e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 183, 184, 185. Пост в месяц рамадан. Молитва и обращение к Богу. Правила поведения в месяц рамадан. Уважение права собственности. Социальный аспект поста. Гигиенические аспекты голодания и его лечебное воздействие. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 183, 184, 185. Пост в месяц рамадан. Молитва и обращение к Богу. Правила поведения в месяц рамадан. Уважение права собственности. Социальный аспект поста. Гигиенические аспекты голодания и его лечебное воздействие.

Пост в месяц рамадан – Молитва и обращение к Богу – Правила поведения в месяц рамадан – Уважение права собственности

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 183-185

    183. О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас, - быть может, станете вы богобоязненными

    184. на число дней некоторое [, Богом] установленное. А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [, сколько пропущено]. А тем, кому трудно поститься, надлежит кормить бедняка во искупление. А если добровольно сделает кто-либо большее, то ему же это и во благо. А в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это.

    185. И когда вступит кто-либо из вас в месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – руководство [истинное] для людей, разъяснение пути прямого и отделение [Истины от лжи], - пусть проводит постясь [эти дни]. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней [постится] в другие дни. Желает вам Аллах облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили пост и чтобы возвеличивали вы Бога за то, что наставил Он вас на путь истинный. Быть может, возблагодарите вы Его.



Пост – источник набожности.

Вслед за предыдущим разделом, где рассматривалось несколько важных установлений Ислама, данные аяты обращены к еще одному установлению – посту, который является одним из наиболее значительных актов поклонения Господу. Эта группа аятов начинается в том же торжественном тоне, что был присущ и предыдущим аятам:

О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас…

Сразу же вслед за этими словами короткой, но очень емкой и исполненной глубокого смысла фразой раскрывается суть и предназначение этой формы поклонения, служащей возвышению человеческой души:

…быть может, станете вы богобоязненными…

Покойный Кулейни в своей знаменитой книге "Аль-Кафи" трактует набожность как отказ от греховных поступков. Большинство грехов проистекает из гнева и похоти. Пост умеряет эти инстинктивные проявления человеческой натуры, способствуя тем самым обузданию пороков и укреплению набожности. [Аль-Кафи, том 2, стр. 18]

Действительно, пост является важнейшим инструментом для воспитания набожности, оказывая влияние на все стороны жизни верующего. Ниже мы поговорим об этом более подробно.

Поскольку эта форма поклонения Господу связана для человека с некоторым ограничением телесных радостей и преодолением определенных трудностей, особенно когда пост выпадает на летнее время, в рассматриваемом отрывке приводятся различные аргументы, подготавливающие человека к соблюдению этого Божьего установления.

С целью привлечь внимание и возбудить интерес к предмету обсуждения, первый из рассматриваемых аятов начинается такой фразой:

О вы, которые уверовали!

Затем говорится о том, что пост не является специфической особенностью жизненного уклада мусульманской общины, поскольку его издавна практиковали и другие народы.

Завершается первый аят данного отрывка словами, которые раскрывают суть и предназначение поста и показывают, что исполнение этой Божьей заповеди приносит прекрасные плоды.

В предании от Имама Садыка (ДБМ) сказано: "Вся прелесть этих слов ("О вы, которые уверовали!") в том, что они снимают усталость, проистекающую от трудов такого поклонения". [Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 27]

Следующий аят содержит несколько установлений, которые также позволяют легче переносить тяготы поста. Начинается он такими словами:

…на число дней некоторое [, Богом] установленное

Это означает, что вы должны поститься не в течение всего года или большей его части, а всего лишь ограниченное число дней.

Следующее правило:

А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [, сколько пропущено]

Затем говорится о третьей категории верующих, которым пост полностью противопоказан. К ним относятся пожилые люди и хронические больные.

А тем, кому трудно поститься, надлежит кормить бедняка во искупление. А если добровольно сделает кто-либо большее, то ему же это и во благо

И, наконец, заключительные слова рассматриваемого аята еще раз подчеркивают смысл соблюдения поста.

