e-Q.narod.ru
Δ |<< EQ ISLAM AMBAR

[Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ] Мубтилат. Гусл. Таяммум. Положения таяммум. Время намазов. Одежда. Место. Кибла. Мугаринат намаза. Рукны намаза. Намерение. Такбират аль-ихрам. Стояние. Руку’. Земной поклон. Произнесение ташаххуда и приветствия. Намаз айат. Правила чтения намаза айат. Намаз путника, Джама’ат общины. Правила совершения намаза джама’ат колективного намаза. Саум пост. Рамазан - божий месяц. Пост - фактор благочестия. Действия, нарушающие пост муфаттират. Бай' торговая сделка. Торговая сделка накд, нисья и сялям. Признание. Еда и напитки. Животные. Жидкие и твердые вещества. Соблюдение гигиены питания. Присвоение гасб. Некоторые предписания в этой связи. Шуф'а. Возрождение пустынных земель мават. Лукате. [Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ] Мубтилат. Гусл. Таяммум. Положения таяммум. Время намазов. Одежда. Место. Кибла. Мугаринат намаза. Рукны намаза. Намерение. Такбират аль-ихрам. Стояние. Руку’. Земной поклон. Произнесение ташаххуда и приветствия. Намаз айат. Правила чтения намаза айат. Намаз путника, Джама’ат общины. Правила совершения намаза джама’ат колективного намаза. Саум пост. Рамазан - божий месяц. Пост - фактор благочестия. Действия, нарушающие пост муфаттират. Бай' торговая сделка. Торговая сделка накд, нисья и сялям. Признание. Еда и напитки. Животные. Жидкие и твердые вещества. Соблюдение гигиены питания. Присвоение гасб. Некоторые предписания в этой связи. Шуф'а. Возрождение пустынных земель мават. Лукате.

МУБТИЛАТ.


Обстоятельства, аннулирующие вузу, называются мубтилат и их восемь:

    1. при выделении мочи;

    2. при выделении кала;

    3. при выходе кишечных газов;

    4. потеря сознания

    5. при опьянении;

    6. глубокий сон (при котором человек ничего не видит и не слышит, но состояние легкой дремоты, когда человек слышит, что происходит вокруг, не аннулирует вузу);

    7. потеря рассудка;

    8. при обстоятельствах, аннулирующих гусл (состояние джанабат, менструация, истихаза).


ГУСЛ.

Гусл можно совершить способом тартиби (соблюдая определенный порядок) и иртимаси (способом полного погружения). Гусл тартиби совершается следующим образом: необходимо омыть голову и шею, затем правую часть тела, а потом левую.

Гусл иртимаси - это гусл, при котором человек полностью погружается в воду.

Гусл бывает двух видов: обязательный (ваджиб) и желательный (мустахаб). В Исламе указано на множество желательных гуслов, а обязательных гуслов - семь:

    1. Гусл-джанабат (совершаемый после полового акта или выделения спермы);

    2. Гусл-маййит (совершаемый мертвому);

    3. Гусл масс-маййит (совершаемый после прикосновения к мертвому остывшему, но еще не омытому телу);

    4. Гусл-обет

    5. Гусл-хайз (совершаемый после менструации);

    6. Гусл-нифас (совершаемый по окончании послеродовых кровотечений);

    7. Гусл-истихаза (совершаемый при появления любых выделений, кроме менструации).

Первые четыре омовения обязательны для всех, а три последних только для женщин.

Для человека в состоянии джунуб запрещено:

    1. Прикасаться к кораническим аятам, именам Бога, Пророка и имамов;

    2. Входить в Мекканскую мечеть и мечеть в Медине;

    3. Останавливаться в других мечетях и оставлять там свои вещи;

    4. Произносить одну из четырёх сур, содержащихаяты, после чтения которых обязателен земной поклон (саджда), т.е. суры "Наджм", "Икра'", "Алиф-Лам Танзил", "Саджда". По поводу остальных исламских положений необходимо обратиться к трактатам исламских учёных.

Примечание: при совершении гусла, как и при вузу, необходимо иметь намерение, прежде чем совершить гусл, тело должно быть чистым и не иметь препятствий для проникновения воды к коже.


ТАЯММУМ.

При отсутствии воды, при заболеваниях, когда использование воды недопустимо или когда времени для совершения намаза в положенное время остается совсем мало, можно сделать омовение землёй или песком.

Правила совершения таяммума:

1. Сделать намерение;

2. Ударить обеими ладонями по тому, чем совершается "таяммум" (земле, песку, гравию, камню и т.д.);

3. Одновременно обеими ладонями провести по всему лбу от места роста волос, сначала в обе стороны, затем, не отрывая, до переносицы, и желательно захватить и брови;

4. Провести левой ладонью по внешней части кисти правой руки и точно так же правой ладонью отереть левую кисть

Когда таяммум совершается вместо вузу, то описанных действий достаточно, но если таяммум совершается вместо гусла, то необходимо ещё раз ударить ладонями по земле, и вновь отереть руки, как это было описано выше.


