[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для
разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием
во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом?
[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для
разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием
во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом?
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 235
235. Нет на вас греха, если вы намекнете вдовам [о желании]
посвататься к ним или же умолчите об этом. Аллах знает, что вы будете думать о
них. Не обещайте им втайне от других ничего, а только ведите любезные речи. Не
намеревайтесь заключить брачный союз, пока не истечет установленный договором
срок. Знайте, Аллаху ведомо то, что в ваших душах, так берегитесь Его! Знайте,
что Аллах – Прощающий и Снисходительный.
Допустимо ли сватовство в период выжидания?
Этот аят продолжает начатый ранее разговор о периоде выжидания для женщины
после смерти мужа и предлагает весьма важные положения насчет поведения вдов в
этот период. Он гласит:
Нет на вас греха, если вы намекнете вдовам [о желании] посвататься к ним или
же умолчите об этом. Аллах знает, что вы будете думать о них. Не обещайте им
втайне от других ничего, а только ведите любезные речи
Нет ничего противоестественного в том, что женщина после смерти мужа начинает
задумываться о своем будущем. А с другой стороны, кое-кто из мужчин также может
подумывать о женитьбе на вдове, поскольку такой брак, как правило, обставляется
более легкими условиями.
Продолжая начатую тему, аят далее гласит:
Не намеревайтесь заключить брачный союз, пока не истечет установленный
договором срок
Если кто-либо заключит брачный союз до истечения периода выжидания, то такой
брак будет, несомненно, лишенным юридической силы /батыл/. Более того, если это
было сделано мужчиной умышленно, то женщина, с которой был заключен такой союз,
навсегда станет для него недоступной /харам/.
Затем в аяте говорится:
Знайте, Аллаху ведомо то, что в ваших душах, так берегитесь Его! Знайте, что
Аллах – Прощающий и Снисходительный
То есть Аллах не торопится наказать Своих рабов, ибо Он Снисходителен к тому,
что они творят.
Дополнительные положения, касающиеся разведенных и овдовевших женщин.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 236-237
236. Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами, с которыми
вы не имели интимные связи или которым вы не устанавливали [отступного]
обязательства. Но обеспечьте их приличным [отступным]: состоятельный пусть дает
в меру своих возможностей, бедный – в меру своих возможностей, как это подобает
добродетельным.
237. Если вы разведетесь с женами до того, как имели с ними
интимные отношения, но установили [отступное] обязательство, то уплатите
половину установленного, разве только они извинят или извинит тот, в чьих руках
брачные узы. А если вы простите – то это ближе к богобоязненности. Не
забывайте, что вам следует относиться друг к другу с благожелательностью.
Воистину, Аллах видит то, что вы вершите.
Речь по-прежнему идет о разводе, и этот, а также следующий за ним аят
предлагают нам новые установления на этот счет. Здесь говорится:
Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами, с которыми вы не имели
интимные связи или которым вы не устанавливали [отступного] обязательства
Это положение относится к ситуации, когда мужчина или женщина после
заключения брачного союза, но еще до вступления в близкие отношения с партнером
вдруг сознает, что по той или иной причине этот брак не может состояться. В этом
случае для супругов лучше расстаться уже на этом этапе, нежели откладывать
развод на более позднее время, что сопряжено, естественно, с гораздо большими
трудностями.
Далее следует еще одно положение, связанное с данным вопросом:
Но обеспечьте их приличным [отступным]…
Но размер отступного должен учитывать материальные возможности супруга.
Поэтому следующая фраза аята гласит:
…состоятельный пусть дает в меру своих возможностей, бедный – в меру своих
возможностей…
Откупиться обязан как богач, так и бедняк, но каждый в меру своего
состояния. А учитывая тот факт, что выплата отступного очень важна для женщины,
поскольку подавляет в ней желание отомстить и облегчает груз переживаний,
возникающих в результате распавшегося брака, в аяте подчеркивается, что
процедура выплаты должна выполняться так, как это диктует людская добродетель.
…как это подобает добродетельным
Это означает, что выплата отступного должна производиться супругом мирно и
благожелательно.
Если вы разведетесь с женами до того, как имели с
ними интимные отношения, но установили [отступное] обязательство, то уплатите
половину установленного, разве только они извинят или извинит тот, в чьих руках
брачные узы. А если вы простите – то это ближе к богобоязненности. Не
забывайте, что вам следует относиться друг к другу с благожелательностью.
Воистину, Аллах видит то, что вы верши
В этом аяте говорится о тех женах, которые разводятся со своими мужьями до
того, как между ними установились супружеские отношения, но уже после того, как
был назначен размер калыма.
Если вы разведетесь с женами до того, как имели интимные отношения, но
установили [отступное] обязательство, то уплатите половину установленного…
Эта правовая норма представляет собой установление, которое позволяет женщине
получить отступного в размере половины калыма, даже несмотря на то, что между
нею и супругом еще не было близости.
После того как правовая сторона вопроса определена, речь заходит о его
моральном и эмоциональном аспектах.
…разве только они извинят или извинит тот, в чьих руках брачные узы
Всей своей тональностью этот аят обращен к тому, что можно назвать
"справедливым отношением" или "благожелательностью". В нем подчеркивается, что
даже такая вещь, как развод и расторжение брака, не должна сопровождаться
ссорами и конфликтами, порождаемыми чувством мести. Наоборот, все должно
происходить в духе благородства, доброты и великодушия.
А если вы простите – то это ближе к богобоязненности. Не забывайте, что вам
следует относиться друг к другу с благожелательностью. Воистину, Аллах видит то,
что вы вершите
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 238-239
238. Будьте внимательны к молитвам и [особенно] к средней
молитве. Стойте перед Аллахом смиренно.
239. А если вы боитесь, то [молитесь] пешими или конными, когда
же вы в безопасности , то вспоминайте аллаха и помните, как Он научил вас тому,
чего вы не знали прежде.
В период, когда ниспосылалось Божественное откровение, группа лицемеров под
предлогом жаркой погоды отказалась участвовать в соборной молитве, преследуя
цель внести разброд в ряды верующих. Некоторые из мусульман последовали их
примеру и также отказались принимать участие в общем молении. Посланник Аллаха
(ДБАР) был настолько раздосадован таким поведением, что пригрозил нарушителям
мучительной небесной карой.
Как рассказывает предание, в один из особо жарких летних дней Пророк (ДБАР)
возглавлял полуденную молитву мусульманской общины. Для сподвижников Пророка
(ДБАР) это был один из самых тяжелых канонических обрядов, и получалось так,
что во время полуденной молитвы за спиной Пророка (ДБАР) оказывалось не более
одного-двух рядов молящихся. Видя это, Пророк (ДБАР) пригрозил, что предаст огню
дома тех, кто отказался посещать совместную молитву. Тогда и был явлен этот аят,
где подчеркивалось значение полуденной молитвы.
Важность обязательных ежедневных молитв, в особенности полуденной молитвы,
неоднократно подчеркивается в Коране, поскольку молитва является наиболее
эффективным средством связи человека с Аллахом.
Будьте внимательны к молитвам и [особенно] к средней молитве
Аят рекомендует также стоять перед Господом в смирении и искренней
покорности.
Стойте перед Аллахом смиренно
И ни жара, ни холод, ни мирские заботы о здоровье жены или детей не должны
помешать вашему отправлению этого великого долга.
Выражение /салат аль-вуста/ "средняя молитва" подразумевают именно полуденную
молитву.
Примечание:
Арабское слово /вуста/, которое используется в оригинальном тексте данного
аята, означает "срединный, наилучший, самый превосходный". Среди толкователей
нет единого мнения относительно смысла этой фразы. Большинство авторитетных
ученых склоняется к тому, что речь идет о полуденной молитве, поскольку ею
пренебрегают чаще всего, тогда как поминать Аллаха нужнее всего в гуще мирских
забот.
А если вы боитесь, то [молитесь] пешими или конными, когда же вы в
безопасности , то вспоминайте аллаха и помните, как Он научил вас тому, чего вы
не знали прежде.
В этом аяте особо подчеркивается, что пренебрегать молитвой нельзя даже в
самых трудных обстоятельствах, в том числе и на поле брани. Но в подобных
условиях многие из предписаний молитвенного обряда можно выполнять в облегченном
виде. Это относится, например, к направлению на киблу, совершению поклонов и
коленопреклонений и т.п. Именно этим объясняются слова:
А если вы боитесь, то [молитесь] пешими или конными…
Таким образом, регулярное сотворение молитвы предписывается не только в
условиях безопасности. Обязательная молитва должна совершаться всегда и при
любых обстоятельствах.
…когда же вы в безопасности , то вспоминайте аллаха и помните, как Он научил
вас тому, чего вы не знали прежде
Оказавшись в безопасности, вы должны совершать молитву по полному обряду, с
выполнением всех обязательных ритуалов.
Очевидно, что именно в должном сотворении обряда молитвы проявляется
благодарность рабов Божиих своему Господу за Его наставление им молиться как в
страхе, так и в безбоязненности.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 240-242
240. если кто-либо из вас упокоится и оставит жен, то следует
завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего]
дома. А если они сами покинут [ваш дом], то нет греха на вас за то, что они
предпримут по добру. Аллах – Велик и Мудр.
241. Для разведенных жен следует содержание по добру, как
полагается богобоязненным.
242. Так разъясняет Аллах вам cвои знамения. Быть может, вы
уразумеете.
Этим аятом Коран снова возвращается к теме супружества и развода, а также
связанных с ними проблем. Вначале в нем говорится о тех, кто находится в
преддверии смерти и оставляет после себя жен. Ему рекомендуется завещать своим
женам годовое содержание и оставлять их на это время жить в его доме.
если кто-либо из вас упокоится и оставит жен, то следует завещать, чтобы их
обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего] дома
Это предписание действует, естественно, лишь в том случае, когда вдова не
покидает своего прежнего жилища. Если же она оставляет дом своего покойного
мужа, то теряет право и на кров, и на пропитание.
А если они сами покинут [ваш дом], то нет греха на вас за то, что они
предпримут по добру
Чтобы утешить женщин, оказавшихся в таком положении, и развеять их тревоги
относительно собственного будущего, в конце аята говорится, что после утраты
супруга Аллах может открыть перед ними новые пути и что их несчастье таит в себе
зерно мудрости.
Аллах – Велик и Мудр
Для разведенных жен следует содержание по добру, как
полагается богобоязненным.
В этом аяте содержится еще одно предписание, касающееся развода.
Для разведенных жен следует содержание, согласно обычаю…
Предписание, содержащееся в этом аяте, как и то, что заключено в аяте 236,
относится к женщинам, которым еще не была назначена сумма отступного, а брак их
расторгается еще до наступления близости.
Содержание, о котором здесь говорится, является даром со стороны мужа и
принимается с благодарностью.
…как полагается богобоязненным
Так разъясняет Аллах вам cвои знамения. Быть может, вы уразумеете.
В этом аяте, последнем из тех, что посвящены здесь проблеме развода, Коран
гласит:
Так разъясняет Аллах вам Свои знамения. Быть может, вы уразумеете
Очевидно, что смысл слов /ла‘аллакум та‘кулун/ "быть может вы уразумеете"
состоит в том, что цель с самого начала должна определяться как побуждение
человека к "поступку, действию", поскольку простое раздумье над повелениями и
предписаниями без последующего действия – занятие совершенно бесплодное.
Война во имя Аллаха.
Погибель, которую Аллахобрушил на тех, кто, несмотря на повеление, отказался
сражаться – Мусульмане получают повеление жертвовать своей жизнью и достоянием
во имя Аллаха – Правление Саула в Израиле и возражение израильтян против его
избрания их царем.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 243
243. Разве ты не видел тех, которые, опасаясь смерти, покинули
свои жилища, - их были тысячи! Аллах же сказал им: "Умрите!" А потом Он оживил
их. Воистину, Аллах Милостив к людям, но большинство людей неблагодарны.
Один из городов Сирии постигла однажды эпидемия чумы, и люди стали умирать
один за другим. Некоторые из его жителей, надеясь вырваться из лап смерти,
бросили свои дома и бежали прочь. избежав смерти, вдали от родины они
почувствовали себя сильными и независимыми. Обуянные гордыней, они стали
пренебрегать волей Аллаха, считая, что силы природы помогут им. Тогда Аллах
наслал на них гибель, и все та же самая смертельная болезнь настигла их в
пустыне.
Этот аят содержит поучительный намек на ужасную судьбу, постигшую один
древний народ. Эти люди у себя на родине столкнулись со страшной эпидемией и
тысячами бежали оттуда.
Разве ты не видел тех, которые, опасаясь смерти, покинули свои жилища, - их
были тысячи!
Далее речь идет о постигшей их судьбе.
Аллах же сказал им: "Умрите!"
Смерть пришла к ним от той же самой болезни, от которой они бежали из родных
мест.
Но Аллах затем вернул их к жизни, возможно, для того, чтобы эта история
послужила предостережением для тех, кто пожелает извлечь из нее для себя
поучительный урок.
А потом Он оживил их
Этот творческий акт Божьей воли аналогичен тому, о чем говорится в суре Йа
син (36:82): "Когда он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести
"Возникни!" – и творение возникает".
Фраза /сумма ахъяхум/ "А потом Он оживил их" в этом аяте содержит намек на
историю народа, который после смерти был оживлен благодаря молитве Пророка
Иезекииля (ДБМ). Поскольку возвращение к жизни мертвецов стало одной из
очевидных милостей Аллаха для самого этого народа и назиданием для других
народов, то далее аят гласит:
Воистину, Аллах Милостив к людям…
Не один этот народ, а все человечество постоянно принимает от Аллаха милость,
доброту и благословение, но, как правило, без должной благодарности.
…но большинство людей неблагодарны
Выдающийся шиитский мыслитель покойный Садук, размышляя над этим аятом с
точки зрения возможности воскрешения из мертвых, говорил: "Одно из наших
убеждений состоит в вере в воскрешение (в то, что некоторые из древних народов
вновь обретают жизнь в этом мире)". [Тафсир Нимуна, том 2, стр. 159]
Этот священный аят может быть также использован в качестве аргумента в пользу
Воскресения и восстания из мертвых в Иной жизни.
История же с молитвой Пророка Иезекииля, о которой упоминалось в связи с
толкованием слов Корана "А потом Он оживил их", такова.
Из-за неоднократных эпидемий чумы тысячи сынов израилевых, опасаясь смерти,
оставляли дома и бежали прочь. Когда эпидемия в очередной раз охватила страну,
множество ее жителей вновь бросилось бежать. Они были уверены в том, что сумеют
избежать смерти, а значит вера их в Бога была слаба.
Господь повелел всем им умереть, и все они погибли и были обращены в прах.
Только кости их остались лежать в пустыне. Этим же путем проходил один из
израильских Пророков Иезекииль, который и обратился к Богу с молитвой о
воскрешении его народа. Произошло это после того, как Господь сам внушил ему
вознести молитву с упоминанием некоего имени и оросить водой кости мертвецов.
Иезекииль последовал этому внушению, и мертвецы ожили. Так безбожному народу
было показано, что Аллах делает все, что пожелает, и никто не может идти своим
собственным путем против Божьей воли.
Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 244-245
244. Сражайтесь во имя Аллаха и знайте, что Аллах – Всеслышащий,
Всезнающий.
245. Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему,
увеличив многократно? Аллах и воздерживается [от дарения], и щедро дарует, и к
Нему будете вы возвращены.
С этого момента начинаются аяты, относящиеся к Священной войне. Вначале
следует повеление сражаться во имя Аллаха и предупреждения о том, что Он слышит
все, что мы говорим, и знает все, что скрыто в наших сердцах, – все наши
намерения и побуждения, имеющие отношение к Священной войне во имя Аллаха.
Сражайтесь во имя Аллаха и знайте, что Аллах – Всеслышащий, Всезнающий
Вопреки всему, что о нем говорится, Ислам отдает предпочтение мирным методам
проповеди истины и никогда сам не начинал войну против своих оппонентов. В то же
время Ислам признает за собой право первому применить силу против тех, кто
упрямо продолжает сеять безбожие, ведущее к деградации человеческой личности,
распаду общественных связей и моральных устоев. Однако пойти на этот шаг может
только Посланник Аллаха (ДБАР) или его законно назначенный преемник. Как говорил
пятый святой Имам Мухаммад ибн Али аль-Бакр: "войну можно считать священной или
войной во имя Божие (джихад)" в том случае, если цель ее состоит в том, чтобы
люди не склоняли головы ни перед кем, кроме Аллаха, и подчинялись только власти
Господа и Его воле. Но если цель ее состоит в том, чтобы избавить людей от
покорности одному человеку и подчинить их воле другого, то это – обычная война,
ведущаяся ради корысти и мирских выгод. Такая война нечестива и осуждается
Исламом.
В то же время Ислам велит мусульманам быть во всеоружии и находиться в
постоянной готовности к любым неприятным сюрпризам и неожиданностям, дабы в
нужный момент мобилизовать все имеющиеся силы и пресечь любую неспровоцированную
агрессию со стороны их противников и врагов их веры.
Согласно одному из хадисов, святой Пророк (ДБАР) сказал однажды, что тот, кто
подает милостыню, будет вдвойне вознагражден на небесах. Абульдахдах Ансари,
обратившись к Посланнику Аллаха (ДБАР), сказал, что у него имеется два сада, и
если он пожертвует один из них на благотворительные цели, то значит ли это, что
ему воздастся вдвойне на небесах? Пророк ответил утвердительно, и тот отдал
лучший из своих садов Пророку (ДБАР), после чего было ниспослано это откровение,
благодаря которому его воздаяние увеличилось в тысячу тысяч раз. Так следует
толковать выражение /ад‘афан касиран/ "многократно".
В этом аяте ставится вопрос о том, кто дает Аллаху прекрасный заем и жертвует
из того богатства, которое Он ему даровал, не только на нужды неимущих, но и на
цели Священной войны, чтобы Аллах многократно воздал ему за это.
Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно?
Таким образом, как гласит этот аят, заем Аллаху включается в счет того, что
жертвует человек на цели Священной войны.
В заключении аята говорится о том, что Аллах может лишать своих рабов
пропитания и он же может щедро одаривать их. Смысл этой идеи в том, что не
следует думать, будто пожертвования и подаяния на нужды неимущих лишают вас
части богатства. Умножение или уменьшение вашего содержания зависит только от
Аллаха.
Аллах и воздерживается [от дарения], и щедро дарует, и к Нему будете вы
возвращены
Почему пожертвование
считается займом?
Во многих аятах Корана пожертвование во имя Аллаха представляется как
предоставление Аллаху займа. Это показывает, во-первых, несравненную милость,
которую Аллах оказывает Своим рабам, а во-вторых, - чрезвычайную важность самого
вопроса о жертвовании.
В "Нахдж аль-балага" Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) говорит: "Господь
просит вас о займе, тогда как ему принадлежат все сокровища неба и земли, ведь
он Достохвальный, Самодостаточный. (Не из-за нужды он делает это), а ради того,
чтобы проверить, кто из вас лучший в своих поступках". [Нахдж аль-балага, проповедь 183, стр. 268]
[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для
разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием
во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом?
[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование.
Аят 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245. Сватовство вдов в период выжидания. Дополнительные положения для
разведенных и овдовевших женщин. Важность обязательных ежедневных молитв. Война во имя Аллаха. Жертвование жизнью и достоянием
во имя Аллаха. Возражение израильтян против Правление Саула в Израиле. Почему пожертвование считается займом?
|