А в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это

Эта фраза, ко всему прочему, подтверждает тот факт, что пост как одна из форм религиозного поклонения, ничего не добавляет к величию и славе Аллаха, а приносит пользу только верующему. Об этом же говорится и в ряде исламских преданий.

Так, например, святой Пророк (ДБАР) сказал: "Все грехи того, кто постится в месяц поста, будут прощены". [Тафсир Мараги, том. 2, стр. 69]

В одном из преданий приводятся Слова Самого Аллаха: "Пост - Мой, и явознаграждаю постящегося". [Тафсир Мараги, том. 2, стр. 69]

Еще в одном предании есть такие слова святого Пророка (ДБАР): "пожертвование есть для всего, так вот пост - это пожертвование для плоти". [Аль-Кафи, том 2]

Таким образом, становится ясно, что слова "а в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это" обращены не к какой-то конкретной группе людей, а ко всем постящимся.

Последний аят данного отрывка содержит сведения о времени поста и разъясняет некоторые правила его проведения. Из первой части аята мы узнаем, что поститься следует в месяц рамадан:

И когда вступит кто-либо из вас в месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран –…

А Коран – это не что иное, как

…руководство [истинное] для людей, разъяснение пути прямого и отделение [Истины от лжи], - …

Затем вновь повторяется повеление, обращенное к тем, кто болен или находится в пути:

…пусть проводит постясь [эти дни]. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней [постится] в другие дни

Повторное обращение к больным и путникам, которое мы уже встречали в предыдущем аяте, возможно, связано с тем, что некоторые люди, считая несоблюдение поста делом постыдным и совершенно недопустимым, постятся даже во время болезни и длительной поездки. Поэтому таким повтором Коран дает понять этим людям, что пост - это религиозная обязанность для здоровых людей, находящихся в обычной обстановке. Но такой же обязанностью для больных и путников является и отказ от поста (соответственно их состоянию), и несоблюдение этой обязанности является грехом.

В конце аята еще раз говорится о смысле Божественного повеления, каким является пост.

Желает вам Аллах облегчения, а не затруднения…

Эти слова говорят о том, что, хотя пост и является своеобразным ограничением, все же в итоге он приносит человеку душевный покой и облегчает телесные недуги.

Кроме того, из этих слов можно сделать вывод и о том, что повеления Господа нельзя уподобить повелениям тиранов. Если исполнение повеления затруднительно для человека, Аллах предписывает ему более легкую обязанность. Именно исходя из этого, от поста, несмотря на всю его важность, освобождаются больные, путники и ослабленные люди, не способные соблюсти его требования.

Затем сказано:

…желает, чтобы вы завершили пост…

То есть каждому здоровому человеку следует для поддержания здоровья поститься каждый год в течение месяца. А если в месяц рамадан он заболеет или окажется в пути, то пост в течение требуемого количества дней надо провести в другое, более подходящее время. Даже женщины в период менструации, когда им разрешено не совершать молитву, не освобождаются от поста, а лишь переносят его на другое время.

Завершается аят такими словами:

…и чтобы возвеличивали вы Бога за то, что наставил Он вас на путь истинный. Быть может, возблагодарите вы Его

Да, мы должны восхвалять Аллаха за то, что Он направляет нас на путь истины, и благодарить Его за все блага, которые Он милостиво даровал нам.

Следует отметить, что о благодарении в аяте говорится в сочетании со словами "быть может", а возвеличивание Аллаха подается как нечто само собой разумеющееся. Возможно, дело в том, что пост уже сам по себе представляет собой возвеличивание Божественной Сущности, в то время как благодарение, так же, как и надлежащее использование небесных благ и получение реальной пользы от поста, предполагает соблюдение определенных совершенно необходимых условий, наиболее важными из которых являются полная искренность, признание поста как реальности и осознание его истинной сущности.

