e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 178, 179, 180, 181, 182. Возмездие за убитых. Закон возмездия сохраняет жизнь. Справедливое завещание. Философское обоснование составление завещания. Завещания обязательные и рекомендуемые. Изменения в завещании. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 178, 179, 180, 181, 182. Возмездие за убитых. Закон возмездия сохраняет жизнь. Справедливое завещание. Философское обоснование составление завещания. Завещания обязательные и рекомендуемые. Изменения в завещании.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 178-179

    178. О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину. Если простил убийцу брат его по Вере (т.е. родственник убитого), то следует убийце поступить по-доброму и уплатить приличный выкуп. Это – облегчение вам от Господа вашего и милость. А тому, кто преступит [заповедь эту] после [разъяснения] этого, - кара мучительная.

    179. [Предписание Божие] о возмездии [обеспечивает безопасность] жизней [ваших], о люди, разумом обладающие! Быть может, станете вы богобоязненными.



Среди арабов эпохи невежества существовал обычай, согласно которому в отместку за убитого члена своего племени полагалось убить как можно больше членов племени, к которому принадлежал убийца. Жестокость тех, кто следовал этому принципу, была такова, что за одного убитого соплеменника они были готовы полностью уничтожить все племя преступника. В связи с этим обстоятельством и были ниспосланы рассматриваемые аяты, в которых изложен закон справедливого возмездия (кисас).

Это предписание Ислама представляло собой компромисс между двумя распространенными в то время подходами к разрешению ситуаций, связанных с убийством. В период, предшествовавший ниспосланию данных аятов, наказание смертью, согласно одной точке зрения, рассматривалось как единственно возможная реакция на убийство, не допускающая никаких исключений. Существовала, однако, и другая практика, по которой за пролитую кровь можно было откупиться. Поэтому Ислам ввел норму, согласно которой кровная месть допускалась в том случае, если на ней настаивали родственники убитого; если же стороны приходили к соглашению, то пострадавшая сторона довольствовалась компенсацией.

Закон возмездия сохраняет жизнь.

Начиная с этих аятов, в Коране излагается и обосновывается ряд норм и предписаний Ислама.

Вначале говорится о ценности человеческой жизни, что чрезвычайно важно в плане регулирования социальных отношений. Данными аятами Ислам отменяет все существовавшие ранее обычаи, связанные с рассматриваемой проблемой. Коран обращается к верующим с такими словами:

О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых…

Некоторые повеления, обязательные к исполнению, Коран предваряет фразой "предписано вам". Примером может служить как сам этот аят, так и ряд последующих, где идет речь о составлении завещания, посте и о других вопросах. Эта фраза подчеркивает значимость сказанного, поскольку обязательные к исполнению важные предписания оформляются именно в письменном виде.

Как уже говорилось при изложении обстоятельств ниспослания, применение в рассматриваемых аятах термина "возмездие" имело целью смягчить царившие в доисламский период жестокие нравы, связанные с наказанием за убийство, и подтвердить, что наследники убитого имеют право поступить с убийцей точно так же, как он поступил со своей жертвой.

Но Коран не ограничивается простой констатацией этого правила и здесь же подробно и четко раскрывает идею соразмерности преступления и наказания:

…свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину

Если позволит Аллах, мы позже объясним, что эти слова отнюдь не свидетельствуют, как считают некоторые, о том, что убийство мужчины считается более тяжким грехом, чем убийство женщины, и что при определенных обстоятельствах возмездием за убитую женщину может стать жизнь ее убийцы-мужчины.

Далее, чтобы пояснить, что возмездие есть лишь право наследников убитого, к которому они не обязаны прибегать, если по какой-либо причине посчитают возможным простить убийцу, удовлетворившись платой за пролитую кровь или вообще отказавшись от какой бы то ни было компенсации, Коран гласит:

Если простил убийцу брат его по Вере (т.е. родственник убитого), то следует убийце поступить по-доброму и уплатить приличный выкуп.

Итак, с одной стороны, Коран призывает тех, кто решил отказаться от кровной мести и довольствоваться платой за кровь, проявить умеренность и назначить справедливую цену, соответствующую нормам Ислама. При этом выплата может осуществляться в рассрочку, если у провинившейся стороны нет возможности внести сразу всю сумму.

С другой стороны, фраза " то следует убийце поступить по-доброму и уплатить приличный выкуп" является рекомендацией убийце добросовестно выплатить компенсацию за пролитую кровь полностью и в срок. Таким образом, Коран определил обязанности сторон по отношению друг к другу.

Завершается аят предостережением о том, что нарушение заповедей Аллаха любой из сторон заслуживает сурового наказания:

Это – облегчение вам от Господа вашего и милость. А тому, кто преступит [заповедь эту] после [разъяснения] этого, - кара мучительная

В этом справедливом и гуманном установлении логично сочетаются "возмездие" и "прощение", и тем самым осуждается присущая доисламской эпохе невежества жестокость нравов, не признававшая принципа соразмерности возмездия, когда в отместку за одного убитого уничтожались сотни людей, как это делают и по сей день тираны нашего времени.

С другой стороны, это установление дает людям возможность прощать, не умаляя при этом ценности человеческой жизни и не позволяя убийцам наглеть, чувствуя свою безнаказанность. Наконец, это установление запрещает сторонам нарушать достигнутую договоренность, коль скоро одна из них согласилась простить, а другая – уплатить выкуп за пролитую кровь. Данное установление было принято в противовес древнему обычаю, бытовавшему среди невежественных кочевых племен, по которому родственники убитого могли лишить жизни уже прощенного убийцу после принятия платы за пролитую кровь.

Второй аят из данного отрывка – короткий, но очень выразительный – отвечает на множество вопросов, связанных с проблемой возмездия. В нем сказано:

[Предписание Божие] о возмездии [обеспечивает безопасность] жизней [ваших], о люди, разумом обладающие! Быть может, станете вы богобоязненными

Этот аят, содержащий на языке оригинала всего лишь 10 слов, представляет собой высший образец красноречия и ясности изложения. Он настолько оригинален, что первая его часть в виде поговорки вошла в разговорную речь простых мусульман. Он указывает, что исламский закон возмездия направлен не на оправдание мести, а на то, чтобы позволить человеку жить.

С одной стороны, закон возмездия охраняет безопасность общества, так как его отсутствие развязало бы руки жестокосердным людям, ставя под угрозу жизнь остальных членов общины. Справедливость этого вывода подтверждается опытом стран, где был отменен закон возмездия, и это привело к значительному росту числа убийств и других преступлений.

С другой стороны, закон возмездия спасает жизнь тех, кто склонен совершить убийство, поскольку является серьезным фактором, заставляющим потенциального преступника отказаться от рокового шага.

Заложенный в законе принцип соразмерности позволяет предотвратить многочисленные убийства и отменяет обычаи, существовавшие у ряда языческих племен, когда убийство одного человека служило предлогом для уничтожения сотен людей, что, в свою очередь, влекло за собой череду новых кровопролитий. Тем самым закон справедливого возмездия положил конец убийствам и способствовал установлению общественного мира в целом ряде стран.

С учетом того, что закон возмездия применяется только в случае отказа родственников убитого простить убийцу, можно утверждать, что этот закон увеличивает шансы на сохранение человеческих жизней.

Заключительные слова последнего из двух рассматриваемых аятов "Быть может, станете вы богобоязненными" завершают собой это мудрое установление Ислама. Их по праву считают предостережением всем тем, кто намерен совершить злодеяние и преступить закон.

Возмездие и прощение - две стороны одной медали.

Ислам исповедует всесторонний подход к решению любых проблем, учитывающий все практические аспекты дела. Им выработан идеально взвешенный метод решения вопроса об убийстве невинного человека, исключающий возможность несправедливости наказания и предотвращающий дальнейшее кровопролитие. Этот исламский закон не похож ни на извращенный иудейский закон, ставящий во главу угла исключительно отмщение, ни на концепцию современного христианства, проповедующую идею прощения и искупления. Первый порождает жестокую месть, вторая – поощряет убийство.

Представим себе, что убийца и его жертва были братьями или друзьями или их связывали определенные социальные отношения. В этом случае диктуемая законом кровной мести обязанность отомстить может принести дополнительное горе семье убитого, особенно в том случае, если это люди гуманные и человеколюбивые. Принуждение таких людей к возмездию лишь заставит их страдать еще сильнее. С другой стороны, возведенная в абсолют идея прощения и искупления придает дерзости преступникам.

Вот почему Ислам, провозглашая закон справедливого возмездия, смягчает его, неразрывно связывая с возможностью прощения.

Итак, родственники убитого вправе выбрать один из следующих вариантов:

    1.Возмездие.

    2.Прощение без платы за кровь.

    3.Прощение с платой за кровь. (Естественно, что в этом случае обязательно согласие убийцы).

Возможно, кто-то станет утверждать что, согласно рассматриваемым аятам, нельзя лишить жизни преступника-мужчину, убившего женщину. Но в чем состоит разница между жизнью мужчины и жизнью женщины? Почему к мужчине, отобравшему жизнь у безвинной женщины, нельзя применить закон о справедливом возмездии и покарать его смертью – ведь женщины составляют половину населения земли?

Ответ на подобные утверждения состоит в следующем: в аяте не подразумевается, что мужчина не должен подвергаться смертной казни за убийство женщины. Согласно концепции, детально проработанной в исламской юриспруденции, родственники убитой женщины могут наказать убийцу смертью при условии, что внесут при этом половину платы за кровь убийцы.

Другими словами, в установлении отсутствует норма, требующая безусловного возмездия для мужчины, повинного в убийстве женщины, однако на самом деле он может быть лишен жизни при условии выплаты родственниками погибшей половины суммы, подлежащей уплате в качестве компенсации за кровь наказанного убийцы.

Вполне понятно, что уплата этой суммы за право казнить преступника не означает, что жизнь женщины оценивается вдвое дешевле жизни мужчины. Это совершенно неправильное представление, лишенное разумного основания. Оно возникло, вероятно, в связи с ошибочным толкованием выражения "плата за кровь". Норма, согласно которой в рассматриваемой ситуации выплачивается еще и половина "платы за кровь", направлена лишь на то, чтобы полностью компенсировать потерю, которую понесут родственники мужчины, подвергшегося смертной казни на основании закона о возмездии.

К сказанному следует добавить, что мужчины, как правило, являются основным источником материального благополучия своей семьи. Они зарабатывают на жизнь, оплачивают все расходы и распоряжаются экономическими аспектами семейной жизни. Следовательно, разница между ролью мужчины и женщины в семейной экономике совершенно очевидна. Если не принимать во внимание это обстоятельство, то невинные дети и остальные члены семьи казненного мужчины понесут тяжелые финансовые потери. Поэтому Ислам, вводя закон об уплате половинной суммы компенсации за кровь наказанного мужчины, учитывает интересы всей семьи и предотвращает ее полное разорение в такой ситуации. Ислам не допускает, чтобы под предлогом соблюдения "равенства" нарушались права личности, в частности, права детей мужчины, казненного на основании закона о возмездии.

Конечно, бывает и такое, когда женщина зарабатывает больше своего мужа. Но мы знаем, что закон исходит не из отдельных исключений, а из правила, под которое подпадает абсолютное большинство мужчин и женщин.

Следует обратить внимание еще на один момент. Слова "брат его по вере" свидетельствуют о том, что Ислам создает настолько прочные отношения между своими последователями, что они не рушатся даже в случае незаконного кровопролития. Поэтому с целью побудить родственников погибшего к прощению и сдержанности, а также усилить у них чувства человеколюбия, Ислам называет их братьями убийцы. Это очень интересный момент. Конечно же, все это относится только к тем ситуациям, в которых убийца совершил преступление в состоянии аффекта и раскаивается в содеянном. Однако те, кто не раскаялся в убийстве, а, наоборот, кичится своим преступлением, не достойны называться "братьями" и не заслуживают прощения.



Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 180-182

    180. Когда явится к кому-либо смерть, а [умирающий] владеет состоянием [неким], то предписано [ему] завещать по справедливости родителям и родственникам близким. И обязанность это благочестивых.

    181. Если внесет кто-либо [из свидетелей или завещателей] изменения в завещание, после того как выслушал его, то грех падет только на того, кто изменил его. Воистину, Всеслышащий Аллах, Всеведущий.

    182. Если же опасается кто-либо [из свидетелей], что был завещатель [несправедлив в завещании] или же совершил грех, [завещая не на цели праведные,] и если свидетель исправит [это], то нет на нем греха. Воистину, Прощающий Аллах, Милостивый.



Справедливое завещание.

Если в предыдущих аятах речь шла о жизни и смерти, об убийцах, их жертвах и о возмездии, то новый фрагмент посвящен Божественным предписаниям, касающимся завещания и улаживания финансовых дел. Вначале сказано:

Когда явится к кому-либо смерть, а [умирающий] владеет состоянием [неким], то предписано [ему] завещать по справедливости родителям и родственникам близким

Завершается аят такими словами:

И обязанность это благочестивых.

Завещание не следует рассматривать как дурную примету. У некоторых оно ассоциируется с близкой смертью, хотя на самом деле это не что иное, как своеобразное проявление осмотрительности и дальновидности. Поэтому слова "Когда явится к кому-либо смерть" всего лишь указывают на последнюю возможность в жизни человека составить завещание, а сделать это можно и за много лет до собственной кончины.

Некоторые мусульмане считают составление завещания обязательной процедурой, однако из фразы "И обязанность это благочестивых" явствует, что дело это добровольное, иначе в аяте было бы сказано: "И обязанность это верующих".

Мусульманские комментаторы и законоведы считают, что составление завещания обязательно в том случае, если у человека есть невыплаченный долг или не исполненные в соответствии с шариатом обязанности, например, связанные с хумсом (налоговым обложением собственности), закатом (налогом в пользу бедных), хаджем (паломничеством) и т.п. В остальных же случаях составление завещания считается весьма похвальным делом.

Между прочим, в рассматриваемом отрывке арабское слово /хайр/ (добро, благо) использовано для обозначения богатства, чтобы показать, что в Исламе богатство не предосудительно, и считается даром Аллаха, если оно заработано праведными трудами и расходуется на благо людей. Такой подход отвергает ошибочные воззрения, согласно которым богатство представляется абсолютным злом. Ислам с негодованием относится к тем, кто рядится в тогу набожности, но на самом деле так и не понял сути его религиозного учения, отождествляя исламское благочестие с бедностью. Взгляды и действия таких приверженцев показного аскетизма послужили причиной застоя в некоторых мусульманских странах, что, в свою очередь, привело к росту в них класса эксплуататоров.

Но на самом деле в этой части аята содержится завуалированный намек на то, что праведно нажитое богатство считается законным с точки зрения Ислама. С другой стороны, незаконно приобретенное богатство, которое остается после ухода человека из земной жизни, представляет собой воплощение зла и людских страданий.

Некоторые мусульманские предания трактуют использованное в данном аяте слово /хайр/ как указание на то, что завещать следует только значительное по размеру состояние. Если же оно невелико, то наследники могут разделить его между собой и без завещания, на основании закона о наследовании. Другими словами, небольшое наследство не подпадает под правило, согласно которому судьба одной трети имущества покойного решается в соответствии с его завещанием. [Тафсир Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 159]

Выражение "Когда явится к кому-либо смерть" указывает на последнюю возможность для человека составить завещание, когда дальнейшее промедление уже невозможно. Однако же составление завещания загодя, чтобы быть заранее готовым ко всему, можно считать вполне достойным и похвальным поступком. И действительно, в мусульманской литературе подобный шаг характеризуется как благой поступок, заслуживающий всяческого восхищения.

Посланник Аллаха сказал: "Смерть того, кто умер, оставив завещание, не менее достойна, чем смерть мученика». [Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 352] Такую же оценку завещания можно встретить и в других преданиях. Следовательно, неразумно поступает тот, кто считает составление завещания дурным предзнаменованием, которым человек может накликать скорую смерть. Завещание – это своеобразное проявление предусмотрительности. Если оно и не способствует долголетию, то уж и не сокращает жизнь завещателя.

Термин /бил ма‘руф/ (по справедливости и доброму обычаю) указывает на то, что завещание должно быть разумным и обоснованным во всех отношениях. Его следует составить справедливо как с точки зрения размера завещаемой суммы, так и с точки зрения выбора наследника, с тем чтобы завещание соответствовало нормам обычного права и здравому смыслу и не содержало бы ничего, что может послужить причиной конфликтов и раздоров и привести к отступлению от истины и справедливости.

Если завещание отвечает этим условиям, оно должно уважаться и свято соблюдаться во всех деталях. Поэтому любые изменения в завещании запрещены и считаются незаконными /харам/, как о том сказано в аяте:

Если внесет кто-либо [из свидетелей или завещателей] изменения в завещание, после того как выслушал его, то грех падет только на того, кто изменил его

Глубоко ошибаются те, кто полагает, что Аллах не видит всех их нечестивых помыслов.

Воистину, Всеслышащий Аллах, Всеведущий

Рассматриваемый аят можно, среди прочего, толковать и как указание на то, что неправильные действия душеприказчика никоим образом не умаляют заслугу завещателя в глазах Господа. И если душеприказчик внес в завещание какие-либо качественные или количественные изменения или же изменил саму суть завещания, то грех за причиненное зло падает только на него, а завещатель получит награду Всевышнего вне зависимости от того, будут внесены в оставленное им завещание какие-либо изменения или нет.

Другой вариант толкования приводился в комментарии к рассматриваемому отрывку. Суть его состоит в следующем: если имущество покойного в результате неправомочных действий душеприказчика преднамеренно передается тем, кто не имеет на него права, но люди эти были в неведении относительно подлога, то греха на них нет. Весь грех ложится на душеприказчика, совершившего мошенничество.

Следует отметить, что между двумя приведенными вариантами толкования нет никакого противоречия, и они оба могут быть выведены из текста аята.

Итак, мы выяснили, что любое внесенное в завещание изменение, количественное или качественное, рассматривается в Исламе как грех. Но поскольку каждый закон может иметь свои исключения, в последнем из аятов рассматриваемого отрывка сказано следующее:

Если же опасается кто-либо [из свидетелей], что был завещатель [несправедлив в завещании] или же совершил грех, [завещая не на цели праведные,] и если свидетель исправит [это], то нет на нем греха. Воистину, Прощающий Аллах, Милостивый

Таким образом, исключение применимо только к тем случаям, когда завещание составлено не по правилам. И только в этой ситуации душеприказчик может внести в завещание изменения. При этом, если завещатель жив, душеприказчик должен посоветовать ему изменить завещание, если же завещатель уже скончался, душеприказчик сам выполняет все необходимые действия по внесению изменений. Согласно нормам мусульманского права, обстоятельства, при которых возникает подобная ситуация, таковы:

    1. Человек завещает более трети своего состояния. В соответствии с хадисами, восходящими к святому Пророку (ДБАР), и высказываниями безгрешных Имамов (Ахл аль-бейт) (ДБМ), человек может завещать не более трети своего состояния, превышения же этой нормы Ислам не допускает по религиозным соображениям. [Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 361]

    Таким образом, добровольная, даже из наилучших побуждений, передача по завещанию всего имущества по законам Ислама, тем не менее, совершенно недопустима, хотя такое происходит довольно часто с неосведомленными людьми. В этом случае душеприказчик обязан сократить размер имущества, включаемого в завещание, до одной трети.

    2. Человек завещает свое состояние на осуществление каких-либо неблаговидных, низменных целей. Например, он отписывает часть имущества на создание и развитие антиобщественных организаций или составляет завещание таким образом, что вынуждает наследника отказаться от выполнения своих обязанностей. И в том и в другом случае душеприказчик имеет право изменить завещание.

    3. Завещание каким-либо образом способствует возникновению конфликтов, падению нравов, кровопролитию. В этом случае ситуация должна быть исправлена под надзором мусульманского судьи.

Между прочим, арабское слово /джанаф/, означающее несправедливость и предвзятость, подразумевает здесь ошибку завещателя, совершенную без дурного умысла, тогда как слово /исм/ (грех) соотносится с преднамеренным проступком.

Заключительные слова последнего аята этого фрагмента "Воистину, Прощающий Аллах, Милостивый" могут означать, что в случае, если душеприказчик должным образом устранит все несоответствия, допущенные завещателем, и вернет последнего на путь истины, то Аллах простит его.

Философское обоснование завещания.

Согласно закону о наследовании, имущество покойного в установленной пропорции распределяется только среди определенной части родственников. При этом может оказаться, что остальная часть близких и дальних родственников, а также некоторые друзья и соседи покойного могут находиться в очень стесненном материальном положении.

Кроме того, иногда случается так, что части имущества, наследуемой согласно религиозным законам, недостаточно для удовлетворения нужд кого-то из наследников. Исламское законодательство предоставляет выход из такой ситуации: наряду с законом о наследовании существует закон о завещании, согласно которому мусульманин по своему усмотрению определяет, каким образом должна быть израсходована одна треть его состояния после его смерти.

Помимо этого, иногда кто-то при жизни хочет совершить какое-то доброе дело, но не имеет для этого материальных возможностей. Здравый смысл требует предоставить такому человеку возможность завещать часть своего состояния, заработанного тяжким трудом, на то, чтобы реализовать свое желание хотя бы после смерти.

Все эти жизненные ситуации послужили причиной возникновения в мусульманском праве закона о завещании, что и подчеркивается фразой "И обязанность это благочестивых".

Завещание не ограничивается вышеизложенными аспектами. Человеку следует сообщить в нем обо всех своих долгах, об имуществе других людей, отданном ему на сохранение, и о других подобных вещах. Все это должно быть изложено четко и ясно, чтобы не оставалось места ни для каких сомнений и толкований относительно прав людей и Аллаха на завещанное наследство.

Завещание часто упоминается в мусульманской литературе. Например, в предании от святого Пророка (ДБАР) сказано: "Не пристало мусульманину спать ночью, если у него под головой не лежит его завещание». [Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 352]

"Под головой" – это, конечно, метафора, напоминающая о том, что человек должен заблаговременно составить свое завещание.

Справедливое завещание.

Во многих мусульманских преданиях говорится о том, что завещание как таковое является благим и достойным деянием, в то же время любая допущенная в нем несправедливость порицается и считается тяжким грехом.

Вот что сказал по этому поводу Имам Бакир (ДБМ): "Тот, кто составил справедливое завещание, подобен человеку, раздавшему в таком же размере подаяние во имя Аллаха в своей земной жизни; того же, кто допустил в завещании несправедливость, Аллах в Судный день лишит Своей милости». [Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 359]

Несправедливым считается завещание, в которое включено более трети состояния завещателя, что лишает его наследников доли, причитающейся им по религиозным законам. Порицается также завещание, которое составлено под влиянием субъективных пристрастий или предвзятости завещателя. В случае, если наследники находятся в крайней нужде, рекомендуется даже сократить размер завещаемого имущества до одной четверти или одной пятой части. [Там же, стр. 360]

Изучение мусульманских преданий и высказываний видных деятелей Ислама, связанных с рассматриваемой проблемой, позволяет убедиться, какое большое значение придается в Исламе моменту справедливости при составлении завещания. Вот одно из таких преданий:

В период ниспослания Корана скончался один из ансаров, оставивший после себя нескольких малолетних детей. Еще при жизни он потратил все свое состояние на благие цели во имя Аллаха и после смерти не оставил никакого имущества. Когда Пророк (ДБАР) узнал об этом, он спросил: "Что вы сделали с этим человеком?» Ему ответили, что человек тот был похоронен. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Если бы я знал об этом раньше, то не разрешил бы хоронить его на мусульманском кладбище, поскольку он оставил своих детей в нищете».

Завещания обязательные и рекомендуемые.

Как уже говорилось выше, составление завещания считается настоятельно рекомендуемым делом, но в отдельных случаях оно является обязательным. Такое бывает, например, когда человеку не удалось по каким-то причинам выполнить обязательные религиозные предписания или же ему было отдано на сохранение имущество, принадлежащее другим людям, и есть опасение, что при отсутствии завещания права этих людей могут быть ущемлены. Еще более веские основания для обязательного составления завещания имеются в том случае, когда человек занимает настолько важное и весомое положение в обществе, что отсутствие его завещания может нанести невосполнимый ущерб самому обществу или его религиозным устоям. во всех упомянутых случаях составление завещания является обязательным.

Завещание может быть изменено при жизни человека.

Ислам никак не ограничивает человека в изъявлении его последней воли. Законы Ислама позволяют ему в течение жизни изменять размеры завещанной суммы и способ исполнения завещания, а также назначать другого душеприказчика. Объясняется это тем, что с течением времени меняются обстоятельства и соответственно меняется отношение самого человека к своему завещанию.

Необходимо также заметить, что завещание следует использовать в качестве средства для исправления того, что при жизни мы не успели наладить, так что, даже если кто-то из родственников относился к нам недоброжелательно, мы с помощью завещания могли бы доказать им свое расположение.

В некоторых преданиях указывается, что мусульманские лидеры специально завещали часть своего состояния тем родственникам, которые к ним плохо относились, чтобы вернуть их расположение.

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 178, 179, 180, 181, 182. Возмездие за убитых. Закон возмездия сохраняет жизнь. Справедливое завещание. Философское обоснование составление завещания. Завещания обязательные и рекомендуемые. Изменения в завещании. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование. Аят 178, 179, 180, 181, 182. Возмездие за убитых. Закон возмездия сохраняет жизнь. Справедливое завещание. Философское обоснование составление завещания. Завещания обязательные и рекомендуемые. Изменения в завещании.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz