e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

Сура 96: Аль Аляк (Сгусток) 19 аятов


Комментаторам хорошо известно, что сура Сгусток была первой сурой, явленной Пророку ислама (ДБАР). Подтверждением этому служит само ее содержание. Существует и иное мнение, согласно которому первой была явлена сура Открывающая (Фатиха), или же сура Завернувшийся, однако оно противоречит преобладающему взгляду на этот предмет.

Первый аят этой суры обращен к святому Пророку (ДБАР) и повелевает ему зачитывать или возглашать (Послание).

Далее в ней затрагивается тема сотворения человека из простого сгустка.

Затем предметом разговора становится развитие человека, который обретает знание благодаря милости Аллаха и через Его щедрые дары; душа же человека устремлена к познанию возвышенного, а инструментом ей для этого служит благословенное Перо.

Следующий раздел этой суры посвящен неблагодарности человека, который ударяется в бунт, несмотря на все щедрые блага и дары, которые ниспосылает ему Аллах.

Здесь же говорится о мучительной каре, уготованной тем, кто чинит препятствия на пути к Божественной истине и добродетели.

Завершается сура повелением пасть ниц и приблизиться к Аллаху.

По поводу пользы от повторения вслух этой суры существует предание, согласно которому имам Садык (ДБМ) говорил на этот счет следующее: "Человек, днем или ночью прочитавший суру Сгусток и в тот же самый день или в ту же ночь отдавший Богу душу, будет в день Последнего суда причислен к лику мучеников и воскрешен Аллахом как мученик, как тот, кто сражался в священной войне во имя Аллаха на глазах у самого Посланника Божьего" [Тафсир-и Бурхан, т. 4, стр. 478].

По различным словам, взятым из первых аятов этой суры, она может называться не только Сгусток, но и Читай, и Калам.


Аяты: 1-5

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

    1. Читай (возглашай) во имя Господа твоего, который сотворил,

    2. сотворил человека из сгустка [крови].

    3. Возвещай, ведь твой Господь - самый великодушный,

    4. который научил [человека письму] посредством калама (т. е. пера),

    5. научил человека тому, чего он не ведал.



Как уже говорилось в кратком пересказе содержания этой суры, большинство комментаторов считает, что она была первой из тех, что открылись сердцу святого Пророка (ДБАР). Более того, некоторые из толкователей Корана полагают, что первые пять аятов этой суры стали для Пророка (ДБАР) его первым Божественным откровением. Подтверждение этого взгляда можно найти и в самом содержании упомянутых аятов.

В некоторых преданиях отмечается, что святой Пророк (ДБАР) находился на горе Хира, когда к нему явился Джебраил и произнес: "Читай (возглашай)". Он ответил, что "не научен". Тогда Джебраил обнял его и вновь повелел читать, на что Пророк (ДБАР) вновь повторил, что не обучен этому. Джебраил еще раз заключил его в свои объятия, но в ответ услышал те же слова. Тогда он в четвертый раз повелел ему: "Читай (возглашай) во имя Господа твоего, который сотворил" (и произнес первые пять аятов).

Закончив читать, Джебраил покинул Пророка (ДБАР).

Посланник Аллаха, которого первый свет озарения лишил всяческих сил, вернулся к своей жене Хадидже и попросил: "Укрой меня, накинь на меня плащ".

Табарси в книге Маджма‘ аль-байан говорит, что Посланник Аллаха рассказывал Хадидже, что каждый раз, когда он пребывал в уединении, он слышал вещий голос.

Согласно тому же Табарси, Хадиджа ответила Мухаммеду (ДБАР): "Аллах принесет тебе лишь благо, поскольку ты пользуешься доверием, платишь налоги, соблюдаешь свои обязанности в отношениях с людьми и правдив в своих речах".

Произнеся эти слова, Хадиджа отправилась повидать Вараку ибн Нуфиля (двоюродного брата Хадиджи, пользовавшегося среди арабов репутацией весьма знающего человека). Она описала ему все, что произошло с Мухаммедом (ДБАР) и добавила, что тот слышал голос, произнесший: "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного, хвала Аллаху – Господу миров..." (и так далее до конца суры Открывающая), а затем добавивший: "Нет бога, кроме Аллаха".