Воспитательные, социальные и гигиенические аспекты поста.

Пост оказывает многостороннее воздействие на физическую и духовную сущность человека, и каждый из аспектов этого воздействия заслуживает отдельного обсуждения. Наиболее важным представляется морально-этический аспект.

Пост возвышает душу человека, закаляет его волю, способствует обузданию животных инстинктов его натуры.

В период поста человек испытывает голод и жажду, но обязан воздерживаться от приема пищи и питья. Помимо этого, пост требует от него отказываться от удовлетворения полового инстинкта. Человек должен доказать свою способность управлять страстями, обуздывать желания и похоть.

именно духовная составляющая поста является наиболее важной. Человек, имеющий в изобилии еду и питье, которыми можно воспользоваться в любой момент для утоления голода и жажды, не сможет проявить необходимое терпение и выдержку, когда лишится и того и другого. Но человек, соблюдающий пост, подобен растению, произрастающему в засушливой пустыне и способному переносить нехватку воды, сопротивляется бурям и холодам. Такой человек, столкнувшись с лишениями и трудностями, способен проявить стойкость и терпение в их преодолении.

Пост воспитывает душу человека. Временные лишения, связанные с соблюдением поста, воспитывают в человеке упорство, укрепляют волю, способность противостоять жестоким лишениям и подавлять инстинктивные желания, что наполняет сердце человека чистотой и внутренним светом.

Пост способствует отдалению человека от его животной сущности и приближает его к миру ангелов.

Фразу "быть может, возблагодарите вы Его" можно считать подтверждением вышесказанного.

Об этом же говорит и знаменитое высказывание Имама Садыка (ДБМ): "Пост – это защита от пламени ада". [Бихар аль-анвар, том 96, стр. 256]

В предании от Повелителя правоверных Али (ДБМ) повествуется о том, как однажды Пророка (ДБАР) спросили, что надо сделать, чтобы избавиться от Сатаны. Он (ДБАР) ответил: "Пост мусульманина опозорит Сатану, благотворительность согнет его в бараний рог, любовь во имя Аллаха и упорство в свершении добрых деяний сломают ему хребет, а обращенная к Аллаху мольба о покаянии перережет ему глотку". [Там же, стр. (Аорта – главная артерия, подающая кровь из левого желудочка сердца ко всем тканям и органам тела)]

Али ибн Аби талиб (ДБМ), разъясняя суть различных форм поклонения Аллаху, описал пост такими словами: "Аллах установил пост, чтобы проверить степень искренности человека". [Нахдж аль-балага, проповедь 252]

Еще одно предание приводит такие слова святого Пророка (ДБАР): "Действительно, существуют ворота в рай под названием "Ар-райан" (напоенный), войти в которые могут только постящиеся". [Бихар аль-анвар, том 96, стр. 252]

Комментируя это предание, покойный шейх Садук в своей книге "Ма‘ни аль-ахбар" высказывает мнение о том, что такое название для этих райских врат было избрано по той причине, что самая большая трудность во время поста – это преодоление жажды. Когда постящиеся войдут в эти врата, они полностью утолят свою жажду и уже больше никогда не испытают ее.

Социальный аспект поста.

Каждый разумный человек понимает, что пост - это хороший урок равенства всем членам общества. Исполняя эту религиозную обязанность, богатые смогут реально представить себе положение, в котором находятся голодающие бедняки, и помочь им, ограничив свое ежедневное потребление пищи.

Конечно же, можно и словами доходчиво объяснить состоятельным людям тяжелое положение обездоленных, но если они на себе испытают все то, что выпало на долю этих несчастных, то их реакция будет более действенной. Пост помогает увидеть эту серьезную социальную проблему в ее реальном масштабе.