ПОЛОЖЕНИЯ ТАЯММУМ.

1. Если не найдётся песка, таммум делается на гравий, и если нет гравия, то о ком земли, а если нет и этого, можно воспользоваться камнем, а в случае отсутствия всех вышеперечисленных предметов можно применить пыль.

2. Неверно использовать для таяммума известь или другие минералы.

3. Если стоимость воды слишком высока, но человек способен её купить, нельзя совершать таяммум. Он должен купить воду и совершить необходимый гусл или вузу.


ВТОРОЕ – ВРЕМЯ НАМАЗОВ.

Полуденная (салат аз-зухр) и послеполуденная (салат аль-'аср) молитвы: каждая из них должна быть прочитана в своё определённое время [Если воткнуть в землю палку (вертикально), то утром во время восхода солнца тень её будет указывать на запад и с восходом солнца тень будет укорачиваться, а в полдень почти исчезнет. В некоторых городах, например в Мекке, в полдень тень полностью исчезает и в этих городах время наступления полудня определяется по повторному появлению тени. После полудня, когда солнце повернет на запад, тень начинает удлиняться к востоку - это и есть наступление времени полуденной молитвы].

Период совершения полуденного намаза начинается с полудня и кончается, когда времени до вечернего азана остается только чтобы прочитать сам этот намаз и послеполуденный намаз. И если кто-либо ошибочно прочитает послеполуденную молитву не прочитав полуденной, то молитва недействительна. Время совершения послеполуденного намаза завершается, когда до захода солнца остается времени, чтобы успеть прочитать один послеполуденный намаз. И если до того периода, который остается достаточен только для прочтения послеполуденного намаза мусульманин не прочёл полуденный намаз, то он считается пропущенным и  должен совершать послеполуденную молитву. Сразу после чтения полуденной молитвы можно приступать к чтению послеполуденной. Неверно совершать послеполуденную молитву прежде полуденной, если только это не было совершено ошибочно, но в первые минуты после азана зухр, не прочитав полуденной молитвы, прочитать послеполуденную (даже ошибочно) – намаз недействителен.

Салат аль-магриб [Намаз, совершаемый приблизительно через 15 минут после захода солнца] и салат аль-'иша: каждый из них должен быть прочитан в своё время. Особое время, когда можно прочесть только намаз магриб начинается после захода солнца и кончается, когда после захода солнца прошло столько времени, сколько необходимо для совершения трёх рак'атов [Рак'ат - часть молитвы (намаза), одно коленопреклонение]. А особое время, когда можно прочитать только ночной намаз – это время перед наступлением полуночи достаточное для прочтения четырех рак'атов. 

Время чтения намаза 'иша начинается с момента окончания особого времени намаза магриб и завершается полуночью [По шариату полуночь наступает через 11 ч. 15 мин. После азана зухр]. И, если мусульманин до наступления особого времени намаза 'иша не совершил намаз магриб, то он должен прочесть 'иша, а затем совершить пропущенный намаз магриб. Можно соединить намаз магриб с 'иша в определённое общее время между особыми временами намазов магриб и 'иша, но если мусульманин в это общее время совершит сперва намаз 'иша, а затем магриб, то намаз магриб совершён неверно и должен быть прочитан заново, если это не было совершено по ошибке.

Утренний намаз (салат ас-субх): можно прочитать в период от "истинного" [Существует "истинный" и "ложный" рассвет: "ложный" рассвет -  светлая полоса света на востоке, направленная вверх, но когда она разливается над горизонтом, наступает "истинный" рассвет] рассвета до восхода солнца.


ТРЕТЬЕ - ОДЕЖДА.

Одежда совершающего намаз мусульманина должна быть:

    1. Дозволенной, т.е. одежда должна принадлежать молящемуся. В случае если одежда не принадлежит молящемуся, хозяин одежды должен быть согласен с чтением намаза в его одежде;

    2. Не испачканной скверной;

    3. Не должна быть сшита из кожи мёртвого животного как запрещённого (харам), так и дозволенного (халал);

    4. Не должна быть изготовлена из шерсти животного харам, но может быть меховой;

    5. При совершении намаза мужчинам запрещается одеваться в шёлковую одежду или одежду, вышитую золотыми нитями. Мужчинам вообще запрещается носить золотые изделия, злотканную и шёлковую одежду, а не только не одевать её при совершении намаза.


ЧЕТВЕРТОЕ - МЕСТО.

Место для совершения намаза должно быть:

    1. Дозволенным;

    2. Неподвижным, но иногда приходится совершать намаз в двигающемся автобусе или на корабле, но эти намазы должны совершаться в направлении киблы;

    3. Если место осквернено, но не настолько влажно, чтобы влага, пропитав одежду, попала на тело, то на таком месте можно совершать намаз, но нельзя прикладывать лоб к осквернённому месту, даже сухому (т.к. молитва в таком случае будет недействительной).

    4. Уровень места прикосновения лба во время молитвы от уровня места прикосновения пальцев ног и коленей не должно быть выше или ниже четырёх пальцев ладони (т.е. должно быть ровным).


ПЯТОЕ - КИБЛА.

Кааба, расположенная в Мекке, является Киблой мусульман и намаз необходимо совершать лицом к Каабе. Но если находящийся вдали от Каабы совершит намаз сидя или стоя так, что можно было бы сказать, что он "совершает намаз по направлению к Кибле", этого достаточно, чтобы намаз считался правильным. Так же в таком случае правильным считаются другие действия, такие как закалывание скота, которое должно совершаться по направлению к Кибле. Мусульманин, неспособный совершать намаз сидя, должен при чтении намаза лечь на правый бок так, чтобы его лицо было направлено в сторону Киблы. Если он неспособен лечь на правый бок, то должен лечь на левый бок так, чтобы передняя часть тела была направлена в сторону Киблы. Если он не в силах лечь и на левый бок, то должен лечь на спину так, чтобы стопы ног были направлены в сторону Киблы.

Если мусульманину, расспросив окружающих, не удалось узнать направление Киблы, то он может найти направление, рассмотрев нишу во внутренней стене мечети, указывающую направление к Мекке, по расположению надгробных камней мусульман или другим приметам.


МУГАРИНАТ НАМАЗА.

Мугаринат - совокупность действий, совершение которых обязательно при намазе. Их одиннадцать:

    1. намерение (нийят);

    2. возвеличивание (такбират аль-ихрам - произнесение слов "Аллаху акбар" ("Аллах велик!");

    3. стояние (кыям);

    4. чтение суры "Фатиха" и какой-либо другой (кыраат);

    5. поясной поклон (руку');

    6. земной поклон (саджда);

    7; 8. произнесение слов ташаххуда ["Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха Единственного, нет сотоварища Ему. И свидетельствую, что Мухаммад раб Его и Пророк Его..."] и приветствия (салам);

    9. соблюдение последовательности в совершении действий намаза (тартиб);

    10. чтение намаза с искренностью, покорностью и смиренностью (тума'нина);

    11. непрерывность (мувалат). Пять условий  из этих 11-ти являются основополагающими принципами намаза (рукнами) и, если они будут упущены сознательно или по ошибке - намаз недействителен. Если по ошибке будут упущены другие мукаринаты (не относящиеся к рукнам) – намаз действителен, но если сознательно - намаз недействителен.


РУКНЫ НАМАЗА.

    1. намерение;

    2. возвеличивание;

    3. стояние во время такбират аль-ихрама (первого произнесения фразы "Аллах велик!") и перед руку';

    4. руку';

    5. два земных поклона.


1. НАМЕРЕНИЕ.

Это означает, что человек намеревается совершить молитву с целью выполнения приказа Аллаха.

Нет необходимости говорить намерение вслух.


2. ТАКБИРАТ АЛЬ-ИХРАМ.

После произнесения азана и икамата, признав величие Господа, мы начинаем свой намаз фразой "Аллаху Акбар" (Бог велик). После произнесения этой фразы, становится недозволенным есть, пить, смеяться, поворачиваться спиной к кибле. Во время произнесения "Аллаху Акбар" желательно поднять руки и тем самым признать величие Господа и ничтожность перед Ним всего остального.


3. СТОЯНИЕ.

Необходимо стоять во время такбират аль-ихрама – восхваления Аллаха и перед руку', но не является рукном стоять при чтении суры "Хамд", суры после неё и при такбире после руку'. Если при намазе вы забыли совершить руку' и вспомнили об этом до совершения земного поклона, необходимо встать, и совершить руку'. Но перед руку' необходимо обязательно встать (выполнить рукн), в ином случае, ваш намаз недействителен.


4. РУКУ’.

Вслед за прочтением сур необходимо наклониться вперёд так, чтобы руки оперлись о колени. Это действие называется руку'. Во время поясного поклона необходимо один раз сказать:

(субхана рабби-ял-'азими вя бихамдих) или же три раза: سبحان الله (субханаллах). Вслед за поясным поклоном необходимо выпрямиться, а затем совершить земной поклон.


5. ЗЕМНОЙ ПОКЛОН.

Земной поклон, т.е. прикосновение лба, рук, коленей и обоих больших пальцев ног к земле. Во время земного поклона необходимо один раз сказать: سبحان ربى الاعلى و بحمده (субхана раббияль а'ла ва бихамдих) или три раза: سبحان الله (субханаллах). Затем необходимо сесть, а потом опять совершить земной поклон и произнести те же слова.

Прикладывать лоб необходимо к земле или же к тому, что растёт из земли и нельзя к одежде,  пищевым продуктам или минералам.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТАШАХХУДА И ПРИВЕТСТВИЯ.

Если намаз состоит из двух руку', то после совершения двух земных поклонов необходимо встать, прочесть суру "Хамд" и другую суру, затем совершить кунут [Вслед за произнесением суры "Хамд" и другой суры (во; втором рак'ате) надо поднять руки перед лицом и прочитать любую молитву, например: Раббана 'атина фид-дунйа хасанат ва фил ахырати хасанат ва кына 'азабан-нар)] и вслед за вторым руку' и земными поклонами сесть и прочесть ташаххуд [Ташаххуд - то есть произнесение следующей фразы: Алхамдулиллах. Ашхаду ал-ла илаха иллаллах вахдаху ла шарика лах. Ва ашхаду анна Мухаммадан 'абдуху ва расулух. Аллахумма салли 'ала Мухаммади-ва али Мухаммад], а затем произнести; салам [Приветствие состоит из следующей фразы: Ассаламу 'аляйка аййухан-набийиу ва рахматуллахи ва баракатух. Ассаламу 'алайна ва 'ала 'ибадиллахис-салихин. Ассаламу 'алайкум ва рахматуллахи ва баракатух.] (приветствие) и, если намаз состоит из трёх руку', то необходимо после ташаххуда встать и прочитать суру "хамд" или три раза сказать: Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар.

Затем совершить руку', два земных поклона, прочитать ташаххуд и салам. А если намаз состоит из четырёх руку', то четвёртый поясной поклон совершается подобно третьему и после ташаххуда необходимо совершить салам.


НАМАЗ АЙАТ.

Намаз айат необходимо совершать при четырёх природных явлениях:

    1. солнечном затмении;

    2. лунном затмении (даже при частичном затмении, которое не страшит людей);

    3. землетрясении (даже при незначительном);

    4. громе и молнии, сильных ветрах (когда это пугает большинство людей).


ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ НАМАЗА АЙАТ.

Намаз айат состоит из двух рак'атов, каждый рак'ат из пяти поясных поклонов. Правила чтения этого намаза таковы: после намерения необходимо произнести такбир, прочесть суру "Хамд" и другую суру, затем совершить поясной поклон, выпрямиться, ещё раз прочесть суру "Хамд" и другую суру, опять совершить руку' и так пять раз. После пятого руку' необходимо выпрямиться, затем совершить два земных поклона. Потом следует встать и, подобно первому рак'ату, совершать второй рак'ат, после этого произнести ташаххуд и салам.

При совершении намаза айат, можно после намерения, такбира и чтения суры "Хамд" разделить аяты любой суры на пять частей, и читать по одному или больше аятов перед каждым руку'. После завершения суры необходимо совершить поясной поклон, два земных поклона, а затем приступить ко второму рак'ату и совершать его подобно первому.


НАМАЗ ПУТНИКА.

Кто отправляется в дорогу при шести условиях должен четырех рак'атный намаз совершать в два рак'ата:

    1. если путник преодолевает расстояние не менее восьми фарсахов [Единица измерения длины приблизительно равная 6 километрам] или же он преодолевает путь расстоянием в восемь фарсахов: четыре фарсаха туда и четыре обратно.

    2. если с самого начала путешествия он намерен совершить поездку на восемь фарсахов.

    3. если на полпути он не решится возвратиться.

    4. если его поездка не преследует греховную цель.

    5. если поездка не является постоянным элементом его профессии. Например, водитель должен совершать четырёхрак'атный намаз, за исключением того случая, когда водитель десять дней подряд пробывает в своём доме; в этом случае при трёх последующих поездках он должен читать двухрак'атный намаз.

    6. если путник отдалится от своего города или места, где намеревался остановиться на десять дней (т.е. читал там четырехрак’атный намаз), настолько, что не будут видны стены города и не будет слышен голос муэззина [Тот, кто читает азан].


НАМАЗ ДЖАМА’АТ (ОБЩИНЫ).

Желательно, чтобы мусульмане совершали свои ежедневные молитвы общественно, ибо вознаграждение за это в тысячу раз больше намаза, прочитанного в одиночестве.


ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА ДЖАМА’АТ (КОЛЕКТИВНОГО НАМАЗА).

    1. Руководитель общественного намаза (имам) должен быть совершеннолетним, верующим, справедливым и законнорожденным, обязан правильно произносить слова намаза и, если собравшиеся мужского пола, то имам должен быть мужчиной.

    2. Между имамом и стоящими за ним не должно быть завеса или другой перегородки, которая мешала бы молящимся видеть имама, но если ма'мум - тот, который стоит за имамом - женщина, то допускается наличие занавеси или другой перегородки.

    3. Место, где стоит имам, не должно быть выше места молящихся. Но если это место выше на четыре пальца или меньше, то допускается читать намаз таким образом.

    4. Молящиеся должны встать позади имама.


ПРАВИЛА НАМАЗА ДЖАМА’АТ.

1. Молящийся должен сам прочесть весь намаз, кроме суры "Хамд" и следующей суры. Но если его первый и второй рак'ат совпадает с третьим или четвёртым рак'атом имама, то он обязан прочитать и суру "Хамд", и другую суру, и, если он чувствует, что не успеет до начала руку' имама прочитать обе суры, то должен прочитать только суру "Хамд", чтобы успеть совершить поясной поклон одновременно с имамом.

2. Молящийся обязан совершать руку', земные поклоны и другие действия одновременно или с небольшим интервалом после имама. Но такбират аль-ихрам и приветствие должен произнести после имама.

3. Если молящийся последует за руку' имама и успеет совершить поясной поклон, намаз действителен и считается, что он совершил один рак'ат.


САУМ (ПОСТ).

Одним из обязательных деяний выполняемых ежегодно является пост. Пост обязателен для каждого совершеннолетнего человека, который должен соблюдать его в месяц Рамазан. Для того чтобы проявить послушание Божьим предписаниям, постящийся обязан с утреннего азана до вечернего азана воздерживаться от поступков, нарушающих пост. В исламской религии уделяется огромное значение этому священному предписанию и Всевышний Аллах, сообщает, что он сам вознаградит соблюдающих пост и накажет нарушителей. Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) говорит: Бог сказал:   لصوم لي و انا اجزي به  

"Пост предназначен для меня, и я сам за него награжу".

Пост с его особыми условиями играет самую эффективную роль в избавлении человека от страстей, похоти и вожделений, и очищает душу от грехов. Пророк Мухаммад (Д.Б.А.Р.) сказал Джабир-ибн-Абдаллаху Ансари: "О, Джабир, сейчас месяц Рамазан и каждый, кто соблюдает пост в его дни, а по ночам не спит, думая о Боге, воздерживается от недозволенного, воздерживается от страстей и не злословит, тот очистит себя от всех грехов одновременно с завершением этого месяца". Джабир сказал: "О, Пророк, ты сообщил нам хорошую весть". Пророк (Д.Б.А.Р.) в ответ сказал: "Джабир, условия поста нелегки". Имам Садык (да будет мир с ним) сказал: "Пост - прочный щит, защищающий человека от огня ада".


РАМАЗАН - БОЖИЙ МЕСЯЦ.

В исламских сказаниях месяц Рамазан описывается такими прекрасными названиями, как "благословенный" и "весна коранического чтения", но среди всех этих названий самым красивым названием является - "Божий месяц". Несмотря на то, что все месяца принадлежат Всевышнему, ввиду большой важности, этот месяц назван "Божьим месяцем" и это, в свою очередь, дарит ему особую окраску и одухотворённость. В этот месяц была ниспослана небесная книга - Коран. С наступлением благословенного месяца Рамазан Всевышний открывает двери своей милости для людей. Человеческая натура одухотворяется лучами Божьей милости и постящиеся проявляют готовность к поклонению, очищению души, исправлению нравов. Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) в последнюю пятницу месяца Ша'бан так сказал о величии и значимости "Божьего месяца": "О, люди! Месяц Рамазан принёс вам милость, благоденствие и прощение. Этот месяц почитаем Аллахом, его дни прекрасны, ночи прекрасны, часы прекрасны. В этот месяц вы приглашены на пир самим Богом и Он одарит вас милостью и добротой. В этот месяц каждый ваш вздох засчитается как зикр и тасбих, и ваш сон будет вознагражден Всевышним как богослужение. В этот месяц Бог принимает все ваши молитвы и отвечает на них. Так молите же от всей души Аллаха, чтобы Он помог Вам в соблюдении поста и в чтении Корана. Ибо несчастный тот, кто в этот месяц останется не наделённым милостью, добротой и прощением Всевышнего".


ПОСТ - ФАКТОР БЛАГОЧЕСТИЯ.

Всевышний Бог приводит в Коране:

[Сура "Бакара", аят 183]
"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!"

Ислам повелевает всем мусульманам соблюдать пост в месяц Рамазан. Мусульмане, строго соблюдая пост, создают в себе совершенную почву для богобоязненности. Ибо человек, способный контролировать естественные потребности, может сорвать с себя оковы вожделений.

Конечно, для достижения совершенства Ислам считает недостаточным всего лишь воздержание от еды. Исламская религия призывает мусульман воздерживаться от всего греховного и недозволенного.


ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ (МУФАТТИРАТ):

    1. Еда и питье, даже если это такие необычные вещи, как песок и древесный сок;

    2. Половое сношение;

    3. Мастурбация, вследствие которой излилась сперма;

    4. Приписывать ложь Всевышнему, Пророку и его преемникам (Ахль-Бейт);

    5. Попадание большого количества пыли в горло;

    6. Погружение всей головы в воду;

    7. Пребывание в состоянии джанабат, хэйз и нифас до утреннего азана (если до утреннего азана мусульманин не успеет совершить гусл или таяммум);

    8. Введение клизмы любой жидкостью;

    9. Сознательное вызывание рвоты.

По другим вопросам обращайтесь к религиозным трактатам.


БАЙ' (ТОРГОВАЯ СДЕЛКА).

Что такое бай'? Это торговая сделка или обмен товарами таким образом, что хозяин товара - "продавец" получит стоимость товара от "покупателя" и "покупатель", получив товар, оплачивает его стоимость. Торговая сделка является своего рода договором, и при этом необходимо присутстмие обеих сторон и каждая сторона должна иметь следующие условия: совершеннолетие, намерение совершить сделку, умственную полноценность и независимость.

После завершения торговой сделки ни одна из сторон не может расторгнуть её. Но так как в некоторых случаях при сделке человека обманули, и он был невнимателен или ошибся и терпит ущерб, то исламская религия предписывает два выхода:

Во-первых, расторжение торговой сделки. Если одна из сторон потребует аннулирования торговой сделки (икаля), желательно расторгнуть её.

Во-вторых, пользование правами изменять условия торговой сделки (хияр):

    1. Правом расторжения сделки, во время её совершения. Т.е. во время заключения торгового договора каждая из сторон может расторгнуть сделку (хияр аль-маджлис);

    2. Правом на расторжение сделки при её невыгодности (хияр аль-габн);

    3. Правом расторжения сделки при купле или продаже бракованного товара (хияр аль-'айб);

    4. При купле и продаже животных, таких как баран, лошадь, покупающая сторона имеет право расторгнуть сделку в трёхдневный срок (хияр аль-хайван);

    5. Правом расторжения договора, в случае нарушения условий сделки (хияр аш-шарт).


ТОРГОВАЯ СДЕЛКА (НАКД, НИСЬЯ И СЯЛЯМ).

Торговая сделка бывает четырёх видов:

    1. сделка может быть заключена на основе наличного расчёта (накд);

    2. при торговой сделке товар может быть продан в кредит (нисья);

    3. при торговой сделке товар может быть оплачен вперед;

    4. при торговой сделке могут быть задержаны оплата стоимости товара и выдача товара. Три первых вида верны и четвёртый вид недействителен.


ПРИЗНАНИЕ.

Кажется, что излишне говорить о важности и необходимости признания в деле восстановления нарушенных и попранных прав. Все судебные инстанции прилагают немало усилий, приводят массу доводов и аргументов, догадок и предположений, чтобы восстановить справедливость, тогда как одно признание может облегчить всю эту работу. Признание мотивируется инстинктом правдолюбия, которому  Ислам  придает большое значение.

Великий Бог призывает последователей Ислама: "Вставайте на борьбу за справедливость, говорите только правду, даже если она вредит вам, вашим родителям и близким". [Сура "Ниса", аят 134] Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) говорил: "Говорите правду, даже если она вредит вам".

Смысл и условия признания: в шариате признанием называют высказывания, подтверждающие право другого. Например: Если кто-либо скажет: "Я должен такому-то тысячу риалов" [Денежная единица в Иране; 10 риалов = 1 туману], это будет признание. Признающийся должен быть совершеннолетним, разумным и независимым и поэтому признание ребёнка, сумасшедшего, пьяного, потерявшего сознание и сонного не достоверно.


ЕДА И НАПИТКИ.

В исламском шариате считается дозволенным употреблять в пищу всё съестное, за исключением некоторого, о чем сказано в Коране и сунне.

Эти исключения составляют две отдельные группы: живые и неживые.


ПЕРВАЯ ГРУППА - ЖИВОТНЫЕ.

Существует три вида животных: морские, сухопутные и птицы.

Морские животные:среди морских животных дозволенными считаются морские птицы и чешуйчатые рыбы, а все остальные, такие как угорь, акулы, черепахи, тюлени, дельфины считаются недозволенными.

Сухопутные животные:подразделяются на две группы: домашние и дикие. Среди домашних дозволенными считаются: баран, коза, корова, верблюд, а также лошадь, мул и осёл. Но желательно не употреблять в пищу мясо трёх последних. Мясо собаки и кошки считается недозволенными. Среди диких животных дозволенными считаются: бизон, дикий баран, горная коза, зебра, олень. Другие дикие животные, имеющие когти, например, львы, тигры, волки, лисы, шакалы и зайцы считаются недозволенными.

Птицы: Среди птиц дозволенными считаются те, которые имеют зоб, хлопают крыльями и не имеют хищных когтей: куры, голуби, горлинки, фазан и т.д. Остальные являются недозволенными. Некоторые виды саранчи считаются дозволенными при определённых условиях (обратитесь к трактату).

Примечание: Дозволенность вышеназванных животных обусловлена их чистотой и правильным закалыванием, которое описано в исламских трактатах.


ВТОРАЯ ГРУППА.

Это жидкие и твердые вещества.

Твёрдые:

    1. трупы всех животных как дозволенных, так и недозволенных запрещены для употребления в пищу. Также запрещены наджисы (кал недозволенных животных и все продукты питания, содержащие скверну);

    2. земля;

    3. отравляющие вещества;

    4. всё то, что вызывает отвращение у человека. Например: кал дозволенных животных, слизь из носа, содержимое кишечника, а также пятнадцать частей тела животных (обратитесь к трактату).

Жидкости:

    1. употребление опьяняющих напитков, даже в малом количестве, считается недозволенным;

    2. молоко таких недозволенных животных, как свинья, кошка и собака;

    3. кровь животных, кровь которых при закалывании бьет струей;

    4. такие осквернённые жидкости, как кал и моча животных с бьющейся кровью;

    5. жидкости, смешанные со скверной.

Примечание: В исламской религии предусмотрены случаи, когда человек для спасения своей жизни вынужден употреблять недозволенную пищу. Например: в пустыне или при некоторых заболеваниях.


ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ.

Соблюдение гигиены питания является первейшей обязанностью каждого человека. Всем известно, что пища влияет на здоровье человека,  даже на настроение и характер. Безусловно, нельзя сказать, что пьяный и трезвый имеют одинаковое духовное состояние. И если кто-либо привыкнет употреблять в пищу отвратительные вещи, то эта непристойная привычка отрицательно повлияет на социальную и личную жизнь.

Каждый из нас инстинктивно чувствует, что он должен соблюдать определённые ограничения в пище, не употреблять всё подряд. Всевышний Бог, сотворивший всё земное исключительно для человека, совершенно не нуждается в людях и в средствах жизни. Всезнающий Господь указал нам на дозволенное и недозволенное, чтобы осчастливить нас.

Его светлость имам Риза (да будет мир с ним!) сказал: "Бог сделал дозволенным всё то, что в пользу людям, и недозволенным всё то, что вредит и губит человеческую жизнь".

Мудрость, заключенную  некоторых из этих ограничений, можно постичь простым трезвым размышлением, пользу других мы постигаем после долгих научных изысканий, но целесообразность остальных не постигнута и по сей день. Но нельзя сказать, что мы не сможем постичь их никогда. И если даже мы не способны на это, нельзя сказать, что в них нет пользы для нас. Все эти божественные предписания содержат в себе пользу и мудрость, но мы ввиду своей неосведомлённости и ограниченности своих научных познаний не всегда способны постичь эту божественную мудрость.


ПРИСВОЕНИЕ (ГАСБ).

В шариате присвоением называют насильное овладение чужим имуществом или же использование имущества без согласия хозяина.

Т.е. присвоением называют овладение имуществом в случае несуществования документа на право владения: аренды, продажи или разрешения.

Присвоение считается плохим поступком и идёт вразрез с правом на собственность и её неприкосновенностью. Право на собственность положительно влияет на процесс стабилизации общества, тогда как гасб полностью дестабилизирует его.

Если случится так, что главы общества позволят себе незаконно присваивать имущество других членов, то право на собственность утратит свой смысл. И тогда каждый станет попирать права слабого и, в конце концов, человеческое общество превратится в большой рынок купли-продажи рабов. А все правила и законы утратят законную силу.

Поэтому исламская религия установила весьма жёсткие законы по отношению к присвоителю и считает присвоение большим грехом.

В исламских писаниях и в сунне приведено, что любой грех, кроме язычества, прощается. На основании аятов Корана и сунны Пророка все грехи Аллахом могут быть прощены за исключением ширка. И всякий грех и в том числе и ширк может быть прощен посредством (таубе) покаяния. Но тот, кто попирает права других и захватывает чужое имущество не будет прощен Аллахом до тех пор, пока его не простит хозяин имущества или тот, права которого были попраны.


НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ В ЭТОЙ СВЯЗИ.

1. Присвоивший должен немедленно вернуть присвоенное имущество хозяину. Если владелец скончался, имущество должно быть возвращено его наследникам, даже если возвращение данного имущества сильно вредит финансовому положению присвоителя. И даже если присвоен один кирпич, вышеназванный должен разрушить дом и вернуть хозяину этот кирпич. Он может оставить его у себя только в том случае, если хозяин кирпича согласится принять деньги. И если кто-либо присвоил десять манов [Мера веса, разная в различных районах Ирана] пшеницы и размешал её с десятью харварами [Мера веса, равная 300 кг] ячменя без согласия хозяина, для возврата, должен отделить всю пшеницу от ячменя.

2. В случае повреждения присвоенного предмета при возвращении ущерб должен быть возмещён.

3. При потере присвоенного предмета стоимость предмета должна быть возмещена хозяину.

4. Если присвоитель истратит часть прибыли полученной посредством присвоенного предмета независимо от того, использовал ли он эту прибыль или нет, при возвращении предмета хозяину он отвечает за потерянную прибыль. Подобно тому, как присвоивший прокатную машину, отвечает за любой нанесённый её хозяину материальный ущерб. Вся материальная прибыль от присвоенного предмета принадлежит его хозяину. Например, если кто-либо присвоил скот и через некоторое время вес скота увеличился, прибыль от этого принадлежит хозяину. Но в случае, если кто-либо присвоил землю и получил хороший урожай, то урожай принадлежит присвоителю, а земля должна быть возвращена.


ШУФ'А.

Если два человека совместно будут иметь права на обладание тем или иным имуществом, и один из них продаст без ведома своего компаньона имущество третьему лицу, его компаньон имеет право пользоваться без ведома имуществом, которое осталось в размере проданного. Безусловно, это право предусмотрено исламской религией для стабилизации компаний и во избежание ущерба, который неизбежен при совместном капиталовложении. Ибо нередко новый компаньон действует во вред остальным компаньонам или ввиду несовместимости характеров компания разваливается. Совместное право предписано только операций с недвижимостю (дом, земля и др.) и не распространяется на движимое имущество.


ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУСТЫННЫХ ЗЕМЕЛЬ (МАВАТ).

Возрождение пустынных земель – мават, независимо от того, была ли она заселена прежде и сегодня не используется или нет, является праведным делом с исламской точки зрения и будет вознаграждено Богом.

Исламский Пророк Мухаммад (Д.Б.А.Р.) говорил:

"Тот, кто возделает пустынную землю, является хозяином этой земли".

Имам Садык (да будет мир с ним) говорил: "Право на землю принадлежит тем, кто возделал и возродил её".

В исламской религии невозделанные земли принадлежат Богу, Пророку и имамам (т.е. исламскому государству) и входят в число доходных источников.

Невозделанные земли могут быть возрождены и присвоены следующим образом: если землю возродила группа людей, инициатору этого дела отдаётся предпочтение перед другими:

1. необходимо разрешение имама или его наместника;

2. земля не должна быть отмерена, размежена или ограничена оградой кем-либо (т.е. занятой прежде);

3. не должна входить в пределы владения других;

4. не должна входить в состав вакфа, [Имущество, отданное на религиозные и благотворительные цели учреждением, группой людей или частным лицом. Цель при этом назначается "вакифом" - отдающим в вакф] участка, предназначенного для строительства мечети или имущества мусульман (улицы и дороги).

Примечание: Возделывание и возрождение земли - гражданское право. Следовательно, если люди скажут, что тот-то возродил землю, то право на собственность ею автоматически приобретает законную силу. Конечно, возрождение различается в соответствии с различными сферами, например в сельском хозяйстве под этим термином подразумевается возделывание земельного участка, а в строительстве - ограничение земельного участка забором.

5. Полезные ископаемые, находящиеся на поверхности земли или находящиеся близко к её поверхности месторождения принадлежат всем в случае, если все могут без бурения и особой разработки использовать их. Каждый может воспользоваться ими в зависимости от нужды. Но когда эксплуатация рудника нуждается в бурении, особой разработке и других технических работах, как месторождения золота, меди и т.д., то право на собственность принадлежит инициатору этого дела.

6. Большие реки считаются общими для всех мусульман, а также речки, дождевые и талые воды, текущие с гор, и те, кто близки к этим водам, имеют преимущество в эксплуатации.


ЛУКАТЕ.

Найденный предмет, владелец которого неизвестен, называется лукате.

1. если кто-либо найдёт предмет, владелец которого неизвестен и стоимость которого не превышает одного мискала [Вес, равный приблизительно 4,64 гр] серебра, то может оставить его себе. И если стоимость предмета превышает эту сумму, он не должен присваивать его и в течении одного года должен постараться найти хозяина и вручить ему предмет. А если ему не удалось найти хозяина, то сумма его стоимости должна быть роздана милостыней;

2. предметы, найденные в развалинах или в пустыне могут быть присвоены;

3. потерянное животное, найденное кем-либо, должно быть возвращено хозяину;

4. если на дороге найден ребёнок, каждый мусульманин обязан подобрать его и вырастить;

5. если украденное имущество отдано на хранение кому-либо, то должно быть возвращено подлинному хозяину.


Конец.

[Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ] Мубтилат. Гусл. Таяммум. Положения таяммум. Время намазов. Одежда. Место. Кибла. Мугаринат намаза. Рукны намаза. Намерение. Такбират аль-ихрам. Стояние. Руку’. Земной поклон. Произнесение ташаххуда и приветствия. Намаз айат. Правила чтения намаза айат. Намаз путника, Джама’ат общины. Правила совершения намаза джама’ат колективного намаза. Саум пост. Рамазан - божий месяц. Пост - фактор благочестия. Действия, нарушающие пост муфаттират. Бай' торговая сделка. Торговая сделка накд, нисья и сялям. Признание. Еда и напитки. Животные. Жидкие и твердые вещества. Соблюдение гигиены питания. Присвоение гасб. Некоторые предписания в этой связи. Шуф'а. Возрождение пустынных земель мават. Лукате. [Электронный Коран] КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСЛАМСКИМ УЧЕНИЕМ [ИСЛАМ] Мубтилат. Гусл. Таяммум. Положения таяммум. Время намазов. Одежда. Место. Кибла. Мугаринат намаза. Рукны намаза. Намерение. Такбират аль-ихрам. Стояние. Руку’. Земной поклон. Произнесение ташаххуда и приветствия. Намаз айат. Правила чтения намаза айат. Намаз путника, Джама’ат общины. Правила совершения намаза джама’ат колективного намаза. Саум пост. Рамазан - божий месяц. Пост - фактор благочестия. Действия, нарушающие пост муфаттират. Бай' торговая сделка. Торговая сделка накд, нисья и сялям. Признание. Еда и напитки. Животные. Жидкие и твердые вещества. Соблюдение гигиены питания. Присвоение гасб. Некоторые предписания в этой связи. Шуф'а. Возрождение пустынных земель мават. Лукате.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   [е]КОРАН   ИСЛАМ   АРХИВ 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~   
Hosted by uCoz