Варака в ответ на это сказал: "Возрадуйся! Возрадуйся! Из того, что говорится в Торе и Евангелии, очевидно, что он является Посланником Аллаха, именно тем, о ком говорил Иисус Христос в своем благовещении. Его религия сродни религии Моисея, и он ее провозвестник. Вскоре после этого ему будет дано повеление начать Священную войну, и если я еще буду жив, то буду рядом с ним в этой Священной войне".

Позже, после смерти Вараки, Посланник Аллаха сказал: "Я видел его на Небесах (в Раю Малого суда), где ему даровано высокое положение за то, что он поверил мне и поддержал меня".

Известно, что некоторые исторические книги содержат всяческие весьма нелестные высказывания и комментарии по поводу этого периода жизни Мухаммеда, однако вряд ли их содержание соответствует истине. Скорее всего, они представляют собой измышления противников ислама, которые стремятся очернить как саму идею этой великой религии, так и личность святого Пророка (ДБАР). В свете сказанного, мы предполагаем принимать к сведению лишь те комментарии, которые мы приводим в нашей книге.

Читай (возглашай) во имя Господа твоего!

В первом аяте этой суры содержится обращение к святому Пророку (ДБАР), в котором говорится: "Читай (возглашай) во имя Господа твоего, который сотворил ".

Кое-кто полагает, что этот аят означает: "Читай (возглашай) Коран во имя Господа твоего". Сторонники такой трактовки считают, что данный аят представляет собой свидетельство непременного вхождения выражения "бисмилла" (во имя Аллаха) в текст каждой суры Корана.

В этой связи стоит отметить, что ударение здесь делается на провозглашении владычества Аллаха, а мы знаем, что слово /рабб/ означает "Господина-реформатора", то есть того, кто является одновременно и повелителем, и радетелем за наше благо.

Далее в подтверждение Господства Аллаха делается упор на "сотворение и существование нашей Вселенной", поскольку творческое начало является важнейшим атрибутом Его Всемогущества и Всевластия. Ведь создателем Вселенной является тот, Кто управляет этим миром и поддерживает в нем жизнь.

В этом, по существу, содержится отповедь арабам-язычникам, которые соглашались отдать Аллаху роль творящего начала, однако управление мирскими делами и распоряжение судьбами мира приписывали своим идолам и кумирам. Кроме того, господство Аллаха и божественный промысел в мирских делах являются наилучшим свидетельством существования Бога.

Далее, в продолжение разговора о Божественном творении, упор делается на наилучшем и наиважнейшем из всех божественных созданий - на человеке, по поводу сотворения которого говорится:

сотворил человека из сгустка[крови]

Слово /‘алак/ первоначально означает "прилипать к чему-либо", а потому загустевшая кровь или пиявка, прилипающая к телу, чтобы сосать из него кровь, тоже называются словом /‘алак/. Известно, что живая клетка, прежде чем стать зародышем, имеет форму никчемного на вид липкого сгустка, который на самом деле является носителем жизни будущего человека, и в свете этого тем более очевидным становится могущество Аллаха, способного из ничтожного и неприглядного кусочка материи вылепить достойное живое существо.

Есть также мнение, что по своему значению слово /‘алак/ ассоциируется с липкой глиной, из которой вышел Адам. И, что вполне очевидно, Создатель, способный сотворить великолепное живое существо из куска липкой глины, заслуживает поклонения и восхищения.

Имеется и другой взгляд на толкование этого слова, согласно которому /‘алак/ означает существо, "имеющее привязанность". Под этим подразумевается сущность человека и его привязанность к другим, которая в свою очередь играет основную роль в развитии всей человеческой цивилизации.

Еще одна трактовка слова /‘алак/ придает ему значение "мужского семени", которое, по мнению сторонников такой трактовки, имеет существенное сходство с "пиявкой". Именно таким образом они воспринимали микроскопическое создание, плавающее в жидкости, извергаемой мужчиной, которое приближается к женскому "семени" в лоне женщины и прилипает к нему. Человек же возник в результате слияния совершенного мужского и женского "семени".

Нельзя отрицать, что в момент зарождения религии ислама все эти факты были неизвестны человечеству, однако Священный Коран в своем чудесном научном предвидении абсолютно достоверно отразил весь этот процесс.

Из всех приведенных выше четырех подходов к толкованию этого слова первый кажется нам наиболее предпочтительным, хотя при этом допустима любая комбинация всех этих трактовок.