В известном предании от Имама Садыка (ДБМ) рассказывается о том, как Хишам ибн Хакам спросил Имама (ДБМ) о причинах установления поста. Имам Садык (ДБМ) ответил: "Аллах повелел соблюдать пост, дабы установить равенство между богатыми и бедными. Богатые должны на себе испытать, что такое голод, и проявить милосердие к беднякам (отдав им то, что им причитается). Поскольку в остальное время богатые могут иметь все, что пожелают, Всевышний доволен, когда между Его рабами устанавливается равенство. Поэтому Он сделал так, чтобы богатые, испытав голод и боль, почувствовали сострадание к слабым и были милосердны к ним". [Васа‘ил аш-ши‘а, том 7, глава "Пост", стр. 3]

Действительно, если бы население богатых стран постилось ежегодно в течение нескольких дней, чтобы испытать чувство голода, возможно, в мире стало бы меньше голодающих.

Гигиенические аспекты голодания и его лечебное воздействие.

Современная медицина, так же как и традиционная, неопровержимо доказала эффективность "воздержания" при лечении целого ряда заболеваний. Этот факт подтвержден в работах почти всех исследователей, занимающихся проблемами медицины. Общеизвестно, что причиной многих заболеваний является переедание, поскольку питательные вещества, не усвоенные организмом, накапливаются в нем в виде жировых отложений в различных частях тела либо приводят к повышению содержания сахара в крови, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для размножения и роста болезнетворных микроорганизмов. Наилучшим способом избавления от этих рассадников болезней являются воздержание и пост.

Пост, помимо того, что он способствует сжиганию ненужного для тела балласта, предоставляет органам пищеварения крайне необходимый для них отдых. Эти органы относятся к наиболее важным частям человеческого тела и работают безостановочно в течение всего года.

Согласно установлениям Ислама, в месяц рамадан постящийся не должен есть слишком много во время розговенья и перед рассветом, поскольку лишь при соблюдении этого условия пост приносит наибольшую пользу здоровью человека. В противном случае можно получить результат, обратный желаемому.

Российский ученый Алексей Суфурин в своей книге пишет, что лечебное голодание дает положительные результаты при лечении таких заболеваний как малокровие, диспепсия, обширный хронический энтерит, фурункулез и внутренние абсцессы, чахотка, ревматизм, различные виды подагры, водянка, ишиас, некоторые глазные болезни, диабет, кожные заболевания, заболевания почек и т.п.

Круг болезней, поддающихся лечению голоданием, не ограничивается вышеупомянутым списком. Голодом можно побороть и такие серьезные болезни, затрагивающие клеточную структуру организма, как рак, сифилис, чума. ["Голодание как новый способ лечения", стр. 65 (первое издание).]

В одном из известных преданий приводятся такие слова святого Пророка (ДБАР): "Хочешь быть здоровым – постись". [Бихар аль-анвар, том 96, стр. 255]

В другом предании он (ДБАР) говорит: "Желудок – источник всех болезней, а воздержание от пищи – наилучшее из лекарств". [Бихар аль-анвар, том 62, стр. 290]

Пост в религиях, предшествовавших Исламу

В Торе и Библии есть указания на то, что иудеи и христиане соблюдали пост (Евангелия от Матфея, 6:16, 17 и от Луки, 5:33-35). Последователи некоторых других религий также прибегали к посту во времена бедствий и несчастий.

"Библейская энциклопедия" сообщает о том, что все народы и приверженцы всех религий всегда прибегали к посту во времена неожиданных бед и катастроф. [Словарь Библии, стр. 427]

В Торе сказано, что Моисей (ДБМ) постился сорок дней. Вот что сообщает по этому поводу Ветхий Завет: "Когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил…" [Ветхий Завет, Второзаконие, глава 9:9]

Иудеи постились также в знак раскаяния, стараясь завоевать расположение Всевышнего. В "Библейской энциклопедии" говорится, что когда иудеи желали обратиться к Господу с признанием своей слабости и покорности перед Ним, они постились и каялись в совершенных грехах, рассчитывая, что сочетание покаяния и поста поможет им обрести Божью милость и расположение. [Словарь Библии, стр. 428]

