пророки
и все Священные книги запрещают ростовщичество". [Бихар аль-анвар, том 100, стр.121]
6. Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: "В моей общине больше всего меня тревожат
незаконные занятия и незаконные доходы". [Усул Кафи, том 3, стр. 178]
7. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Верующий, который не гнушается незаконными
доходами и потребляет запрещенную пищу, подобен человеку, строящему свой дом на
песке". [Бихар аль-анвар, том 100, стр.157]
8. Джабир сказал, что Пророк (ДБАР) проклял ростовщика, писца, составившего
договор, и свидетеля договора. [Сахих-и муслим, том 3, предание 106]
9. Аналогичное высказывание содержится и в "Сахих-и Бухари" (раздел 3, стр. 78).
[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение.
Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.
[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк - искоренение.
Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.
|