Следует также иметь в виду, что, согласно одним комментариям, под словом "человек" здесь подразумевается Адам, а согласно другим – просто "человек".

Для усиления звучания предыдущей мысли очередной аят повторяет:

Возвещай, ведь твой Господь – самый великодушный

Некоторые комментаторы полагают, что слово /игра"/ "читай (возвещай)" – это прямой повтор того же слова, что и в первом аяте, который делается с единственной целью – усилить впечатление от сказанного. Другие же считают, что во втором случае это слово следует трактовать по-иному. То есть в первом случае Пророку (ДБАР) предписывается прочитать (провозгласить) данные слова для себя самого, тогда как во втором случае он должен провозгласить их людям. Однако идея повтора, как приема, усиливающего впечатление от сказанного, представляется более уместной, тем более что никаких дополнительных указаний на различие в значениях этого слова в тексте не содержится.

Но в любом случае этот аят является ответом на слова Пророка (ДБАР), сказавшего Джебраилу, что он "не научен этому", и его следует понимать как "ты можешь прочитать (возвестить) это благодаря непревзойденной милости и безмерному великодушию твоего Господа".

Затем в продолжение разговора о наивеликодушнейшем Аллахе говорится:

который научил [человека письму] посредством калама (т. е. пера),

научил человека тому, чего он не ведал

Эти аяты представляют собой, по существу, еще один ответ на слова Пророка (ДБАР), что он "не научен этому". Ему говорят, что Бог, который научил человека посредством калама тому, чего тот ранее не ведал, способен дать знания такому рабу своему, как ты, который не умеет читать.

Выражение "научил посредством калама" может быть истолковано двояко. С одной стороны, это можно понять как то, что Аллах научил человека письму и дал ему книгу и что только он был способен совершить это чудо – заложить начала всех наук, принципы знания и культуры.

Другая трактовка состоит в том, что именно так, именно таким образом человек постигает все науки, приобретает новое знание.

Иначе говоря, в первом случае это выражение толкуется как "научил человека писать", а во втором – как "посредством письма обучил человека всем наукам".

Какую бы из трактовок мы ни избрали, важно то, что это глубокое, эмоциональное высказывание было заключено именно в эти аяты, которые были ниспосланы с первыми Божественными откровениями.

За первым откровением последовало обретение знаний.

Эти аяты, как уже говорилось выше, представляют собой, по мнению большинства комментаторов, первый луч Божественного озарения, посетившего святое сердце Пророка (ДБАР). Благодаря ему перед человечеством распахнулась новая дверь, открылась новая глава в истории рода человеческого, и вслед за этим людям была дарована одна из величайших милостей Аллаха. Им была ниспослана самая совершенная из великих религий, самое последнее из всех божественных учений. Этим самым был придан законченный характер всем религиозным догматам и Божественным заповедям, ибо, как говорится в суре Трапеза (5:3), "...Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам".

Небезынтересно отметить, что Пророк (ДБАР) был неграмотен и никогда нигде не учился и что именно в тот период, когда на всей территории Хиджаза господствовали невежество и безграмотность, были ниспосланы первые аяты этой суры, где сразу же вслед за упоминанием великого дара Божественного творения шла речь о "науке посредством калама".

По существу, сначала эти аяты рассказывают о формировании человеческой плоти из чего-то совершенно неприглядного - некоего "сгустка", а затем переходят к теме совершенствования "души" через науку и знание, передаваемые, в частности, посредством калама (пера).

В те дни, когда были явлены эти аяты, не только в Хиджазе, где господствовало невежество, но и в цивилизованном мире того времени пишущий инструмент ценился весьма невысоко и очень немногие понимали истинную ценность пера.

Но сегодня мы уже понимаем, что именно благодаря существованию "пера" были заложены основы целых цивилизаций, положено начало различным отраслям науки и знания, достигнут прогресс во многих областях жизни человеческого общества. По своему статусу ученые стоят выше мучеников за веру, ибо самим своим появлением мученики во многом обязаны перьям мудрецов. "перо" ученого способно, по существу, изменить судьбы людей, живущих в самых разных общественных условиях.

Совершенствование жизни общества зачастую берет начало на кончике пера честных набожных писателей, сознающих свою социальную ответственность. Точно так же порок и моральное разложение зачастую бывают порождением писаний, начертанных ядовитыми перьями.