Вероятно, что пост Дня искупления, проводившийся один день в году, был распространен среди иудеев. Конечно, у них были и другие посты, приуроченные к конкретным датам, например, в память о разрушении Иерусалима. [Словарь Библии, стр. 428]

В Библии говорится и о том, что у Иисуса (ДБМ) также был сорокадневный пост:

Тогда Иисус возведен был духом в пустыню, для искушения от дьявола, 2) И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал [Новый Завет, Евангелие от Матфея, глава 4:1, 2]

Из Евангелия от Луки известно также, что постились и ученики Иисуса: "33) Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? 34) Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? 35) Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни". [Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 5:33-35]

Возвратимся опять к "Библейской энциклопедии", где сказано, что ученики и последователи Христа вели аскетическую жизнь, отказываясь от удовольствий и предаваясь тяжким трудам, сопровождая все это постом. [Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 5:33-35, а также "Словарь Библии", стр. 428]

Таким образом, слова Корана "подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас…" подтверждаются множеством фактов из истории других небесных религий даже после того, как они подверглись искажениям.

Рамадан, необыкновенный месяц.

Месяц рамадан был выбран для проведения поста, поскольку он выделяется из числа других месяцев мусульманского лунного года. В последнем из аятов рассматриваемого отрывка предпочтение рамадана перед другими месяцами объясняется тем, что в этот месяц был ниспослан Коран – книга, ведущая человечество по пути истины, книга, которая своими повелениями и установлениями отделила истину от заблуждения и тем самым указала человеку дорогу к процветанию. Кроме того, в аятах Корана, а также в ряде мусульманских источников содержится указание на то, что все великие Божественные книги, включая Тору, Библию, Псалмы Давида, Свитки Авраама и сам Коран были ниспосланы именно в этот месяц.

По этому поводу Имам Садык (ДБМ) сказал: "Тора была ниспослана шестого рамадана, Библия – двенадцатого, Псалмы – восемнадцатого, а Коран – в ночь предопределения (лайлат аль-кадр) этого месяца". [Васа‘ил ащ-ши‘а, том 7, раздел 18, предание 16]

Таким образом, месяц рамадан – это месяц ниспослания великих Божественных книг. Рамадан всегда был месяцем обретения знаний, которое невозможно без наставления и практической тренировки. Образовательная цель поста направлена на получение глубоких и прочных знаний относительно Господних указаний, которые очищают душу человека от всяческого греха.

Однажды, в последнюю пятницу месяца шаабан, Пророк Ислама (ДБАР) прочел проповедь, посвященную значению рамадана, дабы подготовить своих сподвижников к встрече священного месяца. В этой великой проповеди он (ДБАР) сказал: "О люди! Близится месяц Аллаха, исполненный блага, милосердия и прощения. Аллах считает этот месяц лучшим из всех.

В глазах Аллаха, его дни – лучшие из дней, его ночи – лучшие из ночей, его часы – лучшие из часов.

В этот месяц вы приглашены в гости к Аллаху, ибо считаетесь достойными милости Аллаха.

В этот месяц ваше дыхание – это прославление Аллаха, ваш сон – это обожание Аллаха. Ваши деяния (на ниве поклонения Аллаху) принимаются, ваши мольбы – удовлетворяются.

Поэтому искренне и чистосердечно просите Аллаха, Господа вашего, дать вам силы для соблюдения поста и чтения Его Книги (Корана) в рамадан, ибо несчастен тот, кто не заслужит прощения Аллаха в этот великий месяц.

Пусть голод и жажда, которые вы испытаете в этот месяц, напомнят вам о голоде и жажде Судного дня. Раздавайте милостыню беднякам и нуждающимся, уважайте стариков, будьте добры к детям, укрепляйте родственные связи.

Удерживайте свой язык от произнесения греховных речей, не смотрите на то, на что Аллах запретил смотреть, не слушайте то, что вашим ушам не позволено слышать. Проявляйте доброту к чужим сиротам, чтобы и ваши сироты могли обрести заботу…"

Принцип "никаких трудностей"

В последнем из аятов рассматриваемого отрывка сказано о том, что Аллах не желает вам никаких трудностей и неудобств, наоборот, все Его предписания направлены на то, чтобы облегчить вашу жизнь. Несомненно, что речь здесь идет о посте и о его благотворном воздействии. Этот же аят содержит указание относительно того, как следует поститься путникам и недужным. Однако с учетом универсальности этого указания, оно используется как общий принцип применительно ко всем религиозным обязанностям в Исламе, а данный аят служит для мусульманских законоведов эталоном, иллюстрирующим принцип "никаких трудностей" /ла-харадж/.

Суть этого принципа в том, что следование законам Ислама не может приносить человеку трудности и неудобства. Поэтому, если выполнение какого-либо исламского установления связано со значительными трудностями, его действие временно приостанавливается. Так например, мусульманские законоведы считают, что если омовение или совершение молитвы в положении стоя, а также некоторые другие предписания, связанные с ритуалом молитвы, причиняют человеку физическую боль, он может перейти на сухое омовение и совершать молитву сидя.

По поводу существующего в Исламе принципа "никаких затруднений", можно сослаться на суру Хадж (22:78), в которой сказано: "…избрал Он вас и не затруднил вам [исполнение обрядов] Веры".

Еще одной иллюстрацией на эту тему можно считать широко известные слова Посланника Аллаха (ДБАР): "Я был избран проповедовать религию терпимую и не требующую усилий". [Канз аль-‘уммаль, том 1, стр. 78, а также том 11, стр. 445]

Заключение

В рассмотренных аятах данного отрывка изложена философия поста и приведены некоторые благие предписания, которым должны следовать истинные мусульмане.

Заметим, что пост, в той или иной форме существовал во всех религиях. В Исламе это один из догматов, уступающий по значимости только обязательным ежедневным пятикратным молитвам. Аяты этого отрывка показывают, что все Пророки Аллаха, предшествовавшие святому Пророку Мухаммаду (ДБАР), призывали верующих соблюдать пост.

Следует также отметить, что в Исламе пост служит для воспитания в человеке способности противостоять соблазнам и избегать греха. Пост – это воздержание не только от пищи, но и от всего греховного. Воздержание от приема пищи составляет лишь шаг на пути к осознанию того, что если уж человек должен воздерживаться от того, что дозволено, то тем более он должен избегать того, что запрещено Аллахом. Главная цель мусульманского поста состоит в том, чтобы на протяжении целого месяца очищать свое поведение, совершенствовать характер и наполнять душу светом Божественных атрибутов, чтобы затем воплотить это в практических делах. Пост помогает мусульманам оградить себя от зла, он воспитывает способность к самоограничению, приучает стойко переносить физические страдания, к которым они всегда должны быть готовы в деле защиты Ислама и своих братьев по вере.

С другой стороны, поскольку Ислам – это терпимая и необременительная религия, пост запрещен для тех, кто находится в пути. По заключению авторитетного врача от него освобождаются также те мусульмане, чья болезнь может усугубиться при строгом соблюдении ограничений поста. В этом и проявляется особенность Ислама, не требующего от верующих претерпевать чрезмерные лишения.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 183, 184, 185. Пост в месяц рамадан. Молитва и обращение к Богу. Правила поведения в месяц рамадан. Уважение права собственности. Социальный аспект поста. Гигиенические аспекты голодания и его лечебное воздействие. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 183, 184, 185. Пост в месяц рамадан. Молитва и обращение к Богу. Правила поведения в месяц рамадан. Уважение права собственности. Социальный аспект поста. Гигиенические аспекты голодания и его лечебное воздействие.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz