e-Q.narod.ru
Δ |<< ISLAM AMBAR BAZAR >>

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 17-22 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 17, 18, 19, 20, 21, 22; лицемерие лицемеры мрак наказание ложь обещания подлость обман правоверный молитва пост подаяние поклонение служение Аллаху богобоязнь богобоязненность смирение подчинение раболепие набожность праведность душа тело самопознание эманация бытия смысл жизни мироздания Совершение религиозных ритуалов и обрядов поклонение идолам обман и заблуждение фираш земля космос атмосфера вода воздух солнце небо сама бина питание плоды идолы идолопоклонничество Коранический стратосфера тропосфера. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 17-22 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 17, 18, 19, 20, 21, 22; лицемерие лицемеры мрак наказание ложь обещания подлость обман правоверный молитва пост подаяние поклонение служение Аллаху богобоязнь богобоязненность смирение подчинение раболепие набожность праведность душа тело самопознание эманация бытия смысл жизни мироздания Совершение религиозных ритуалов и обрядов поклонение идолам обман и заблуждение фираш земля космос атмосфера вода воздух солнце небо сама бина питание плоды идолы идолопоклонничество Коранический стратосфера тропосфера.

Сура 2: Аль-Бакара (Корова) Аяты: 17-20


    17. Они похожи на тех, кто зажег огонь; когда же огонь озарил все кругом,
    Аллах убрал свет и оставил их в непроглядном мраке.

    18. Глухие, немые, слепые, не возвратятся они [с ложного пути].

    19. Или же подобны они [оказавшимся под] дождевой тучей, что в небе.
    Несет она мрак, гром и молнию, они же в смертельном страхе,
    дабы не слышать грома, затыкают пальцами уши.
    Но Аллах объемлет [Своим могуществом] неверующих.

    20. Они почти слепнут от молнии. Когда она вспыхивает, они пускаются
    в путь при ее свете, когда же покроет их мрак, они останавливаются.
    Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения.
    Воистину, Аллах властен над всем сущим.


Два иносказательных примера, иллюстрирующих поведение лицемеров.

После того как были названы и описаны отличительные черты лицемеров, Священный Коран предлагает нам два выразительных примера, где с помощью сравнения показывается удел лицемеров.

1. В первом примере они уподобляются человеку, который во мраке ночи зажигает огонь, чтобы увидеть, где пролегает верный путь, который приведет его к цели, и отличить его от ложного. В нем говорится:

"Они похожи на тех, кто зажег огонь; когда же огонь озарил все кругом, Аллах убрал свет и оставил их в непроглядном мраке".

Им кажется, что они смогут разогнать мрак своим тусклым огоньком. Но может случиться так, что неожиданно налетит буря, или обрушится ливень, или закончится топливо; огонь остынет и погаснет, и они, беспомощные, будут обречены блуждать в пугающей темноте.

Следующий аят продолжает: "Глухие, немые, слепые, не возвратятся они [с ложного пути]", ибо у них уже не осталось средств для того, чтобы воспринять истину, которая находится от них на расстоянии вытянутой руки.

Всевышний Аллах, говоря об уделе лицемеров и тех, кто не уверовал, сообщает Своему Посланнику, что они полностью истратили свой внутренний потенциал. Они злоупотребили им и разрушили тот талант, который Господь изначально вложил в них при сотворении. Теперь же им следует вернуть его себе, чтобы затем правильно им распорядиться. Они полностью лишили себя данных им от Бога способностей: слуха, зрения и речи. Соответствующие им органы чувств оказались для них практически ненужными и бесполезными.

2. Во втором примере обстоятельства, окружающие лицемеров, изображаются в другом свете.

Кругом пугающая непроглядная ночь, полная опасностей и угроз. Идет проливной дождь, вдали на горизонте то и дело вспыхивают молнии. Ужасные удары грома готовы, кажется, разорвать барабанные перепонки. Беззащитный человек, растерянный перед лицом этой окутанной мраком и грозной пустыни, бессилен что-либо сделать. Для него, испуганного, насквозь промокшего под дождем, нет приюта, где он мог бы укрыться от непогоды, а окружающая его тьма не позволяет ему двигаться вперед к искомой цели.

Вот как Священный Коран в одном небольшом аяте описывает состояние этого заблудившегося путешественника:

"Или же подобны они [оказавшимся под] дождевой тучей, что в небе. Несет она мрак, и гром, и молнию…"

И далее:

"…они же в смертельном страхе, дабы не слышать грома, затыкают пальцами уши".

А завершается аят напоминанием о том, что Аллах неотрывно и пристально следит за неверными, куда бы они ни шли:

"Но Аллах объемлет [Своим могуществом] неверующих".

Время от времени небо озаряется молнией.

"Они почти слепнут от молнии"

Всякий раз, когда молния рассеивает мрак лежащей перед ними пустыни, они, пользуясь ее светом, делают несколько шагов вперед, но уже спустя мгновение вновь оказываются в темноте:

"Когда она вспыхивает, они пускаются в путь при ее свете, когда же покроет их мрак, они останавливаются".

И каждый раз эти люди чувствуют, что впереди их поджидает опасность, ибо перед ними пустыня, где нет ни горы, ни дерева, ни какого-то другого убежища, где они могли бы спрятаться от вспышек молнии и раскатов грома. В любой момент они могут стать жертвой разряда молнии и в одно мгновение превратиться в пепел!

Раскаты грома угрожают разорвать их барабанные перепонки, а ослепительные вспышки молнии – лишить зрения. И это действительно так:

"Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения. Воистину, Аллах властен над все сущим".

Начавшееся при жизни Пророка (ДБАР) быстрое распространение Ислама словно молния ослепило взоры лицемеров, и с такой же молниеносной быстротой их окружили аяты Корана, обнажившие миру их скрытую суть. Оказавшись в таком положении, они испугались, что могут быть явлены и другие аяты, которые раскроют все остальные их тайные пороки, обрекая на еще больший позор в глазах людей.

Именно это имеется в виду в Коране, когда говорится: "Лицемеры высказывают опасение, что о них будет ниспослана сура, которая известит о [сокровенном] в их сердцах. Скажи [им, Мухаммад]: "Что же, смейтесь! Но ведь Аллах осуществит то, чего вы опасаетесь" (Ат-тауба (Покаяние) - 9:64).

лицемеры всегда страшились того, что, когда обнаружится их тайная суть, Аллах велит правоверным объявить им войну и уничтожить их как самого страшного внутреннего врага Ислама, и в подтверждение этому в Коране говорится: "Если лицемеры и те, чьи сердца порочны, и распространители [ложных слухов] в Медине не перестанут [злословить], то ты одолеешь их благодаря Нашей поддержке, и недолго они будут соседствовать с тобой здесь [т.е. в Медине], будучи проклятыми [Аллахом]. Где бы их ни обнаружили, их будут хватать и бить смертным боем" (Аль-Ахзаб (Сонмы) - 33:60, 61).

В мусульманской литературе, как уже говорилось ранее, имеется огромное количество преданий и высказываний по поводу лицемеров. Одно из таких высказываний дошло до нас в передаче имама Садыка (ДБМ), который слышал его от своего отца, а тот, в свою очередь, - из уст самого Посланника Аллаха (ДБАР), сказавшего, обращаясь к Али ибн Аби Талибу (ДБМ): "Существует три признака, отличающих правоверного: молитва, пост и подаяние. Существуют и признаки, выдающие лицемера: если он скажет, то солжет, если пообещает, то нарушит обещание, а если ему окажут доверие, он его обманет".[Бихар аль-анвар, том 77, стр. 53, предание 3.]

В другом случае Абдулла Умар цитирует высказывание святого Пророка (ДБАР), где он указывает на четыре признака лицемерия: это – ложь в речах, отказ от обещаний, подлость в борьбе и обман доверия.[Ахмад ибн Ханбал, Муснад, том 2]



Сура Аль-Бакара (Корова) Аяты: 21-22


    21. О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех,
    кто жил до вас; и тогда вы станете богобоязненными.

    22. [Поклоняйтесь Господу], Который сделал землю ложем вашим, а небо – кровом вашим,
    Который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания.
    Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо [, что они не равны].



Поклоняйтесь Аллаху!

В предыдущих аятах Аллах описывает удел трех категорий людей (правоверных, неверующих и лицемеров) и разъясняет, что правоверные находятся внутри Сферы Божественного руководства и направляет их Священный Коран, тогда как сердца неверующих несут на себе печать невежества, а их поступки привели к тому, что и взоры их застелила пелена пренебрежения знанием, лишая их способности к восприятию [истины]. Лицемеры же – это люди с больными душами, чьи недобрые поступки лишь усугубляют их недуг.

В рассматриваемых аятах, которым предшествует приведенное выше весьма наглядное сравнение, говорится о пути счастья и спасения для праведников: "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас; и тогда вы станете богобоязненными".

Что такое поклонение и служение Аллаху?

Слово "служение" в словаре определяется как "состояние подчинения, покорности и послушания раба своему господину". В свою очередь, "поклонение" представляет собой высшую степень покорности Тому, Кто является носителем наивысшей степени добродетели, снисходительности, доброты и великодушия. Вот почему Он недвусмысленно и прямо повелевает: "Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него…" (Ночной перенос, 17:23).

Человек, имея даже самое элементарное понятие о вере, может с помощью собственного разума познать себя и своего Господа. Когда он познает себя как существо, изначально предназначенное быть самым благородным из творений, он сможет познать и своего Господина и Благодетеля. мудрость, гласящая, что человек, познавая себя, познает своего Господа и Благодетеля, хорошо известна всем. Ключ к познанию Аллаха лежит, таким образом, в познании себя. Когда человек сознает свою готовность к служению, с одной стороны, и Святость Божественной сущности, с другой стороны, он начинает понимать, что ему следует обратить свое послушание, смирение, подчинение и раболепие на Того, Кто держит в Своей руке его душу и тело, Кто ежедневно дает ему его хлеб насущный. Ведь если эманация бытия из Абсолютного Неисчерпаемого Источника прекратится хотя бы на одно мгновение, он тут же лишится дара жизни.

В связи с рассматриваемыми аятами необходимо обратить внимание на следующие моменты:

    1. Фраза /йа айухан-нас/ "О люди!", которая встречается в Священном Коране двадцать раз, имеет всеобъемлющий смысл, подразумевая всех людей вне зависимости от рода, племени, расы и цвета кожи. Это лишний раз убеждает нас в том, что Коран не был предназначен для какой-то особой, отдельной группы людей, а, наоборот, призывает под свои знамена все человечество вообще, и каждого человека в отдельности. Он убеждает всех принять единобожие, отказаться от идолопоклонничества и покинуть ложный путь, уводящий от Бога.

    2. Для того чтобы пробудить в человеке чувство благодарности и сосредоточить его внимание на поклонении Аллаху, речь с самого начала идет о величайшем благодеянии Аллаха - о сотворении человека. Это благодеяние свидетельствует, помимо Милосердия Аллаха в широком и в узком смысле слова, о Его Могуществе и Всеведении, ибо в сотворении человека, наивысшего из всех живых существ, населяющих бренный мир, воплощен Его щедрый дар и отчетливо проявляются знаки его бесконечного Знания и Могущества. Причина того, что некоторые люди не склоняют голову перед Аллахом и не поклоняются Ему, заключается в их нежелании задуматься над своим собственным сотворением и сотворением своих предшественников. Они не хотят понять, что было бы неверно сводить великий акт сотворения человека к слепому действию природных сил. Ведь и в самом деле, невозможно себе представить иного источника того совершенного, жизнестойкого и ни с чем не сравнимого дара, что так ярко воплотился в душе и теле человека, кроме Аллаха, являющегося носителем всяческого знания и могущества. Память об этом даре является, таким образом, и одним из источников развития богословия, и стимулом для благодарности и преклонения перед Аллахом.

    3. Плодом поклонения Аллаху является набожность и праведность: "…и тогда вы станете богобоязненными". Наши радения и молитвы ничего не могут добавить к Достоинству и Славе Всевышнего точно так же, как отказ от них ничуть не умаляет его Красоты и Совершенства. Совершение религиозных ритуалов и обрядов – это школа, где человек учится набожности, которая есть ни что иное, как чувство ответственности и критерий благонравия человеческой личности. Наконец, именно благодаря обрядам поклонения человек обретает состояние набожности - то блаженное состояние духа, которое приходит к нему в результате поклонения и служения Аллаху.

    4. указание на "…тех, кто жил до вас" в этом аяте, возможно, имеет своей целью подчеркнуть, что если вы следуете обычаям своих предков и поклоняетесь идолам, то имейте в виду, что именно Аллах сотворил и вас, и ваших предков, что и для них, и для вас Он является Господом и Благодетелем, а потому поклонение идолам и сейчас и тогда было и есть не что иное, как обман и заблуждение.

Небо и земля это благие дары.

В следующем аяте говорится о некоторых из тех благих даров Аллаха, которые могут способствовать возникновению чувства благодарности в душе человека. В начале в нем упоминается сотворение земли и Того, Кто ее сотворил:

"…Который сделал землю ложем вашим…"

Земля подобна горе, что несет нас на своей спине. Она непрерывно перемещается в пространстве с поразительной скоростью, совершает самые различные движения, но мы этого не ощущаем. Так что, земля является одним из великих благ, дарованных Аллахом.

Еще одним благим даром является земное притяжение, которое позволяет нам ходить, лежать, строить дома, возделывать сады, поля, применять для собственной пользы различного рода машины и приборы и т.д. Задумывались ли вы когда-либо о том, что если бы не притяжение земли, возникающее в результате ее вращения, то все мы вместе с домами и мебелью, да и все предметы, находящиеся на поверхности Земли, мгновенно оказались бы в открытом космосе?

Слово /фираш/ "ложе" пробуждает ассоциации не только с покоем и отдыхом, но и с чем-то мягким и приятно-теплым.

Заметим, что исчерпывающее толкование этому аяту дал четвертый шиитский имам Али ибн аль-Хусейн (ДБМ), который сказал: "Аллах создал землю и приспособил ее к вашей природе, сделав ее удобной для вашей плоти. Он сотворил ее не слишком жаркой, чтобы вас не спалил зной, и не слишком холодной, чтобы вас не заморозила стужа. Он сотворил ее не слишком благоуханной, чтобы ее аромат не вызвал у вас головной боли, и не слишком зловонной, чтобы вы не умерли от мерзких миазмов. Он сделал ее не слишком мягкой, чтобы вы не проваливались в нее и не тонули в ней, как в воде, но и не слишком твердой и неподатливой, чтобы вы не могли на ней строить и рыть могилы своим мертвецам (незахороненные тела могут стать причиной многих несчастий)… Именно в этом смысле он "сделал землю ложем вашим…"". [Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 41.]

Слово /бина’/ "строение" подразумевается здесь в сочетании с опущенным в тексте словом /‘алайкум/ "над вами", что должно означать, что небо было воздвигнуто над вами в виде свода. Эта же мысль проводится и в другой суре Священного Корана, где говорится: "…Мы воздвигли небо прочным кровом [над ними]" (Аль-Анбия (Пророки) - 21:32).

Подобные слова могут вызвать недоумение у тех, кто знаком с внутренним строением земли и неба с точки зрения современной астрономии. Они могут спросить: "А как же устроен этот свод? Не вызывает ли эта идея ассоциаций с теорией Птолемея, который считал, что планеты располагаются друг над другом слоями, подобно луковой кожуре?" Нижеследующее разъяснение отчасти поможет нам разобраться в этом вопросе.

Слово /сама’/ "небо" многократно встречается в Коране, и частичный ответ на поставленный вопрос можно найти, обобщив все те значения, которые вкладываются в это слово в различных местах Священной Книги. Одним из таких мест является рассматриваемый нами аят, где оно означает саму атмосферу, окружающую землю, то есть мощный воздушный слой, состоящий из различных газообразных веществ, который окутывает земной шар. Высота этого слоя достигает примерно нескольких сот километров, при том что плотность составляющего его вещества изменяется в зависимости от высоты подъема.

Если внимательно разобраться с той жизненно важной ролью, которую играет эта со всех сторон окутывающая нашу планету воздушная масса, называемая обычно атмосферой, то можно убедиться, сколь эффективно этот прочный и незыблемый свод, или кров, защищает жизнь людей.

Этот вполне определенный объем воздуха, который, словно хрустальный купол, окружает нас, жителей земли, защищает планету надежнее, чем многометровая стальная плита, и в то же время не препятствует проникновению к нам животворных и ласковых лучей солнечного света.

Не будь над нами такого крова, поверхность Земли подвергалась бы ударам непрерывных потоков метеоритов и живущий на ней человек не знал бы ни минуты покоя. Однако эта многокилометровая воздушная оболочка сжигает, практически, все метеориты прежде, чем они достигнут поверхности планеты, и лишь немногие из них проникают сквозь атмосферу и ударяются о землю, словно набат предупреждая жителей земли о грозящей им опасности. Это малое число небесных камней никогда до сих пор не было губительным для жизни человека, за исключением тех случаев, когда Аллах хотел наказать таким образом наших предков за их злодеяния.

Атмосфера как обширная и сложная физическая система играет основополагающую роль в экологии людей, животных и растений Земли.

Одним из доказательств того, что арабское слово /сама’/ имеет значение "атмосфера Земли", может служить высказывание шестого имама – имама Садыка (ДБМ), который, описывая цвет неба, говорил одному из своих последователей Муфаддалу: "О Муфаддал! Взгляни на цвет неба. Аллах, создавая его, сделал так, что оно кажется голубым, а ведь это – самый благоприятный цвет для глаз, поскольку он улучшает зрение смотрящего на него".[Таухид аль-Муфаддал(Теизм), стр. 1, (на персидском языке)]

Сегодня всякий знает, что своим голубым цветом небо обязано отражению солнечного света в толще атмосферного слоя. Поэтому мы и говорим, что слово /сама’/ в данном случае означает "земную атмосферу".[Другие значения этого слова мы рассмотрим при анализе аята 29 настоящей суры. Заслуживают внимания также замечания по поводу атмосферы в комментарии к аяту 22. ]

"Неужели они не видели птиц, летающих в небе?" - говорится в суре Ан-Нахль (Пчелы) - 16:

В рассматриваемом нами сейчас аяте так говорится о дожде:

"…низвел с неба воду дождей…"

Воду, но какую! Это - даритель жизни, важнейший источник жизненной энергии, главный фактор заселения всех богатых ресурсами районов земли.

Фраза "…низвел с неба воду дождей…" еще раз подтверждает, что под словом /сама’/ здесь подразумевается земная атмосфера. Ведь нам известно, что дождь выпадает из облаков, а облака представляют собой парящие в атмосфере над поверхностью земли скопления водяных паров.

Комментируя дар дождя, изливающегося с небес, Али ибн аль-Хусейн, имам Саджад (ДБМ) приводит весьма интересную мысль: "Аллах посылает с небес дождь, чтобы оросить вершины гор, холмы, овраги и вообще все земли, возвышенные и низкие (и насытить их водой). По Его замыслу, дождь должен поливать их регулярно и умеренно и капли его должны падать отдельно друг от друга. Иногда Он посылает дождь как мелкую изморось, а иногда – как ливень, чтобы досыта напоить землю водой, но никогда не позволяет ему изливаться в виде потока, который смыл бы почву и деревья, уничтожая злаки и плоды".[Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 41]

Далее идет упоминание тех полезных и питательных плодов, которые произрастают, благодаря дождю, и даруются человеку для поддержания жизни. "…и взрастил на земле плоды для вашего пропитания", - говорится в аяте.

Процесс произрастания плодов является одним из самых ценных свидетельств Его Существования, ибо, с одной стороны, он демонстрирует безмерную Милость Аллаха, которая простирается над всеми живыми созданиями, а с другой стороны, он конкретно указывает на ту Его Силу, с помощью которой Он из бесцветной воды творит плоды и злаки, окрашенные в тысячи цветов и обладающие многообразными свойствами, полезными для человека и животных. Именно в силу этого сразу за этой фразой следуют слова:

"Не равняйте [идолов] с аллахом, ведь вам ведомо [что они не равны]".

И впрямь, ведь вам же ведомо, что идолы и боги, существующие лишь в вашей собственной фантазии, не участвовали в вашем сотворении и не дарили вам пропитание и другие земные блага. Тогда почему же вы следуете этим лжебогам? Не ищите ровни Аллаху, храните Ему верность и воплощайте Его Волю в реальные дела.

Идолопоклонничество и различные формы его проявления.

Необходимо заметить, что ложные боги – это не только деревянные или каменные идолы или человек, такой, например, как Иисус Христос (ДБМ), которого почитают, как одну из ипостасей святой Троицы. Это понятие намного шире. суеверия, собственное "Я" человека, такие престижные и привлекательные для него вещи, как звания, должности, произведения поэзии и искусства, научные открытия, или, вообще, любой предмет гордыни, доведенный до обожествления, который превращается в тайного идола – все это вместе взятое и есть те фальшивые кумиры, которым порой поклоняется человек. Так что, в целом, даже сама мысль о том, что, помимо Аллаха, существует еще что-то, что оказывает решающее воздействие на ход нашей жизни, уже есть форма проявления идолопоклонничества. научные сведения о земной атмосфере

Коранический термин /сама’/ "небо", откуда, например, проливается дождь, может, как уже говорилось, в определенном контексте означать атмосферу земли, которая в энциклопедии определяется следующим образом:

Атмосфера – это окружающая Землю воздушная оболочка, толщина которой достигает нескольких сотен километров. Она кажется прозрачной и невесомой, но на самом деле масса ее огромна. Атмосфера – это не просто аморфное газообразное тело: она состоит из нескольких слоев, каждый из которых обладает собственными электромагнитными и метеорологическими характеристиками. Таких слоев три: тропосфера, стратосфера и ионосфера.

Тропосфера–это слой воздуха, непосредственно прилегающий к поверхности земли. Высота тропосферного слоя изменяется от полюсов к экватору: от четырех-пяти миль на полюсах до десяти миль на экваторе.

Термин "стратосфера" ранее применялся по отношению ко всему воздушному слою, лежащему выше тропосферы. Позже было обнаружено, что по мере подъема температура воздуха претерпевает весьма значительные изменения, что потребовало более дробного деления верхних слоев атмосферы. Некоторые ученые прибегают к многочисленным дополнительным терминам для обозначения этих слоев атмосферы, имеющих повышающуюся, понижающуюся и постоянную температуру, а также ее озонового слоя. Но мы ограничимся выделением еще лишь двух атмосферных слоев: стратосферы, которая простирается вверх от верхней границы тропосферы до ионосферы, и ионосферы, нижняя ионизированная прослойка которой обнаруживается на высотах порядка 35 – 40 миль.

Стандартное атмосферное давление на земле (760 мм ртутного столба) равно приблизительно 1 миллиону дин на см2 и называется "бар". 1/1000 бара называется "миллибар" и по решению одной из Всемирных Метеорологических конференций является стандартной единицей барометрического давления.

Если условно считать, что атмосфера однородна по своей плотности, то при стандартном давлении 760 мм и при температуре 0оС можно без труда рассчитать толщину воздушной оболочки, учитывая, что вес одного кубического сантиметра воздуха составляет 0,0012928 грамма. Высота такой идеальной атмосферы составляет 7,99 километра (4,7 мили) и известна как "высота гомогенной атмосферы". Эта величина удобна для проведения расчетов некоторых физических параметров.

Реальную же высоту атмосферной оболочки определить довольно трудно в силу ее очень сильной разреженности на больших высотах. Однако косвенно ее можно вывести на основании следующих явлений: (1) продолжительность сумерек, которая зависит от наличия в высотных слоях атмосферы частиц, рассеивающих солнечный свет; (2) высота, на которой начинают светиться метеориты; (3) высота столбов северного сияния. Сумерки, согласно данным наблюдений, продолжаются до тех пор, пока Солнце не опустится до отметки 18о ниже линии горизонта, что на широте 45о указывает на наличие достаточного количества атмосферных частиц, рассеивающих солнечный свет, на высоте свыше 60 км (37 миль). Метеориты начинают светиться на высоте около 300 км (186 миль). Столбы северного сияния могут достигать высоты 1100 км (680 миль). Верхнюю границу атмосферы определить очень трудно. Атмосферный газ в очень разреженном состоянии можно обнаружить на высоте сотен, если не тысяч километров над поверхностью земли. (См. encyclopedia americana, том 2, стр. 508 и encyclopedia international, том 2)

[Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 17-22 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 17, 18, 19, 20, 21, 22; лицемерие лицемеры мрак наказание ложь обещания подлость обман правоверный молитва пост подаяние поклонение служение Аллаху богобоязнь богобоязненность смирение подчинение раболепие набожность праведность душа тело самопознание эманация бытия смысл жизни мироздания Совершение религиозных ритуалов и обрядов поклонение идолам обман и заблуждение фираш земля космос атмосфера вода воздух солнце небо сама бина питание плоды идолы идолопоклонничество Коранический стратосфера тропосфера. [Электронный Коран] сура КОРОВА Аль-Бакара 17-22 [Свет священного Корана I] ТАФСИР - толкование аятов. комментарий русский перевод смысл Корана. Аят 17, 18, 19, 20, 21, 22; лицемерие лицемеры мрак наказание ложь обещания подлость обман правоверный молитва пост подаяние поклонение служение Аллаху богобоязнь богобоязненность смирение подчинение раболепие набожность праведность душа тело самопознание эманация бытия смысл жизни мироздания Совершение религиозных ритуалов и обрядов поклонение идолам обман и заблуждение фираш земля космос атмосфера вода воздух солнце небо сама бина питание плоды идолы идолопоклонничество Коранический стратосфера тропосфера.

 Н/\ЧАЛО   ОГЛАВЛЕНИЕ   ИСЛАМ   АРХИВ   ДАЛЬШЕ>> 
~ Ćgелано Ђулгаþусσμ ~  
Hosted by uCoz