Не случайно поэтому в Священном Коране имеется клятва самим "пером" и тем, что из-под этого "пера" выходит. "Нун. Клянусь каламом и тем, что пишут" (Сура Калам, 68:1).

Жизнь человечества, как известно, делится на два отчетливых периода - доисторический и исторический.

Исторический период начинается с того самого времени, когда возникает письменность и человек начинает пользоваться "пером", обучается письму и чтению, что позволяет ему оставить сведения о себе для последующих поколений. Поэтому историю человека можно по-настоящему изучать только с тех пор, как люди научились использовать "перо", когда в истории человечества появились "письмо" и "инструмент для письма".

Вот почему ислам с самого начала основывался на "письме" и "знании". Именно благодаря этому, невежественные на начальном этапе мусульмане смогли впоследствии добиться такого выдающегося научного прогресса и достичь огромных успехов в распространении новейших достижений научного знания в Европе и по всему миру. По признанию видных европейских историков, именно мусульманские ученые сумели зажечь огонь просвещения в мрачных условиях средневековой Европы, способствуя ее последующему вступлению в золотой век.

Из-под пера европейских авторов вышло немало книг, посвященных этой теме, и среди них такие, как "История исламской цивилизации", "Исламское наследие" и другие.

При всех условиях поминай имя Аллаха

Отметим, прежде всего, что обращение к Пророку (ДБАР) сопровождается поминанием имени Аллаха: "Читай! во имя Господа твоего..."

Примечательно, что весь плодотворный жизненный путь Пророка (ДБАР) сопряжен с поминанием имени Господа.

Поминание Аллаха сопровождало каждый его вздох. Просыпаясь ото сна, присаживаясь, ложась спать, прогуливаясь, садясь в седло, отправляясь в путь и возвращаясь из путешествия, он неизменно поминал имя Аллаха.

Просыпаясь, он говорил: "Слава Аллаху, который воскрешает нас после смерти; наше воскрешение в Его власти".

Существует еще несколько преданий подобного рода, которые подтверждают сказанное выше [Фи зилал иль-Кур"ан, т. 8, стр. 619].


Сура Аль Аляк (Сгусток) Аяты: 6-14

    6. Так нет же! Человек преступает пределы,

    7. как только покажется ему, что он не нуждается.

    8. Воистину, тебе надлежит возвратиться к Господу твоему.

    9. Сообщи мне, кто чинил препятствия

    10. нашему рабу (т.е. Мухаммеду), когда он совершал обряд молитвы?

    11. Сообщи мне, если он (т.е. Мухаммед) на правом пути

    12. или же призывает к благочестию, [то разве не сгинет препятствующий ему]?

    13. Сообщи мне, если он (т.е. Абу Джахл) не признал [Коран] и отвернулся,

    14. то неужели он не знал, что Аллах видит?



Разве он не знает, что Аллах несомненно видит все, что он делает?

Вслед за аятами, где перечисляются некоторые из материальных и духовных благ, даруемых Аллахом человеку, которые требуют от него проявления признательности и благодарности Дарящему и полного подчинения Его воле, идет новый раздел, где говорится:

Так нет же! Человек преступает пределы,

как только покажется ему, что он не нуждается

Природа большинства людей, и в особенности тех, кто не знаком с Небесным откровением, кто не был воспитан в лоне его мудрости, такова, что, едва почувствовав самостоятельность, они начинают бунтовать.

Несмотря на то, что все наши знания, все способности, которыми мы обладаем, дарованы нам свыше, человек в своей непомерной гордыне и самоуверенности ложно толкует Божественный дар как свое собственное достижение. Все это ведет к тому, что он перестает слушаться Бога, отказывается внимать Его заповедям, остается глух к голосу собственной совести, сбиваясь с пути истины и справедливости.

Не только человек, но и вообще ни одно живое существо не может быть полностью самодостаточным, не испытывая нужды в помощи со стороны Аллаха. Всем и всегда нужны Его Великодушие и благословение. Исчезни на мгновение Его милосердие – и весь мир будет разрушен. Человек иногда склонен ошибаться и, как говорится в одном из приведенных аятов, полагать себя вполне самодостаточным. При этом обратим внимание на то, как тонко выражена здесь эта мысль. "Как только покажется ему, что он не нуждается", – говорится в этом аяте, а не "как только он станет самодостаточным".

По мнению некоторых толкователей, под словом "человек" в этом аяте подразумевается Абу Джахл, который с самого начала отверг призыв Пророка (ДБАР) принять ислам. Однако на самом деле "человек" здесь, безусловно, означает все человечество в целом. Отдельные же лица типа Абу Джахла могут служить лишь частными примерами сказанного.

В любом случае, смысл этого аята состоит, очевидно, в том, что Пророку (ДБАР) не следует ожидать, что все с радостью примут его призыв, а нужно готовить себя к тому, что грешники станут противиться его миссии, враждебно относиться к его проповеди и что вся его дорога будет состоять из бесконечной череды подъемов и спусков.

Затем звучит предостережение строптивцам:

Воистину, всем надлежит возвратиться к Господу твоему

Лишь Аллаху, и никому иному, принадлежит право карать грешников за их проступки.

Все мы вернемся к Нему, ибо "...Аллах наследует небеса и землю" (Сура Семейство Имрана, 3:180), и точно так же все мы с самого начала вышли из Него, а потому у человека нет никаких оснований полагать, что он полностью независим, и, исполнившись дерзости, затевать смуту.

Затем наше внимание обращается на поведение заносчивых грешников, мешающих верующим совершать благие поступки:

Сообщи мне, кто чинил препятствия

нашему рабу, когда он совершал обряд молитвы?

Разве не заслуживает Небесной кары такой человек?

В одном из преданий рассказывается, что Абу Джахл принялся как-то расспрашивать окружающих: "Неужели Мухаммед действительно вместе с вами припадал лицом к земле?" Ему ответили, что так оно и было. Тогда он сказал: "Клянусь всем, что у нас есть святого, если я увижу его в таком положении, то наступлю ногой ему на шею". В этот момент ему указали на Пророка, как раз совершавшего неподалеку обряд молитвы.

Абу Джахл направился к Пророку (ДБАР), чтобы наступить ему ногой на шею, но, приблизившись к нему, вдруг остановился и стал делать руками движения, словно бы отталкивая что-то от себя, а когда его спросили, что произошло, он сказал: "Я неожиданно увидал разделяющий нас огненный ров, и зрелище его было ужасно, а кроме того, я увидел какие-то крылья и перья".

По этому поводу Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: "Клянусь тем, Кто держит в руках мою жизнь, если бы он приблизился ко мне, то ангелы Божьи разорвали бы его на части и разнесли их по всему свету".

Именно после этого и были ему явлены эти аяты [Комментарий Маджма‘ аль-байан, т. 10, стр. 515].

Согласно процитированным преданиям, упомянутые аяты были явлены Пророку (ДБАР) в самом начале его священной миссии. Это не могло произойти в более поздний период, когда призыв принимать ислам был уже известен всем и каждому. При этом некоторые считают, что в начале проповеднической деятельности Мухаммеда (ДБАР) ему были ниспосланы лишь первые пять аятов, тогда как остальные явились ему намного позже.

Как бы то ни было, обстоятельства ниспослания этих аятов никоим образом не влияют на их общий смысл.

В продолжение этой же темы далее говорится:

Сообщи мне, если он (т.е. Мухаммед) на правом пути

Или же призывает к благочестию [то разве не сгинет препятствующий ему]?

Разве имел он (человек, подобный Абу Джахлу) право запрещать? Может ли такого человека ожидать иная кара, кроме как пламя геенны огненной?

Сообщи мне, если он (т.е. Абу Джахл) не признал [Коран] и отвернулся,

то неужели он не знал, что Аллах видит?

Сказанное выше означает, что заносчивому строптивцу следовало бы, по меньшей мере, подумать о том, что Пророк (ДБАР) следует по пути набожности и благочестия. Одного этого обстоятельства должно быть достаточно, чтобы образумить его.

Таким образом, приведенные выше аяты следует воспринимать не как некое сомнение в том, что Пророк (ДБАР) призывал людей к набожности и исполнению религиозных заповедей, а как указание на упомянутое выше весьма щекотливое обстоятельство.

Некоторые толкователи полагают, что слова /кана/ или /амара/ относятся к тому, кто пытается запретить религиозные обряды, как, например, Абу Джахл. В таком случае эти аяты следует понимать так, что если он, вместо того, чтобы запрещать обряд молитвы, сам примется исполнять заповеди и призывать к благочестию, то ему воздастся за это стократ!

И все же первый комментарий представляется более уместным.

Взору Аллаха доступен весь мир.

Все дела человеческие происходят на глазах у Аллаха, ведь его взору доступна вся Вселенная, а потому человеку не скрыть от Него ни одного своего поступка, ни одной своей мысли. Однако этот факт почти не влияет на повседневную жизнь человека и не может удержать его от совершения дурных поступков до тех пор, пока в его душе не поселится вера и не упрочится религиозное чувство.

Существует изречение, гласящее: "Поклоняйся Аллаху так, как если бы ты видел Его перед собой, а если ты Его не видишь, то знай, что Он видит тебя".

Рассказывают, что однажды глубоко верующий человек разрыдался, каясь в собственных прегрешениях. "Ты почему плачешь?" – спросили его. "Конечно, – ответил он, – Господь может простить меня, но как мне избавиться от стыда за то, что он видел мои поступки?"


Сура Аль Аляк (Сгусток) Аяты: 15-19

    15. Отнюдь нет! Если он не отстанет [от Мухаммеда], Мы приволочем его за хохол,

    16. хохол лжеца, грешника

    17. Пусть он зовет своих сообщников!

    18. Мы же позовем стражей [Ада]!

    19. Ни в чем не повинуйся ему, а пади ниц и ищи приближения [к Аллаху]



Пади ниц и ищи приближения к Аллаху!

В предыдущих аятах описывались строптивые безбожники и их недостойное отношение к святому Пророку (ДБАР) и остальным молящимся мусульманам. В новом отрывке содержится самое грозное предостережение в адрес этих нечестивцев. В его аятах говорится, что дела обстоят вовсе не так, как представляет себе Абу Джахл. (Он вообразил себе, что может наступить ногой на шею Пророку (ДБАР), когда тот падет ниц в молитве, и помешать ему творить это богоугодное дело).

Отнюдь нет! Если он не отстанет [от Мухаммеда] , Мы приволочем его за хохол,

хохол лжеца, грешника

Слово /ла насфа‘ан/ восходит к корню /саф‘/, который передает несколько значений, в частности, "схватить, тащить кого-либо, дать пощечину, посадить кому-либо синяк на лице, оставить на чем-либо отметину" и "унизить кого-либо". [Фахр-и Рази, т. 32, стр. 23] Ближе всех по смыслу здесь подходит первое значение, хотя можно допустить и другие трактовки этого аята. Так что выражение /ла насфа‘ан бин-насия/ следует читать как "Мы возьмем его за хохол и притащим к пламени (геенны)", или "Мы схватим его за хохол и безжалостно приволочем к огню", или "Мы наставим ему на лице синяков" (/насыйя/ "хохол или чуб" в данном случае должен подразумевать лицо, так как располагается в передней части головы), или "Мы пометим его, как метят людей, обреченных на адский пламень: мы сделаем его лицо черным, а глаза украсим синяками", или "Мы унизим его или подвергнем презрению".

Любой из этих вариантов имеет в виду, что Абу Джахл и подобные ему безбожники будут схвачены за хохол и приволочены к пылающему огню, причем произойти это может где угодно: и на том свете, и в этом мире, и в обоих из миров. Подтверждением этому может служить предание, изложенное в книге Тафсир-и Фахр-и Рази (т. 32, стр.23).

Слово /насия/ означает "чуб, хохол", и если говорится, что некто будет "схвачен" за него, то это означает, что человек, к которому это относится, будет подвергнут унижению, поскольку в таком состоянии он совершенно беспомощен, и единственное, что ему остается, это смириться с обстоятельствами.

Слово /насия/ используется, как известно, и по отношению к человеку, и по отношению к дорогим вещам. Имеются у него и иные значения.

Так, выражение "лживый грешный чуб" подразумевает человека, у которого имеется длинный чуб и который склонен врать и грешить, подобно Абу Джахлу.

В предании от Ибн Аббаса рассказывается, что однажды Посланник Аллаха (ДБАР) совершал молитву вблизи "места, где пребывал Ибрахим (в Мекке)". В это время к нему подошел Абу Джахл и сказал, что запрещает ему молиться. В ответ святой Пророк громко прикрикнул на него и отослал его прочь.

На что Абу Джахл сказал: "Что это ты кричишь на меня и отсылаешь меня прочь? Разве ты не знаешь, что в моем племени больше людей, чем в любом другом племени этого района?" Как раз в этот момент и был явлены аяты, гласящие:

Пусть он зовет своих сообщников!

Мы же позовем стражей [Ада]!

Божья кара настигает высокомерного и циничного человека в тот самый миг, когда он сознает свое бессилие перед ней.

Слово /нади/ происходит от корня /нида/, означающего "зов, призыв", и используется в значении "собрание общины". В некоторых случаях оно может означать общественный центр, где люди, собираясь, "окликают" друг друга.

Кое-кто считает, что это слово восходит к корню /нида/, означающему "вежливость, благовоспитанность", поскольку люди собираются в таких местах для приятного общения друг с другом.

Однако смысл использования здесь слова /нади/ состоит в том, чтобы обозначить людей, собирающихся на общинный сход, другими словами, обычных людей, соплеменников, которых личности типа Абу Джахла используют в своих делах.

Слово /забания/ представляет собой множественное число от /зибния/, означающего в своем исходном смысле "стражей порядка", но здесь употребляющегося в значении "ангелов, стерегущих вход в Ад".

В последнем аяте этой суры (то есть там, где предписывается обязательный земной поклон) подчеркивается, что все обстоит не так, как он (противник Мухаммеда (ДБАР) – пер.) это себе представляет, и настоятельно предлагается пасть ниц в обожании Всевышнего:

Ни в чем не повинуйся ему, а пади ниц и ищи приближения [к Аллаху]

Люди типа Абу Джахла – ничтожества, которым не под силу помешать "тебе" поклоняться или столкнуть "тебя" с пути "твоей" веры. "Ты" же идешь по этому пути поклонения и обожания, приближаясь к Аллаху.

Из этого аята можно понять, что земной поклон приближает человека к Аллаху, ибо, как говорится в предании из жизни Посланника Аллаха: "Ближе всего к своему Господу раб божий находится именно в тот момент, когда он коленопреклонен и простерт ниц".

Нам, естественно, известно, что согласно преданиям, восходящим к Ахлуль-бейт (домочадцам Пророка (ДБАР)), аяты Корана лишь в четырех случаях предписывают обязательный земной поклон. Они содержатся в сурах Поклон, Разъяснены, Звезда, а также в суре Сгусток, которую мы обсуждаем в данный момент. Во всех остальных случаях указания совершить земной поклон является лишь одобряемым.

Бунт и самодостаточность.

Грехи и пороки чаще всего поднимают свои мерзкие головы в среде богачей и тиранов, которые прежде всех остальных стремятся очернить пророков. Это те самые люди, которые именуются в Коране /мал"а/ "предводители" (7:60), /мутрафин/ "богачи" (34:34), или /мустакбирин/ "угнетатели" (23:67). Первое из этих названий относится к богачам, которые внешне выглядят вполне достойно, а на самом деле пусты изнутри. Второе означает тех, кто наслаждается благами земной жизни, живет в богатстве, гордится своим достатком и доволен собой, совершенно не замечая при этом чужой боли. Третьим называются те, кто высказывает абсурдные идеи по поводу Корана, нагло попирая заповеди Аллаха и права рабов Божьих.

Все эти пороки происходят от ощущения собственной независимости и самодостаточности, свойственного недальновидным людям, которые, обретя некоторый достаток, положение и спокойную жизнь, начинают ощущать себя совершенно самостоятельными, высокомерно забывая о существовании своего Господа.

Однако нам известно, что богатство может в любой момент исчезнуть, собственность может быть уничтожена наводнением, землетрясением или ударом молнии. Здоровье тоже можно легко испортить, просто выпив воды.

Насколько же должны быть неосмотрительны и беспечны люди, полагающие, что ни от кого ни в чем не зависят, и в ослеплении собственной гордыней попирающие права остальных членов общества?

Чтобы уберечь себя от порока, человек должен, с одной стороны, помнить о своей слабости, а с другой стороны – постоянно задумываться о Всемогуществе Аллаха и изучать историю гибели возгордившихся сверх меры древних народов и государств, гораздо более могущественных, чем они сами.

Молитва

Господи! Избавь нас от высокомерия и гордыни – главных пороков, что отдаляют нас от Тебя!

Господи! Не оставляй нас ни на мгновение!

Господи! Даруй нам доблесть, дабы повергнуть деспота, что преграждает нам путь, и обезвредить его злые замыслы!

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz